№
| Этап урока
| Название
используемых ЭОР
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Универсальные учебные
действия (УУД)
| Время (в мин)
|
1
| Самоопределение к учебной деятельности
|
| 1. Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, Улыбка всегда располагает нас к приятному общению. Сегодня вы будете работать в парах.
А, сейчас проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Разминка для пальцев.
| Подготовка класса к работе.
Дети выполняют разминку.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
личностные :самоопределение;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию..
| 1-2
|
2
| Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Формирование темы и целей урока.
|
Слайд 1. «Правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков».
| 1.Словарная работа. - Запишите слова с буквой Ь.
- первый день недели;
- южное плодовое дерево;
- морское животное;
- у двух матерей по пять сыновей, одно имя всем;
- одной рукой всех встречает, другой всех провожает;
- название кустарника. - Что объединяет все эти слова?
- На какую орфограмму эти слова? 2. Прослушивание стихотворения. - А сейчас послушайте стихотворение.
Мы с приятелем вдвоём
Шли на лыжах на подъём.
А потом с горы спускались,
Разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки,
Доезжали до реки.
А от речки отъезжали,
Снова к горке подъезжали,
Снова лезли на подъём,
Чтобы съехать вниз потом. - Слова на какую орфограмму часто встречались в этом стихотворении?
3. Работа с иллюстрацией учебника..
- Откройте учебник на с.133. Рассмотрите иллюстрацию.
- Чем занят Афанасий?
- Почему буква Ь находится в середине? - Что бы вы посоветовали Афанасию приготовить с буквой Ь? 4. Работа с таблицей на доске.
- Посмотрите на таблицу, вам знакомы следующие схемы?
- «Прочитайте» их и сформулируете тему урока.
- Исходя из темы урока, какую цель можно поставить перед собой?
| Дети записывают слова. понедельник
апельсин
дельфин
пальцы дверь сирень Обозначают предметы, во всех словах есть буква Ь.
Ь – обозначающий мягкость согласного. Дети слушают стихотворение.
Разделительный Ъ и Ь – обозначающий мягкость согласных
Он готовит необычные бутерброды
Потому что пишется в середине слова Бульон, варенье, печенье
Ответы детей. Научиться различать и писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками.
| Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Познавательные:
осознание и произвольное построение речевого высказывания;
Регулятивные:
Составлять план и последовательность своих действий;
Личностные:
самоопределении; смыслообразование.
| 5-6
|
3
| Постановка учебной задачи.
|
Сравнение Ь и Ъ (ссылка на веб ресурс)
|
- Когда и где пишутся разделительные Ъ и Ь знаки? Сценка. «Мягкий знак и Твёрдый знак» - Не чересчур ли ты добряк?-
Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак.
- Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
- Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным - давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! Наш разговор - никчемные слова,
- Услышав этот спор, Сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны оба чести.
Когда стоите в нужном месте.
|
Выдвигают гипотезы. Выступление детей.
| Познавательные: общеучебные умения. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
| 5-6
|
4
| Открытие нового знания.
| Слайд 2. «Прочитай слова. В каких словах есть звук Й?
После какого звука слышится? Какими буквами он обозначен?»
| Задание выполняется у доски. -Спишите слова. Подчеркните буквы, которые обозначают звук Й.
- Почему урок, тема которого Разделительные ь и ъ знаки, мы повторяем обозначение звука й?
- Вспомните, какую работу выполняет ь в словах?
|
В слове прибой звук й слышится после гласного о, на письме звук й обозначен буквой «и краткое».
Запишем это слово.
В слове ладья звук й слышится после согласного д и перед гласным а. Звук й обозначен буквой я.
Запишем это слово.
Если после согласного звука перед гласным есть звук й, то в слове пишется ь или ъ. Обозначает мягкость согласного звука.
| Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
| 9-10
|
5
| Первичное закрепление.
| Слайд 3. «Прочитай слова».
Слайд 4. «Схема правила».
| Физкультминутка. 1. Работа в парах. - Чем отличаются слова в первом столбике от второго? - Почему в 1-м столбике пишется ь, а во 2-м – ъ?
- Сформулируете правило написания разделительного ь и ъ знаков. 2. Работа с правилом по учебнику с. 134.
- Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 134.
- Запишите слова семья, разъезд. - Выполните графическое обозначение орфограммы.
Работа над алгоритмом и его применением.
- Прочитайте название в рамке после правила.
- Что вы поняли из названия?
- Что будет нам предложено дальше? - Прочитайте алгоритм.
- Сколько в нем «шагов»?
- От чего зависит выбор разделительного знака?
|
Взаимопроверка задания.
Ответы детей.
Разделительный ь пишется в корне слова, а ъ – между приставкой и корнем.
Ответы детей.
1 ученик работает на доске.
Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.
5.
От места в слове.
| Регулятивные:
готовность к преодолению трудностей;
умение адекватно оценивать свою деятельность. Коммуникативные: согласование действий с партнёром. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция,
Выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
| 5-6
|
6
| Самостоятельное применение знаний.
| Слайд 5. «Вставьте пропущенную букву». Что писать? (ссылка на веб ресурс)
| 1.Работа по учебнику. Упр. 165. - Выполним упражнение, применяя алгоритм.
(3 примера разбираются коллективно у доски, затем самостоятельно) Работа в парах.
2. Работа с карточками.
(Заполните таблицу) 3. Работа с компьютером
|
Ученики работают у доски, затем самостоятельно.
Ученики вставляют пропущенные буквы в тексте.
Проверка на доске. Дети заполняют таблицу.
Взаимопроверка.
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| 9-10
|
7
| Рефлексия деятельности (итог урока)
|
| - Какую орфограмму вы обозначали в словах?
- Назовите ключевые слова этой темы. - Оцените свою работу на уроке кружками тёх цветов, которые лежат у вас на парте.
Зеленый – отлично,
желтый – хорошо,
красный - надо еще поработать.
| корень,
приставка,
звук Й.
| Познавательные: рефлексия. Регулятивные: самооценка.
| 5-6
|
8
| Домашнее задание
|
| Упр. 3, с. 118, выучить правило на с. 113.
|
|
| 2-3
|