Скачать 58.21 Kb.
|
Национальная идея и белорусская государственность Самосознание народа - явление многогранное. Оно включает в себя и самовосприятие, и самопредставление, и саморефлексию, и самоидентичность. Центральным звеном самосознания является идея, представляющая форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта. Великий русский писатель Ф.М.Достоевский подчёркивал, что без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. Национальная идея играет важную роль в становлении национального самосознания народа. Она становится концентрированным воплощением его самобытности, мощным интегратором, способным консолидировать народ в единую социальную целостность. В силу этого она может быть только национальной, присущей исключительно данному народу – русскому, украинскому, белорусскому, а потому и воплощающей в себе его национальное своеобразие. Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая не обладала в то время своей государственностью, а занимала территорию, входящую в состав Российской империи на правах её окраины, северо-западного края. Белорусскому народу, ощущавшему на себе тяжесть национального и социального угнетения, ещё предстояло осознать себя национальной целостностью, встать вровень с другими народами на путь обретения национальной независимости и самостоятельной государственности. Этим обстоятельством и объясняется своеобразие выражения национальной идеи белорусского народа, впервые получившей отчётливое воплощение в начале 20 в. в знаменитом стихотворении Я.Купалы. На вопрос «А хто там iдзе?» он дал вполне определённый и однозначный ответ – «беларусы». Именно в этом слове сконцентрирована национально-объединительная идея, всколыхнувшая самосознание белорусского народа на обширных пространствах от Буга и Вислы до Днепра. Именно в этом объединяющем слове заключалась тогда главная идея национального самоопределения и государственного становления белорусского народа. Принципиальная значимость сотворённого Я.Купалой вдохновенного гимна национальному самосознанию белорусов состояла в том, что он придал приоритет белорускости, поскольку основной этнос в нашей стране – белорусы, да и земля, на которой они живут, называется Беларусью. Однако рядом с самоназвание, воплощённом в объединяющем слове «белорусы», выдающийся поэт рельефно выделил и социальное стремление белорусского народа – «людзьмi звацца». Здесь национальное самоопределение и освобождение осознаётся в нерасторжимом единстве с социальным освобождением. Кроме того, Я.Купала представляет в своём поэтическом мировосприятии белорусов и Беларусь «у агромнiстай такой грамадзе», т.е. в общебелорусском единстве и сплочённости. Сформулированная Я.Купалой идея национальной самобытности белорусского народа, необходимости человечески достойного национального и гражданского самосознания находит дальнейшее развитие и конкретизацию в деятельности авторов газеты «Наша нiва», активных представителей белорусского национального движения братьев Луцевичей И. и А., Буйницкого И., Ластовского В., и др. «Нашенивцы» подчёркивали, что создавать культурные ценности всемирной значимости можно только на своём родном языке. Несколько позднее в Беларуси на передний план в национально-возрожденческом движении выдвигается проблема осуществления национальной государственности. Огромную роль в аргументации этого аспекта национальной идеи сыграл выдающийся поэт М.Богданович. Активно выступая за необходимость сохранения и упрочнения самобытности национального самосознания и культуры белорусского народа, его родного языка, он вместе с тем отмечал общность исторических корней белорусского народа и его культуры с исторической судьбой русского и украинского народов. Однако единство исторических корней не даёт оснований считать белорусов частью русского народа, а белорусскую культуру – ответвлением культуры русской. И то и другое представляют собой явления национально самобытные, обладающие только им присущим традициями, специфическими особенностями. Если выстроить высказанные Я.Купалой и М.Богдановичем суждения о специфических особенностях белорусского народа, его духовных исканиях и стремлениях в одну линию, то вырисовывается вполне определённая логика в формулировании и развитии белорусской национальной идей. Эта идея вызревает в общественном сознании народа, его чувствах, верованиях, стремлениях и несёт в себе воплощение его национальной самобытности. В процессе развития, обогащения и конкретизации белорусской национальной идеи акцент постоянно смещается от социокультурной ориентированности национального самосознания на ориентированность национально-государственную. Национальная идея превращается в идеал как прообраз желательного будущего, как путеводная звезда, которая светит, но не греет, которая, указывает путь к будущему, ведёт к цели. А цель в произведениях М.Богдановича и других поборников и носителей национальной идеи обозначена вполне определённо и чётко – государственная самостоятельность Беларуси. В своём стремлении обрести действительную государственность белорусский народ из двух возможных в то время вариантов выбрал и поддержал то государство, которое провозглашало власть трудящихся, социальную справедливость и равенство наций. Именно БССР выполнила государственно-политическую, социально-экономическую и культурно-национальную роль объединения белорусской нации в единую социальную целостность. За годы её существования в жизни белорусского народа произошли огромные изменения: создан мощный экономический потенциал, получила развитие социальная сфера, создан реально действовавший аппарат государственной власти, государственная национальная система образования, науки, культуры. Итак, национальная белорусская идея в 20 веке получила реальное воплощение: белорусский народ завершил консолидацию в единую нацию, обрёл государственность. Белорусская Народная Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Республика Беларусь – вот реальные шаги становления белорусской государственности. Если выразить нашу национальную идею одним словом, то слово это – «беларускасць». Применительно к современности этот термин означает также гражданскую принадлежность человека к белорусскому государству, как независимой, суверенной стране. А следовательно, национальная идея сливается воедино с идеей белорусской государственности. Таким образом, в нашей идеологической системе должны быть объединены, синтезированы национальная идея и идея государственной независимости. Единственно продуктивной идеологией в современной ситуации может быть только идеология высокой социальной гражданской ответственности. Поэтому необходимо утверждать в нашей современной действительности наряду с реализацией национальной идеи и идеи белорусской государственности фундаментальное значение идеи гражданственности. Сегодня наша страна нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном трудиться не только ради собственного благополучия, но и во имя благополучия всей Отчизны. Поэтому все каналы и средства идейного влияния на людей – детсад, школа, ВУЗ, радио и т.д., должны быть ориентированы на воспитание патриотического сознания и поведения, на формирование сознательного, целеустремлённого и эффективно работающего гражданина Республики Беларусь. Не только логика размышлений, но и сама логика истории подводит нас неизбежно к сближению понятий беларускасць и Бацькаушчына (Отечество). Отечество есть ни что иное, как групповое, общенациональное в своих масштабах самоопределение людей в контексте социально-исторического развития народа. Но ведь сегодня народ Республики Беларусь составляют не только белорусы, но и русские, украинцы, поляки, евреи, татары, литовцы. Все они – дети одной Отчизны. Чтобы Отечество успешно развивалось и в экономической, и в социальной, и в политической, и в культурной сферах, чтобы это развитие приводило к росту материального и духовного благосостояния каждого гражданина страны, необходима целостная система идей о путях развития нашего общества, духовных ценностей, сформированных и разделяемых народом. Именно такой системой идей является идеология белорусского государства. Эта идеология, учитывая менталитет белорусского народа, его историю, традиции, особенности национального характера, предусматривает в качестве важнейшего постулата сочетание преимуществ современной рыночной экономики с неуклонным осуществлением принципа социальной справедливости и консолидации всего народа для достижения приоритетных целей развития нашей страны. Если эти целеустановки сконцентрировать в некоей обобщающей формуле, то она звучит таким образом: создание сильной и процветающей Беларуси. Эта благородная цель и составляет в современных условиях основное ядро белорусской национальной идеи. Таким образом, современное понимание национальной белорусской идеи не ограничивается консолидацией белорусов в единую, целостную нацию или признанием необходимости государственной независимости или суверенитета, а включает в себя в качестве важнейшего компонента понимание процветания страны и её народа. |
Курсовая работа «Русская идея» «Национальная идея»: смысловое наполнение понятия, её составляющие | Вырщикова анатолия николаевича Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и достоинстве личности | ||
Торф как национальная идея (наука и жизнь, №4, 2011) Рекомендации разработаны авторским коллективом сотрудников фгу «фцтрб-вниви» и Главного управления ветеринарии км рт | Рефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность» «Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 040700. 62 «Организация работы... | ||
Рефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность» «Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм» | Русская национальная идея и бессмертие «Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения» Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки) | ||
Протокол №01/05 от 07. 05. 2013г. Положение об очередной Республиканской... ... | Образовательная программа по истории в наше время интеллектуальный... Национальная идея указывает на нравственное состояние местного сообщества или общества в целом | ||
Темы самостоятельных и контрольных работ по дисциплине «Государственность... «Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм» | Идея о всемирном тяготении это великая идея. За триста лет она очень... Вот почему эта идея обладает мощным механизмом самосохранения, который обеспечивает иммунитет даже против вопиющих фактов, которые... | ||
Реферат Православие и российская государственность Введение 3 | Программа управления качеством образования Идея программы Идея программы: изменить управление образовательным учреждением ради личностного роста ребёнка, повышение профессиональной компетенции... | ||
Урока: урок-исследование Главная идея урока Главная идея урока: “Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!” (В. Жак) | Национальная библиотека Удмуртской Республики Энергосбережение: техника и технологии : каталог выставки (2005–2010 годы) / Национальная библиотека Удмуртской Республики; составители... | ||
Развитие идеи от первоначальных понятий до теории относительности и квантов Великая повесть о тайнах природы.— Первая руководящая идея.— Векторы.— Загадка движения.— Еще одна руководящая идея.—Является ли... | Идея культуры: от трансцендентного к имманентному Если в предвоенные годы идея Пролеткульта сменилась идеей так называемого социалистического гуманизма, то в послевоенные годы во... |