Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок





НазваниеБарановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок
Дата публикации27.07.2013
Размер78.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Сценарий интегрированного урока ( биология, экология, литература, МХК) по теме: «Значение бабочек (чешуекрылых) в природе и жизни человека».

ФИО учителей:

Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии
Класс: 7 «В»
Тема и номер урока в теме:

Русские поэты 20 века о природе №21(литература)

Класс Насекомые. Значение в природе и жизни человека. №19(биология)
Базовые учебники :

Г.С.Меркин. Литература 7 класс. Москва « Русское слово», 2009г.

Латюшин В.В.. Биология. Животные 7 класс. Москва «Дрофа», 2009 г.
Цель урока :

сформировать представление о значении бабочки в природе и в жизни человека.
Задачи:



Обучающие:

- закрепить, обобщить и расширить знания учащихся о бабочках как представителях класса насекомых,

- обучить лингво-поэтическому анализу текста.

Развивающие:

- развивать ассоциативно-образное мышление, речеведческие способности, творческий потенциал учащихся, обогащать словарь, развивать интерес к данным предметам,

- развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, интернет – ресурсами, расширять кругозор, повышать эрудицию,

- развивать навыки коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией, мыслительной деятельности учащихся

Воспитательные:

- научить применять знания на практике,

- способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе, развивать чувство прекрасного.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный ( беседа, устные сообщения учителя и учащихся); поисковый; исследовательский; наглядный ( демонстрация, наблюдение); практический ( выполнение заданий).
Формы работы учащихся: исследовательская деятельность, работа в группах, самостоятельная работа , индивидуальная работа.

Пропедевтика урока:

В ходе подготовки к уроку класс по желанию разделился на группы: первая группа – «Юные натуралисты», вторая группа – «Юные литераторы», третья группа – «Юные культурологи». Каждая группа получила индивидуальное домашнее задание. Натуралисты – обобщить и представить новые знания в виде презентации о бабочках, как представителях класса насекомых (приложение № 1). Культурологи - представить сведения о символическом значении бабочки в культурах разных народов мира, раскрыть образ бабочки в творчестве русских и зарубежных художников (приложение № 2). Литераторам было предложено сопоставить стихотворение В. Набокова

« Бабочка» и стихотворение А. Фета «Бабочка» (приложение № 3).
Оборудование.

  1. ПК

  2. Проектор

  3. Интерактивная доска

  4. Выставка репродукций картин

  5. Коллекция чешуекрылых насекомых

  6. Сборники стихов В. Набокова и А. Фета

  7. Выставка познавательной литературы по теме урока, рисунков, творческих работ учащихся

  8. Презентации учителя и учащихся

  9. Фрагменты видеофильмов «Рождение бабочки».


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

Учитель литературы читает цитату из рассказа Н. Готорн «Мастер красоты»:

« Дитя солнца, подруга игр, летнего ветерка…» (презентация учителя) и задаёт вопрос : «О ком идёт речь?». Выслушав ответы учащихся, объявляет, что героиней урока будет бабочка, и просит ребят объяснить, какой общий вопрос о бабочке связывает такие дисциплины, как: биология, экология, литература, МХК. Основываясь на ответах ребят, формулируется тема урока: «Значение бабочки (чешуекрылых) в природе и жизни человека».

Учитель биологии читает стихотворение «Для чего в природе бабочки нужны?»

- Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.


Также могут бабочки опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды,
А для человечества много лет подряд
шелковые нити поставляет шелкопряд.


Бабочки природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта.
Пусть живут и радуют бабочки наш взор,
Пусть наполниться их светом весь земной простор!



Учитель литературы представляет экспертные группы, раздаёт листы учёта знаний (приложение5), комментирует правила работы с ними и знакомит с критериями оценивания работы группы во время урока: баллы присваиваются за домашнее задание, за чёткость и логичность в изложении материала, за доступность в изложении, за активность, за умение работать в группе.
Учитель литературы:

- Образ бабочки был всегда интересен и рассматривался в культурах разных народов мира.

Бабочка – символ души, бессмертия, возрождения и воскрешения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мировой гусеницы.

Бабочка считается символом Великой Богини (Великой матери). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, была бабочка. Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки предвещают войну, что бабочки – это души умерших. Во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости. Древние римляне считали, что бабочки – это цветы, которые сорвал ветер.

Много легенд и сказаний у разных народов мира связано с этими небесными созданиями. Древние представления о них связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, душа, любовь, счастье.
-Предоставляется слово группе «Юные культурологи» (приложение №4).

(Участники группы рассказывают о символическом значении образа бабочки в культуре народов Мексики, Болгарии, Японии, Китая, России. )

Учитель биологии:

- Рождение бабочки - это уникальное, необыкновенное явление в живой природе. Это настоящее чудо. А вы, ребята, когда-нибудь это видели? Тогда давайте вместе полюбуемся на это чудо!

( демонстрация видеофрагмента «Рождение бабочки»)

Учитель биологии:

- Прежде чем приступить непосредственно к теме нашего урока, давайте вспомним основные биологические характеристики этого насекомого. Слово предоставляется юным натуралистам.

(Ребята обобщают биологические особенности чешуекрылых, раскрывают их значение в природе и жизни человека и представляют данный материал в виде презентации, приложение №2)
Учитель биологии:

- Мы благодарим юных натуралистов за их исследование, а о том,

как вдохновляют бабочки на творчество поэтов, музыкантов и художников, нам расскажут юные эксперты в других областях.
Учитель литературы:

-А.А.Фет в своих стихах всегда воспевал красоту, сам творил прекрасное. Особенно хорошо ему удавалось изображать природу, которая помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Одним из таких красивых, пластичных, воздушных образов – образ бабочки в стихотворении «Бабочка».

Давайте послушаем его в исполнении вашего одноклассника.

(приложение № 3)

- Слово для отчета предоставляется группе юных литераторов.

(Участники экспертной группы « Юные литераторы» анализируют стихотворение, отвечают на вопрос: «Как А. Фету удалось изобразить образ бабочки с помощью слова?»).
Учитель литературы:

-Другой замечательный русский писатель, поэт В.Набоков обладал профессиональными знаниями ученого – энтомолога и сумел интегрировать их в литературное творчество.

Набоков с раннего детства увлекался изучением бабочек. Кроме романов, стихотворений и рассказов, написал несколько серьезных работ о бабочках. Antiopa поразила воображение Набокова в 17 лет – и родилось стихотворение «Бабочка» (приложение №3)

(Учащийся читает стихотворение, ребята сопоставляют их, находят ответы на вопросы: какие художественно – выразительные средства языка используются для создания художественного образа бабочки? Какое слово является общим для двух стихотворений? Какова особенность стихотворений с точки зрения фоносемантики? Как Набоков и Фет создают зрительный и слуховой образ бабочки? Над какими философскими вопросами невольно задумываешься, читая эти стихотворения? Почему В.Набоков в своем стихотворении обращается к библейскому образу Серафима?).
Учитель литературы:

- Живопись – это мир, где можно прочувствовать и увидеть сюжет картины, который нам изобразили художники. Федор Толстой, Ван Гог, ОхараКосон, Тоекуни, В.Д.Поленовна своих картинах изображали цветы и бабочек. Возможно, потому что цветы, как и бабочки, являются символом красоты, хрупкости, изящества, любви, мира каждой страны. Давайте предоставим слово экспертам в области культурологии и познакомимся с творчеством этих художников.

(Ребята рассказывают об образе бабочки в живописи. Приложение № 4)
Учитель биологии:

- Время подводить итоги. У вас есть пара минут, чтобы сосредоточиться и сделать корректировку своих работ по заполнению листа контроля знаний, а мы в это время оценим работу ваших экспертных групп по перечисленным ранее критериям.

Итак, переходим к проверке усвоения знаний, полученных в ходе сегодняшнего урока. Проверять и оценивать себя вы тоже будете самостоятельно, но под нашим руководством.

(Учитель биологии комментирует заполнение таблицы Листа контроля знаний (презентация учителя ), а учитель литературы проверяет тест по методике неоконченного предложения. Приложение №5 )

Учитель биологии:

-По результатам самопроверки просим оценить данную работу ваших групп.

( Ребята оценивают и комментируют свои результаты)

Учитель литературы:

-Учительская оценка сегодняшней работы экспертных групп такова:…

( комментирует оценки и по результатам вручает жетоны-пазлы – фрагменты крыльев бабочки)

Учитель биологии:

-Ребята, выберите, пожалуйста, по одному лидеру от своей группы. Лидеров просим выйти с набранными жетонами. Вам предстоит из заработанных жетонов – пазлов собрать единый образ бабочки, а мы в это время еще раз полюбуемся рождением бабочки ( Видеофрагмент 2 «Рождение бабочки)
Учитель литературы:

- Сегодня мы невольно задумались о философских вопросах человеческого бытия и поняли, что земное счастье – это мгновение, вспышка, но ценность этой мимолетности вечна. Полет бабочки – это символ возрождения и жизни, это сама жизнь, и мы летим вместе с ней во времени и пространстве…


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок icon«В поисках капитана Гранта»
Тиунова Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconУрока литературы 9 класс, тема: классицизм
Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы)
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconСочинение : «…Мужчины умирают, если нужно, и потому живут в веках...
«Три жизни А. В. Колчака» Рук. Свиридова Анжелла Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconТема: Основные группы сложносочиненных предложений
Учитель: Корякина Татьяна Семеновна, учитель русского языка и литературы моу «всш №3 им. Н. С. Степанова» г. Вилюйска, педстаж 20...
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Субботина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы, учитель первой категории
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconУрок литературы в 7 классе по творчеству И. С. Тургенева «Одна и та же жизнь…»
...
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconУрок письма в 6 классе Тема урока: «Пусть всегда и у всех будет мама»
Учитель русского языка и литературы мбоу павинская сош вохмянина Ольга Валентиновна
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconУрок русского языка по теме: «Имя прилагательное»
Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального...
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconРабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель...
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Учитель: Ашуркина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «оош №6»
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconУрок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий»
...
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconУрок-путешествие
Сухова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы моу лицей «Созвездие»№131 г о. Самара
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Барановская Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы Огородникова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии и экологии Класс: 7 «В» Тема и номер урок iconКраткое содержание проекта Проект направлен на приобретение учащимися...
Учитель икт лемешко Елена Викторовна, учитель географии Дидык Ольга Павловна, учитель физики Рябуха Ольга Николаевна, учитель русского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск