№
урока
| Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся
| ИКТ
| Тема урока.
Основное содержание
| Учебник
| Дата
| Кор-рекция
|
1.
| Беседа.
|
| Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
| С.3-4
|
|
|
2.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
| С.5-11
|
|
|
3.
| Беседа
| Фрагменты х/ф
«Сказание о Ермаке», «Емельян Пугачев».
| Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.
| С.12-16
|
|
|
4.
| Рассказ учителя. Беседа. Практикум
| Фрагменты х/ф «Александр Невский»
Презентация
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.
| С.17-29
|
|
|
5.
| Урок внеклассного чтения
|
| «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
| С.29-35
|
|
|
6.
| Рассказ учителя. Беседа
| Фрагменты фильма-спектакля «Недоросль
| Д. И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.
|
|
|
|
7.
| Практикум
|
| Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
|
|
|
|
8.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений).
|
|
|
|
9.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
| С.77-82
|
|
|
10.
| Урок внеклассного чтения
|
| И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа.
|
|
|
|
11.
| Рассказ учителя.
Практикум
| Фрагменты х/ф
«Сказание о Ермаке»
| К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева.
| С.83-88
|
|
|
12.
| Рассказ учителя. Беседа
| Презентации «Жизнь и творчество
А.С. Пушкина
| А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.
| С.89-90
|
|
|
13.
| Семинар
| Проект
| А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах).
| С.91-99
|
|
|
14.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.
| С.91-99
|
|
|
15.
| Рассказ учителя. Беседа
| Фрагменты х/ф «Капитанская дочка»
| А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
| С.99-215
|
|
|
16.
| Беседа. Обучение устному рассказу
|
| Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.
| С.211-215 - вопросы
|
|
|
17.
| Беседа
|
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина.
| С.211-215 - вопросы
|
|
|
18.
| Беседа. Практикум
|
| Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
| С.211-215 - вопросы
|
|
|
19.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении.
| С.211-215 - вопросы
|
|
|
20.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| А. С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.
|
|
|
|
21.
| Урок контроля
|
| Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.
|
|
|
|
22.
| Рассказ учителя.
Семинар
| Презентации «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»
| М. Ю. Л е р м о н т о в. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6—7 классах).
| С.216-218
|
|
|
23.
| Беседа
|
| М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре Романтически-условный историзм поэмы.
| С.219-244
|
|
|
24.
| Практикум
|
| Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы
| С.219-244
|
|
|
25.
| Урок развития речи
| Презентация
| Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри».
| С.219-244
|
|
|
26.
| Рассказ учителя.
Семинар
| Презентации
«Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»
| Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах).
| С.245-250
|
|
|
27.
| Рассказ учителя. Беседа
| Фрагменты х/ф
«Ревизор»
| Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.
| С.250-346
|
|
|
28.
| Беседа. Практикум
|
| Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
| С.250-346
|
|
|
29.
| Практикум
|
| Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.
| С.250-346
|
|
|
30.
| Урок развития речи
| Презентация
| Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).
| С.250-346
|
|
|
31.
| Рассказ учителя. Беседа
| Фрагменты х/ф
«Шинель»
| Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.
|
|
|
|
32.
| Практикум
| Презентация
| Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.
|
|
|
|
33.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| М. Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.
|
|
|
|
34.
| Урок развития речи
|
| Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».
|
|
|
|
35.
| Урок контроля
|
| Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
|
|
|
|
36.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| Н. С. Л е с к о в. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.
|
|
|
|
37.
| Рассказ учителя. Беседа
| Фрагменты х/ф «После бала»
| Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
|
|
|
|
38.
| Практикум
|
| Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.
|
|
|
|
39.
| Урок внеклассного чтения
| Презентация
| Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество».
|
|
|
|
40.
| Урок внеклассного чтения
| Презентация «Анализ лирического произведения»
| Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.
|
|
|
|
41.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| А. П. Ч е х о в. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
|
|
|
|
42.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| И. А. Бун ин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика.
|
|
|
|
43.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.
|
|
|
|
44.
| Урок развития речи
| Презентации
о жизни и творчестве русских писателей
| Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.
|
|
|
|
45.
| Рассказ учителя. Беседа
| Презентация
| А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению.
|
|
|
|
46.
| Рассказ учителя. Беседа
| Фрагменты х/ф
«Емельян Пугачёв»
| С. А. Есенин. Слово о поэте «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
|
|
|
|
47-48.
| Уроки развития речи
|
| Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.
|
|
|
|
49.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству.
|
|
|
|
50.
| Урок внеклассного чтения
|
| Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни».
|
|
|
|
51.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
|
|
|
|
52.
| Урок контроля
|
| Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина.
|
|
|
|
53.
| Рассказ учителя. Беседа
| Фрагменты х/ф «Они сражались за Родину».
| А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.
|
|
|
|
54.
| Обучение устному рассказу
| Презентация
| Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.
|
|
|
|
55.
| Практикум
|
| Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.
|
|
|
|
56.
| Урок внеклассного чтения
| Фрагменты х/ф «Возвра-щение».
| А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
|
|
|
|
57.
| Урок развития речи
| Презентации «История одной песни».
| Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»).
|
|
|
|
58.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| В. П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.
|
|
|
|
59.
| Урок развития речи
|
| Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века».
|
|
|
|
60-61.
| Урок внеклассного чтения
| Презентации «Русские поэты о Родине, родной природе».
| Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной, ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.
|
|
|
|
62.
| Рассказ учителя. Беседа. Практикум
| Фрагменты х/ф
«Ромео и Джульетта»
| У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».
|
|
|
|
63.
| Практикум
|
| Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной .. » Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.
|
|
|
|
64-65.
| Рассказ учителя. Беседа
|
| Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.
|
|
|
|
66.
| Урок внеклассного чтения
|
| Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
|
|
|
|
67.
| Урок внеклассного чтения
| Фрагменты х/ф «Баллада о славном рыцаре Айвенго»
| В. Скотт Слово о писателе «Айвенго» как исторический роман.
|
|
|
|
68.
| Урок-зачёт
|
| Зачёт по курсу литературы в 8 классе.
|
|
|
|