Цель здоровьесберегающих образовательных технологий





Скачать 283.46 Kb.
НазваниеЦель здоровьесберегающих образовательных технологий
Дата публикации28.06.2015
Размер283.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Современные образовательные технологии.

Современная система образования ориентирована на формирование личности, которая умеет самостоятельно творчески решать научные и производственные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять и обновлять свои знания в процессе самообразования. Но без сохранения физического здоровья не возможно полноценное включение учащихся в процесс обучения.

В работе с учащимися, на уроках русского языка и литературы, я применяю технологии, направленные на сохранение физического здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:

  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;

  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с СанПиН; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Соблюдение СанПиН – непременное условие урока, содержащего здоровьесберегающий компонент. Сюда входит:

  • соблюдение в кабинете воздушного режима;

  • оптимальный уровень освещенности рабочего места;

  • соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям размер школьной мебели.

Хорошо дидактически «проработанный» урок предусматривает:

1) оптимальный объём учебной информации;

2) дозированное распределение заданий по степени сложности;

3) смену видов деятельности;

4) проведение динамической паузы, гимнастики для глаз;

5) релаксацию.

Я стараюсь создать на уроке комфортную эмоционально-психологическую атмосферу, способствующую предупреждению проявления школьных факторов риска.

Личностно - ориентированный подход помогает учащимся не просто учиться в школе и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного члена общества.

Осуществление личностно – ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы соотносится с проблемой формирования школьника как языковой личности. По мнению психолога Л.С. Выготского,

«мышление ребёнка развивается в зависимости от речи». Языковое развитие основано на «языковом чутье». Моя задача - развивать его.

Для этого применяю различные виды деятельности на уроке:

  • Орфоэпические диктанты.

  • Свободный диктант. Ученик записывает прочитанный текст не дословно, а на память. Это задание закрепляет навыки правописания и развивает речь.

  • Лингвистический эксперимент. Исходным материалом лингвистического эксперимента служит художественный деформированный текст. Эта работа поможет школьнику проникнуть в лабораторию создания художественной речи и позднее употребить языковые средства в своей устной и письменной речи, в творческих работах.

  • Сочинение-описание и изложение с элементами сочинения помогают формировать образное мышление, развивает мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, анализировать.

Подобные задания помогают развивать языковые и коммуникативные способности учащихся. И начиная со среднего звена с простого (языкового) анализа текста и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Следующая технология – технология уровневой дифференциации обучения (С.Н.Лысенкова, Н.П.Гузик). Взяв элементы из этой технологии, строю работу на уроке так, чтобы каждый ученик имел возможность овладеть учебным материалом на разных уровнях, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Дифференцированный подход в обучении активизирует деятельность учащихся на уроке, позволяет осуществить личностно – ориентированный подход, способствует развитию индивидуальных особенностей обучающихся.

Дифференциацию осуществляю по объему и содержанию работы, приемам и степени самостоятельности при выполнении заданий, приповторении, объяснении нового материала. При этом ориентируюсь на личность ученика, на его интеллектуальное и нравственное развитие, на ранее приобретённый опыт.

Например, на уроке изучения нового материала по теме «Слитное и раздельное написание не с причастиями» учащиеся получают задание по вариантам:

Составить по аналогии с алгоритмом «Не с именами прилагательными » алгоритм распознавания « Слитное и раздельное написание не с причастиями », объяснить всему классу, как им пользоваться.

Прочитать параграф и заполнить правую половину таблицы, выписать предложения, демонстрирующие каждое положение таблицы «Правописание не с причастиями»:

Слитно

Раздельно

1. Причастие не употребляется без не

1.

2.Нет зависимого слова

2.

3.Нет противопоставления с союзом а

3.


Выполнение заданий по составлению плана устного ответа, подготовка связного рассказа с записью примеров помогает учащимся приобрести орфографические навыки, навыки самостоятельной работы, развивает монологическую и диалогическую речь, что важно для развития коммуникативных и языковых компетенций, необходимых для становления коммуникабельной, инициативной личности.

Технология проблемно - диалогического обученияявляется важным аспектом формирования человека как уникальной личности, раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика.

Доминирующий прием – создание проблемных ситуаций, сопоставительный анализ. Эти приемы способствуют развитию умения анализировать, сопоставлять, принимать самостоятельные решения, делать обобщения по частным вопросам.

При создании проблемных ситуацийнаиболее ярко проявляется активная позиция учащихся. Проблема, заложенная в основу урока, определяет выбороптимальных методов и форм урока. Урок-диалог, который в ходе урока перерастает в дискуссию, групповая форма работы, тренинги, анкетирование, уроки - исследования, беседы, семинары развивают самостоятельностьсуждений, готовят учащихся к реальной жизни. При подготовке к семинарам, дискуссиям ученики учатся отстаивать собственное мнение, отделять главное от

второстепенного, строить свою речь так, чтобы заинтересовать слушателей, заставить их слушать, слышать, соглашаться или спорить. На этих уроках зарождаются коммуникативные компетенции. Поэтому на уроках литературы отдаю предпочтение урокам-размышлениям, урокам-диспутам, урокам-дискуссиям:

Урок - размышление: Два рассказа на одну тему: «Олеся» и «Гранатовый браслет».

Урок - диспут: Образ Луки. Шарлатан или нет?Урок - семинар: «Маленькие трагедии» как «опыты драматических изучений» человека.Урок – размышление: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Урок-размышление:«Человек и природа в рассказе В.Астафьева «Царь-рыба» и повести Э.Хемингуэя «Старик и море».

Интегрированный урок-размышление (история+литература) «Так это было на земле…» (тема коллективизации в произведениях М.А. Шолохова, А.П. Платонова, А.Т. Твардовского)

На уроках русского языка обязательна постановка проблемного вопроса при работе с текстом, при изучении, повторении и обобщении учебного материала.

Метод проблемных ситуаций помогает «подвести» учеников к самостоятельному поиску и нахождению ответов через выстроенную определенным образом систему вопросов и заданий. Это один из самых действенных и распространенных средств побуждения учеников к активной умственной работе. Постановка поисковых или проблемных вопросов и заданий по изученному материалу помогают осуществлять личностно- ориентированное обучение, диалогическое общение учителя с учениками, так как реально предлагают каждому учащемуся определить и высказать свою точку зрения, развивают их мышление, речь, умение анализировать.

Например: Что же вводят в предложения вводные слова? Где возможны пунктуационные ошибки в сложном предложении и как с ними бороться?Однородные – это какие?

Таким образом, идет процесс развития интеллекта, формируетсяспособность к самообучению, самообразованию, самореализации, создаются предпосылки для развития творческого потенциала. Все это обеспечивает формирование человека знающего, коммуникабельного, способного к саморазвитию.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: технология ролевой игры и технология интенсификации обучения на основе схемовых и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов).

Уроки русского языка и литературы требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать учащихся. Если ученика не интересует, не затрагивает то, что изучается, урока, по существу, нет, и учитель никогда не достигнет поставленных перед ним целей.

Поэтому в моей работе игры, викторины, всякого рода игровые занятия прочно завоевали место. Нестандартная, игровая форма урока создаёт ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание. Организация игр зачастую помогает мне обеспечить более глубокое проникновение в материал, нежели обычный урок. Игра открывает перспективу живого общения, а разнообразные творческие задания способствуют повышению культурного уровня школьников, дают простор творчеству и инициативе, развивают толерантность и коммуникативные компетенции. Игра способствует формированию понимания ситуации общения и умения выразить себя соответственно ситуации.

С пятого класса практикую нестандартные формы уроков с использованием информационных технологий: урок-концерт, урок-праздник, литературно-музыкальная гостиная, урок-суд, урок – презентация, соревнования, конкурсы. Чтобы повысить интерес к произведению, провожу уроки – презентации, для которых тщательно отбираю эпизоды для художественного чтения и инсценирования в синтезе с такими сильными в эмоциональном плане средствами воздействия, как музыка, живопись.

Один из важных элементов технологии В.Ф. Шаталова - использование схемовых и знаковых моделей учебного материала.

Литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, ведь выразить в схематично чувства, настроения нельзя. У словесника, разумеется, главное – это язык, который должен стать для учащихся искусством слова, учитель вводит ученика в особый образно-эмоциональный мир, где должно цениться мнение ученика, его восприятие художественного произведения. Но опыт работы показал, что при проведении некоторых уроков схема просто необходима. Работая со схемой, ученик получает навыкипостроения связного рассказа на литературоведческую тему, что помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся. Схемы по литературе помогают разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста,

психологически облегчают процесс усвоения. Схемы на уроках литературы могут быть самыми разными по содержанию: графические, словесные, смешанные.

Ученик, которому приходится усваивать огромное количество информации, нуждается в опоре и на уроках русского языка. Благодаря опорным схемам и сигналам, алгоритмам, таблицам даже самый сложный материал становится доступным. Опорная схема помогает учащимся видеть логику изучаемого материала, усваивать новые понятия, повышается уровень знаний по русскому языку, ученик приобретает умение группировать, обобщать и систематизировать учебный материал. А эти умения необходимы для успешной сдачи ЕГЭ. На первых уроках по теме схема будет планом устного ответа и руководством при выполнении тренировочных заданий. Работа с опорной схемой позволяет отрабатывать навык связной речи на лингвистическом материале, что чрезвычайно важно для развития языковой и коммуникативной компетенции. В старших классах алгоритмизация необходима для подготовки выпускников к итоговой аттестации по русскому языку.

Сегодня в связи с потребностью активизировать познавательную деятельность учеников и облегчить труд педагога появилось множество разнообразных средств организации и осуществления учебного процесса: видеоаппаратура, Интернет, мультимедийные установки. Информационно-коммуникативные технологии открывают новые возможности в области филологического образования. Отсюда и появление новой проблемы – правильный выбор средств обучения. Облегчению выбора служит ясное понимание целей организуемой работы.При выборе средств обучения я руководствуюсь положением, что использование информационных технологий – не самоцель, а условие наиболее эффективной организации учебного процесса, повышения его продуктивности.

Внедрение мультимедийных средств обучения в образовательный процесс позволяет мне решать следующие задачи преподавания:

  • оптимизация отбора и представления изучаемого материала;

  • расширение возможностей использования наглядности;

  • включение познавательных заданий в образовательный процесс;

  • обеспечение получения прочных знаний.

Информационные технологии широко используются учащимися приподготовке домашних заданий, для написания рефератов и последующей их защиты, для подготовки к семинарским занятиям. Учащиеся, используя Интернет, подготавливают презентации уроков.

Ни одно выступление на школьной или районной конференции не обходится без мультимедийной презентации, которая делает наглядной исследовательскую работу учащегося. Использование информационных технологий сделает выступления учащихся более зрелищными и запоминающимися.

Информационные технологии используются учащимися при создании и защите проектов, при подготовке и проведении творческих вечеров, при проведении классных часов.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, для созданиятворческой атмосферы на уроках я постоянно использую интерактивные дидактические материалы, которые включают в себя разнообразные задания (тесты, кроссворды, логические задания, задания для словарной работы), составленные с учетом требований образовательных стандартов второго поколения и направленные на формирование у школьников универсальных учебных действий. Электронныеинтерактивные приложения дают возможность многократного выполнения заданий, что способствует повышению качества усвоения материала учащимися, стимулирует интерес к предмету, активизирует познавательную активность.

Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:

  • увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения;

  • знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные;

  • результатом становится исследовательская работа, реферат, проект, доклад, позволяющие ребенку заявить о себе, представить свою работу на уроке;

  • данная работа также несёт в себе воспитательный эффект.

Многие ребята становятся более коммуникабельные, преодолевая “страх” публичного выступления, чувствуют себя увереннее на уроках. Включаются во внеклассную деятельность, представляя свои работы на уроках, поэтому стараюсь привлекать к исследовательской деятельности каждого ученика.

Большинство старшеклассников, за исключением немногих, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные, а исследовательскаядеятельность на уроке стимулирует стремление учащихся к самообразованию исаморазвитию. Проектная деятельность моих учеников - это работа над исследовательскими и творческими типами проектов. Формой выражения проектной деятельности учащихся становится презентации, составление тематических поэтических сборников известных авторов, их защита, анализ авторских поэтических текстов, сочинение собственных, заочная экскурсия на родину писателей и поэтов и по описанным в произведениях городам. Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием, необходимым выпускникам. Технология проектного обучения формирует основные компетентности школьников: коммуникативную, информационную, проектную, социальную, рефлексивную. Это позволит учащимся быть активными, самостоятельными, успешными, конкурентно-способными в современном социуме.

Метод проектов позволяет включить учащихся в режим самостоятельной работы, выработать чувство ответственности, участвовать в коллективном деле, позволяет реализовать способности учащихся.

Одной из форм исследовательской работы, как на уроках, так и во внеурочное время является написание учащимися рефератов и последующая их защита. Работа над рефератом строится с учетом особенностей школьников, я ориентируюсь на возможности и интересы своих учеников. Очертив контуры работы, формируется конкретная тема. Выбор темы предполагает целенаправленный поиск, но и зависит от многих субъективных факторов. Тема должна быть интересна настолько, чтобы возникло желание заниматься ею длительное время, так как для объемной работы требуется время.

Я знакомлю учащихся с определенными требованиями написания и оформления работы.

Задачи написания реферата:

- обучение навыкам самостоятельной работы;

- поиск и анализ источников;

- работа с дополнительной литературой;

- критический подход к произведениям.

Защита реферата универсальна уже тем, что обобщает результаты, подводит итоги самостоятельной работы старшеклассников. Мои ученики занимаются исследовательской работой, участвуют в различных конкурсах, принимают участие в областной научно-практической конференции «Шаг в будущее», в районных конкурсах, конференциях, межрайонных Академических чтениях.

Инновационной находкой исследовательской технологии считаю применение на уроках русского языка и литературы индивидуальных маршрутных листовучащихся. Главная ценность индивидуальных маршрутных листов состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной долей помощи учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с маршрутом. Маршрутный лист выступает программой обучения, дающей уровень самостоятельности и темп учебно-познавательной деятельности. Маршрутный лист содержит план действий, методическое руководство по достижению дидактической цели. Технология маршрутных листов помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать ее, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.

Теория маршрутного листа ценна тем, что опирается на рефлексивный подход, а это в первую очередь – процесс самопознания учеником своих внутренних психических состояний. Рефлексия связана с самооценкой себя, своих действий, осознанием причин успеха и неудач. Составление маршрутного тематического планирования предполагает процесс осмысления деятельности как учителя, так и ученика, начиная с целеполагания и завершая контролем разного типа.

Так, в начале работы по изучению творчества писателя учащиеся получают маршрутные листы, в которых указаны основные формы работы по теме. Выбор программы изучения материала предоставляется самому школьнику. Учащиеся выбирают уровень освоения предмета, задания, формы (письменная, устная, тестовая), выбирают творческие и исследовательские задания. Виды работы разнообразны: учащиеся учатся самостоятельно анализировать произведения, конспектируют литературоведческие материалы, устно готовят ответы на проблемные вопросы. Ученики с удовольствием выполняют творческие, исследовательские работы с использованием мультимедиа: сочинения, доклады, заочные экскурсии, презентации. Создают дидактический материал: опорные конспекты, кроссворды, тесты, аналитические задания. Такое изучение нового материала позволяет включить в активную деятельность всех учеников, формирует интерес к учению.

Работа по индивидуальным маршрутным листам на уроках русского языка рассчитана на учеников с высокой успеваемостью, имеющих достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, обладающих высоким уровнем самостоятельности. Выполняя на уроке задания по составлению планаустного ответа с записью своих примеров в тетради, учащиеся приобретают необходимые навыки работы с учебником, справочными материалами, учатся рациональным приемам их выполнения (в виде схем, таблиц, алгоритмов). Эти задания являются частью системы работы по развитию языковых и коммуникативных компетенций учащихся.

Организация учебной деятельности по индивидуальным маршрутам способствует повышению качества знаний учащихся, развивает самостоятельность, инициативность. Разнообразные виды заданий на уроках русского языка и литературы способствуют тому, чтоучащиеся учатся выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользоваться нужными языковыми средствами.

Индивидуальный маршрутный лист учащегося по теме: «М.Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Лирические произведения поэта. Роман «Герой нашего времени».

Тема:

Баллы

Количество учащихся, работающих над заданием.

1. Литературная постановка «Из пламя и света рожденное слово». (15 б.)




3

2. Доклад «Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова».

(5б.)




9

3. Творческий практикум: анализ стихотворения.

(стихотворения для анализа: «Поэт», «Кинжал», «Как часто пестрою толпою окружен», «И скучно и грустно», «Пророк», «Гляжу на будущность с боязнью», «Молитва», « Она не гордою красою», «Сентября 28», «Любил с начала жизни я...») (на выбор)

(10б.)




7

4. Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова наизусть.

(5б.)




6

5. Сочинение по теме:

А. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе».

Б. Изображение природы Кавказа и быта горцев в романе Лермонтова.

В. Чем отличаются сцены дуэли в «Евгении Онегине» и в «Герое нашего времени».

(10б.)




21

6. В.Г.Белинский «Герой нашего времени». Составить таблицу тезисов статьи.

(15б.)




6

7. Презентация «Жизненный и творческий путь М. Ю. Лермонтова».(15б.)




2

8. Литературно- критическое эссе «Кто такой Печорин, или В чем суть конфликта романа «Герой нашего времени». (15б.)




1



9. Инсценирование отрывка из романа «Герой нашего времени»

(10б.)




4

Зачет по творчеству Лермонтова.

50-70б.





Положительное влияние работы по индивидуальным маршрутам на формирование творческих способностей учащихся было выявлено в ходе опытно – экспериментальной работы «Развитие креативных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы». Развитие креативных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы – одно из направлений моей педагогической деятельности. Творческие способности ребёнка и их развитие занимают особое место в становлении человека как личности. Мне близка гипотеза, которая предполагает, что творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. Формирование творчески мыслящей личности – это путь, который поможет ученику самореализоваться. Достижение творческих успехов является стимулом дальнейшей работы по саморазвитию и самосовершенствованию. Творческая личность способна сама воспринимать и усваивать имеющиеся знания, перерабатывать их, применять в различных ситуациях и, главное, создавать новое, своё, не имеющее аналога. Ученика необходимо привести к пониманию того, что его миссия – быть творцом.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Изменения в обществе влияют и на ситуацию в образовании, поэтому наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук профессора Л. Г. Петерсон. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:

  • Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  • Принцип целостности – формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

  • Принцип минимакса - предоставления возможности ребенку усвоение материала на доступном ему уровне, но при этом необходимо обеспечить усвоение материала на уровне государственного образовательного стандарта.

  • Принцип психологической комфортности – это педагогика сотрудничества, доброжелательная атмосфера на уроке ит.д.

  • Принцип вариативности – создание ситуации выбора.

  • Принцип творчества – ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

В этом учебном году я приступила к работе в 5 классе, где в рамках пилотной площадки Амурской области реализуется Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. В начальной школе учащиеся класса занимались по программе 2100, формирующей навыки работы в условиях системно – деятельностного подхода. Я в своей работе стараюсь руководствоваться основными принципами системно – деятельностного подхода.

Дети «открывают» новые знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать учебную работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Реализовывать данную концепцию мне помогает применение различных форм и методов обучения:

Уроки-мастерские развивают творческие способности, формируют навыки самообразования и самореализации личности, а главное - воспитывают культуру речи и художественный вкус ученика, учат говорению, свободному, грамотному, яркому. Каждый ученик удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность. Результатом урока-мастерской по литературе является представление своей творческой работы в лирической или эпической форме: стихотворение, рассказ, презентации, рисунок, эскиз, газета. Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.

Первые «мастерские» начинаются в 5 классе: провожу экспедицию в страну сказочного языка и предлагаю учащимся самим придумать сказку о синонимах и антонимах, многозначных словах, написать балладу, собственную былину, используя соответствующую лексику, создать проект памятника былинному герою и дать развернутое пояснение к нему.

Обучаю учеников словесному иллюстрированию произведений, рисованию эпизодов, словесному портретированию, описанию зрительных ассоциаций после прочтения лирических стихотворений, сравнительному анализу текстов. Словесное рисование способствует овладению эмоционально-образной речью. В старших классах особое внимание на уроках русского языка и литературы уделяется работе над лингвистическим анализом художественного текста, в результате происходит усвоение языковых норм. Ученики могут сравнить язык классики и язык современной коммуникации. Приходят к пониманию того, как слово в своей эстетической функции способствует созданию художественного образа: от слова к художественному образу, от художественной образности к проблематике произведения.

Беседа - один из эффективнейших методов объяснения нового материала на уроке, способствующий развитию логического мышления учащихся, приучающий их делать самостоятельные выводы. При объяснении с использованием метода беседы учитель путем хорошо подобранных вопросов и заданий руководит мышлением учащихся.

Теперь уже мало кто сомневается в том, что учебник русского языка, являясь, наряду сословом учителя, основным источником знаний, может служить не только средством закрепления, но и средством приобретения новых знаний. Хорошо поставленная работа с учебникомактивизирует процесс усвоения учебного материала и, кроме того, способствует более прочному закреплению знаний непосредственно на уроке.Важно научить школьника самостоятельно работать по учебнику. В этой работе помогает прием «инсерт, или условные значки».Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

  • Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

  • Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Объяснение нового материала планирую так, чтобы в него входило как можно больше самостоятельных заданий и дети, наблюдая, сами делали сопоставления, чтобы они подводились к самостоятельным выводам, сознательно усваивали формулировки изучаемых правил и определений.

Готовясь к системе уроков, продумываю, как будет установлена связь между отдельными темами, на какие грамматические понятия следует опираться при объяснении тех или иных языковых явлений. Усвоение нового материала будет протекать успешно, если теми или иными специальными приемами заставить мысль ученика работать в строго определенном направлении. Существует немало приемов для активизации работы учащихся на данном этапе. Это создание проблемных ситуацийкак основы проблемного обучения, использование элементов новизны и занимательности, опора на уже изученный материал и др. Существует множество методических приемов создания проблемных ситуаций.

Так, при постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, предполагаю два пути:

  1. Ученики справляются с заданием, я разворачиваю побуждающий диалог и помогаю учащимся сформулировать тему. «Неужели решили? А я и не ожидала! Ведь один из примеров был новым! Чем он не похож на предыдущие?»

  2. Задание давалось фронтально всему классу и несколько человек с ним справились. «Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали. Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от остальных?» В громкой речи фиксируется, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы и цели урока.

В рамках проблемного обучения использую приёмы развития активных мыслительных действий, когда ученик:

  • защищает своё мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретённые знания;

  • задаёт вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;

  • помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;

  • выбирает задания повышенного уровня сложности, творческие;

  • осуществляет самопроверку и анализ собственных познавательных и практических действий.

В работе использую такие методы создания проблемных ситуаций, в которых реализуется различного рода инициатива учащихся:

Методы, стимулирующие познавательные вопросы учащихся.

К ним относится предъявление учащимся заданий с неопределённым окончанием, что заставляет их задавать вопросы для получения дополнительной информации.

Методы, стимулирующие самостоятельное проявление инициативы.

Например, самостоятельное творческое составление учебных задач, самостоятельное составление аналогичных заданий на новом содержании и т.д.

Методы, стимулирующие инициативы, выдвигаемые в ходе осуществления деятельности.

Остановлюсь подробнее на данном методе. Здесь удачен:

*приём намеренных ошибок, когда учащиеся должны обнаружить ошибку, допущенную мной в ходе деятельности, и исправить её;

*приём совместного поиска решения, когда намеренно избираю неверный путь достижения цели, учащиеся обнаруживают его, начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

на доске два столбика слов

редкий редко

мягкий мягко

лёгкий легко

Учитель: Что общего между словами в этих столбиках? (родственные слова)

*Разберите слова по составу (после проверки оказывается, что часть детей

выделяет окончание –о- в словах второго столбика)

*В чём отличие между словами? (разные части речи – прилагательное и наречие)

*Что такое наречие? (неизменяемая часть речи)

*Тогда, у наречий не может быть какой части слова? (окончания)

*В чём заключается ваша ошибка? (-о- в наречиях не является окончанием) (побуждение к осознанию противоречия)

*Какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы)

*Что же такое -о- в наречиях? (проблема как вопрос)

Прием Перепутанные цепочки или «Верю-неверю» можно использовать на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные.

Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.

Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен – это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики пообсуждаемой теме урока. Выделяю ключевое понятие изучаемой темы и предлагаю учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет мне диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Одной из технологий, обеспечивающей деятельностный характер обучения, является технология РКМ (развитие критического мышления). Вот некоторые приёмы.

Лингвистическая задача:

Можно ли прийти домой с улицы?

Можно ли прийти домой со школы?

Можно ли принести с магазина хлеб?

Можно ли принести со двора ведро?

Можно ли оплатить за проезд в автобусе?

Предлоги В, НА - синонимы, им соответствуют антонимичные пары ИЗ, С; говорим: на улицу - значит - с улицы.

Привлекая старый материал в процессе изучения нового, сталкиваю учащихся с внешними противоречиями, возникающими между уже имеющимися у них знаниями и теми, которые нужно приобрести, чтобы решить поставленную познавательную задачу, и направляю работу мышления и памяти ученика на решение возникшего затруднения.

При подготовке учащихся к активному восприятию нового материала использую прием сопоставления.Возможность для правильного сопоставления должна создаваться уже во вступительной беседе: из пройденного следует привлекать такой материал, с которым можно сопоставить основные положения нового материала. Например, перед изучением темы «Правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих» необходимо вспомнить правописание о и е после шипящих в корне слова. Сопоставив эти правила, дети уясняют, от чего зависит постановка о и е после шипящих в корне, а от чего – в окончании. В дальнейшем весь этот материал послужит базой для более широких обобщений.

Формирование коммуникативной компетенции – актуальная проблема современного образования. Правильная, соответствующая нормам литературного языка речь – одно из обязательных условий всестороннего развития личности ребёнка.Практика моей педагогической деятельности убедила меня в реальности этого утверждения. Поэтому свою педагогическую деятельность направляю на развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы, что в свою очередь позволяет формировать творческую инициативную личность, способную постигать красоту мира, самостоятельно «жить, думать, чувствовать, творить, свершать открытья», получать знания, свободно мыслить и говорить, выражать свое собственное мнение.

С целью анализа результатов своей педагогической деятельности я постоянно отлеживаю итоги работы с учащимися и корректирую цели и задачи обучения. Совместно со школьным психологом постоянно проводится анкетирование с целью изучения мотивации к предметам гуманитарного цикла, таким как русский язык и литература. В 2012/2013 учебном году в 7 классе была проведена Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой.В диагностике принимали участие 26 учащихся.

Выбор любимых предметов:

Выбор нелюбимых предметов:

По результатам анкеты психолог сделала следующие выводы:

Данная анкета показала: в качестве любимого предмета 11 учеников (42 %) выбирают литературу, 8 человек (30%) выбирают русский язык.

Среди нелюбимых предметов литературу выбрали 4 человека (15 %), русский язык – 7 человек (26 %).

На вопрос о том, насколько учащимся интересен предмет были полученыследующие результаты. 100% респондентов считают русский язык и литературу важными предметами. Учащимся нравится, как преподаёт учитель (84%), на уроках материал излагается учителем так, что становится доступным и интересным для всего класса.

Русский язык и литература являются предметами, заставляющими думать (70%),

требующими большей наблюдательности, сообразительности, усидчивости (72%). Именно эти предметы считают важными не только учащиеся, но и их родители (75%), так как знания по данным предметам необходимы для поступления в институт или другое учебное заведение(100 %).

Результаты анкетирования учащихся

Анкета «Отношение учащихся к предметам»

5 класс, 11 класс (2013/14 учебный год)

Учащиеся оценивали свое отношение к предметам русский язык и литература по следующим параметрам:

  1. Я знаю этот предмет.

  2. Предмет интересно преподается.

  3. Всегда понимаю объяснения нового материала.

  4. Учитель умело готовит меня к контрольным и проверочным работам.

  5. Участвую в олимпиадах, конкурсах по предмету.

  6. Оценки, выставляемые мне учителем, соответствуют моим знаниям.

  7. Занимаюсь исследовательской деятельностью, составляю проекты и презентации.

Количественный анализ результатов анкетирования учащихся выявил тип отношения к изучению предметов:


Тип отношения

5 класс

11 класс

Положительное

84%

62%

Безразличное

16%

30%

Отрицательное

0%

8%



Заключение: 62%учащихся в 11 классе, 84% учащихся в 5 классе отмечают положительное отношение к предметам, которые ведет Наталья Валерьевна. Отрицательное отношение к изучению предметов наблюдалось только в 11классе, что можно объяснить психологическим дискомфортом в связи с предстоящей государственной итоговой аттестацией по данным предметам.

Анализполученных результатов анкетирования позволяет сделать вывод о том, что учащиеся удовлетворены изучением предметов. Большинство учащихся имеют хорошие знания по изучаемым предметам, удовлетворены отношением с преподавателем, имеют возможность развивать на уроках свои способности и самостоятельность.

Результатом работы является стабильно высокий уровень обученности учащихся, с позитивной динамикой качества знаний.Считаю, что за время работы накопила определенный педагогический опыт, которым могу поделиться и предоставить на обсуждение коллег.

Вся моя деятельность направлена на решение цели, поставленной перед учителями русского языка и литературы Архаринского района: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетенции.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconИнформационно-предметная среда учебного кабинета, как элемент здоровьесберегающих...

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconЗдоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения...
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconКонспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих...
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование исторических знаний о разнообразии посуды с использованием здоровьесберегающих технологий
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий icon«Здоровые дети в здоровой семье»
Цели: приобщение учащихся к семейным ценностям и традициям как основам российского общества и государства, сохранение и укрепление...
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconПрограмма проведения кмо тема: «Использование здоровьесберегающих...
«Использование здоровьесберегающих технологий в личностно- ориентированном воспитании и обучении школьников»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconРусакова Наталия Михайловна, Учитель гбоу лицея №95
Эта приоритетная задача решается, в том числе, и с помощью использования здоровьесберегающих технологий. Одна из них обучение диафрагмально-релаксационному...
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством...
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconУрок по физической культуре для учащихся 5 класса цель: приобщение...
Направление: использование здоровьесберегающих технологий в личностно-ориентированном уроке физической культуры
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconДоклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики»
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconТема: «Луч. Числовой луч» Цель урока: познакомить учеников с понятием «числовой луч»
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconЗадачи: Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения...
Коллектив школы работает над методической темой «Реализация компетентностного подхода в обучении и воспитании»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,...
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий iconБайкальское образовательное соглашение
Технологии: урок с применением здоровьесберегающих технологий, интерактивной мультимедийной презентации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск