Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии». Самостоятельна работа - одна из важнейших форм овладения знаниями. Особенно она важна для изучения исторической науки, основанной на обширных источниках и литературе. Но самостоятельная работа требует известных навыков, умения. Наибольшую пользу она приносит тогда, когда студент занимается систематически, проявляет трудолюбие и упорство. На основе самостоятельно приобретенных знаний формируются твердые убеждения студента и умение отстаивать их. А это самое главное в овладении любой науки.
Самостоятельная работа включает многие виды активной умственной деятельности студента: слушание лекций и осмысленное их конспектирование, глубокое изучение источников и литературы, консультации у преподавателя, написание реферата, подготовка к семинарским занятиям, экзаменам и т.д.
Работа на лекции. В овладении учебной дисциплиной особое значение имеют лекции. Каждая лекция, решая конкретные задачи, раскрывает идеологию проблемы, важнейшие события и факты, их значение и последствия. Лучший способ понять и запомнить услышанное на лекции - это кратко изложить её содержание на бумаге. Тот, кто запоминает быстро и легко усваивает материал, может обходиться более краткими записями, у кого память развита хуже и понимание затруднено, тот вынужден делать записи более подробные.
При записи лекций очень помогает система сокращения слов. Как правило, студенты сами выбирают и изобретают систему. Для удобства работы в тетради обязательно надо оставлять поля, чтобы потом делать на них пометки, вносить дополнения из учебной и научной литературы.
После лекции необходимо доработать свои записи, отредактировать текст, уточнить отдельные положения и факты. Закрепление содержания лекции, разработка её записи способствует более прочному запоминанию, систематизации знаний. Наиболее сложным и трудоемким видом самостоятельной работы является изучение и конспектирование литературы. Изучая источники и литературу, следует обязательно вести записи.
Бывает, что при первом чтении не все становится ясным. Иногда приходится перечитывать снова и снова. В процессе чтения полезно обращаться к справочной литературе: уточнить толкование того или иного термина в энциклопедии, словаре. Не следует оставлять без выяснения ни единого непонятного слова. Читать источник рекомендуется весь целиком или останавливаться на отдельных главах, разделах, чтобы непременно оставалось законченное представление о прочитанном и до конца была прослежена каждая самостоятельная мысль авторов. Очень важно усвоить логическую взаимосвязь всех факторов, событий и идей, которыми студент знакомится и которые он изучает.
Завершением самостоятельной работы над источником является запись прочитанного. Иногда это делается в виде развернутого плана, отдельных выписок или тезисов, в которых содержаться основные положения. Однако чаще всего студенты прибегают к конспектированию. При конспектировании надо выработать в себе умение отбирать материал. Находить такие формулировки, которые при максимальной краткости достаточно полно и точно передавали бы суть источника. Очень важно, чтобы записи последовательно охватывали основные вопросы изучаемого источника. Название глав или разделов, важнейшие положения и выводы следует выделять - писать крупнее или подчеркивать. Цитаты надо непременно заключить в кавычки и сопроводить ссылкой на источник. При этом нельзя допускать бессистемное конспектирование, неумение выделять в прочитанном главное. Не следует так же делать конспект слишком подробным, почти дословным. Громоздкая запись дает мало пользы. В ней нередко с трудом способен разобраться сам студент. Неправильным будет делать слишком короткую запись. Такой поход неизбежно приведет к тому, что в конспекте упускается важное. Непростительна в конспектирование неряшливость: неграмотные формулировки, неточные цитаты, небрежное оформление. С течением времени конспект становится для автора малопонятным.
Конспектирование должно осуществляться студентом только лишь самостоятельно. Заимствование чужих конспектов никакой пользы не дает. Просмотр собственных конспектов позволяет студентам быстро восстанавливать в памяти содержание источника. Конспекты надо хранить. Они понадобятся не только при подготовке к семинарам, экзаменам, но и на старших курсах, а так же в дальнейшей практической работе.
2.2.Примерная тематика докладов.
1. Соотношения знания и мудрости в философии.
2. Учение Сократа о нравственности.
3. Учение Платона о Государстве.
4. Эпикур и его учение о счастье.
5. Стоическая философии об идеале мудрой жизни.
6. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии.
7. Спор рационализма и эмпиризма в истории Новой философии.
8. Моральная философия И.Канта.
9. Г.В.Ф. Гегель о смысле человеческой истории.
10. Философия пессимизма А. Шопенгауэра.
11. Основные идеи философии Ф. Ницше.
12. А.С. Хомяков – «Илья Муромец» русской философии.
13.П.Л. Чаадаев о русской истории.
14. Философия творчества Н.А. Бердяева.
15. Учение о человеке в философии экзистенциализма.
16. Современная наука и философия о проблеме возникновения человека.
17. Человек как тело и дух.
18. Фундаментальные характеристики человека.
19. Основополагающие категории человеческого бытия.
20. Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация.
21. Сознание, мышление, язык.
22. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З. Фрейда и К. Юнга.
23. Пространство и время в современной научной картине мира.
24. Культ и культура.
25. проблема современной массовой культуры.
26. культура и контркультура, основные контркультурные движения.
27. Основные философские концепции исторического развития: концепции однолинейного развития (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).
28. Основные философские концепции исторического развития: концепции многолинейного развития.
29. Основные философские концепции исторического развития: концепции циклического развития.
30. Проблема «конца истории».
31. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время.
32. Основные функции искусства. Искусство и творение мира.
33. Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления. 2.3.Примерные контрольные вопросы для самостоятельной работы Тема №1.
Что такое мировоззрение?
Каковы основные черты религиозного мировоззрения?
Какова структура философского знания?
Может ли философия изменить мир?
Тема№2.
Назовите черты древнеиндийской философии.
Раскройте сущность буддизма.
В чем заключаются особенности Китайской философии?
Какие направления существовали в Китайской философии?
Тема №3.
Выделите отличительные особенности Античной философии.
назовите основные философские школы в Античной Греции.
В чем заключается идеализм Платона?
Почему Сократа называют представителем нравственной философии?
Тема№4.
Определите особенности средневековой философии.
Какие вы знаете виды средневековой философии?
Назовите представителей средневековой философии?
В чем заключается спор между реалистами и номиналистами?
Тема№5.
Назовите принципы философии эпохи Возрождения.
Какие философы представляли натурфилософское направление?
В чем заключался гуманизм эпохи Возрождения?
Раскройте взгляды Бруно и Коперника.
Тема№6.
В чем отличительная черта философии Нового времени?
Назовите представителей эмпиризма и национализма?
Раскройте философские взгляды Спинозы, Лейбница и Паскаля?
Тема№7.
Назовите культурно-исторические предпосылки Просвещения?
Перечислите идеалистов немецкого, французского и английского Просвещения?
Выделите основные черты просветительной философии?
В чем заключались идеи просветительской философии природы?
Немецкие просветители о природе и человеке?
Тема№8.
Раскройте черты Немецкого идеализма?
Назовите представителей Немецкого идеализма?
Почему немецкую философию называют классической?
Какие два периода выделяют в философии Канта?
Кант о процессе познания?
Гегель и его учения об абсолютном духе?
Тема№9.
Чем характеризуется западная философия к XIX-началу XX в?
Перечислите основные направления Западной философии XX века?
В чем заключается психоанализ Фрейда?
Ницше и его учение о сверхчеловеке?
Пессимизм Шопенгауэра?
Экзистенционализм о подлинном бытие?
Тема№10.
Что было характерно для русской философии к XIX –началу XX в?
Сущность Славянофильства и Западничества?
Назовите представителей позитивизма и материализма в Росси в 1870-е годы?
В чем заключалась метафизика Соловьева?
Тема №11.
Раскройте понятие «метафизика» и « онтология»?
Дайте характеристику бытия как всеохватывающей реальности?
Сущность христианской онтологии?
Раскройте иерархию типов реальности?
Тема№12.
Что понимается под диалектикой?
Раскройте основные философские идеи развития?
Сущность диалектического метода?
Перечислите основные законы и категории диалектики?
Тема№13.
Раскройте сущность и смысл познания?
Философы о познаваемости мира?
Как взаимосвязаны между собой познание, практика и опыт?
Назовите основные формы мышления?
Тема№14.
Назовите теории происхождения человека?
В чем заключается сущность общего понятия о человеке?
Какие существовали попытки классификации человека?
Определите категории человеческого бытия?
Тема№15.
Что является предметом социальной философии?
Материализм и идеализм о сущности общественного развития?
Что означает общественное бытие и общественное??????????
Раскройте содержание концепции индустриального общества локальных цивилизации?
Тема№16.
Раскройте понятие и образы природы в истории философии?
В чем заключается эволюционный процесс в природе?
Перечислите основные факторы антропосоциолизма?
Что означает искусственная и естественная среда обитания?
Раскройте сущность учения Вернадского о ноосфере?
Приведите классификации глобальных проблем современности?
2.4 Организация тестового контроля знаний студентов по дисциплине « Основы философии».
Опыт изучения «Философии» убеждает в целесообразности и необходимости использования в учебном процессе тестирования. Однако прежде чем приступать к работе с тестами, студентам следует знать, что такое педагогический тест и каковы наиболее известные формы тестовых заданий, предлагаемых для изучения «Философии»? Как работать с тестами, чтобы основательно подготовиться к экзамену/зачету?
Педагогический тест- это система заданий возрастающей трудности специфической формы, позволяющая качественно оценить структур и объективно измерить уровень знаний по учебной дисциплине.
Тесты выполняют много задач. В учебном процессе они могут быть использованы для:
обучения во время семинарских занятий;
контроля и самоконтроля знаний студентов;
текущей, промежуточной и итоговой аттестации (зачета/экзамена).
Использование такого вида работы, как тестирование на семинарских занятий помогает студентам в неформальной обстановке узнать много нового для себя, оценить свои собственные знания по важнейшим проблемам Философии и основательно подготовиться к экзамену/зачету. Для преподавателя тестирование позволяет четко и объективно осуществить, как промежуточную аттестацию студентов, так и итоговую, во время экзамена/зачета.
Кроме того, по согласованию с преподавателем студенты могут подготовить тесты по истории, самостоятельную и творческую работу. Полученная оценка за такую работу учитывается при аттестации. При подготовки тестов и заданий ( вопросов) в тестовой форме необходимо помнить, что главное внимание должно быть сосредоточено на содержании. Содержание тестовых заданий должно отображать изучаемую проблему (тему). Её сущностную сторону. Поэтому тесты должны включать сложные и легкие задания.
Помимо содержания тест должен отвечать следующим требованиям:
формулирование заданий в логической форме высказывания (истинное или ложное). Для теста форма логического высказывания предпочтительнее, чем форма вопроса;
одинаковые решающиеся правила и инструкции для всех (для объективности и стандартизации);
адекватность инструкции содержанию и форме задания;
четкая и лаконичная формулировка задания: оно не должно быть тяжеловесным и многословным. Следует помнить, что тест читается рефлексивно, нацелено на тест;
должна быть понятная форма фиксации ответа, т.е. каждому ответу должно быть отведено свое место так, чтобы визуально видна была форма ответа ( что указывает в инструкции к тесту).
При составление тестов необходимо помнить, что взаимодействие содержания и формы - главное в композиции тестовых заданий. Компоненты мировоззрения.
1.Познавательный
2.Целостно-нормативный
3.Атеистический
4.Понятийный Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: «Существую только Я и мои ощущения»:
1.Солипсизм
2.Рационализм
3.Эмпиризм
4.Скептицизм
5.Агностицизм Философское направление, отрицающее возможность рационального познания действительности:
1.Иррационализм
2.Солипсизм
3.Структурализм
4.Механицизм
5.Материализм Идеалистическое направление по которому все бытие определяется законами логики – это:… Историческая форма идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:
1.Субъективный
2.Непоследовательный
3.Объективный
4.Последовательный
5.Диалектический Историческая форма идеализма, провозглашающая независимость идеального начала от материи и от сознания человека:
1.Объективный
2.Диалектический
3.Критический
4.Последовательный
5.Субъективный Философское направление, признающее сознание (дух) первичным, а материю – вторичным: … Философское направление, признающее материю первичной, а сознание вторичным, производным из нее:… Термин «философия» с греческого означает:
1.Любовь к мудрости
2.Учение о мудрости
3.Идея совершенной мудрости
4.Любовь к жизни
5.Учение о первосущностях Сущность человека является:
1.Биосоциальной
2.Только социальной
3.Только биологической
4.Виртуальной
5.Политической Процесс разделения целого на части есть:
1.Дифференциация
2.Поляризация
3.Абстрагирование
4.Интеграция
5.Обобщение Метафизическое понимание пространства и времени:
1.Пространство и время существуют независимо от материи
2.Время связано с материей, а пространство не является ее характеристикой
3.Пространство характеризует материю, а время не имеет никакой связано с ней
4.Пространство и время независимы друг от друга
5.Пространство и время неразрывно связаны с материей
Образ, аналог чего-либо, сконструированный человеком:… Материальное, духовное производство, политика, прао, мораль относится к:
1.Социальным системам
2.Системам неживой природы
3.Биосистемам
4.Системам отсчета
5.Виртуальным системам Атрибутам материи считаются:
1.Время
2.Пространство
3.Цвет
4.Форма
5.Вкус Способ существования материи:
1.Движение
2.Покой
3.Относительность
4.Неуничтожимость
5.Зависимость от человеческого бытия Форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояний:
1.Время
2.Количество
3.Пространство
4.Качество
5.Движение Форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность материалистических систем:
1.Пространство
2.Время
3.Количество
4.Качество
2.Движение Застой в развитии выражают понятием:… Процесс деградации, понижения уровня развития организации:… Движение, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному:… Онтология – это философское учение о:
1.Бытии
2.Закономерностях познания
3.Структуре общества
4.Нравственных нормах
5.Особенностях поведения Философская категория для обозначения объективной реальности, данный человеку в ощущениях по В.И. Ленину:
1.Материя
2.Истина
3.Мир
4.Природа
5.Сознание Философская категория, обозначающая «лежащее в основе» и выражающее то, что существует само по себе, Тенденция бытия социального, выражающаяся в растущей взаимозависимости различных регионов мира к новому мировому порядку:
1.Глобализация
2.Гуманизация
3.Технологизация
4.Институтализация
5.Виртуализация Диалектика – это учение о:
1.Развитии
2.Культуре
3.Познании
4.Дискуссии
5.Движении Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на единстве и борьбе противоречий, а также их разрешении:… Сфера деятельности человека, производящая товары, необходимые для уведомления потребностей людей:
1.Материальная
2.Духовная
3.Регулятивная
4.Гуманитарная
5.Экономическая Реструктуризация, прогрессивное преобразование, переустройства какой-либо стороны общественной жизни:
1.Реформа
Эволюция
Перелоги
Стагнация
Процесс создания материальных благ, услуг с целью удовлетворения потребностей людей:… Философское учение о ценностях и их природе:
1.Аксиология
2.Социология
3.Антропология
4.Эстетика Этическое учение, провозглашающее наслаждение основой поведения человека:
1.Гедонизм
2.Аскетизм
3.Субъективизм
4.Индивидуализм
5.Практицизм Фундаментальный социальный фактор, лежащий в основе развития постиндустриального (информационного) общества:… Глобальные проблемы современности:
1.Демографические
2.Экологические
3.Проблемы войны и мира
4.Строительство тоннеля под Ла-Машнем
5.Улучшение политических отношений стран мира Мировые религии:
1.Христианство
2.Ислам
3.Буддизм
4.Индуизм
5.Синтоизм Философское течение, принципом которого является учение о гармонии веры и разума:… Сущность пантеизма выражает суждение:
1.Познании
2.Природе
3.Бытии
4.Человеке
5.Ценностях Философское направление, признающее тезис: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах»:
1.Сунсеализм
2.Рационализм
3.Объективизм
4.Платонизм
5.Стоицизм Уровень познания основанный на повседневном жизненном опыте человека:
1.Обыденный
2.Априорный
3.Научный
4.Теоретический
5.Эмпирический Логический метод познания, означающий мысленное разложение субъекта на составные элементы:
1.Анализ
2.Синтез
3.Дедукция
4.Аналогия
5.Абстрагирование |