Методические рекомендации
по изучению отдельных школьных общеобразовательных дисциплин
во ІІ семестре 2014-2015 учебного года
СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 2
Дисциплины общественно-гуманитарного цикла 7
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА 7
УКРАЇНСЬКА МОВА І ЛІТЕРАТУРА 32
ДИСЦИПЛИНЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА 37
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 37
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 38
ИСКУССТВО 50
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 51
ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА 55
География 55
Методические рекомендации
по изучению отдельных школьных общеобразовательных дисциплин
во ІІ семестре 2014-2015 учебного года
Все настоящее образование – это конструирование души.
Уильям Джон Беннетт Уважаемые коллеги! Напоминаем, что во 2-м семестре 2014-2015 учебного года обучение продолжается в соответствии с приказом МОН ДНР №16 от 25.09.2014 г. «О структуре 2014-2015 учебного года и учебных планах общеобразовательных учебных учреждений Донецкой Народной Республики» и методическими рекомендациями Донецкого ИППО, данными в начале учебного года.
Обращаем ваше внимание на то, что в рекомендации по изучению некоторых предметов внесены уточнения и дополнения, обусловленные сложившейся социально-политической ситуацией и требованиями времени.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Напоминаем, что в 2014-2015 учебном году планирование и работа осуществляется по следующим учебным программам:
1-3 классы – Учебные программы для общеобразовательных учебных заведений…. – К.: Издательский дом «Образование», 2011 – 392 с.
4-е классы – Программы для средней общеобразовательной школы. 1-4 классы. К.: «Начальная школа» – 2006 – 432 с.
Обновлённая законодательная база, рекомендации по преподаванию учебных предметов в 3-м классе по новым образовательным стандартам представленым в журнале «Початкова школа» № 8 за 2014 г.
Оценивание учебной деятельности учащихся осуществляется в соответствии с Критериями оценивания учебных достижений учащихся начальных классов. Полные версии этого документа представлены в журнале «Початкова школа» (№4, 2014), спецвыпуске журнала «Початкова освіта» (№4 (724), 2014).
Обращаем внимание:
В процессе обучения важно использовать такие виды контроля:
по месту в процессе обучения:
- предварительный контроль, имеет возможность определить исходный уровень подготовки учащихся по учебным дисциплинам;
- поточный контроль, имеющий учебный характер и сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы, и позволяет определить степень роста учащихся в усвоении учебного материала. Его результаты позволяют учителю своевременно реагировать на недостатки, выявлять их причины и принимать необходимые меры для преодоления, вернуться к недостаточно усвоенным действиям, операциям и способам деятельности;
- тематический контроль позволяет осуществить проверку результатов усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебной программы.
по содержанию:
- прогностический (планирующий) контроль определяет последовательность выполнения операций учебных действий или количество таких операций;
- предварительный контроль руководит правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
по выбору субъектов контрольно-оценочной деятельности:
- внешний контроль осуществляется учителем или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
- внутренний (рефлексивный) контроль осуществляется учеником/ ученицей (самоконтроль и самооценка).
Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личностных показателей каждого отдельного ученика. Индивидуальная динамика развития ученика и степень усвоения знаний и умений определяются в сопоставлении с его собственными результатами, полученными предварительно и не допускают сравнения его с другими детьми.
Предметом контрольно-оценочной деятельности является:
- степень овладения знаниями и умениями учащихся учебными дисциплинами;
- уровень личностного развития учащихся.
Содержательный контроль и оценка уровня личностного развития учащихся направлены на выявление индивидуальной динамики развития от начала учебного года до его окончания.
Основными показателями личностного развития учащихся являются:
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационную основу личности;
- сформированность учебно-познавательных интересов;
- способность к согласованным действиям с учетом другой позиции;
- самостоятельность действий, критическое отношение к собственным и другим действиям;
- адекватность самооценки;
- выражение творчества в разных видах деятельности.
Динамика развития учащихся определяется учителем вместе со школьным психологом на основе результатов психолого-педагогического мониторинга.
Открытая демонстрация своих достижений учащимися предусматривает представление накопленных на протяжении года результатов учебной работы: создание портфолио, презентация всех работ, учащихся организуется в разных формах (выставки, разные мероприятия), в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).
На заседаниях МО учителей начальной школы в январе 2015 года целесообразно обратиться еще раз к документу «Критерии оценивания учебных достижений учащихся начальных классов» и обсудить вопросы организации контрольно-оценочной деятельности (с. 17-18); ориентировочные требования к ведению и оцениванию тетрадей (с. 19-20); ориентировочные требования к оформлению письменных работ по языкам (с. 21-22) и математике (с. 22-23); ориентировочные требования к проверке письменных работ (с. 24-25).
Поскольку П семестр заканчивает учебный год, важно и учителю, и заместителю директора учебного заведения, и методисту (школьного или городского (районного) уровня) еще раз проработать рекомендации по особенностям оценивания отдельных учебных предметов.
Следует знать и учесть еще один ключевой момент. В начальной школе учебная деятельность впервые становится объектом специального формирования, поэтому ключевая компетентность - умение учиться приобретает приоритетное значение. Ядром этой компетентности в начальных классах являются общеучебные умения и навыки. (Учебные программы для общеобразовательных учебных заведений, 1-4 классы. Вступление. с. 6-9).
Поэтому в конце П семестра в каждом классе учитель должен отслеживать и сформированность у учащихся умения учиться. Напомним компоненты этой ключевой компетентности:
- мотивационный (отношение и стремление к учению);
- содержательный (известные и новые знания, ценности, умения и навыки);
- деятельностный (способы организации учебной деятельности на разных уровнях сложности);
- контрольно-оценочный (самопроверка, самоконтроль достижений, самооценивание);
- рефлексивно-коррекционный (самопознание и самопонимание своих познавательных возможностей, стремление к их усовершенствованию).
В соответствии с этой структурой ученик, который умеет учиться:
сам определяет цель деятельности или принимает цель, поставленную учителем;
проявляет заинтересованность в учении, прилагает волевые усилия;
организовывает свой труд для достижения результатов;
отбирает или находит нужные знания, способы для решения задач, выполнения заданий;
правильно использует сенсорные, интеллектуальные или практические действия, приемы, операции на репродуктивном или творческом уровнях;
осознает, анализирует свою деятельность и стремится к ее совершенствованию;
владеет умениями и навыками самоконтроля и самооценивания.
Компетентность эта не будет достаточно развита без целенаправленного, специального формирования каждого ее компонента. Именно поэтому в учебных программах и учебниках определены цели и задачи формирования каждого из компонентов умения учиться на разном предметном содержании, с учетом в методике возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-10 летнего возраста.
Например. Русский язык.
Пояснительная записка говорит «Обучение русскому языку должно быть ориентировано на интересы и возможности учащихся начальной школы и тесно связано с формированием ключевых компетентностей, предполагающих способность учащихся выполнять учебные и познавательные действия в соответствии с целью и условиями, в которых выполняется задание».
В разделе программы «Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки уч-ся» четко определено, на каком учебном материале можно и нужно формировать общеучебные умения и навыки как ядра умения учиться.
Содержание учебного материала
| Государственные требования к уровню общеучебной подготовки уч-ся
| Диалогическая речь
| Ученик/ученица
внимательно слушает собеседника и проявляет интерес к его словам.
| Правила поведения со взрослыми и детьми
| соблюдает правила общения. Использует этикетные формулировки.
|
Глубокий анализ и знание учителем нормативных документов позволит ему создать собственный инструментарий для внутриклассного отслеживания сформированности умения учиться.
Не забываем, что 1 семестр 1 класса был посвящен первому этапу адаптации уч-ся к новой социальной роли и новой деятельности – учебной. Во втором семестре эта работа продолжается, но с учетом результатов первого этапа и четко спланированной коррекционной деятельности прежде всего с дезадаптированными детьми и создание условий для дальнейшего роста и развития личности каждого ребенка.
2 семестр 4 класса - это стартовая площадка для перехода в основную школу. Учителю и администрации следует озаботиться отслеживанием готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе.
|