Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса»





НазваниеРеспублики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса»
страница1/6
Дата публикации04.04.2015
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6
Бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Алтай

«Республиканская гимназия имени В.К.Плакаса»

Рабочая программа

по литературе

для 11 класса

на 2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 11 классе:

1. На основе сформированного в 5–10 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать ее внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.

Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, знакомящих с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, при характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену – с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией В. Я. Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь литературный материал скомпонован вокруг центральной проблемы 11 класса – «Национальное своеобразие и история русской литературы ХХ века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыкам коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умению употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, видеть их порядок, отношения между ними.

Курс рассчитан на 102 часа, в том числе для проведения уроков развития речи – 12 часов.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Еремина, О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки : книга для учителя / О. А. Еремина. – М. : Просвещение, 2010. – 192 с.

2. Коровина, В. Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы. (Базовый уровень). 10–11 классы. (Профильный уровень) / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин ; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2010.

3. Кунарев, А. А. Русская литература ХХ века. 11 кл. : практикум / А. А. Кунарев, О. Н. Михайлов, В. А. Чалмаев ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2006. – 318 с.

4. Литература. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. А. Смирнова [и др.] ; сост. Е. П. Пронина ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2010.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 кл. / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.

3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10–11 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

– репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– программа «Домашний репетитор».

Тематическое планирование

№ 
п/п

Тема

урока

Кол-

во

часов

Тип

урока

Элементы минимального

содержания образования

Элементы

дополнительного

содержания

образования

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата
проведения

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА РУБЕЖА ВЕКОВ (3 часа)

1

Особенности литературного процесса рубежа веков

1

Урок объяснения нового материала

Понятие литературного процесса рубежа веков, его особенностей

Сравнение литературного процесса рубежа веков, его особенностей в России и европейских странах* (см. Примечание)

Знать: общую

характеристику

и своеобразие русской литературы

ХIХ века

Опрос по материалам лекции

Подготовка по материалам лекции, рефераты







2–3

Основные направления развития

русской литературы

2

Урок объяснения нового материала

Понятие об основных направлениях развития русской литературы

Национальные особенности основных направлений развития литературы** (см. Примечание)

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

Рефераты подготовленных учащихся

Подготовка к семинару «Поэтический мир

И. А. Бунина»







Творчество И. А. Бунина (4 часа)

4

Поэтический мир

И. А. Бунина

1

Урок объяснения нового материала

Дать понятие об особенностях поэтического мира И. А. Бунина; о понятии «музыкальность прозы» Бунина

Стилистические особенности прозы Бунина (стилевые контрасты, использование диалектизмов, внимание к «нестертому» слову,

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Опрос по материалам урока

Подготовка по материалам урока, индивидуальные задания






  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconРеспублики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. №164, от 31 августа 2009 г. №320, от 19 октября 2009 г. №427,...
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconИнновационного педагогического опыта
«Республиканская гимназия им. В. К. Плакаса» г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 44
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconО проведении республиканской экологической акции
Ния к проблемам охраны окружающей среды Республики Алтай, в частности к проблеме сохранения снежного барса (ирбиса) руководствуясь...
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconДиректор гбоу рги им. Г. Альмухаметова
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканская гимназия-интернат имени Газиза Альмухаметова
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconПоложение о iy международном конкурсе-фестивале детского литературного...
Танским филиалом но «Российский Фонд культуры», Научно-методическим центром развития одаренности гаоу дпо институт развития образования...
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconРеспублики Бурятия «Республиканская детско-юношеская библиотека»
Директор Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Бурятия «Республиканская детско-юношеская библиотека»
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconТ урочакский район расположен в северо-восточной низкогорной части...
Видовой состав птиц насчитываетна сегодняшний день более 300 видов. Это гагары, соколы, журавли, кукушки, дятлы. Более 50 видов занесены...
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №1 имени Ч. Т. Айтматова п г т. Кукмор» Кукморского муниципального...
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconБиблиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека...
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики...
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconРеспублики Алтай Автономное образовательное учреждение среднего профессионального...
Автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Алтай
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconРеспублики Казахстан Республиканская научная сельскохозяйственная библиотека
«Состояние, проблемы и перспективы информационного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Казахстан»
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconПубличный отчет о деятельности муниципального автономного общеобразовательного...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №47 имени А. П. Гайдара – многопрофильное образовательное учреждение,...
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconРеспублика алтай закон о туризме в республике алтай
Статья Предмет регулирования и основные понятия, используемые в настоящем Законе
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: моу «Гимназия имени М. М. Вахитова города Буинска Республики Татарстан»
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу «Гимназия №1 имени Ч. Т. Айтматова п г т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Республики Алтай «Республиканская гимназия имени В. К. Плакаса» iconРеферата
Республики Алтай в Комитете по обеспечению деятельности мировых судей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск