МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Школа региональных и международных исследований
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ 032100.68 – «Востоковедение и африканистика»
Магистерская программа: «История стран Азии и Африки»
Форма подготовки - очная Школа региональных и международных исследований
кафедра корееведения
курс I семестр I
лекции
| 36 час.
| всего часов аудиторной
| 36 час.
| самостоятельная работа
| 36 час.
| общая трудоёмкость
| 72 час.
| реферативные работы не предусмотрены
контрольные работы не предусмотрены
зачет не предусмотрен
экзамен I семестр Учебно-методический комплекс составлен на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 68 от 25 января 2010 г.).
УМКД обсужден на заседании кафедры корееведения ДВФУ (протокол № 12 от 27.07.2011 г.).
Заведующая (ий) кафедрой
|
| Е.М. Ермолаева
| Составители: к. филол. наук, профессор О. Л. Рублева, к. филол. наук, профессор Г. Н. Сергеева
Владивосток
2011 СОДЕРЖАНИЕ УМКД
№ п/п
| Наименование элемента УМКД
| Страница или место хранения
|
| Аннотация
| С. 3-4
|
| Abstract
| С. 5-6
|
| Рабочая программа учебной дисциплины «Концепция современного языкознания»
|
С. 7-44
| 2.
| Конспекты лекций
| С. 45-116
| 3.
| Материалы для организации самостоятельной работы студентов
|
С. 117-118
| 4.
| Контрольно-измерительные материалы
| С. 119-121
| 5.
| Список литературы
| С. 122-138
| 6.
| Глоссарий
| С. 139-149
| 7.
| Дополнительные материалы
| С. 150-175
|
АННОТАЦИЯ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного языкознания» разработан для студентов 1 курса по направлению 032100.68 «Востоковедение и африканистика» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).
Дисциплина «Концепции современного языкознания» входит в дисциплины по выбору студента общенаучного цикла.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (36 часов), самостоятельная работа студента (36 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре.
Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов, связанных с изучением традиционных новых направлений в языкознании 1970-2000-х гг.: антропоцентрическая парадигма современного языкознания; когнитивная лингвистика и теория концептуальных исследований; языковая картина мира в концептуальных исследованиях; понятие теория концепта и методика концептуальных исследований; сравнительно-историческое направление в языкознании в 1970-2000-е гг., в частности достижения сравнительно-исторического направления в области славяноведения; судьба структурального направления; русистика в XXI веке, в частности появление «гибридных», междисциплинарных наук. Основное внимание уделяется функциональному направлению в современной лингвистике, как отвечающему потребностям изучения языка в коммуникативно-прагматическом аспекте. Модель функционального синтаксиса сопоставляется с другими соответствующими моделями описания (А.В. Бондарко, Т.А. Золотова, М.В. Всеволодова, А. Мустайоки и др.). Представлено соотношение трех сторон устройства простого предложения и текста (формально, смысловой, коммуникативной). Прослеживается использование функционального синтаксиса в прикладных целях. Показана динамика языкового развития на примере изучения активных процессов разных языковых уровней современного русского языка. Таким образом, студенты имеют возможность познакомиться с важными закономерностями в современном русском языке, а это, в свою очередь, способствует восприятию языка как системы динамической, функционально развитой.
Дисциплина «Концепции современного языкознания» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Общее языкознание», «История лингвистических учений», спецкурсами по когнитивной лингвистике и т.п.
Учебно-методический комплекс включает в себя:
рабочую учебную программу дисциплины;
конспекты лекций (разбитые по темам полные конспекты и развернутые планы лекций, включающие проблемные вопросы);
материалы для организации самостоятельной работы студентов (темы рефератов);
контрольно-измерительные материалы;
список литературы;
глоссарий;
дополнительные материалы (статьи автора по лингвоконцептологии).
Авторы-составители УМКД:
к.ф.н., профессор Рублева О.Л.,
к.ф.н., профессор Сергеева Г.Н.
ABSTRACT The teaching materials on the course «Conceptions of contemporary linguistics» are designed to train students in the «History of Asian and African Countries» Magister Educational Program. Field of study is 032100.68 – «Oriental and African Studies», qualification (degree) to be earned – Master of Science in Oriental and African Studies. Full-time program.
This teaching materials are developed in accordance the requirements of the State Educational Standards for Higher Education and regulations on educational-methodical complexes for higher education (approved by FEFU acting chancellor 17.04.2012, order number № 12-13-87).
These teaching materials on the course are developed in accordance with the curriculum of the educational program under the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (FSES HPE) 032100.68 – «Oriental and African Studies» (Master's degree), approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (December 21, 2009. № 750).
The content of the discipline includes a variety of tasks dealing with studying traditional and new linguistics schools from 1970-s to 2000-s: anthropocentric paradigm of contemporary linguistics; cognitive linguistics and the theory of conceptual study; language picture of the world in conceptual studies; the theory of concept and methods of conceptual studies; comparative historical school in linguistics during 1970 – 2000 (especially achievements in Slavic studies); the history of structural school; Russian language and literature studies in XXI century. A big consideration is given to functional linguistic school as a method that responds the needs of studying language in communication aspect. Functional syntax model is compared with other models (by Bondarko, Zolotova, Vsevolodova, Mustayoki and others). The relationship between 3 aspects of simple sentence and text structure (formal, semantic and communicative) is introduced. The usage of functional syntax is analyzed. Thus the students have the opportunity to learn most important regularities of Russian language that allows them to form the conception of language as dynamic and functional structure.
The “Conceptions of contemporary linguistics” discipline is linked both by logic and content with such units as “General linguistics”, “History of linguistics studies”, cognitive linguistics courses etc.The discipline forms a number of basic cultural and professional skills required from graduate students of Magister Program.
The teaching materials on the course provide extensive use of active, creative and interactive lessons, combined with private study in order to create and develop the professional skills of the students.
The total number of the course’s credits – 2 credits (72 hours).
These teaching materials on the course include the following materials:
1. Course syllabus;
2. Lectures notes;
3. Materials for practical training lessons;
4. Materials for students’ private study;
5. Test and examination materials;
6. Reading list;
7. Glossary;
8. Additional materials. The authors:
The professor of Russian language and literature studies department, PhD in Philology Rubleva O.L.
The professor of Russian language and literature studies department, PhD in Philology Sergeeva G.N.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Школа региональных и международных исследований
|