История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы)





Скачать 264.9 Kb.
НазваниеИстория русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы)
страница1/2
Дата публикации07.09.2013
Размер264.9 Kb.
ТипКраткое содержание
100-bal.ru > Литература > Краткое содержание
  1   2



История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть - 1840-1870-е годы)


I. Организационно-методические сведения.

Курс согласно учебному плану относится к федеральному компоненту блока общепрофессиональных дисциплин. Учебным планом предусмотрены лекционные и практические занятия.

  1. Цель курса: представить литературу данного периода как важнейшую часть русской культуры, охарактеризовать литературный процесс как смену индивидуальных художественных систем.

  2. Задачи курса: описать литературный процесс данного периода как взаимодействие различных типов реализма, как сосуществование взаимодополняющих друг друга художественных систем в контексте единой эпохи.

  3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс строится на основе идеи преемственности в изучении литератур различных периодов. Опыт его освоения должен помочь формированию у студента способности критически воспринимать и сопоставлять различные точки зрения на творчество отдельных писателей и литературный процесс в целом.

  4. Требования к уровню освоения содержания курса: студент должен владеть историко-литературным материалом, необходимым для характеристики творчества отдельных авторов и литературного процесса в целом, научиться осмыслять динамику усвоения и «опровержения», развития и преодоления предшествующего опыта.

II. Содержание курса.

1. Разделы курса.

    1. Литературно-общественное движение 1840-1860-х годов.

    2. А.И. Герцен.

    3. И.С. Тургенев.

    4. И.А. Гончаров.

    5. А.Н. Островский.

    6. А.В. Сухово-Кобылин.

    7. Ф.И. Тютчев.

    8. А.А. Фет.

    9. А.К. Толстой.

    10. Я.П. Полонский.

    11. Н.А. Некрасов.

    12. Поэты некрасовской школы.

    13. Писатели демократического лагеря.

2. Краткое содержание разделов и тем

2.1.Литературно-общественное движение 1840-х - 1860 годов.

2.1.1. Историческая ситуация и особенности культурной жизни в России середины 19 века.

2.1.2. 1840-е годы. А.И. Герцен, П.В. Анненков, Н.Г. Чернышевский, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, Р.В. Иванов-Разумник о типе людей «замечательного десятилетия». Н.В. Гоголь о «бесконечных спорах» в России 40-х годов («Авторская исповедь»). Философский идеализм, сочетание морального начала и гражданского, идеологичность как черты интеллектуальной жизни кружков 40-х годов. «Теургическое беспокойство» (В.В., Зеньковский) людей этой эпохи: чувство ответственности за историю и искание путей к активному вмешательству в ход истории. Особое отношение к искусству: «тропинка к некоторого рода общественному делу» (П.В. Анненков). Кружки в изображении И.С. Тургенева. Нравственно-психологический самоанализ в письмах людей той поры. Образ идеалиста 40-х годов в сознании «шестидесятников» 19 века. В.Г, Белинский как «первый разночинец и типичный интеллигент» (Н.А. Бердяев) в кругу современников.

2.1.3. Кружок Н.В. Станкевича. Современники о Станкевиче. Станкевич как «наиболее совершенный образ идеалиста» 30 – 40-х годов (Н.А. Бердяев). Примат этики в философской концепции Станкевича. Повесть А.В. Станкевича «Идеалист». Н. Станкевич в романе И.С. Тургенева «Рудин».
2.1.4. П.Я Чаадаев в кругу людей 1840-х годов. «Философическое письмо» Чаадаева в восприятии современников автора. «Взрыв» интереса к философии истории в русском обществе, спровоцированный Чаадаевым. Элементы утопизма в идеологии Чаадаева. Отношение Чаадаева к славянофилам и славянофильским идеям.

2.1.5. Т.Н. Грановский: личность и научная деятельность. Публичные лекции Грановского и их «историческое значение» (Чаадаев). История в лекциях Грановского как «строгая наука» и «как учительница жизни» (В.О. Ключевский). Отход от Гегеля в понимании практического значения исторической науки. С. Шевырев в споре с Грановским. Неприятие Грановским социального радикализма Герцена. Стихи Н. Огарева о Грановском. Грановский в творческом сознании Ф.М. Достоевского. Достоевский о «Белинских» и «Грановских» как «прямых отцах Нечаева».

2.1.6. Судьба М.А. Бакунина: быль или легенда. Бакунин в изображении Бакунина («Исповедь»). Идея мессианизма в сознании Бакунина. И.С. Тургенев о Бакунине как прототипе Рудина («Рудин, не убитый на баррикаде»). Бакунин – участник Пражского и Дрезденского восстаний. Рихард Вагнер о Бакунине. Бакунин о человеко-боге, «предвосхищение проблематики Достоевского» (Л.Я. Гинзбург). Бакунин и Нечаев.

2.1.7. Судьба М.В. Петрашевского. Идеи Сен-Симона, Фейербаха и Фурье в интерпретации Петрашевского. История «пятниц» в его доме. Строительство фаланстера в Петербургской губернии. Скандал в связи с изданием «Карманного словаря иностранных слов». Петрашевский в Сибири. Петрашевский в творческом сознании Достоевского (Петр Верховенский в романе «Бесы»).

2.1.8. Проблема «Россия и Запад» в осмыслении людей «замечательного десятилетия». «Письма об Испании» В.П. Боткина. Повышенный интерес у российского читателя к «путешествиям». Параллель «Россия-Испания» в книге Боткина. Боткин о зарождении и развитии науки, о роли «идей» как факторов, движущих историю. Боткин как один из прототипов Райского (роман И.А. Гончарова «Обрыв»). Дилетантизм, «Болезнь Райского» как отличительная черта людей 40-х годов. Статья Н. Шелгунова «Люди сороковых и шестидесятых годов». Западники в культурной и общественной жизни России. Вопрос об эволюции русского либерализма.

2.1.9. 1860-е годы. Общественная реакция 1849-1855 гг. и ее влияние на литературную жизнь. Период «оттепели» в общественной жизни России. Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Основные вехи эпохи реформ 1860-1870-х годов.

2.1.10. Значение наследия Белинского для развития русской литературы 1860-х годов. Особая роль «Современника» в общественно-литературной жизни России. «Современник» и революционно-демократическое движение. Крестьянский вопрос в «Современнике».

2.1.11. Журнально-издательская деятельность А. И. Герцена и Н. П. Огарева. «Полярная звезда», «Колокол», «Голоса из России» как отражение идеологических брожений в России. Отношение Чернышевского и Добролюбова к деятельности руководителей «Колокола», события, связанные со статьей «Very dangerous!!!».

2.1.12. Политическая, философская и литературная платформа славянофилов (А. Хомяков, К. Аксаков, И. Аксаков, И. Киреевский). Журнал «Москвитянин» и его роль в литературной жизни 50-х годов. Общая характеристика «Московских сборников». «Русская беседа» - орган славянофильства. Общая характеристика критических выступлений славянофилов. Славянофилы об истории развития русской литературы. Нормативность славянофильской эстетики. Общая характеристика художественного творчества славянофилов.

2.1.13. «Молодая редакция» «Москвитянина» и славянофильство. Характеристика «органической критики» А. Григорьева. Общая характеристика критической деятельности П. В. Анненкова, В. П. Боткина, А. В. Дружинина.

2.1.14. Чернышевский в «Современнике». Диссертация Чернышевского. «Эстетические отношения искусства к действительности». Основные проблемы эстетики Чернышевского: соотношение прекрасного в искусстве с прекрасным в действительности, идейность и тенденциозность искусства, понятие народности в искусстве, проблема идеала. Чернышевский о главных функциях искусства: воспроизведение жизни, объяснение жизни, приговор над жизнью. Учение Чернышевского о типичности. Понятия возвышенного, трагического и комического в трактовке Чернышевского. Элементы антропологизма и рационализма в эстетике Чернышевского. Чернышевский-критик. Чернышевский о Пушкине, Гоголе, Тургеневе, Л. Толстом, Щедрине, Некрасове, Н. Успенском. Проблема положительного героя в литературно-критических статьях Чернышевского.

2.1.15. Философские, исторические, политические, эстетические взгляды Добролюбова. Формирование историко-литературной концепции Добролюбова о народности литературы. Реальная критика Добролюбова (анализ художественного произведения в плане его жизненной правдивости). Статьи об Островском, Тургеневе, Гончарове, Достоевском, Щедрине, Некрасове. Значение критической деятельности Добролюбова.

2.1.16. Место Д. Писарева в литературно-общественной жизни 1860-х годов. Эстетическая теория Писарева и принципы его критического анализа. Писарев о романах «Отцы и дети» и «Что делать?»

2.1.17. Споры о литературных героях. Критическая переоценка «лишнего человека» как героя современности. Проблема «новых людей».

2.1.18. Чернышевский как автор романов. Жанровые особенности «Что делать?». Роман «Что делать?» как утопия. Тема разночинца в русской литературе и в прозе Чернышевского. Плеханов о влиянии романа «Что делать?» на читателей. «Что делать?» как Евангелие для тех, кто хочет присоединиться к «новым людям». Роман «Что делать?» и традиции Жорж Санд. Современники о романе Чернышевского.

2.2. А. И. Герцен.

2.2.1. Характеристика творческого наследия Герцена: писатель, философ, публицист, общественный деятель. Формирование мировоззрения: значение идей декабризма, французского Просвещения, утопического социализма.

2.2.2. Ранние литературные опыты. «О себе», «Записки одного молодого человека» как социально-философская повесть. Проблема романтического субъективизма в повести. О скептицизме как форме мышления переходной эпохи, типичность образа «молодого человека». Белинский о «Записках молодого человека».

2.2.3. Роман «Кто виноват?» Характер повествования в 1-й и 2-й частях романа. Роль новелл-биографий в 1-й части романа. Исследовательский пафос авторской мысли, дух анализа в романе как проявление философии «натуральной школы». Диалогический конфликт в романе. Авторская позиция по отношению к идеологическим столкновениям, отраженным в романе. Крупов в романе и в повести «Доктор Крупов». Бельтов как «герой времени». Проблема «лишнего человека». Связь Герцена с русским и европейским просветительским романом. Тема любви в романе. Круциферская и женская тема в прозе 40-х годов («Женская доля» А. Панаевой, «Полинька Сакс» А. Дружинина). Полемика о романе «Кто виноват?» в журналистике 40-х годов (В. Белинский, А. Григорьев, В. Майков). Повесть «Сорока-воровка»: проблема национального характера.

2.2.4. Духовная драма Герцена после поражения революции 1848 г. («Письма из Франции и Италии», «С того берега»). Жанровое своеобразие этих произведений. Работа Герцена «О развитии революционных идей в России». Историческая и историко-литературная концепция Герцена.

2.2.5. «Былое и думы» - итоговое произведение Герцена. Жанровое своеобразие «Былого и дум». Умственное и литературное движение последека6ристской эпохи в освещении Герцена. Автобиографизм как органический элемент художественного мышления Герцена. Отличие «Былого и дум» от «Семейной хроники» С. Т. Аксакова и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого. Значение для Герцена новой историографической школы (Тьерри, Карлейль, Мишле). Личная жизнь и большой мир истории как диалектическое единство, лежащее в основе художественного замысла произведения. Обобщающее значение образа главного героя. Принцип изображения личности в «Былом и думах»: отражение общественного и исторического в частном и единичном. Способность к развитию, духовному росту как главный критерий герценовской оценки личности. Преодоление схематизма, свойственного «натуральной школе» в решении проблемы «личность и обстоятельства». Отражение в «Былом и думах» эволюции мировоззрения писателя. Западная тематика в «Былом и думах». Стилистическая система «Былого и дум». Произведение Герцена и последующая мемуарная литература («Записки революционера» П. А. Кропоткина, «История моего современника» В. Г. Короленко).

2.3. И. С. Тургенев.

2.3.1. Ранний Тургенев: лирика, поэмы. Отношение к романтической традиции («Параша»). Связь с пушкинско-лермонтовскими традициями. Ранние прозаические опыты («Андрей Колосов», «Бретер», «Три портрета»). Тургенев и «натуральная школа». Поэма «Помещик» (физиологический очерк в стихах). Белинский о «Помещике».

2.3.2. «Записки охотника» и крестьянская тема в русской литературе 40-х годов (Кольцов, Даль, Некрасов, Григорович). Тургенев о крестьянской теме в рецензии на книгу Даля «Повести, сказки и рассказы казака Луганского». «Записки охотника» и «Мертвые души» Гоголя. Крестьяне в «Записках охотника» как носители черт национального характера. «Трезвость» взгляда Тургенева на героя из народа. Расхождение со славянофилами. «Записки охотника» и физиологический очерк 1840-х годов. Рассказчик в книге Тургенева. Внутренние связи, объединяющие рассказы и очерки в циклы. Пейзаж в «Записках охотника». Эпическая картина национальной жизни. Анненков о крестьянских героях у Тургенева. Тема мужика в прозе Тургенева 1850-х годов: «Муму», «Постоялый двор». Вопрос о «хищном» и «смирном» типе у Тургенева.

2.3.3. Драматургия Тургенева. Новаторство драматурга в пьесе «Месяц в деревне»: выстраивание «внутреннего», психологического движения драмы.

2.3.4. Статья Тургенева о «Фаусте» Гете. Критика романтического эгоцентризма. Тема «лишнего человека» в «Записках охотника» («Гамлет Щигровского уезда») и в повестях 1850-х годов: «Дневник лишнего человека», «Затишье», «Переписка».

2.3.5. Своеобразие жанровой формы тургеневского романа. Основные фабульные компоненты романа Тургенева. Особенности психологизма и роль лирико-философских мотивов. «Рудин» и традиции натуральной школы. «Фауст» и «Ася» в ряду произведений Тургенева 1850-х годов: социальная и идейно-психологическая характеристика героев. Герой «Аси» как «русский европеец». Чернышевский об «Асе». Трагизм любви, таинственное, иррациональное в понимании Тургенева. Роман «Дворянское гнездо». Лаврецкий и Рудин. Тема «почвы», национальных корней. Лаврецкий и славянофильская концепция. Проблема долга и счастья в «Дворянском гнезде». Добролюбов и А. Григорьев о Лаврецком.

2.3.6. Новый герой-разночинец в романе «Накануне». Вопрос об общественной ценности героя. «Сушь и сила» Инсарова. Берсенев и Шубин в сопоставлении с Инсаровым (вопрос о «сознательно-героической» и «артистической» личности). Испытание героя любовью и образ Елены Стаховой. Трагическое в сюжете «Накануне». Добролюбов о романе.

2.3.7. Роман «Отцы и дети». Представители поколения «отцов» в романе. Нигилизм как особое явление в культурно-исторической жизни России. Идеологический характер конфликта романа. Отличие взглядов Базарова от идей революционных демократов (вопрос об общине, о народе, о положительной программе, о реформе, о природе человека); демократизм Базарова. Печоринские сомнения Базарова. «Самоломанность» Базарова и возвышающая героя любовь. Трагизм Базарова. Базаров и речь Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». Достоевский о Базарове. Герцен, Писарев, Антонович о романе «Отцы и дети».

2.3.8. Споры о пореформенной России в романе «Дым». Новые черты жанровой формы тургеневского романа. Особенности повествования и роль символики в сюжете «Дыма».

2.3.9. Особенности психологизма в поздних повестях Тургенева («Степной король Лир», «Клара Милич», «После смерти»).

2.3.10. Тургеневское понимание народничества, проявившееся в романе «Новь». Система сюжетообразующих мотивов романа.

2.3.11. Жанровые особенности «Стихотворений в прозе» Тургенева. «Стихотворения в прозе» как концентрированное выражение главных тем и мотивов творчества писателя.

2.4. И. А. Гончаров.

2.4.1. Ранние опыты Гончарова. «Иван Саввич Поджа6рин» и физиологический очерк 1840-х годов. Романы Гончарова как трилогия. Оппозиция «провинция-Петербург» в каждом из них. Роман «Обыкновенная история». Приезд провинциала в Петербург как особый вариант конфликта в русской литературе 1840-х – 1850-х годов. Особое внимание Гончарова к герою-идеалисту, «неизлечимому романтику». Диалогический конфликт в «Обыкновенной истории». Первый роман Гончарова в контексте русской и западноевропейской литературы. Белинский об «Обыкновенной истории».

2.4.2. «Фрегат “Паллада”» как этап творческой эволюции Гончарова. Книга о путешествии в свете теории возрастной эволюции. Тема «специальных» людей и ее развитие во втором романе Гончарова.

2.4.3. «Сон Обломова» как художественное целое. Сопряжение двух взглядов на мир Обломовки, данных в 9-й главе первой части романа. «Память» и «мечта» в мотивной структуре сюжета. Лирический сюжет в эпическом мире романа. Восток и Запад в творческом сознании Гончарова: от «Фрегата ”Паллада”» к «Обломову». Герой романа как тип и индивидуальность. Обломов в ряду сверхтипов мировой литературы. Сопоставление Обломова и Штольца («созерцание» и «деятельность») как «несущая конструкция» сюжета. Тема любви в романе. Добролюбов, Дружинин, Писарев, И. Анненский о романе «Обломов».

2.4.4. Тема искусства и художника в третьем романе Гончарова. Мотив страсти в сюжете «Обрыва». «Обрыв» и «антинигилистический» роман. Романист Борис Райский на фоне романиста Гончарова.

2.4.5. Чацкий в творческом сознании Гончарова.

2.5. А. Н. Островский.

2.5.1. Островский в истории русского национального театра. Жанровые особенности драматургии Островского. Купеческий мир в пьесах Островского конца 1840-х – 1850-х годов. Островский и Ап. Григорьев. Островский и «молодая редакция» «Москвитянина». Новая тематика в пьесах Островского второй половины 1850-х годов.

2.5.2. «Гроза» как этапное произведение драматурга. Катерина как героиня народной трагедии. Самодуры в пьесах Островского. Песенное начало в сюжете «Грозы». Добролюбов и Писарев о «Грозе».

2.5.3. Исторические пьесы Островского. Социальные драмы и комедии Островского 1860-х – 1870-х годов. Пьесы Островского об актерах и театре («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). Драматургия Островского и фольклорная традиция. Сюжет «Снегурочки» в свете славянской мифологии. Драматургия Островского и русский роман. «Бесприданница» как психологическая драма. Система персонажей пьесы и Лариса Огудалова как романсная героиня. Особенность конфликта в «Бесприданнице».

2.5.4. Общая характеристика поздних пьес Островского.

2.6. А. В. Сухово-Кобылин.

2.6.1. Сценическая история драматической трилогии Сухово-Кобылина. Идея прогресса в художественном осмыслении писателя. «Свадьба Кречинского» как социально-бытовая комедия и как комедия характеров. Тема судьбы в «Свадьбе Кречинского». Мотив игры в сюжете пьесы. Проблема национального характера в трилогии. Искусство комического в пьесах Сухово-Кобылина. Русское чиновничество в пьесе «Дело». Жанровое своеобразие «Смерти Тарелкина». «Открытие» драматургии Сухово-Кобылина в ХХ в.

2.7. Ф. И. Тютчев.

2.7.1. Тютчев и Пушкин. Тютчев и любомудры (интерес к философским вопросам, дидактизм в поэзии, ораторский пафос). Романтическая концепция мира. Тютчевский мир возвышенного: «беспокойная мудрость» поэта. Пантеизм Тютчева («Видение», «Не то, что мните вы, природа...», «Сумерки»). Проблема «хаоса» и «тайны. («Тени сизые смесились...», «О чем ты воешь, ветр ночной?»). Тема «ночи» у Тютчева («День и ночь», «Бессонница», «Святая ночь на небосклон взошла»). Блок о ночных мотивах Тютчева. Проблема индивидуалистической отъединенности личности от мира («Наш век»). Тема любви («поединок роковой») и смерти. Денисьевский цикл. Трагическое начало («Два голоса»). Политическая лирика («Море и утес», «29 января 1837 г.»). Тема славянства. Фет о Тютчеве.

2.8. А. А. Фет.

2.8.1. Основные вехи биографии Фета (Шеншина). Сборник «Лирический пантеон» и романтические традиции в лирике раннего Фета. Антологические стихи («Диана». «Вакханка», «С корзиной, полною цветов, на голове…»). Сборник 1856 г. Чернышевский об этом сборнике. Фет и Некрасов. Стремление Фета к пушкинской гармоничности. Фет и традиция цыганского романса (Фет и Григорьев, Полонский, Апухтин, Блок). Лирическое «я» Фета как взгляд на мир, отвлеченный от конкретной, «биографической» личности. Своеобразие психологизма Фета: «моментальность» выраженного чувства, «пейзаж души». Импрессионизм как органическое свойство метода Фета. Прорывы из «определенной области» слов в «неопределенную область» музыки.

2.8.2.Мемуарная проза Фета. Фет-публицист на фоне Фета-поэта. Фет и Шопенгауэр. А. Григорьев, Добролюбов, Писарев о Фете.

2.9. А. К. Толстой.

2.9.1. Влияние романтической философии и эстетики на мировоззрение А.К. Толстого. Концепция искусства у А.К. Толстого. Идеал, обращенный в прошлое, - основа мировоззрения писателя. Идеи панславизма у А.К. Толстого («Колокольчики мои…», «Ой, стоги, стоги…»). Сатирические произведения А.К. Толстого («Сон Попова», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»). Историческая баллада в поэтическом наследии А.К. Толстого. Романное начало в его лирике. А.К. Толстой как один из создателей образа Козьмы Пруткова. Проза А.К. Толстого. «Князь Серебряный» и вальтер-скоттовская традиция.

2.9.2. Драматическая трилогия А.К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис») и проявившаяся в ней философия истории.

2.10 Я.П. Полонский.

2.10.1. Белинский о первом сборнике стихотворений Полонского «Гаммы». Традиция городского романса в лирике Полонского («Затворница»). Кавказ в творчестве поэта. «Прогулка по Тифлису» в контексте очерков 1840-х годов. Жанр лирической новеллы в поэзии Полонского («Письмо», «Воспоминание», «Колокольчик»). Жанрово-стилевые особенности «Шутки в виде поэмы» «Кузнечик-музыкант». Стихи Полонского о Петербурге («Белая ночь», «Миазм») как часть петербургского текста русской литературы. «Свежее предание» и традиция русского романа в стихах. Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Тургенев о творчестве Полонского.

2.11. Н. А. Некрасов.

2.11.1. Начало литературной деятельности: Некрасов и Белинский. Некрасов как редактор и издатель. Становление творческого метода Некрасова-поэта. «Прозаическое», художественный опыт прозы в поэтическом мире Некрасова. Социальные и нравственно-психологические мотивы в стихах Некрасова о крестьянине и разночинце («В дороге», «Тройка», «Огородник», «Влас», «Зеленый шум», «Похороны», «Еду ли ночью по улице темной…», «Застенчивость»). Петербург и петербургский житель в лирике Некрасова (На улице», «О погоде», «Утро»). Любовная лирика Некрасова. Поэтизация «прозы» любви в панаевском цикле («Когда горит в твоей любви…», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Прости»). Герой и героиня в любовной лирике Некрасова. Причина возникновения «покаянных» мотивов в русской литературе. Покаянная лирика Некрасова («Рыцарь на час», «Человек сороковых годов», «Зачем меня на части рвете…», «Смолкли честные, доблестно павшие…», «Скоро стану добычею тления»).

2.11.2. Крестьянские поэмы Некрасова. Фольклорные и мифологические мотивы в сюжете поэмы «Мороз, Красный нос». Лирическое начало в поэме.

2.11.3. Основные мотивы и образы эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Сказовый стих. Связь эпопеи с традицией устного народного творчества.

2.11.4. Исторические поэмы «Дедушка» и «Русские женщины».

2.11.5. Сборник Некрасова «Последние Песни». Достоевский и Некрасов.

2.12. Поэты некрасовской школы: В. Курочкин, М. Михайлов, Д. Минаев.

2.12.1. Политическая злободневность и гражданские мотивы их поэзии. Основные жанры. Роль сатиры. Особенности стиля. Переводы западноевропейских поэтов (Г. Гейне, П. Беранже).

2.12.2. Добролюбов как поэт некрасовской школы. Деятельность Добролюбова в «Свистке». Основные мотивы его поэзии.

2.13. Писатели демократического лагеря.

2.13.1. Журнал «Современник» и писатели шестидесятники. Новая постановка темы крестьянина. «Очерки народного быта» Н. Успенского. Патриархальный характер человека из крестьянской среды как проблема в литературе 1860-х годов. Чернышевский и Достоевский о Н.Успенском. Творчество Ф.М. Решетникова. Жанровые модификации очерка в литературе 1860 – 1870-х годов. Установка на эстетическую значимость факта. Повесть «Подлиповцы» и вопрос о натурализме в прозе Решетникова. Своеобразие трактовки образа мыслящего разночинца в повестях Н.Г. Помяловского. Повесть «Мещанское счастье» как социально-психологический эксперимент: неизбежное столкновение «плебейского» и «барского» в жизни как общественный закон. «Проклятые вопросы» в сознании Молотова и Череванина («Молотов»). Художественное своеобразие дилогии Помяловского. Творчество В.А. Слепцова. «Большой талант» (Тургенев) автора рассказа «Питомка». «Тайнопись» повести Слепцова «Трудное время». Художественные особенности повести.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Анализ статьи В. Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года»

1. Белинский о натуральной школе.

2. Понятие «идеал» у Белинского. В чем специфика эстетического идеала?

3. Белинский о «чистом искусстве».

4. Жанровая структура литературы натуральной школы.

5. Каковы основания для сопоставления романа Герцена «Кто виноват?» и романа Гончарова «Обыкновенная история»?

6. В чем, с точки зрения Белинского, достоинства и недостатки обоих романов?

7. В какой степени оба романа отвечают художественной философии натуральной школы?
2. Проблема «лишнего человека» в творчестве И. С. Тургенева

(сопоставительный анализ «Гамлета Щигровского уезда» и «Дневника лишнего человека»)

а) «Гамлет Щигровского уезда»:

1. Смысл исповедальной формы рассказа.

2. Соотношение социального быта России и культуры в процессе формирования личности.

3. Роль университетского кружка в судьбе героя.

4. Смысл сопоставления героя с Гамлетом.

б) «Дневник лишнего человека»:

1. Герой повести и герой «Гамлета Щигровского уезда» - сходство и различие.

2. Роль биографического метода в характеристике героя.

3. «Двойной» сюжет повести: история жизни и истории души.

4. Функция описаний природы в художественной структуре повести.

5. Роль пушкинской цитаты в финале повести.

6. Смысл финала повести (приписка Зудотешина).
3. Повесть И. С. Тургенева «Ася» и статья н. Г. Чернышевского «Русский человек на render-vous»

1. Типология «лишних людей» в русской литературе (по статье Чернышевского). «Лишний человек» в понимании Тургенева и Чернышевского.

2. Господин Н. Н. и тип тургеневского лишнего человека.

3. Функция литературных параллелей в повести.

4. «Русский мир» в повести.

5. Концепция трагической любви у Тургенева и ее трактовка Чернышевским.
4. «Сон Обломова» как художественное целое

1. Жанровые особенности IX главы романа «Обломов» и поэтика литературных сновидений.

2. Идиллический хронотоп в «Сне Обломова».

3. Проблема точки зрения в «Сне Обломова». Позиция повествователя.
5. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике.

(Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?» и А.В. Дружинин «”Обломов”. Роман И.А. Гончарова. Два тома. СПб., 1859»)

1. В чем природа суть обломовщины с точки зрения Добролюбова и Дружинина?

2. Что дают статьи для понимания «Сна Обломова»?

3. Что не принимает Дружинин у Гончарова и почему?

4. В чем суть различий методов двух критиков?
6. Поэзия Ф.И. Тютчева в трактовке Вл. Соловьева.

(статья Соловьева «Поэзия Ф.И. Тютчева»)

Задание: Подобрать стихотворения Ф.И. Тютчева, подтверждающие и опровергающие каждый тезис концепции Вл. Соловьева.
7. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся»


  1. Жизненная философия Большова и Подхалюзина в ее соотнесенности с формулой «свои люди – сочтемся».

  2. Божественное и дьявольское начала в сюжетных линиях Большова и Подхалюзина. Большов как трагический герой.

  3. Смысл финала комедии: отмена закона «четвертой стены» и художественная функция этого приема.



III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ



п\п

Наименование разделов

и тем

ВСЕ-

ГО

часов

Аудитор-

ные

занятия

(час.)

В том числе

Само

стоя-

тель-

ная

работа

Лек-

Ции

Семи-

Нары

1.

Введение. Литературно-общественное движение 1840-х гг.




4

2

2

2.

И. С. Тургенев




8

6

10

3.

И.А.Гончаров




6

4

8

4.

А.И.Герцен




6

-

6

5.

А.Н.Островский




8

2

8

6.

А.В.Сухово-Кобылин




2

-

2

7.

Ф.И.Тютчев




2

2

4

8.

А.А.Фет




2

-

4

9.

Н.В.Некрасов




6

-

8

10.

А.К.Толстой




4

-

4

11.

Литературно-общественное движение 1860-х гг. Н.Г.Чернышевский. Писатели демократического лагеря




16

-

4




Итого

140

64

16

60



III. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Итоговый: экзамен (4-й семестр).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconИстория русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть...
Цель: к концу урока учащиеся смогут рассказать о книгах, которые они читают и почему
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconТерминология русской риторики как учения о речи (вторая половина XVIII первая половина XIX вв.)
Название документа: Внеклассное мероприятие по информатике в 10 классе «Слабое звено»
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconПрограмма дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века (первая половина)»
Разработана Киричук Е. В., д ф н., профессором кафедры русской и зарубежной литературы
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологическая (индивидуальная) карта дисциплины «История русской литературы XIХ века, первая половина»
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconТематическое планирование по русской литературе в 10 классе
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconПланирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие
Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы...
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconПрограмма дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconПрограмма дисциплины История искусства и литературы. Часть I для...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconПрограмма дисциплины История искусства и литературы. Часть I для...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconРабочая программа дисциплины «История русской литературы ХХ века (1 половина)»
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) icon1. Общественные и литературные
Технологическая (индивидуальная) карта дисциплины «История русской литературы XIХ века, вторая треть»
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconМетодические указания к курсу История русской литературы XIX века...
Методические указания разработаны на кафедре истории русской литературы заведующим кафедрой доктором филологических наук профессором...
История русской литературы XIX века (вторая половина, первая часть 1840-1870-е годы) iconТематическое планирование по литературе 10 класс
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск