Скачать 325.76 Kb.
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Количество учебных часов
на внеклассное чтение - 8
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2010 г.) и учебников «Русская литература XIX века. 11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учреждений (автор – В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2010г.), МОУ СОШ п.Восточный развивается по направлению многопрофильной школы. В 10-11 классах осуществляется профильное обучение (физико-математический, информационно-технологический, социально-экономический, химико-биологический). Литература в 11 классе преподаётся на базовом уровне. Изменения в программу не вносятся. Учащиеся данных профилей изучают литературу в объеме 102 часов в год – 3 часа в неделю. Общая характеристика учебного предмета Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
. В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала. Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся. Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: - пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), - выразительное чтение, в том числе и наизусть, - развернутый ответ на вопрос, - выполнение заданий в тестовой форме, - викторина, - анализ эпизода, - анализ стихотворения, - комментирование художественного текста, - характеристика литературного героя, - конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), - сочинение на литературную тему, - сообщение на литературную и историко-литературную темы, - презентации проектов. Задача программы – создание условий на формирование достаточного знания и понимания литературного процесса XX века, взаимоотношение литературы и времени, литературы и социального бытия нации, литературы и духовных чаяний человека. Курс охватывает период русской литературы с конца XIX— XXIв.в.. Программа призвана содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепить их национальное самосознание, патриотические чувства. УМК предоставляет возможность работать как со специальным литературоведческим материалом, так и над нравственной проблематикой произведений, включает изучение литературных направлений, жанров и произведений в широкий историко-культурный контекст. Важнейшим принципом построения курса литературы для 11 класса является принцип преемственности. XX век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера Литература XX века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и известно было лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда). Соответственно программа интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятой ныне большинством ученых «укрупненной» периодизации: веков (1890 – 1917, 1920 –е годы; 30-е – середина 50-х; 50-90-е годы). Обзоры включают в себя не столько социально-политические события, сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи. Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм , а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива и т.п.). Отчетливое понимание перегруженности школьника, его физической неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы. Вместо перечисления всех произведений каждого изучаемого писателя, оборачивающегося на практике схоластическим заучиванием положений учебника о не прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение небольшого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах. Процесс обучения литературе направлен на приобретение общекультурной и литературной компетенций (осознание специфики литературы как искусства слова, знание и понимание произведений), ценностно-мировоззренческой (понимание мировоззренческих категорий, отраженных в литературе), читательской (способность к творческому чтению, способность вступать в диалог с автором, понимание специфики языка художественного произведения), речевой (владение видами речевой деятельности, знание норм языка) компетенций. В связи с этим в календарно-тематическом планировании по-прежнему особое внимание уделяется планированию уроков развития речи и внеклассного чтения. Календарно-тематическое планирование построено с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности между средним и старшим звеном, имеет практическую направленность. Вместе с тем, КТП соответствует образовательной программе школы: решает развивающие и воспитательные задачи, учитывает индивидуальные особенности одиннадцатиклассников. Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МОУ СОШ п.Восточный: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в XI классе – 102 часа (3 час в неделю). Учебник « Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2010. II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Литература XX века Введение Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. Литература начала XX века Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп. Писатели-реалисты начала XX века Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений). Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество.(Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высщая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений). Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). Серебряный век русской поэзии Символизм «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля. Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»). Акмеизм Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др. Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века. Футуризм Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями. Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта. Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений). Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.) Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века. Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений). |
Пояснительная записка количество недельных часов 2 Количество часов в год ... | Пояснительная записка Количество часов в год 70 Количество часов в 1 п/г в неделю/всего 2/32 Учебник: География. Страны и континенты. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:... Количество часов: 70 учебных часов ( 2ч в неделю). Изучение предмета полностью переносится в 10 класс (один год обучения) | Пояснительная записка Количество часов в неделю 5 Количество часов в год 170 Климановой Л. Ф. (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2007 ) в соответствии с требованиями... | ||
Пояснительная записка. Количество учебных часов: 1 урок в неделю... Количество учебных часов: 1 урок в неделю (34 часа в год), в том числе практических работ 22, практикумов – 4, контрольных работ... | Пояснительная записка. Количество учебных часов: 1 урок в неделю... Количество учебных часов: 1 урок в неделю (34 часа в год), в том числе практических работ 22, практикумов – 4, контрольных работ... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Количество учебных часов: 1 урок в неделю (35 часа в год), в том числе практических работ 22, практикумов – 4, контрольных работ... | Пояснительная записка содержание рабочей программы Количество недельных часов: в VIII классе 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе 68 учебных часов из расчета 2 часа... | ||
Календарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс.... | Календарно-тематическое планирование по информатике и икт на 2012-2013... Количество часов по четвертям: 1 четверть 9 ч., 2 четверть – 7 ч., 3 четверть 10 ч., 4 четверть 8 ч | ||
Е. К. Хеннер Учебник: информатика и икт 10-11 класс Год издания:... Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный... | Пояснительная записка Количество часов всего: 68 ч Количество часов по четвертям: 1 четверть ч., 2 четверть ч., 3 четверть ч., 4 четверть ч | ||
Пояснительная записка. Количество часов «Информатика 5-7». Учебники «информатика и икт» для 5, 6, 7 классов автора Босовой Л. Л. разработаны с учётом целенаправленного формирования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество учебных часов по учебному плану: 1 час в неделю (технология) + 10 часов в год (обж) | ||
Образовательная программа по экономике для 11 класса Пояснительная записка Данная программа составлена на основании Программы «Современная экономика» Равичева С. А., Протасевича Т. А. Рассчитана на обучение... | Пояснительная записка срок реализации программы: 1 год Количество... Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Поэтому на занятиях кружка учащиеся знакомятся с компьютерными... |