Скачать 134.55 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 76 План-конспект урока МХК "Этапы русского классицизма (на примере архитектуры)" Выполнила: учитель МХК Тырыкина Е. А. Нижний Новгород 2014 год План-конспект урока по теме: "Этапы русского классицизма (на примере архитектуры)" Класс – 11 Тема: Этапы русского классицизма (на примере архитектуры) Цель урока: в контексте развития русской художественной культуры дать определение архитектурного стиля и показать его эволюцию. Задачи урока:
Термины и понятия: архитектоника, ризалиты, портик, ионический ордер, капитель, ростры Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация. План урока:
А)Классицизм; появление классицизма в России Б)Ранний классицизм В)Строгий классицизм Г)Александровский классицизм (Русский ампир)
І. Актуализация знаний
II. Подведение итогов актуализации знаний
А) Классицизм; появление классицизма в России Классицизм (лат. classicus — образцовый) — художественное направление, ориентированное на идеалы античной классики. - Вспомните, когда и где возник классицизм? ( в эпоху античности- Древняя Греция и Древний Рим) Очень часто понятие классицизм применяют для определения искусства какой-либо страны, эпохи, школы, мастера, которые следуют классицистическим принципам. Разница между классикой и классицизмом в том, что классицизм - это стиль, отражающий стремление художественного мышления к целостности, ясности, простоте, уравновешенности, логичности. Подобный идеал наиболее полно явил себя в истории лишь однажды — в эпоху античной классики. Классицистическая архитектура дает ясное представление о величине, соразмерности, пропорциональности, масштабности сооружения. Главенствующую роль играют архитектониказдания, четкое подразделение целого на части и одновременно их соподчинение. - На что ориентируется классицизм? (культуру Древнего Рима и Греции) - Найдите определение, что такое архитектоника в словаре. - Выделите характерные черты классицизма, с помощью учебника по плану: 1. преобладающие цвета 2. линии 3. форма 4. элементы интерьера 5. конструкции 6. окна 7. двери Для архитектуры классицизма характерны следующие черты:
- Историческая справка (доклад учащегося) Екатерина ІІ, вступившая на престол в 1762 году, хотела изменить в России очень многое, в том числе и архитектуру. И в 1760-х годах в России происходит смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления – зодчего Ф. Б. Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране - Найдите в учебнике и запишите рамки классицизма. Рамки классицизма в России приходятся на вторую половину XVIII в. – первую треть XIX в., но на этом его существование не заканчивается. Классицизм существует не отдельно от других стилей, а связан с ними. Его принципы прослеживаются в более поздних стилях. - Вспомните из истории, с приходом, какого монарха в истории России начинается период классицизма? - Запишите в тетрадь этапы классицизма в России. Развитие классицизма в России можно разделить на три этапа:
-Обратите внимание на доску. Какие архитектурные здания, по вашему мнению, относятся к каждому этапу классицизма в России? На примере трёх архитектурных ансамблей можно рассмотреть все три этапа классицизма в развитии. Это здание Академии художеств (ранний), Академии наук (строгий) и Ансамбль стрелки Васильевского острова (ампир). Видеоиллюстрация . Б) Первый период классицизма в России принято называть «екатерининским классицизмом» (1760-70-е гг.): ( Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) ещё сохраняет пластику, богатство и динамику форм, характерную для барокко. Но уже появляются характерные для классицизма черты: - Посмотрев на здание первого этапа классицизма в России, выделите черты, характерные для этого этапа
В 1764 – 1788 по проекту архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота на месте построек 1-й четверти XVІІІ в. для Академии Художеств построено грандиозное здание на набережной Большой Невы (Университетская наб., 17) — первый памятник архитектуры классицизма в Санкт-Петербурге. В 1766-88 г. под руководством А. Ф. Кокоринова архитекторы Ю. М. Фельтен и Е. Т. Соколовпостроили садовый корпус и круглый внутренний корпус, увенчанный статуей Минервы (богини мудрости в римском пантеоне). У Минервы – лицо Екатерины ІІ. На фасаде, обращённом к Неве, есть портик со скульптурами Геракла и Флоры. Здание сохраняет некоторые детали, характерные для барокко – например, полукруглые окна, пилястры. При строительстве Академии художеств впервые применялись железные несущие элементы. Видеоиллюстрация - Посмотрев на здание второго этапа классицизма в России, выделите черты, характерные для этого этапа В) Второй период классицизма получил название «Строгий классицизм». Примером строгого классицизма может служить Академия наук , выстроенная на Университетской набережной в Санкт-Петербурге по проекту Джакомо Кваренги в 1783 – 1789 гг. Это трёхэтажное, прямоугольное в плане здания, его фасад обращен на Неву. Нижний цокольный этаж облицован гранитом. На нём практически нет декора, что оправдывает название стиля – строгий; фасад оживлен карнизами и тягами, его центр отмечен величественным 8-колонным портиком ионического ордера. -Вспомните, что такое ионический ордер? - где он впервые применялся? Торжественные гранитные лестницы ведут на площадку у главного входа и в вестибюль на 2-м этаже. Тут уже нет никаких элементов барокко, портик украшен лишь колоннами с капителями ионического ордера. Здесь мы видим классицистическое здание, полностью соответствующее древнегреческим канонам архитектуры. Видеоиллюстрация - Посмотрев на здание третьего этапа классицизма в России, выделите черты, характерные для этого этапа Г) Архитектура Александровского классицизма - эпоха позднего классицизма и его расцвет. Огромное влияние на формирование стиля оказало открытие памятников древнегреческой архитектуры и то, что участие в процессе формирования национальной архитектуры принимал сам император Александр I. Вершиной классицистического стиля в архитектуре являетсяансамбль Биржи и Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова. Автором проекта был Жан Франсуа Тома де Томон. Биржа была заложена в июне 1805 года, а через пять лет ее строительство завершилось. Прямоугольное в плане задание со всех сторон окружено монументальной дорической колоннадой. Над колоннами возвышается верхняя часть основного объема сооружения, перекрытого двускатной крышей. Четкий силуэт и пластичная колоннада Биржи способствуют тому, что она отлично видна с большого расстояния. Материал для учителя Задача, стоявшая перед Тома де Томоном, была очень сложной: Стрелка не была симметричной, пейзаж необходимо было «выстроить» так, чтобы соблюсти симметрию – одно из ключевых требований классицизма. Пришлось упорядочить природное окружение здания: путем подсыпки грунта и забивки более чем тысячи свай берег Стрелки Васильевского острова был повышен и выдвинут вперед более чем на сто метров, а береговой линии приданы правильные, симметричные очертания (изначально берег имел форму острого мыса, стрелой вдающегося в воды реки на 122 метра). Так перед Биржей возникла полукруглая площадь, которую украсили гранитные стенки и пологие спуски к воде. Строгую симметрию ансамбля подчеркнули две вертикали – Ростральныеколонны, поставленные по обеим сторонам площади (в прошлом они выполняли роль маяков при входе в порт). Массивные каменные колонны, решенные в форме античных триумфальных сооружений, декорированы металлическими изображениямиростр – носовых частей кораблей. У подножия колонн – колоссальные скульптурные аллегории великих русских рек: Волги, Днепра, Волхова и Невы, выполненные по моделям И.Камберлена и Ж. Тибо. Как и в других памятниках зрелого классицизма, в композиции Биржи значительную роль играют скульптурные группы, раскрывающие идейный замысел и назначение здания. Перед его фронтоном помещена аллегорическая композиция «Нептун с двумя реками». Группа «Навигация с Меркурием и двумя реками» венчает колоннаду на западном фасаде Биржи. Ансамбль Стрелки получил завершение лишь спустя два десятилетия после сооружения Биржи и Ростральных колонн. В 1826-1832 годах справа и слева от Биржи были возведены симметричные здания пакгаузов – портовых складов. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси (Михайловский дворец, Сенат и Синод), Андрей Воронихин (Казанский собор, Горный институт), Андреян Захаров (Адмиралтейство). Третий период развития классицизма в России по аналогии с французским имперским стилем Наполеона называют «Русским ампиром». Пик русского классицизма в архитектуре характеризует изысканная простота форм и имперское величие. Это стиль, почти буквально повторяющий античность – Рим эпохи империи, полностью соответствующий характеру и духу царствования Наполеона и Александра І. На примере успешных работ великих итальянцев и французов в России сформировалась своя школа великих архитекторов. Россия стала не только Империей, но и вполне европейской державой с собственной архитектурой. Настало время, когда за новым в архитектурной практике ехали не из России, а в Россию. Обустраивались не только столицы, но и вся страна. Это было время самого массового качественного строительства, оставившего после себя великие памятники архитектуры. Россия не просто строилась, она полностью перестраивалась и меняла стиль. -Вспомните из истории, с какой легендой связано строительство Михайловского замка? Михайловский дворец был построен в 1819 – 1825 годах для великого князя Михаила Павловича – младшего сына Павла I. Отсюда и произошло название дворца – Михайловский. Раньше на этом месте располагались оранжереи Михайловского замка. Дворец был построен по типу загородной усадьбы с садом. Ансамбль Михайловского дворца состоит из главного корпуса и двух флигелей. Главный двухэтажный дворцовый корпус, высота которого составляет около двадцати пяти метров, находится в глубине парадного двора. Боковые флигели, располагающиеся симметрично, связаны между собой великолепной высокой чугунной оградой с тремя воротами. Центральные ворота украшены четырехгранными пилонами, которые увенчаны арматурой – изображением военного снаряжения: доспехами,мечами и знаменами. Первый этаж Михайловского дворца был облицован рустами. Главный фасад здания украшен портиками из восьми колонн коринфского ордера, поднятых на аркаду первого этажа. Портик завершен треугольным фронтоном. Высеченные из камня головы львов расположены над арками и над всеми окнами первого этажа. Трехчетвертные колонны украшают боковые колонны здания. Фриз дворца украшают также сорок четыре барельефа работы выдающегося скульптора Демут-Малиновского. Широкая лестница, украшенная каменными львами, ведет ко входу во дворец. Боковые ризалиты декорированы большими венецианскими окнами. Перед главным фасадом здания был разбит небольшой парадный сад. Противоположный фасад дворца, обращенный к Михайловскому саду, также богато отделан. Центральную часть этого фасада украшает грандиозная лоджия-колоннада. В отделке внутренних помещений Михайловского дворца участвовали скульпторы С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, живописцы Дж. и П.Скотти и многие другие. До наших времен сохранилась первоначальная отделка вестибюля, парадной лестницы и Белого зала. По этим интерьерам можно представить себе все великолепие дворца в первой половине XIX века. После смерти князя Михаила Павловича дворцом владела княгиня Елена Павловна, в салоне которой бывали многие выдающиеся деятели русской культуры. Позже Михайловский дворец опустел и начал медленно разрушаться. Но в 1895 году дворец был куплен в казну для устройства в нем Русского музея. ІІІ. Закрепление нового материала:
ІV. Рфлексия – ответить на вопросы и закончить предложения:
V. Домашнее задание – описать классицистический ансамбль в СПб (по своему выбору) Список источников:
|
Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с... Жизнь провинции как феномен духовности: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием.... | Ниу вшэ нижний Новгород. 603000, г. Н. Новгород, ул. Родионова, д.... Кафедра общей социологии и социальной работы ннгу им. Лобачевского, кафедра общего и стратегического менеджмента ниу вшэ – Нижний... | ||
Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14... Жизнь провинции как феномен духовности: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний... | Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов... Ч–12 Чалиев А. А., Овчаров А. О. Статистика. Учебно-методическое пособие. Часть – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета,... | ||
603076, г. Нижний Новгород, 603005 г. Нижний Новгород Рио-де-Жанейро. Прибытие в международный аэропорт Рио-де-Жанейро. Трансфер в отель | Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006.... | ||
Международный опыт социальной работы нижний новгород 2002 М петрова И. Э., Сизова И. Л. Международный опыт социальной работы: Учебное пособие / Нижний Новгород, 2002. – 211 с | Рабочая программа по курсу Историческое краеведение 7 класс Нижний Новгород: ниро, 2011 год, учебников Седова А. В, Филатова Н. В. Нижегородский край. Факты, события, люди. Н. Новгород: цго,... | ||
Рабочая программа учебного курса биологии в 6 классе Составитель:... Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности | Проблемы теории и практики М 75 Молодежь и предпринимательство: проблемы теории и практики: Материалы II научно-практической студенческой конференции (Нижний... | ||
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы... Сценарий интегрированного урока ( биология, экология, литература, мхк) по теме: «Значение бабочек (чешуекрылых) в природе и жизни... | Г. Нижний Новгород 28. 11-29. 11. 2011 г Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | ||
Учебное пособие г. Нижний Новгород Контртерроризм: организационные, правовые, финансовые аспекты и вопросы профилактики | Учебное пособие г. Нижний Новгород Контртерроризм: организационные, правовые, финансовые аспекты и вопросы профилактики | ||
Учебное пособие г. Нижний Новгород Контртерроризм: организационные, правовые, финансовые аспекты и вопросы профилактики | Приказ № г. Нижний Новгород Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |