Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования





Скачать 445.81 Kb.
НазваниеОтчет о научно-исследовательской работе института развития образования
страница1/4
Дата публикации28.06.2015
Размер445.81 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Литература > Отчет
  1   2   3   4
Утверждаю:

Директор Института

развития образования

_________________ Арсанукаев А.М.
«30» декабря 2014 г.

ОТЧЕТ


О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2014 г.

Список исполнителей

1. Эдилов С.Э. а) Программы по чеченской литературе для 5-8 кл.

б) Учебник-хрестоматия по чеченской литературе для 5-х кл.
2. Солтаханов И.Э. Изучение чеченского языка в 4-х кл. Пособие.
3. Овхадов М.Р., Абдулкадырова Р.А., Махмаев Ж.М. «Нохчийн мотт», учебник чеченского языка для 6 кл.

4. Овхадов М.Р., Абдулкадырова Р.А. «Нохчийн мотт», учебник чеченского языка для 7 кл.
5. Тимаев А.Д. Практический курс по изучению имени существительного чеченского языка. Пособие.
6. Ахмадов М.М. Методическое руководство к учебнику «Чеченская традиционная культура и этика» для 7 кл.
7. Яндарбиев Х.Ш. Изучение прозаических произведений малых и средних жанров на уроках русской литературы в чеченской школе. Пособие.
8. Джамбеков О.А. Изучение чеченских героико-эпических песен «илли» в образовательных учреждениях ЧР. Пособие.
9. Юсупова Р.В. Актуальные проблемы и инновационные технологии обучения русскому языку в чеченской школе. Пособие.
10. Багаев М.Х., Гакаев Х.А. История Чечни. Учебник для студентов исторических факультетов.

История Чечни с древнейших времен и до XVI в. (Багаев М.Х.).

История Чечни с XVII в. и по современный период (Гакаев Х.А.).
11. Исаева Р.М. Методическое пособие для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по истории Чечни. (5-9 кл.).
12. Арсанукаев А.М., Курбанова Л.У. а) Банк данных о писателях Чечни. Электронное пособие о современных писателях Чечни.

б) Программы по чеченской литературе 9-11 кл.
13. Арсанукаев А.М., Арсанукаев А-Б.А. Интернет проект «Чеченская литература. Персоналии».
14. Бурчаев Х.Х. Учебник-хрестоматия по чеченской литературе для 8 кл. (2014-2015 гг.) Работа переходящая.
15. Эскиева Л.А. Школьный немецко-чеченско-русский словарь.
16. Устаев А.Л. Программа «География ЧР: природа, экология, социальная сфера, экономика», для 8-9 кл.
17. Акаев В.Х. Этнопедагогические воззрения чеченцев: историко-культурологический анализ. Пособие.
18. Оздарбиев Д.М. Кадровый потенциал сферы образования Чеченской Республики: понятия, типы, особенности.
19. Гишларкаев В.И. Методические рекомендации по математике для учителей чеченских школ. Пособие.

ОТЧЕТ

о научно-исследовательской работе Института развития образования

Чеченской Республики за 2014 год
1. На современном этапе в сфере образования наметились изменения: движение школьного образования в направлении интеграции в мировую культуру (демократизация школы) и мировые стандарты (новые формы оценивания качества образования), создание системы непрерывного образования, гуманитаризация и компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения, повышение доступности образования для разных категорий детей и т.д.

В новых стандартах в процессе формирования универсальных учебных действий выделяется роль учебно-исследовательской деятельности. Это и выработка навыков участия в различных формах учебно-исследовательской и проектной деятельности, овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия с другими – детьми и взрослыми и т.д.

Школа должна создать все условия для того, чтобы ученик стал субъектом образования. При формировании образовательной среды – внедрение современных технологий и инновационных проектов, нужно помнить, что в центре всего – учебник и учитель.

Учебник, кроме всего прочего, должен выполнять в современных уславиях основную свою миссию – формировать личность школьника как субъекта образования, патриота, гражданина.

Коллектив Института продолжает работу по подготовке учебников и учебно-методических пособий (полные комплекты: учебник, рабочая тетрадь, пособие для учителя, дополнительные материалы и рекомендации, справочная литература) в соответствии с новыми стандартами.

В соответствии с требованиями к результатам начального и среднего общего образования составлены «Программы по чеченской литературе», «Программа по географии ЧР».

Подготовлены учебники и пособия по чеченскому языку и литературе для начальной школы и для 5-7 классов, методические пособия по русскому языку и литературе, по истории, математике и т.д.

Все это позволит так организовать образовательную деятельность, результаты которой будут соответствовать общественным и индивидуальным запросам и потребностям.

В связи с внедрением ФГОС нового поколения и принятием в школах базисного образовательного плана (БОП), включающего в себя программы воспитания и социализации, произошли изменения, в том числе и в разработке новых программ по предметам, а значит и в содержании и структуре учебников, входящих в федеральный перечень.

При подготовке учебников учитывались следующие задачи:

‒ реализация обязательной части основной образовательной программы;

‒ реализация части программы, формируемой участниками образовательных отношений;

‒ учет региональных и этнокультурных особенностей ЧР, как субъектов РФ, обеспечивающих право на изучение родного языка и обучение на родном языке.

Подготовка системы учебников или линии учебников – учебно-методических комплектов – над этой задачей и трудится коллектив ИРО ЧР.

Научно-методическая деятельность Института была направлена на решение этих задач.

План научно-исследовательской работы за 2014 год выполнен полностью.

В текущем году разрабатывалось 21 тема, 20 завершенные, 1 – переходящая.

1. Количество разрабатываемых тем ‒ 21.

2. Завершенных ‒ 19.

3. Переходящих ‒ 2.


2. Выполнение плана научных исследований по отдельным проблемам и темам.
2.1. Совершенствование содержания и методов обучения чеченскому языку и литературе, русскому языку и литературе, немецкому языку в чеченской школе.

2.1.1. В соответствии с планом научно-исследовательской работы старший научный сотрудник Солтаханов И.Э. завершил работу над подготовкой пособия для учителя «Изучение чеченского языка в 4 кл.».

Подготовка пособия для учителя было определено необходимостью в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

Были переработаны учебники и программы, с учетом этих изменений разработано новое пособие к учебнику «Нохчийн мотт» для 4 кл.

Это пособие удовлетворит широкие потребности учителей нашей республики.

Значительное место в пособии отведено вопросам проверки знаний учащихся, усвоения ими нового материала. С учетом затруднений учителей с преподаванием отдельных, трудных для усвоения учащихся разделов, составлены коспекты уроков.

В конспектах разработан каждый этап урока, весь практический материал способствует достижению целей уроков.

Солтаханов И.Э. принимал участие в научно-практических конференциях, где выступал с докладами.

1. «Проблемы чеченской графики в связи с обучением грамоте». Региональная научно-практическая конференция «Роль чеченского литературного языка в формировании общенационального самосознания». Грозный. 24 апр. 2014.

2. «Актуальные проблемы общей и чеченской филологии» («Дешериевские чтения – 2014»). Грозный. 28-30 апр. 2014.

Итого: докладов – 2.
2.1.2. Заведующий лабораторией филологического образования Эдилов С.Э. в соответствии с планом научных исследований завершил работу над подготовкой «Программы по чеченской литературе для 5-8 кл.» и учебником-хрестоматией по чеченской литературе для 5 кл.

Выбор темы был определен научной актуальностью и ее неразработанностью.

Необходимость создания учебников и новой программы по литературе для 5 класса общеобразовательных школ, отвечающих требованиям стандартов второго поколения, и определили выбор научно-исследовательской темы «Ненан меттан литература, учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных школ» и «Программы по чеченской литературе для 5-9 кл.», которые, в соответствии с задачами дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся на основе последних научных достижений в области литературы и методики преподавания, представляется весьма актуальной на данном этапе развития современной общеобразовательной школы.

Цель данной работы – путем изучения литературоведческой, психолого-педагогической, методической, художественной литературы по исследуемой теме, анализа программ и учебников литературы по новым стандартам обучения для старших классов, учета возросших требований составить новый учебник-хрестоматию для учащихся 5 класса общеобразовательных школ и примерные программы по чеченской литературе для 5-8- кл.

В последнее время большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Необходимо возрождение и развитие на новом уровне традиций народа, его духовно-нравственных основ. На решение этих задач нацелена Программа духовно-нравственного возрождения, осуществляемая в нашей республике.

Как нам известно, в отечественной культуре литература занимает особое место, она является наиболее полным воплощением национальных духовных и нравственных начал. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Новизна данных работ заключается в том, что программы составлены на основе требований новых стандартов обучения, а учебник-хрестоматия составлен на основе новой программы по литературе для 5-8 кл. В соответствии с требованиями новых стандартов учебник-хрестоматия претерпел значительные изменения: биографии писателей даны в полном объеме, без белых пятен, как это было раньше, при составлении методического аппарата использовались современные методические новинки, введены новые рубрики, дан краткий анализ некоторых программных произведений, расширен круг теоретико-литературных сведений.

Гипотеза в работе не выдвигается, поскольку это учебник-хрестоматия, содержащий систематическое изложение материала на основе программы по чеченской литературе для 5 класса.

Учебник-хрестоматия включает в себя произведения в соответствии с новой программой по чеченской литературе для 5 классов общеобразовательных школ.

Структура работы: вступительная статья, в которой дано общее представление о том, что такое книга, какую пользу она может принести читателю, что она собой представляет.

Книга состоит из 4-х глав, произведений для самостоятельного чтения и словаря литературных терминов. 1-я глава посвящена устному народному творчеству, в ней даны сказки, пословицы, загадки; 2-я глава – авторским сказкам; 3, 4 главы содержат в себе произведения чеченских писателей, включенных в программу для 5 класса.

В каждой главе даются сведения о жизни и деятельности писателей, по теории литературы вместе с практическими заданиями. Отдельные произведения проанализированы с целью облегчения работы учителю и ученику. Завершает книгу своеобразный опросник-анкета и словарь литературных терминов.

Тексты произведений адаптированы, их объем, содержание, язык изложения соответствуют возрастным особенностям школьников.

Завершена работа над примерными программами по чеченской литературе для 5-8 кл. и учебником-хрестоматией для 5 кл. по чеченской литературе для общеобразовательных школ. Намеченная на отчетный период работа по исследуемой теме полностью выполнена.

За отчетный период не удалось осуществить ни одну командировку. Трудность в работе заключается в том, что программы по чеченской литературе до сих пор не утверждены, отсутствует учебно-методическая литература по новым стандартам.

Сделано вне плана:

Подобраны тексты для экзаменационного диктанта за курс основной школы.

Подготовлены к переизданию действующие учебники-хрестоматии по чеченской литературе для 5, 6, 7 классов.

Подготовлены к изданию учебники по чеченскому языку для 2, 3,4 классов и рабочие тетради к ним.

Эдилов С.Э. принимал участие в работе конференций, где выступал с докладами.

1. Благопожелания и проклятия, связанные с названием пищи, в чеченском языке».

Международная научная конференция «Актуальные проблемы общей и чеченской филологии» («Дешериевские чтения 2014»). Грозный, 28-30 апр. 2014 г.

2. «Подготовка учебников по чеченскому языку и литературе в соответствии с новыми стандартами».

Региональная научно-практическая конференция «Роль чеченского литературного языка в формировании общенационального самосознания». Грозный. 24 апр. 2014.

Итого: докладов 2.

Принимал участие в обсуждении плановых работ научных сотрудников Института.

2.1.3. В соответствии с планом научно-исследовательской работы главным научным сотрудником Тимаевым А.Д. завершена работа над подготовкой пособия «Нохчийн меттан цIердешнаш Iаморан практически курс» (Практический курс по изучению имени существительного).

Работа состоит из двух разделов:

Теоретической части и практической части. В первом разделе рассмотрены все грамматические категории имени существительного: число, типы склонения, грамматические классы.

В практической части даны задания для закрепления теоретического материала. Упражнения подобраны из оригинальных художественных произведений чеченских писателей.

Ранее по плану Института были подготовлены подобные разработки по местоимению, числительному. В дальнейшем планируется подготовить аналогичные практические курсы по всем остальным частям речи и издание полного курса морфологии.

Пособие рассчитано на учащихся школ, студентов, преподавателей вузов и учителей школ.

В отчетном году изданы:

1. Процессы обобщения именных и глагольных основ в нахских языках и диалектах (Вестник Института развития образования ЧР, вып. 12, Грозный, 2014 г. с. 42-51)

2. К вопросу статуса сочетаний V +W, J (гласный +W,J) в нахских языках). Доклад на IV Международной научной конференции: Кавказские языки: генетико-типологические общности и ареальные связи. Тезисы; с. 173. Махачкала, 2014.

3. Дешериев Ю. Д. ‒ выдающийся языковед, основоположник социолингвистики. Материалы Международной конференций, посвященной 95-летию проф. Ю.Д. Дешериева. Язык, литература, фольклор. Грозный 2014, с. 3–10

4. Происхождение дифтонгов в нахских языках. Вестник Академии наук ЧР, Грозный, 2014, с. 80

Тимаев А.Д. принимал участие в региональных и международных конференциях, где выступал с докладами.

1. «Ю.Д. Дешериев – выдающийся кавказовед, основоположник социалингвистики».

2. «К вопросу статуса сочетания «главный плюс сонат» в нахских языках». («Международная научная конференция «Актуальные проблемы общей и чеченской филологии» (Дешериевские чтения – 2014»). Грозный. 28-30 апр. 2014.

3. «Кхин цкъа а нохчийн меттан проблемех» (Региональная научно-практическая конференция «Роль чеченского литературного языка в формировании общенационального самосознания»). Грозный. 2014.

Итого: докладов – 3.

В отчетном году Тимаев А.Д. в качестве официального оппонента выступал на защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук и кандидата филологических наук в г. Махачкале в Институте истории, языка, литературы.

В отчетном году под его научным руководством были подготовлены и защищены две диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Эдиловым С. и Ирезиевым С-Х.

Является членом редколлегии семитомного собрания трудов всемирно известного кавказоведа Чикобавы Арнольда Степановича, а также членом редколлегии Кавказоведческие изыскания (Института языка Тбилисского госуниверситета Грузии и ежегодника Иберийско-кавказское языкознания Института языкознания АН Грузии.

Является членом Общественных советов Министра образования и науки ЧР и Министерства печати, информации и национальной политики.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет о научно-исследовательской работе
Гост 32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской...
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет о научно-исследовательской работе
Межгосударственный стандарт (гост 32-2001). Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (редакция 2005...
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОбщие положения отчет
Отчет о научно-исследовательской работе (нир) документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе,...
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconРеферат Отчет о научно-исследовательской работе состоит
Отчет о научно-исследовательской работе состоит из 33 рисунков, 8 разделов, 12 подразделов, 9 формул, 31 источника. Общий объем 48...
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет о научной исследовательской работе студентов (магистрантов) Института
Организация научно-исследовательской деятельности студентов и их участие в научных исследованиях и разработках в 2012 году
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет о научно-исследовательской работе «определение доступности...
Ключевые слова: отчет, научно-исследовательская работа, заключительный отчет, кинопоказ, доступность, качество, цифровые технологии,...
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconПроблемы и достижения
Института развития образования Республики Татарстан, опубликованных за 2006-2008гг. Они дают представление об основ­ных направлениях...
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет о научно-исследовательской работе
...
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет о научно-исследовательской работе
...
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт физики микроструктур российской академии наук
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет по научно-исследовательской работе студентов экономического факультета за 2012-2013 г
Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и проводится...
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет о научно-исследовательской работе института развития образования iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск