Скачать 52.08 Kb.
|
План-конспект Предмет: литературное чтение Класс: 2 Тема: А.С. Пушкин «Осень» (отрывок) Задачи: - приобщать детей к литературе как искусству через анализ литературного произведения; - формировать интерес к чтению и пониманию образных выражений через введение теоретико-литературных понятий: эпитет, олицетворение, сравнение; - развитие связной устной речи (чтение стихотворения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения; - формирование творческих способностей, мыслительных операций; - формирование личности (введение детей через литературное произведение в окружающий мир), формирование элементов эстетического переживания прочитанного. За несколько дней до урока учащиеся принимали участие в опросе, созданном учителем, отвечая на вопрос «Что такое осень?» https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dDlyeUJiMFR3aS0wSjFZWE9hMjNiQmc6MQ Также за несколько дней до урока на страничке сайта класса каждый учащийся размещал осеннюю фотографию, которая соответствовала бы ответу в опросе «Что такое осень?»
http://fotofilmi.ru/video/bebe6b0616f09d5/CHto-takoe-osen С просмотра этого фильма и начинается урок. Осень – это шуршащие листья под ногами. Осень – это серые тучи. Осень – это грибы в лесу. Осень – это астры на дачной клумбе. Осень – это холодные туманы. Осень - это утренние морозы. Осень – это первый снег на опавших с деревьев листьях. Как по-разному воспринимает каждый из нас осень.
Борис Пастернак в одном из своих произведений называл осень «глухая пора листопада» . Этот образ осени можно понимать по-разному: «глухая» пора, то есть звуков не слышно (или мало звуков природы), так как не шелестят листья на деревьях (опали), птиц не слышно (готовятся к зиме, некоторые улетели на юг). «Глухая» пора еще и потому, что это поздняя осень, то есть глубокая осень.
Учащиеся слушают литературное исполнение отрывка из стихотворения А.С. Пушкин «Осень» (аудиозапись) http://www.staroeradio.ru/audio/15307 Нарисовать картину осени можно по-разному: художники делают это с помощью красок, композиторы – звуками музыки, а поэты и писатели рисуют картины словами. Такие слова-краски в литературе называются эпитетами, олицетворением и сравнением. Обратимся к словарю http://www.slovari.ru/ На главной странице в правом верхнем углу нарисована лупа, а рядом прямоугольник со словами «поиск по словарям», нажимаем на него. В раскрывшейся странице после слов «искать в словарях» в белый пустой прямоугольник вписываем каждое понятие, нажимаем на синий прямоугольник «Поиск» и выясним лексическое значение каждого из этих слов. Итак, ЭПИ'ТЕТ, -а, м. Образное, художественное определение. ОЛИЦЕТВОРЕ'НИЕ, -я, ср. 3. Перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. СРАВНЕ'НИЕ, -я, ср. 2. Установление черт сходства между тем, что сопоставлено. Давайте попробуем найти эти средства выразительности в стихотворении А.С. Пушкин «Осень» и выяснить их роль и значение. Учитель еще раз читает стихотворение А.С. Пушкин «Осень» (слайд) 4. Выделим из текста волшебные слова-краски, которые оживляют неживую природу и придают тексту выразительность. «Унылая пора!» Унылым может быть только человек. А поэт передает это свойство времени года. Почему? Чем схожи это состояние у человека и природы? Унылая пора: солнце реже светит – мало света. Дождик, грязно, облетают листья с деревьев – жалко, птиц почти не слышно. Так же бывает и на душе человека пусто и грустно: он не слышит звуков – они его просто не привлекают, ему не хочется ничего делать в моменты грусти и печали. Учитель еще раз повторяет первое предложение и прочитывает сразу второе: «Очей очарованье!» Очи - это глаза. «Очей очарованье!» - это значит приятно глазам, приятно взору. Явная смена настроения! Почему? Только осенью можно увидеть такое количество красок в природе. Каждый листочек осень окрашивает неповторимым образом и цветом! Это приятно для глаз. И автору стихотворения А.С. Пушкину нравится это. Он выражает свое отношение к осени в следующей строчке: (учитель читает вторую строчку из стихотворения) «Приятна мне твоя прощальная краса» Почему же поэт употребляет слово «прощальная»? На что он обращает внимание, используя это средство выразительности? Красота осенней природы не вечна. Это мимолетное, кратковременное явление в жизни природы. Все буйство красок – на прощанье перед листопадом. И вся красота пропадет, исчезнет! И поэту нравится это кратковременное, но красивое явление в жизни природы. Это чувство доказывает и следующая строчка из стихотворения (учитель читает) «Люблю я пышное природы увяданье» и сразу же после паузы следующую строчку «В багрец и в золото одетые леса» Подберите к слову «багрец» родственные похожие слова. Используем словарь http://www.slovari.ru/ Что значит «в золото одетые леса»? Из золота делают монетки, сережки, цепочки, колечки. Зачем люди пользуются золотыми изделиями? Золото – это признак богатства и украшение. А в стихотворении это словосочетание употребляется с каким смыслом? Осень украшает природу желтыми красками, по цвету схожими с золотом, чтобы показать ее богатство. «В их сенях ветра шум и свежее дыханье» «В их сенях», «в сенях», «сени» что это такое? Выберите правильное лексическое значение этого слова (тест). https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dG1qV19NeXN1bDNySlZBdHhuTWZsbWc6MQ «В их сенях ветра шум и свежее дыханье» Разве ветра летом не бывает? Тогда почему автор обращает внимание на этот факт: чем отличается шум ветра в лесу летом и осенью? Осенью увеличивается скорость ветра, ветер дует чаще и сильнее. Кроме того, звук шелеста осенних листьев на деревьях звонче и заметнее, так как летние листочки мягкие, а осенние шершавые, огрубевшие от первых заморозков они-то и создают громкий шелест. «В их сенях ветра шум и свежее дыханье» Объясните значение этого выражения: «свежее дыхание» (тест) https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dGRzYUlTZEIycXU0RGRuTjNSWnVwOFE6MQ Ощущение уже не теплого, знойного летнего воздуха, а более холодного морозного. Учитель еще раз читает эту строчку и переходит к чтению следующей: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса» Какое изображение на слайде соответствует данной строчке? (серое хмурое небо с облаками) О какой «волнистой мгле» идет речь в стихотворении? Неровные края облаков на пасмурном осеннем небе создают узоры-волны. Мгла получается за счет серого цвета неба. «И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы» Какие угрозы «седой зимы» имеет в виду автор? Не все деревья смогут выдержать сильные зимние морозы (некоторые могут погибнуть, замерзнуть). Птицам и зверям тоже нелегко приходится зимой (холодно и голодно).
http://www.staroeradio.ru/audio/15307 как эталон выразительного чтения). |
Конспект урока Предмет: литературное чтение Класс: 3 Тема: Г. Х. Андерсен «Ромашка» Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | Конспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Урок литературного чтения 2 класс Тема: «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Оборудование: слайды, карточки для работы в группах, рисунки детей на тему «Осень», выставка книг | Рабочая программа педагога Воробьёвой Татьяны Викторовны по учебному курсу «Литературное чтение» «Литературное чтение. 3 класс» реализована концепция развивающего обучения младших школьников литературному чтению (автор — кандидат... | ||
Рабочая программа По предмету «Литературное чтение» для 3 класса На 2012 2013 учебный год «Литературное чтение. 3 класс» реализована концепция развивающего обучения младших школьников литературному чтению (автор — кандидат... | Конспект урока а. С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…" фио (полностью)... ... | ||
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» Фгос, авторской программы «Литературное чтение» В. Г. Горецкого, учебник «Русская азбука 1 класс» В. Г. Горецкий, что позволяет обеспечить... | Рабочая программа предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение»: авторы Климанова Л. Ф., Голованова М. В., Горецкий В. Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Произведения о родной природе. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г. А. Скребицкий «Осень» | Тематическое планирование по литературе 6 класс Знать особенности басни как вида литературного произведения, сведения жизни и литературной деятельности | ||
Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1 ... | Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | ||
Предмет: литературное чтение 1-4 класс Система обучения : традиционная. Программа Программа: Планета Знаний. Литературное чтение. Э. Э. Кац. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная... | Предмет: литературное чтение Класс: 2 класс Тип урока Ознакомить учащихся с произведением; учить давать характеристику героям; учить осознавать нравственные понятия и моральные нормы,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. Д. Берестов «Устный счет», «Урок рисования», «Кто живет в портфеле», «А дальше, ребята, урок листопада»; А. Платонов «Еще мама»;... | Учебник для 3 класса "Литературное чтение" (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,... Тема урока: «Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворение К. Д. Бальмонта)» |