Скачать 115.82 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №22 г.о. Орехово-Зуево Утверждаю Директор МОУ СОШ № 22 _______________Л.М.Кузьмина 31 августа 2015 года Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» 10 «А» класс Составитель Зотова Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории 2015 год I. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса составлена по авторской программе элективных курсов «Русский язык: 7-11 класс: программы факультативных и элективных курсов/ С.И. Львова. – М.: Вентана-Граф, 2008 год, рекомендаций методических пособий И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Русский язык. Типовые тестовые задания. Москва, «Экзамен» 2015, Г.Т. Егораева. Подготовка к выполнению задания 25 (сочинение-рассуждение). Практикум. Москва, «Экзамен» 2010. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Выбор программы обусловлен необходимостью продолжить работу по совершенствованию и развитию навыков устной и письменной речи учащихся, развитию их творческих способностей и мыслительной деятельности. При выборе рабочей программы были учтены индивидуальные способности учеников, их интересы и коммуникативные компетенции, что отвечает цели образовательной программы школы на учебный год. . Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме. Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах. Элективный курс должен помочь в достижении общекультурного уровня современного человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы и свободно владеющего информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения Предполагается активное использование в обучении Интернет-ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых инфор-мационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом Интернет-чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки Интернет-публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только полу¬чать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, Интернет-ресурсов. II. Основное содержание. Функциональные разновидности русского языка Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость и обобщённость, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, 65статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы). Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально- делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписываюншй характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового общения (устная и письменная формы). Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочное™. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи). Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Язык художественндй литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. Виды речевой деятельности Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационно-оривнпфовочная, планирующая, исполнительная, контрольная. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др. ) в зависимости от коммуникативной задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приемами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога. Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращенную речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах. Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма. Особенности устной и письменной речи Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д. Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания. Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства. Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статье, репортажи, сочинения (разные типы), конспект, план, реферат и т п. Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи. Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.). Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. III. Требования к уровню учащихся. Ученики должны освоить: - основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, старшеклассники должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения. И наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; - прослушивать на занятии доклады одноклассников, осмыслять услышанное, фиксировать на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, давать аргументированный анализ (рецензию) услышанного доклада, искать уместные цитаты из разных источников, подтверждающие или опровергающие определённые положения докладчика, что способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности в естественной среде. Ученик должен уметь: - овладеть разными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал; - совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность. - целенаправленно искать информацию в источниках различного типа, критически оценивать её достоверность; - давать развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); давать оценку и редактирование текста; - овладеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика); - следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п. IV. Календарно-тематическое планирование
V. Перечень учебно-методического обеспечения
Ваганова Д.Х. Чтение как вид речевой деятельности. – Ростон н/Д., М., 2007 Электронные образовательные ресурсы Адреса ФЦИОР в Интернет: http://fcior.edu.ru, http://eor.ru School-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Оборудование Доска настенная аудиторная 3-х элементная CD/Магнитола “PHILIPS” DVD-проигрыватель LG Интерактивная доска Hitachi Fx-77WL Проектор мультимедийный BenQ MP 622C Системный блок AVK 539/Geleron430/Asus Монитор ж/к 17” LG Телевизор “Sharp” Документ-камера AVerVision 130 Компьютер в сборе «Согласовано» Протокол №5 заседания ШМО учителей гуманитарного цикла От «28» августа 2015 г. «Согласовано» Зам. директора по УВР __________ Пасечник А.Н. «28» августа 2015 года. |
Рабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория... Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство... | Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» Программа учебного курса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе Программы факультативных и элективных курсов С.... | ||
Употребление причастий в устной и письменной речи Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Признаки устной и письменной речи. Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Знаки препинания при диалоге | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Искусство устной и письменной речи» 12 класс Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №35» | Программа курса Цель курса Курс “Русский язык и культура речи нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 «Практика устной... ДС. Ф. 1 «Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку (французский язык)» | Учебная программа по риторике для 2-го курса Московской Духовной Семинарии введение Обучение приемам самостоятельного построения основных видов публичной устной и письменной речи | ||
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 00 Практика устной и письменной речи английского языка Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 1 «Культура устной и письменной речи» «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основной иностранный язык» для специальности Программа «Практический курс английского языка» для студентов 5 курса филологического факультета включает в себя содержательные модули... | Программа дисциплины «Немецкий язык» (второй иностранный язык) Цель курса – развитие навыков чтения, аудирования, устной и письменной речи, необходимых для общения на непрофессиональные темы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся в ходе проговаривания алгоритма нахождения процентов от числа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать... | ||
Урок в 5-м классе по развитию речи «Что изучает стилистика» Цель урока: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Программа курса... О на профилактику и преодоление указанных речевых недостатков, которые, в противном случае, могут привести к серьезным затруднениям... |