Скачать 286.59 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Саянское Черемховского района Иркутской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Ступень обучения : 7 класс Количество часов - 68 Учитель: Копылова Анжелика Степановна Рабочая программа для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2009). 2013-2014 учебный год I. Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе 2004г и программы для общеобразовательных учреждений. Литература.5-11классы/под ред. Г.И.Беленького.- М.: Мнемозина,2009 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Работа в 7 классе осуществляется по учебнику «Литература. Начальный курс.7кл: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях/Автор-составитель Г.И.Беленький.-М.:Мнемозина,2013 Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
Рабочей программой предусмотрено проведение 68 ч. в год, в неделю-2ч, уроков развития речи-5ч, внеклассного чтения-4ч. В ходе учебного процесса используются как традиционные формы урока (объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и нетрадиционные формы (урок-лекция, урок-суд, урок-экскурсия, урок-размышление, исследование, интегрированный), Формами текущего контроля являются тестирование и сочинение на литературную тему (классных сочинений-4, домашних-1,контрольных тестов-2) II. Содержание программы учебного курса (70 часов) Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы. I «Минувшее проходит предо мной…» М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта. Для чтения и изучения «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика. Для чтения и бесед А. К. Толстой. «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя. Н. В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. Для чтения и изучения «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество. Понятие о литературном характере. Для самостоятельного чтения «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». А. С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта. Для чтения и изучения «Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев — Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как жанр. Метафора. Для самостоятельного чтения «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого». Н. С. Лесков. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения «Человек на часах» — «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников — лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования. Для самостоятельного чтения Н. С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; И. С. Никитин II «Художник-голос своей эпохи» Н. А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. Для чтения и изучения «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения. Для чтения и бесед «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» (отрывки). Для самостоятельного чтения «С работы», «Калистрат», «Дедушка». И. С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника». Для чтения и изучения «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании. Для чтения и бесед Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы...». Для самостоятельного чтения «Записки охотника». М. Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск. Для чтения и бесед «Дикий помещик», «Коняга». А. Н. Островский. Сведения о жизни драматурга. Для чтения и бесед «Свои люди — сочтемся» (сцены). Мораль и нравы купеческой среды. Столкновение персонажей как средство раскрытия их характеров. Иронический смысл названия пьесы. Герои пьесы, «перешагнувшие» рамки своей эпохи (Подхалюзин, Большое, Липочка). Для самостоятельного чтения «Снегурочка». А. П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное. Для чтения и изучения «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа. «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа. Для самостоятельного чтения «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Шуточка», «На мельнице», «Юбилей» (пьеса-шутка). III Запечатленные мгновения (Художественное время в лирике) Для чтения и бесед Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза», «Учись у них — у дуба, у березы...». Для самостоятельного чтения Я. П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь». IV Человек в движении времени Л. Н. Толстой — автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия). Для чтения и бесед «Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания — важней шее нравственное качество человека в понимании писателя. Повествование от лица героя-рассказчика. «Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николень ки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и само воспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя: изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком). Ф. М. Достоевский. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования. Максим Горький. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа. Для самостоятельного чтения В. А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей). V Содружество искусств (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) Для чтения и бесед К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А. А. Блок. «Я никогда не понимал...»; К. Д. Бальмонт. «Грусть»; К. М. Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны...». VI Перекличка эпох Для чтения и бесед Ж. Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии. И. А. Крылов — драматург. «Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен). Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр. VII Фантастика. Тема будущего А. де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Маленький принц» (избранные страницы). Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил». Для самостоятельного чтения Р. Брэдбери. «Каникулы», «Земляничное окошко». III. Календарно-тематическое планирование
IV. Формы и средства контроля: 1. Комплексный анализ текста 2. Анализ поэтического и прозаического текста 3. Тестирование 4. Сочинение на литературную тему V. Перечень учебно-методических средств обучения1. Обязательная литература для ученика:
Дополнительная литература
Обязательная литература для учителя:
|
Рабочая программа I вида По кубановедению Ступень обучения (класс) 3 ступень обучения, среднее (полное) общее образование, 10 -11классы | Рабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс) Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... | ||
Рабочая программа по литературе Ступень обучения : 11 класс Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Саянское | Рабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год Ступень... Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) 2010 год | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс) Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах... | Рабочая программа по истории Ступень обучения (класс) основное общее... ... | ||
Пояснительная записка Ступень обучения (класс) начальное общее Количество часов 34 ч Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс составлена на основании ооп ООО мбоу лсош №2 | Рабочая программа учебного предмета «Литература» Ступень обучения:... Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы... | ||
Рабочая программа по музыке ступень обучения (класс): основное общее ( 5 – 7 кл.) Программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 1 – 7 класс» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина издательство... | Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс): начальное... Программа разработана на основе авторской программы курса для 1-4 классов «Кубановедение»- перспективы образования, 2009 г | ||
Рабочая программа по информатике ступень обучения 5-9 класс Россия, Ивановская область, Юрьевецкий район, с. Обжериха, ул. Реформатского, д. 24 | Образовательная программа среднего (полного) общего образования 3... Образовательная программа основного общего образования 2 ступень обучения (5 – 9 классы) 9 | ||
Рабочая программа по обществознанию ступень обучения (класс) Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л. Н. Боголюбова. Обществознание -м.«Просвещение», 2012. г | Рабочая программа по изобразительному искусству Ступень обучения (класс) Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1077 | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству Ступень обучения... Авторы: Неменский Б. М, Неменская Л. А, Горяева Н. А. Москва. Просвещение. 2011г | Рабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности Ступень... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя общеобразовательная школа» |