Г. Нижнего Новгорода





Скачать 289.65 Kb.
НазваниеГ. Нижнего Новгорода
страница1/2
Дата публикации07.03.2016
Размер289.65 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 80

г. Нижнего Новгорода


Рассмотрено

на заседании кафедры

гуманитарных наук

Протокол № 1 от

« » августа 2014 года

Зав. кафедрой

/Соколова Р.Н./


Согласовано

Заместитель директора по

УВР МБОУ гимназии № 80

Курицына Н.В

« » августа 2014 года


Утверждено

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от

« » августа 2014 года

Директор МБОУ гимназии № 80


/Винтер Л.М./


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ
9 класс

Сроки освоения программы: 1 учебный год
Программу составила

учитель высшей категории

Нечайкина Татьяна Павловна
г. Нижний Новгород

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (автор В.Г. Маранцман - М.: Просвещение, 2005.Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Общая характеристика учебного предмета

Курс 9-го класса построен на смене эпох развития литературы, представленных общим планом обзора и крупным планом изучения монографической темы. Включение зарубежного материала объясняется тем, что некоторые эпохи (Античность, Возрождение) русская литература или миновала, или переживала в иных формах и позднее, чем Европа. Однако везде, где это возможно, мы стараемся сопрягать русское и европейское литературное развитие, дабы показать и общие тенденции, и самобытность русского искусства. Диалог национальных культур в предлагаемой программе 9-го класса сопрягается с диалогом времен в отечественной литературе. Изучая древние пласты словесного искусства, мы ищем их эхо в литературе XX века. Поэтому, изучая трагедию Эсхила, учащимся предлагается сопоставить ее с поэтической пьесой М. Карима «Не бросай огонь, Прометей!». Лирика Катулла сопоставляется со стихотворениями А. Ахматовой и И. Бродского, «Божественная комедия» Данте — с поэмой Гоголя «Мертвые души», и она, в свою очередь, — с романами И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», роман «Герой нашего времени» Лермонтова — с «Утиной охотой» Вампилова и т. д.

Свободное потребление искусства в современных условиях не сводится только к чтению. Многочисленные каналы массовой информации предлагают аудио- и видеоматериалы, общение с которыми часто протекает «по касательной» и не требует от зрителя и слушателя напряжения, которое он испытывает как читатель. Эти обстоятельства побуждают в возможном финале школьного литературного образования сосредоточить внимание учеников на связях и различиях в постижении литературы и других искусств.

Наблюдая за взаимодействием литературы и других видов искусства, в рамках нашего предмета более всего важно показать ученикам, что в художественном восприятии существуют общие элементы, но переносить опыт общения с искусством слова на живопись, музыку, кино, театр невозможно, ибо у них свои задачи и формы отражения жизни.

Новой задачей 9-го класса оказывается освоение таких явлений, как литературное направление и творческий путь писателя. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм предстают перед учениками как наследники и антиподы. При этом важно показать, что система правил каждого направления неизбежно сдвигается и варьируется в индивидуальном творчестве писателя.

Рассмотрение творческого пути писателя возможно в какой-то степени в рамках многих монографических тем, но наиболее законченно предстает в теме «А. С. Пушкин». Здесь уроки творческой эволюции писателя наиболее поучительны и открыты ученикам, здесь стремительность взлета русского искусства от отечественного своеобразия к общемировому уровню особенно заметна. Труднее всего, однако, показать нравственное и художественное движение поэта в органическом единстве. Теория литературы, изучаемая в 9-м классе, побуждает учеников увидеть эволюцию родов и жанров литературы в их историческом движении. Теоретико-литературный опыт прежних классов обогащается основами историческойпоэтики.

Литературное творчество учеников наполнено стремлением расширить диапазон художественных интерпретаций литературного произведения, освоить стилистически разнообразные художественные манеры писателей и практически воплотить в литературных импровизациях законы разных жанров.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально- трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

− приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;

− овладение теоретико-литературными понятиями;

− формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;

− освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции.

Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Изучение русской литературы включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия русской классической литературы как части мировой культуры. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе основного общего образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об основных темах и проблемах русской литературы 19 века и 20 века будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных произведений, литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проектной технологии, межпредметных интегрированных уроков и т. д.. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными литературными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении — в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации). При изучении русской литературы принципиально важная роль отведена в плане участию обучающихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Реализация календарно- тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе воспитание гражданственности и патриотизма.

Дидактико-технологическое оснащение.

В 9 классе дидактико-технологическое оснащение включает:

− Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ. (под ред.

В.Г. Маранцмана)

− контрольно-измерительные материалы. Литература: 9 класс./Сост. Е.Н.

Зубова. – М.: ВАКО, 2011

− М. Мещерякова Сочинение. Секреты успеха, М.: 2001;

− М. Пирогова Сборник словесных игр по русскому языку и литературе М.,

2001;

− выставочный материал по творчеству русских писателей 19 века, 20 века;

− таблицы;

− литературные справочники и словари.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

− Энциклопедия Кирилла и Мефодия;

− мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;

Виды контроля:

— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературныезнания; зачет.

— итоговый (за триместр, год): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, зачет.
Содержание учебной программы

Введение. История и литература

Периоды развития литературы как вида искусства. Связь с историческим процессом и самостоятельные силы искусства, влияющие на его развитие. Разновременность ритма развития национальных культур. Смена художественных идеалов в искусстве. Сопоставление живописных полотен, музыкальных пьес и литературных произведений, принадлежащих разным эпохам. Размышления учеников об их своеобразии.
Античность (обзор)

Осознание личности человека как одной из сущностей всеобщего бытия, вписанной в мироздание и противостоящей ему. Идея рока, судьбы — проявление сложной гармонии человека и мира, поединка природных сил и индивидуального сознания человека и сопряженности их. Игра в следопытов, отыскивающих приметы античности в современном мире. Рассматривание скульптурных изображений греческих богов, чтение гимнов богам в переводе В. Вересаева и поиски архетипа среди знакомых литературных персонажей и окружающих людей.
Эсхил. «Прикованный Прометей»

Греческий театр. Праздники Диониса; происхождение трагедии и комедии. Миф о Прометее и его варианты. Чтение трагедии Эсхила по ролям и осознание сюжета произведения. Сочувствие и осуждение Прометея героями трагедии (Гефест, Гермес, Океаниды). Диспут о причинах вызова, который бросает Прометей богам: гордое самоутверждение или любовь к людям? Духовная сила Прометея, побеждающая физическое страдание. Прометей и Ио — жертвы Зевса, по-разному переживающие свою казнь.
Г. В. Катулл. Лирика

Сравнение греческой и римской скульптуры («Афродита в садах» и «Венера Каллипига»; «Отдыхающий сатир» Праксителя и «Сатир с фруктами» и др.). Мир поэзии, характерной для Греции, и беспощадно трезвый анализ римлян. Переход от Греции к Риму как шаг из мира всеобщего к индивидуальному началу.
Средневековье (обзор)

Средневековье как новый шаг в общественном сознании и художественном развитии человечества. Религиозная регламентация и возвышение духовной природы человека. Античная идея фатума и выбор между добром и злом, предоставленный человеку христианством. Исторические рамки переживания Средневековья в разных странах.
«Слово о полку Игореве»

Создание политической, нравственной и эстетической установки на чтение «Слова...». Актуальность идеи единения Руси в эпоху распада коммунистической империи. Решительное отвержение автором «Слова...» идеи самоутверждения личности и необходимость для современного человека преодоления эгоистических начал. «Монументальный реализм» (Д. С. Лихачев) и яркий символизм образов «Слова...».

Лиризм стиля и ясность пропорций «Слова...» как противостояние хаосу современной массовой культуры. Древнерусское искусство как естественная среда «Слова...». Храм Покрова на Нерли и русская живопись (сообщения учеников).

Историческая основа «Слова...» и споры о его авторе. Чтение «Слова...» в классе и словесное рисование; составление киносценария по некоторым эпизодам («Выступление в поход», «Второй бой с половцами и печаль Русской земли» и др.).

Составление цитатного плана по ходу чтения. Диспут: «Почему в финале поэмы поют славу Игорю и князьям?» Сравнение переводов «Слова...» (плач Ярославны в переложении В. Жуковского, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого).

Композиция и стиль «Слова...».
Данте. «Божественная комедия»

«Суровый Дант» и история отношения к нему русских читателей и поэтов (Пушкин, Блок, Брюсов, Ахматова). Жизнь Данте и его отношение к Флоренции. Сила личности, разнообразие деятельности и творения в искусстве мира по своим собственным законам как свойство человека, готовящего эпоху Возрождения в рамках Средневековья.

«Божественная комедия» — поэма восхождения человека к совершенству.

Преодоление зла любовью и высотой разума. «Ад», «Чистилище» и «Рай» как ступени преображения человека. Искусство и любовь к Беатриче — силы, помогающие поэту преодолеть хаос зла. Вергилий и Данте, равновесие разума и трепетности сердца.
Возрождение (обзор)

Человек — лучшее создание природы, с точки зрения гуманистов Возрождения. Назначение человека — осуществление своих склонностей. Выбор между добром и злом, характерный для Средневековья, и возрастающая свобода воли в Возрождении. Природа, наслаждение, красота как верховные ценности Возрождения.
У. Шекспир. «Гамлет»

Жизнь Шекспира как поединок безвестности и славы, любви и отчуждения. Три периода творчества.
Приметы Возрождения на Руси

Исторически более позднее, чем в Европе, и длительное по времени — с XV в. вплоть до пушкинской эпохи — обращение русского искусства к Возрождению. Поэтическая влюбленность в жизнь и гармония живописи А. Рублева; неистовая энергия и трагизм Ф. Грека.
Аввакум. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (обзор).

Слово о писателе. Судьба Аввакума — жизненная основа «Жития...». Биография и житие — сходство и различие. Образ неистового проповедника «истинной 8 . \u1074 веры» в челобитных царю Алексею Михайловичу и в «Житии...». Сопоставительный анализ учащимися отрывков из первой и пятой челобитных Алексею Михайловичу и отрывков из «Жития...». Как Аввакум создает образ святого в автожитии (наблюдения учащихся над отдельными эпизодами текста «Жития...»)? Евангельские реминисценции в «Житии...».

Аввакум — мастер портретной характеристики. Элементы сатиры, юмора и идеализации в описании героев. Бескомпромиссность в отношении к врагам, максимализм в отстаивании убеждений и снисходительность к человеческим слабостям как черты нравственного облика Аввакума.
Классицизм (обзор)

Исторические корни классицизма. Монархия как утверждение нормативного поведения и вкуса. Регламентация жанров и их система, охватывающая разные стороны жизни.

Восприятие мира как рациональной гармонии, основанной на иерархии ценностей. Архитектура классицизма, симметрия частей и равновесие пропорций. Подчинение целесообразности. Сравнение учениками средневекового храма, палаццо эпохи Возрождения и здания времен классицизма. Закон трех единств и его смысл в драматургии классицизма.

Размышления над вопросом: «Каковы достоинства человека с точки зрения классицизма?»
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

Чтение сцен из комедии «Мещанин во дворянстве» и размышления над вопросом: «Почему Журдену нравится походить на дворян и в чем он уступает, а в чем превосходит их?» Цинизм и самовлюбленность аристократов в комедии Мольера. Ирония над героем, не замечающим грубой сущности дворян за изысканностью их манер. Нелепость поведения Журдена и здравый смысл и искренность его натуры. Смысл сюжетной линии Клеонт — Люсиль в композиции комедии. Выразительное чтение и мизансценирование отдельных явлений комедии по выбору учащихся.
Русский классицизм (обзор)

Петровская эпоха и утверждение идеалов просвещенной монархии в России XVIII в. Гражданственность и патриотическая направленность как особенностирусского классицизма, подсказанные не только национальной традицией, но исторически более поздним, чем в Западной Европе, протеканием художественного процесса. Осуществление в русском классицизме задач Возрождения и Просвещения.
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол... императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», «Разговор с Анакреонтом»,«Кузнечик»

Ломоносов — «первый русский университет» (А. С. Пушкин). Жизнь Ломоносова — служение Отчизне и науке. Литература как выражение жизни сердца и способ просвещения умов. Теория трех штилей и реформа стихосложения. Правила красноречия и непосредственность чувств в поэзии Ломоносова. Образ императрицы и образ России в оде Ломоносова 1747 г.

Г.Р. Державин – поэт и гражданин.

Д.И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин».

Образование и воспитание в комедии «Недоросль». Черты классицизма.
Сентиментализм (обзор)

Сентиментализм и демократизация литературы. Идеалы «третьего сословия» и культ непосредственного чувства, мирной природы, скромного и умеренного образа жизни. Оппозиция классицизму: не величие, а простота, не рассудочность, а чувствительность, не героизм, а наивное простодушие, не подвиги, а частная жизнь людей — ценности сентиментализма.
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»

Жизнь Карамзина — «подвиг честного человека» (А. С. Пушкин).

Добродетели и пороки людей в «Истории государства Российского».

Социальный конфликт и нравственные коллизии повести «Бедная Лиза».

Размышления о бедности и богатстве кошелька и души. Дискуссия на тему: «В чем причины гибели Лизы?» Природа как аккомпанемент чувствам героев повести. Повествователь и его оценки героев. Групповая работа учеников по определению особенностей художественного стиля Радищева и Карамзина.

Домашнее сочинение «Достоинство и долг личности в литературе сентиментализма».
Романтизм (обзор)

Неудовлетворенность действительностью, разочарование и порыв к иной жизни как причины возникновения романтизма. Отталкивание от обыденности, поиски необычайных характеров и исключительных обстоятельств в произведениях романтизма. Трагический поединок личности и общества, характера и судьбы как проявления конфликтной природы романтизма. Безграничность чувств, жажда свободы, неукротимость духа, вечное несогласие с окружающим — характерные свойства романтического героя.
Дж. Г. Байрон. Лирика. «Паломничество Чайльд-Гарольда»

Необычайность судьбы поэта и легендарность его облика в глазах современников и потомков. Анализ стихотворений «Когда б я мог в морях пустынных...», «Песня греческих повстанцев», «Душа моя мрачна...». Сообщения учеников: «Образ Байрона в поэзии Пушкина», «Лермонтов — переводчик Байрона». Мотивы разочарования и одиночества в лирике Байрона и страстная проповедь борьбы и свободы. Оппозиция политическим режимам в Европе и восточные мотивы в поэмах Байрона. Композиция романтической поэмы.

Восстановление учениками «утерянных» звеньев сюжета. Идеал гордой и сильной личности и ее трагическая судьба в поэзии Байрона.
В. А. Жуковский. «Вечер», «Море», «Светлана»

Жуковский — друг царей и поэтов. Тяготение к миру вечности и драматизм жизненных бурь. Природа в лирике Жуковского (сообщения учеников). Свободное дыхание поэтической речи и многообразие человеческих чувств. Сопоставительный анализ стихотворений «Вечер» и «Море» и ответ на проблемный вопрос: «Возможна ли гармония в природе?»

Баллада «Светлана». Сон и явь в композиции баллады. Грусть о неосуществленности человеческих желаний. Словесное иллюстрирование эпизодов баллады.
Поэты пушкинской поры (К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский)

Русская поэзия на переломе от эпикурейского воспевания радостей жизни к романтическому трагизму. Своеобразие судеб и личности каждого из поэтов и общая горечь итогов жизни. Проблемный вопрос, возникающий перед классом и объединяющий размышление над всей темой: «Что связывало этих поэтов с Пушкиным и почему они не смогли в творчестве преодолеть трагедии жизни?»
Зарождение реализма (обзор)

Тенденции развития искусства, подготовившие появление реализма как особого литературного направления, в котором предполагается, помимо верности деталей, «правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Ф. Энгельс). Изменение сюжетов и героев литературных произведений в сравнении с классицизмом, сентиментализмом, романтизмом. Способы проявления характера в разных литературных направлениях. Угадывание и мотивирование учениками портретов и пейзажей, принадлежащих разным литературным направлениям.

А. С. Пушкин. Лирика: «Пирующие студенты», «19 октября (1825 г.)»,

«Была пора...», «К морю», «Не дай мне Бог сойти с ума...», «Фонтану

Бахчисарайского дворца», «Нереида», «Я вас любил...», «Заклинание»,

«Мадона», «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа», «Эхо», «Я памятник себе

воздвиг...» и др.; «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери», «Пиковая дама»

М. Ю. Лермонтов. Лирика. «Герой нашего времени»

Краткость жизни поэта и противоречия в его лирике. Размышления над детством и юностью поэта (Тарханы, Москва, Кавказ) и над тем, откуда пришли к Лермонтову желания свободы, борьбы и покоя, красоты. Стихотворение «Желание» (1832) и обнаружение в ходе анализа своеобразия чувств поэта. Сравнение с романсом А. Рубинштейна. Проблемная ситуация к изучению жизни и творчества поэта: «Остался ли Лермонтов верен желаниям своей юности?»
Н. В. Гоголь. «Мертвые души»

Странность человеческого облика Гоголя и необычайность его писательской судьбы. Детство в Васильевке и ощущение жизни как природного праздника. Нежинский лицей: идеалы вольнолюбия и скука «небокоптителей». Переезд в Петербург: честолюбивые мечты и унижение человека. Таинство жизни в «Вечерах...» и трагикомедия русской действительности в «Ревизоре», «Женитьбе», «Петербургских повестях» и «Миргороде». Доклады учащихся о гоголевских спектаклях и фильмах и размышления над причинами обращения к Гоголю современного искусства.
В.Г. Белинский – великий русский критик.

Роль В.Г. Белинского в становлении русской литературной критики

Результаты обучения.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды 'F31088 рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

• прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

• определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

• определять идейную и эстетическую позицию писателя;

• анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

• оценивать проблематику современной литературы;

• анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

• различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

• осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

• сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

• находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

• выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Учебное и учебно-методическое обеспечение
1) Художественная литература (в любом издании)

1. А.П. Чехов «О любви», «Палата № 6»

2. А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд», «Анчар», «Капитанская

дочка», «История Пугачевского бунта»

3. А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

4. В. Скотт «Айвенго»

5. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

6. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»

7. И.И. Пущин «Записки о Пушкине»

8. И.С. Тургенев «Ася», «Первая любовь».

9. Л.Н. Толстой «После бала», «Хаджи-Мурат».

10. М. Горький «Челкаш», «Песня о Соколе», «Сказки об Италии».

11. М. Цветаева «Мой Пушкин»

12. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

13. М.Ю. Лермонтов Лирика. «Мцыри»«Демон»

14. Н.В. Гоголь «Ревизор», «Женитьба», «Петербургские повести».

15. Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»

16. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Тематическое планирование

Дата



Тема урока

Теория литературы

Внеклассное чтение и лит. творчество.

план

факт

2/09

3/09

4/09
9/09

10/09

11/09

16/09

17/09

23/09

24/09

25/09

30/09
1/10

2/10
7/10
8/10

9/10

14/10

15/10

16/10

21/10

22/10

23/10

28/10

29/10

30/10




1ч.

2ч.

3ч.
4ч.

5ч.

6ч.

7ч.

8ч.

9ч.

10ч.

11ч.

12ч.
13ч.

14ч.
15ч.
16ч.

17ч.

18ч.

19ч.

20ч.

21ч.

22ч.

23ч.

24ч.

25ч.

26ч.
27ч.

28ч.

29ч.

30ч.

31ч.

32ч.

33ч.

34ч.

35ч.
36ч.

37ч.
38ч.

39ч.

40ч.

41ч.

42ч.

43ч.

44ч.
45ч.

46ч.
47ч.

48ч.

49ч.

50ч.

51ч.

52ч.

53ч.

54ч.

55ч.

56ч.

57ч.

58ч.

59ч.

60ч.

61ч.

62ч.

63ч.

64ч.

65ч.

66ч.

67ч.
68ч.

69ч.

70ч.

71ч.

72ч.

73ч.

74ч.

75ч.

76ч.

77ч.
78ч.

79ч.

80ч.
81ч.

82ч.

83ч.
84ч.

85ч.

86ч.

87ч.

88ч.

89ч.

90ч.

91ч.

92ч.

93ч.

94ч.

95ч.

96ч.

97ч.

98ч.

99ч.

100ч.

101ч.

102ч.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Нижнего Новгорода iconУрок математики 4 класс. Учитель: Колтакова Т. В
Из Нижнего Новгорода до Астрахани теплоход плывет 5 суток, а обратно 7 суток. За сколько суток от Нижнего Новгорода до Астрахани...
Г. Нижнего Новгорода iconСборника
Департамент культуры, спорта и молодежной политики администрации города Нижнего Новгорода
Г. Нижнего Новгорода iconЛитература 27-28
Анализ статистических данных посещаемости врача-кардиолога в млпу «городская поликлиника №17» Московского района города Нижнего Новгорода...
Г. Нижнего Новгорода iconСправочник не будет
Приглашаем Вашу школу принять участие в издании периодического печатного информационного издания посвященного танцевальной жизни...
Г. Нижнего Новгорода iconНижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное...
Директор Казакова Эльвира Сунгатовна, заслуженный учитель рф, кандидат педагогических наук
Г. Нижнего Новгорода iconУста в (новая редакция) Муниципального образовательного учреждения
...
Г. Нижнего Новгорода iconБиблиотечный урок по рассказу А. Костюнина «Вера»
Составлен педагогом-библиотекарем муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №79 города...
Г. Нижнего Новгорода iconПрезидент Фонда «Институт экономики города»
Разработка стратегии социально-экономического развития города нижнего новгорода на период до 2030 года
Г. Нижнего Новгорода iconПрезидент Фонда «Институт экономики города»
Разработка стратегии социально-экономического развития города нижнего новгорода на период до 2030 года
Г. Нижнего Новгорода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу средняя общеобразовательная школа №160 Ленинского района города Нижнего Новгорода
Г. Нижнего Новгорода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу средняя общеобразовательная школа №160 Ленинского района города Нижнего Новгорода
Г. Нижнего Новгорода iconПроведение обучающих семинаров для инструкторов Нижнего Новгорода
...
Г. Нижнего Новгорода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподаватели дши №8 им. В. Ю. Виллуана и дмш №15 г. Нижнего Новгорода, принимающие участие в культуро-образовательном проекте
Г. Нижнего Новгорода iconГеоргий (юрий) всеволодович – основатель нижнего новгорода
Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга
Г. Нижнего Новгорода iconНижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное...
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», обеспечивает выполнение государственных...
Г. Нижнего Новгорода iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Защита конкурсной работы учителя биологии моу сош №52 г. Нижнего Новгорода Тяпаевой Тамары Всеволодовны


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск