Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии»





Скачать 154.52 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии»
Дата публикации06.09.2013
Размер154.52 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии».
Самостоятельна работа - одна из важнейших форм овладения знаниями. Особенно она важна для изучения исторической науки, основанной на обширных источниках и литературе. Но самостоятельная работа требует известных навыков, умения. Наибольшую пользу она приносит тогда, когда студент занимается систематически, проявляет трудолюбие и упорство. На основе самостоятельно приобретенных знаний формируются твердые убеждения студента и умение отстаивать их. А это самое главное в овладении любой науки.

Самостоятельная работа включает многие виды активной умственной деятельности студента: слушание лекций и осмысленное их конспектирование, глубокое изучение источников и литературы, консультации у преподавателя, написание реферата, подготовка к семинарским занятиям, экзаменам и т.д.

Работа на лекции. В овладении учебной дисциплиной особое значение имеют лекции. Каждая лекция, решая конкретные задачи, раскрывает идеологию проблемы, важнейшие события и факты, их значение и последствия. Лучший способ понять и запомнить услышанное на лекции - это кратко изложить её содержание на бумаге. Тот, кто запоминает быстро и легко усваивает материал, может обходиться более краткими записями, у кого память развита хуже и понимание затруднено, тот вынужден делать записи более подробные.

При записи лекций очень помогает система сокращения слов. Как правило, студенты сами выбирают и изобретают систему. Для удобства работы в тетради обязательно надо оставлять поля, чтобы потом делать на них пометки, вносить дополнения из учебной и научной литературы.

После лекции необходимо доработать свои записи, отредактировать текст, уточнить отдельные положения и факты. Закрепление содержания лекции, разработка её записи способствует более прочному запоминанию, систематизации знаний.
Наиболее сложным и трудоемким видом самостоятельной работы является изучение и конспектирование литературы. Изучая источники и литературу, следует обязательно вести записи.

Бывает, что при первом чтении не все становится ясным. Иногда приходится перечитывать снова и снова. В процессе чтения полезно обращаться к справочной литературе: уточнить толкование того или иного термина в энциклопедии, словаре. Не следует оставлять без выяснения ни единого непонятного слова. Читать источник рекомендуется весь целиком или останавливаться на отдельных главах, разделах, чтобы непременно оставалось законченное представление о прочитанном и до конца была прослежена каждая самостоятельная мысль авторов. Очень важно усвоить логическую взаимосвязь всех факторов, событий и идей, которыми студент знакомится и которые он изучает.

Завершением самостоятельной работы над источником является запись прочитанного. Иногда это делается в виде развернутого плана, отдельных выписок или тезисов, в которых содержаться основные положения. Однако чаще всего студенты прибегают к конспектированию. При конспектировании надо выработать в себе умение отбирать материал. Находить такие формулировки, которые при максимальной краткости достаточно полно и точно передавали бы суть источника. Очень важно, чтобы записи последовательно охватывали основные вопросы изучаемого источника. Название глав или разделов, важнейшие положения и выводы следует выделять - писать крупнее или подчеркивать. Цитаты надо непременно заключить в кавычки и сопроводить ссылкой на источник. При этом нельзя допускать бессистемное конспектирование, неумение выделять в прочитанном главное. Не следует так же делать конспект слишком подробным, почти дословным. Громоздкая запись дает мало пользы. В ней нередко с трудом способен разобраться сам студент. Неправильным будет делать слишком короткую запись. Такой поход неизбежно приведет к тому, что в конспекте упускается важное. Непростительна в конспектирование неряшливость: неграмотные формулировки, неточные цитаты, небрежное оформление. С течением времени конспект становится для автора малопонятным.

Конспектирование должно осуществляться студентом только лишь самостоятельно. Заимствование чужих конспектов никакой пользы не дает. Просмотр собственных конспектов позволяет студентам быстро восстанавливать в памяти содержание источника. Конспекты надо хранить. Они понадобятся не только при подготовке к семинарам, экзаменам, но и на старших курсах, а так же в дальнейшей практической работе.

2.2.Примерная тематика докладов.

1. Соотношения знания и мудрости в философии.

2. Учение Сократа о нравственности.

3. Учение Платона о Государстве.

4. Эпикур и его учение о счастье.

5. Стоическая философии об идеале мудрой жизни.

6. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии.

7. Спор рационализма и эмпиризма в истории Новой философии.

8. Моральная философия И.Канта.

9. Г.В.Ф. Гегель о смысле человеческой истории.

10. Философия пессимизма А. Шопенгауэра.

11. Основные идеи философии Ф. Ницше.

12. А.С. Хомяков – «Илья Муромец» русской философии.

13.П.Л. Чаадаев о русской истории.

14. Философия творчества Н.А. Бердяева.

15. Учение о человеке в философии экзистенциализма.

16. Современная наука и философия о проблеме возникновения человека.

17. Человек как тело и дух.

18. Фундаментальные характеристики человека.

19. Основополагающие категории человеческого бытия.

20. Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация.

21. Сознание, мышление, язык.

22. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З. Фрейда и К. Юнга.

23. Пространство и время в современной научной картине мира.

24. Культ и культура.

25. проблема современной массовой культуры.

26. культура и контркультура, основные контркультурные движения.

27. Основные философские концепции исторического развития: концепции однолинейного развития (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).

28. Основные философские концепции исторического развития: концепции многолинейного развития.

29. Основные философские концепции исторического развития: концепции циклического развития.

30. Проблема «конца истории».

31. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время.

32. Основные функции искусства. Искусство и творение мира.

33. Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления.
2.3.Примерные контрольные вопросы для самостоятельной работы
Тема №1.

  1. Что такое мировоззрение?

  2. Каковы основные черты религиозного мировоззрения?

  3. Какова структура философского знания?

  4. Может ли философия изменить мир?


Тема№2.

  1. Назовите черты древнеиндийской философии.

  2. Раскройте сущность буддизма.

  3. В чем заключаются особенности Китайской философии?

  4. Какие направления существовали в Китайской философии?


Тема №3.

  1. Выделите отличительные особенности Античной философии.

  2. назовите основные философские школы в Античной Греции.

  3. В чем заключается идеализм Платона?

  4. Почему Сократа называют представителем нравственной философии?


Тема№4.

  1. Определите особенности средневековой философии.

  2. Какие вы знаете виды средневековой философии?

  3. Назовите представителей средневековой философии?

  4. В чем заключается спор между реалистами и номиналистами?


Тема№5.

  1. Назовите принципы философии эпохи Возрождения.

  2. Какие философы представляли натурфилософское направление?

  3. В чем заключался гуманизм эпохи Возрождения?

  4. Раскройте взгляды Бруно и Коперника.

Тема№6.

  1. В чем отличительная черта философии Нового времени?

  2. Назовите представителей эмпиризма и национализма?

  3. Раскройте философские взгляды Спинозы, Лейбница и Паскаля?

Тема№7.

  1. Назовите культурно-исторические предпосылки Просвещения?

  2. Перечислите идеалистов немецкого, французского и английского Просвещения?

  3. Выделите основные черты просветительной философии?

  4. В чем заключались идеи просветительской философии природы?

  5. Немецкие просветители о природе и человеке?


Тема№8.

  1. Раскройте черты Немецкого идеализма?

  2. Назовите представителей Немецкого идеализма?

  3. Почему немецкую философию называют классической?

  4. Какие два периода выделяют в философии Канта?

  5. Кант о процессе познания?

  6. Гегель и его учения об абсолютном духе?


Тема№9.

  1. Чем характеризуется западная философия к XIX-началу XX в?

  2. Перечислите основные направления Западной философии XX века?

  3. В чем заключается психоанализ Фрейда?

  4. Ницше и его учение о сверхчеловеке?

  5. Пессимизм Шопенгауэра?

  6. Экзистенционализм о подлинном бытие?


Тема№10.

  1. Что было характерно для русской философии к XIX –началу XX в?

  2. Сущность Славянофильства и Западничества?

  3. Назовите представителей позитивизма и материализма в Росси в 1870-е годы?

  4. В чем заключалась метафизика Соловьева?


Тема №11.

  1. Раскройте понятие «метафизика» и « онтология»?

  2. Дайте характеристику бытия как всеохватывающей реальности?

  3. Сущность христианской онтологии?

  4. Раскройте иерархию типов реальности?

Тема№12.

  1. Что понимается под диалектикой?

  2. Раскройте основные философские идеи развития?

  3. Сущность диалектического метода?

  4. Перечислите основные законы и категории диалектики?

Тема№13.

  1. Раскройте сущность и смысл познания?

  2. Философы о познаваемости мира?

  3. Как взаимосвязаны между собой познание, практика и опыт?

  4. Назовите основные формы мышления?

Тема№14.

  1. Назовите теории происхождения человека?

  2. В чем заключается сущность общего понятия о человеке?

  3. Какие существовали попытки классификации человека?

  4. Определите категории человеческого бытия?

Тема№15.

  1. Что является предметом социальной философии?

  2. Материализм и идеализм о сущности общественного развития?

  3. Что означает общественное бытие и общественное??????????

  4. Раскройте содержание концепции индустриального общества локальных цивилизации?

Тема№16.

  1. Раскройте понятие и образы природы в истории философии?

  2. В чем заключается эволюционный процесс в природе?

  3. Перечислите основные факторы антропосоциолизма?

  4. Что означает искусственная и естественная среда обитания?

  5. Раскройте сущность учения Вернадского о ноосфере?

  6. Приведите классификации глобальных проблем современности?

2.4 Организация тестового контроля знаний студентов по дисциплине « Основы философии».

Опыт изучения «Философии» убеждает в целесообразности и необходимости использования в учебном процессе тестирования. Однако прежде чем приступать к работе с тестами, студентам следует знать, что такое педагогический тест и каковы наиболее известные формы тестовых заданий, предлагаемых для изучения «Философии»? Как работать с тестами, чтобы основательно подготовиться к экзамену/зачету?

Педагогический тест- это система заданий возрастающей трудности специфической формы, позволяющая качественно оценить структур и объективно измерить уровень знаний по учебной дисциплине.

Тесты выполняют много задач. В учебном процессе они могут быть использованы для:

  • обучения во время семинарских занятий;

  • контроля и самоконтроля знаний студентов;

  • текущей, промежуточной и итоговой аттестации (зачета/экзамена).

Использование такого вида работы, как тестирование на семинарских занятий помогает студентам в неформальной обстановке узнать много нового для себя, оценить свои собственные знания по важнейшим проблемам Философии и основательно подготовиться к экзамену/зачету. Для преподавателя тестирование позволяет четко и объективно осуществить, как промежуточную аттестацию студентов, так и итоговую, во время экзамена/зачета.

Кроме того, по согласованию с преподавателем студенты могут подготовить тесты по истории, самостоятельную и творческую работу. Полученная оценка за такую работу учитывается при аттестации. При подготовки тестов и заданий ( вопросов) в тестовой форме необходимо помнить, что главное внимание должно быть сосредоточено на содержании. Содержание тестовых заданий должно отображать изучаемую проблему (тему). Её сущностную сторону. Поэтому тесты должны включать сложные и легкие задания.

Помимо содержания тест должен отвечать следующим требованиям:

  1. формулирование заданий в логической форме высказывания (истинное или ложное). Для теста форма логического высказывания предпочтительнее, чем форма вопроса;

  2. одинаковые решающиеся правила и инструкции для всех (для объективности и стандартизации);

  3. адекватность инструкции содержанию и форме задания;

  4. четкая и лаконичная формулировка задания: оно не должно быть тяжеловесным и многословным. Следует помнить, что тест читается рефлексивно, нацелено на тест;

  5. должна быть понятная форма фиксации ответа, т.е. каждому ответу должно быть отведено свое место так, чтобы визуально видна была форма ответа ( что указывает в инструкции к тесту).

При составление тестов необходимо помнить, что взаимодействие содержания и формы - главное в композиции тестовых заданий.
Компоненты мировоззрения.

1.Познавательный

2.Целостно-нормативный

3.Атеистический

4.Понятийный
Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: «Существую только Я и мои ощущения»:

1.Солипсизм

2.Рационализм

3.Эмпиризм

4.Скептицизм

5.Агностицизм
Философское направление, отрицающее возможность рационального познания действительности:

1.Иррационализм

2.Солипсизм

3.Структурализм

4.Механицизм

5.Материализм
Идеалистическое направление по которому все бытие определяется законами логики – это:…
Историческая форма идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:

1.Субъективный

2.Непоследовательный

3.Объективный

4.Последовательный

5.Диалектический
Историческая форма идеализма, провозглашающая независимость идеального начала от материи и от сознания человека:

1.Объективный

2.Диалектический

3.Критический

4.Последовательный

5.Субъективный
Философское направление, признающее сознание (дух) первичным, а материю – вторичным: …
Философское направление, признающее материю первичной, а сознание вторичным, производным из нее:…
Термин «философия» с греческого означает:

1.Любовь к мудрости

2.Учение о мудрости

3.Идея совершенной мудрости

4.Любовь к жизни

5.Учение о первосущностях
Сущность человека является:

1.Биосоциальной

2.Только социальной

3.Только биологической

4.Виртуальной

5.Политической
Процесс разделения целого на части есть:

1.Дифференциация

2.Поляризация

3.Абстрагирование

4.Интеграция

5.Обобщение
Метафизическое понимание пространства и времени:

1.Пространство и время существуют независимо от материи

2.Время связано с материей, а пространство не является ее характеристикой

3.Пространство характеризует материю, а время не имеет никакой связано с ней

4.Пространство и время независимы друг от друга

5.Пространство и время неразрывно связаны с материей

Образ, аналог чего-либо, сконструированный человеком:…
Материальное, духовное производство, политика, прао, мораль относится к:

1.Социальным системам

2.Системам неживой природы

3.Биосистемам

4.Системам отсчета

5.Виртуальным системам
Атрибутам материи считаются:

1.Время

2.Пространство

3.Цвет

4.Форма

5.Вкус
Способ существования материи:

1.Движение

2.Покой

3.Относительность

4.Неуничтожимость

5.Зависимость от человеческого бытия
Форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояний:

1.Время

2.Количество

3.Пространство

4.Качество

5.Движение
Форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность материалистических систем:

1.Пространство

2.Время

3.Количество

4.Качество

2.Движение
Застой в развитии выражают понятием:…
Процесс деградации, понижения уровня развития организации:…
Движение, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному:…
Онтология – это философское учение о:

1.Бытии

2.Закономерностях познания

3.Структуре общества

4.Нравственных нормах

5.Особенностях поведения
Философская категория для обозначения объективной реальности, данный человеку в ощущениях по В.И. Ленину:

1.Материя

2.Истина

3.Мир

4.Природа

5.Сознание
Философская категория, обозначающая «лежащее в основе» и выражающее то, что существует само по себе,
Тенденция бытия социального, выражающаяся в растущей взаимозависимости различных регионов мира к новому мировому порядку:

1.Глобализация

2.Гуманизация

3.Технологизация

4.Институтализация

5.Виртуализация
Диалектика – это учение о:

1.Развитии

2.Культуре

3.Познании

4.Дискуссии

5.Движении
Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на единстве и борьбе противоречий, а также их разрешении:…
Сфера деятельности человека, производящая товары, необходимые для уведомления потребностей людей:

1.Материальная

2.Духовная

3.Регулятивная

4.Гуманитарная

5.Экономическая
Реструктуризация, прогрессивное преобразование, переустройства какой-либо стороны общественной жизни:

1.Реформа

Эволюция

Перелоги

Стагнация

Процесс создания материальных благ, услуг с целью удовлетворения потребностей людей:…
Философское учение о ценностях и их природе:

1.Аксиология

2.Социология

3.Антропология

4.Эстетика
Этическое учение, провозглашающее наслаждение основой поведения человека:

1.Гедонизм

2.Аскетизм

3.Субъективизм

4.Индивидуализм

5.Практицизм
Фундаментальный социальный фактор, лежащий в основе развития постиндустриального (информационного) общества:…
Глобальные проблемы современности:

1.Демографические

2.Экологические

3.Проблемы войны и мира

4.Строительство тоннеля под Ла-Машнем

5.Улучшение политических отношений стран мира
Мировые религии:

1.Христианство

2.Ислам

3.Буддизм

4.Индуизм

5.Синтоизм
Философское течение, принципом которого является учение о гармонии веры и разума:…
Сущность пантеизма выражает суждение:

1.Познании

2.Природе

3.Бытии

4.Человеке

5.Ценностях
Философское направление, признающее тезис: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах»:

1.Сунсеализм

2.Рационализм

3.Объективизм

4.Платонизм

5.Стоицизм
Уровень познания основанный на повседневном жизненном опыте человека:

1.Обыденный

2.Априорный

3.Научный

4.Теоретический

5.Эмпирический
Логический метод познания, означающий мысленное разложение субъекта на составные элементы:

1.Анализ

2.Синтез

3.Дедукция

4.Аналогия

5.Абстрагирование

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы обучающихся...
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические указания для студентов рекомендации по организации самостоятельной...
При изучении дисциплины предуматривается 6 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентами...
Цель самостоятельной работы студентов состоит в обучении студентов навыкам работы с научно-теоретической литературой, практическими...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические указания для студентов, изучающих курс философии Методические...
Освоение содержания учебной дисциплины осуществляется на лекциях и в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические...
Целью курса является изучение основных институтов и норм римского пра­ва в их историческом развитии и их влияние на нормы современного...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы философии» iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск