Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №3»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО учителей предметов
гуманитарного цикла
Протокол от
«____»________ 2014г.
№ ____
| СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
МБОУ«Лицей № 3»
____________ Ровенских М.А
(подпись)
.
| РАССМОТРЕНА:
на заседании педагогического
совета
Протокол от
«28»августа_2014г.
№ 01__
| УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБОУ «Лицей №3»
Приказ от «30»августа 2014 г.
№ 376_
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __________литературе____________________________________________ Уровень образования ______ основное общее образование_______________ Сроки реализации ____4 года_______________________________________ Класс(ы) _________6 – 9____________________________________________ Уровень ____базовый______________________________________________ Составитель (-и) Сидельникова Кристина Сергеевна, учитель___________
Старый Оскол
2014
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Литература», далее Программа, составлена на основе Государственного стандарта общего образования 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы - составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев, 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
Целью настоящего курса является усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе.
Задачи изучения литературы в 6 – 9 классах представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического идеала;
- развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
- формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности;
- формирование умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
- формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Литература. 6 кл., 7 кл., 8 кл., 9 кл.: Учебник для образовательных учреждений/ Авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: «Русское слово»
Методические пособия к учебникам «Литература» для 6 – 9 классов под редакцией Г.С.Меркина. – М.: «Русское слово»
Рабочая тетрадь к учебнику «Литература» под редакцией, Г.С.Меркина. – М.: «Русское слово»
Программа рассчитана на изучение литературы в 6 – 9 классах в объёме 315 часов, что соответствует авторской программе.
| 6 класс
| 7 класс
| 8класс
| 9класс
| Базовый
| 70
| 70
| 70
| 105
| При организации учебного процесса и обучения учащихся на уроках будут использованы следующие виды работ: работа в группах, работа в парах, индивидуальная и дифференцированная работа, составление таблиц, схем, подготовка сообщений, докладов, рефератов, сравнение, анализ, работа с различными источниками информации и следующая система уроков:
-комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида;
-урок-тест, тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования;
-урок-зачет - устный опрос обучающихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме;
-урок-самостоятельная работ - предлагаются разные виды самостоятельных работ;
урок-контрольная работа.
Для оценки результатов учебной деятельности учащихся используется текущий и итоговый контроль в форме сочинений и тестирований. Текущий контроль проводится с целью проверки освоения изучаемого и проверяемого программного материала. Для проведения текущего контроля отводится весь урок или его часть. В соответствии с Положением о мониторинге качества образования МБОУ «Лицей №3» в течение учебного года проводится три вида административного контроля (входной, промежуточный и итоговый). Текущие проверочные работы проводятся учителем по мере необходимости. 2. Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими знаниями и умениями:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
3. Учебно-тематический план
№
п/п
| Наименование разделов, тем
| Кол-во часов
|
| 6 класс
| 70
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Из греческой мифологии
| 3
| 3
| Устное народное творчество
| 4
| 4
| Древнерусская литература
| 4
| 5
| Литература XIX века
| 31
| 6
| Литература XX века
| 10
| 7
| Произведения о ВОВ
| 6
| 8
| Зарубежная литература
| 7
| 9
| Повторение и обобщение изученного
| 4
|
| 7 класс
| 70
| 10
| Введение
| 1
| 11
| Былины
| 4
| 12
| Русские народные песни
| 2
| 13
| Древнерусская литература
| 2
| 14
| Литература XVIII века
| 5
| 15
| Литература XIX века
| 29
| 16
| Литература XX века
| 21
| 17
| Зарубежная литература
| 6
|
| 8 класс
| 70
| 18
| Введение
| 1
| 19
| Устное народное творчество
| 2
| 20
| Древнерусская литература
| 4
| 21
| Литература XVIII века
| 6
| 22
| Литература XIX века
| 36
| 23
| Литература XX века
| 16
| 24
| Зарубежная литература
| 4
| 25
| Итоговый урок
| 1
|
| 9 класс
| 105
| 26
| Введение
| 1
| 27
| Древнерусская литература
| 7
| 28
| Литература XVIII века
| 7
| 29
| Литература первой половины XIX века
| 65
| 30
| Литература второй половины XIX века
| 12
| 31
| Литература XX века
| 12
| 32
| Итоговый урок
| 1
|
4. Содержание программы учебного курса
6 класс
Введение – 1ч.
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место и культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, "опросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии – 3ч.
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Из устного народного творчества – 4 ч.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и се художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Из древнерусской литературы – 4 ч.
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ – 2 ч.
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Из литературы XIX века
В.А. ЖУКОВСКИЙ – 2 ч.
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
А.С. ПУШКИН – 8 ч.
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – 3 ч.
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
|