Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 144
Конспект урока русского языка в 10 классе с использованием ИКТ по теме:
«Повторение правил орфографии и пунктуации.
Подготовка к ЕГЭ:
отработка выполнения заданий А15, А17, А18, А22»
Цели урока
Повторить правила по орфографии и пунктуации, изученные в средней школе.
Расширить лингвистические знания учащихся.
Отработать поэтапно выполнение заданий из КИМов (МИОО) по русскому языку.
Закрепить учебные умения и навыки учащихся 10 класса на основе работы с тестовыми заданиями.
Развить логическое мышление учащихся для поиска решения поставленной учебной задачи.
Закрепить умение учащихся проводить самопроверку и взаимопроверку выполненных заданий.
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, экран для показа презентационного сопровождения к уроку.
Индивидуальные тетради
Отксерокопированные листы на каждого ученика с заданиями урока.
Учебник. А.И.Власенков. Русский язык 10 – 11 класс, М.: «Просвещение», 2011год.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Объявление темы урока (слайд 1), проверка наличия необходимого оборудования на столах учащихся, раздача материалов с заданиями.
Ознакомление учащихся с целями урока (слайд № 2 ).
Учитель: Ребята, на уроке мы должны повторить тему
« Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (А15)» и на практике закрепить умение выполнять задания из КИМов
Запись темы в тетради. Тема №1 «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (А15)» (слайд3).
Что нужно знать, чтобы правильно выбрать гласные в окончаниях глаголов и суффиксов причастий? ( Ответ: Написание гласных в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий зависит от спряжения глагола, от которого образована личная форма или причастие).
Учитель: Какие гласные пишутся в личных окончаниях глаголов в форме единственного числа 1 и 2 спряжения? (слайд №3)
Ответ: В личных окончаниях глаголов в форме единственного числа, относящихся к 1-му спряжению, пишем – Е, а в личных окончаниях глаголов в форме единственного числа, относящихся ко 2-му спряжению, пишем – И.
-
Глаголы:
Окончания в единственном числе –Е;
во множественном
числе : -ут, ют .
Причастия:
Суффиксы:
-ущ-, -ющ-, -ем-
|
Глаголы:
Окончания в единственном числе –И;
во множественном
числе: -ат, ят .
Причастия:
Суффиксы :
-ащ-, -ящ-, -им -
|
Учитель: Какие гласные пишутся в личных окончаниях глаголов в форме множественного числа 1 и 2 спряжения? (слайд №3)
Ответ: В личных окончаниях глаголов в форме множественного числа, относящихся к 1-му спряжению, пишем – У или Ю, а в личных окончаниях глаголов в форме множественного числа , относящихся ко 2-му спряжению, пишем – А или Я.
Учитель: Итак, чтобы правильно написать гласные в личных окончаниях глаголов в форме ед.ч. и мн.ч., а также в суффиксах причастий в форме настоящего или прошедшего времени, нужно знать спряжение и запомнить схему-подсказку: (запись в тетради):
-
1 спряжение: -Е, -У, -Ю
| 2 спряжение: -И, -А, -Я
|
Учитель: Вспомним, какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие - ко 2 спряжению (слайд №4 - повторение). Выполняем самостоятельно задание №1 (слайд 5) – 3 мин.
Брос…шь мяч, подозрева…мый нами, вы усво..те правило, движ…мый местью, встрет…шь подругу, расходу…мые средства, постав…шь самовар, пригрева…мое солнце, продолж…т опрос, враги трепещ…т, разбойники засвищ…т, туш…т огонь, тихо шепч…т, враща…щаяся мельница, юристы изуч…т, гон…щий мяч, люб…щий природу, терп…щий неудачу, руки держ…т, рокоч…щий водопад, хозяйки хлопоч…т, кле…щий карандаш, замес…т тесто, ненавид…мый город.
Учитель: Выполняем самопроверку, исправляем ошибки, используя изображение на слайде №6 – 2 мин.
Запись темы в тетради. Тема №2 «Правописание НЕ с различными частями речи (А17)» (слайд №7).
Учитель: Посмотрите на теоретический материал на слайде. Какие формы написания НЕ встречаются в русском языке с различными частями речи? (ответ: слитно или раздельно)
Запись таблицы в тетради.
-
1. С одиночными причастиями
2. С производным предлогом НЕСМОТРЯ НА
(= ВОПРЕКИ)
3.С существительными, прилагательными, наречиями, если можно заменить синонимом без НЕ
| 1. С глаголами
2. Деепричастиями
3. Краткими причастиями
4. В предложении есть противопоставление с союзами А, НО и другими
|
Учитель: Используя опорную схему (слайд№7), выполните задание №2. (коллективное выполнение задания с взаимопроверкой: ученики по выбору учителя выполняют задание вслух, комментируя свои записи в раздаточных материалах и с опорой на схему) 3 мин.
(Не)заросшее поле весной одиноко чернело.
В порту (не)догрузили судно.
Экономический ущерб от наводнения (не)подсчитан.
(Не)светлый, мрачный коридор пугал посетителей.
Снег, (не)тронутый оттепелью, лежал повсюду.
(Не)смотря на сложность темы, мы постараемся в ней разобраться.
Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, а холодно и отчужденно.
Глаза его горели (не)укротимой страстью.
Был тихий (не)жаркий июньский вечер.
10)Урожай зерновых (не)собран полностью.
Учитель: Проверьте свои записи, используя слайд № 9.
Запись темы в тетради. Тема №3 «Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи (А18)» (слайд№10).
Устный опрос учащихся на знание правил по данной теме:
Проблемный вопрос: Как нужно рассуждать, чтобы правильно написать наречия, союзы, производные предлоги, местоимения с предлогами и частицами, наречия с частицами?
Коллективное выполнение задания с самопроверкой и взаимопроверкой (слайды №10-№13) – 10 мин.
Родители весь месяц (как?) напролёт думали о том, что бы подарить сыну.
В течение спора аспиранты тоже (= и) критиковали статью.
Вследствие (= из-за) поломки двигателя машины новые детали привезли лишь поутру (когда?).
Наконец (= итог) мне удалось поймать тот (какой?) час, когда лучи солнца пронизывают лес.
Он владел языком так (же) легко, как люди владеют голосом, потому что (союз, «причина») учился языку у простых людей.
Все газоны тоже (= и) покрывала трава, (и) так (как?) приятно было бегать босиком.
В продолжение («время») утра в отряд приходили (как?) по одиночке местные жители.
Разговоры насчёт (= о) строительства начались (как?) вовремя для подрядчика.
Точно так (же), как детство человека кажется ему впоследствии
(= потом) прекрасным, воспоминания о нем окрашены радостными
чувствами.
Запись темы в тетради. Тема №4 «Наличие и отсутствие запятой в простых и сложносочиненных предложениях. (А22)» (слайд№14).
Учитель: Какова роль сочинительных союзов в предложении? (Ответ: сочинительные союзы служат для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложносочиненного предложения).
Учитель: Что нужно обязательно сделать, чтобы правильно расставить запятые в задании А22 тестов ЕГЭ? (Ответ: Сначала надо выделить в предложении грамматическую основу, подчеркнуть однородные члены предложения и посмотреть, как они связаны между собой, какими союзам, а потом, опираясь на правило постановки запятых при однородных членах предложения, расставить запятые).
Запись таблицы в тетради.
Сочинительные союзы служат
для связи однородных членов предложения в составе простого предложения;
для связи простых предложений в составе сложносочинённого предложения.
И; да = и; не только…, но и; то…, то; как…, так и; а, но; однако; зато; или, либо, не то…, не то.
|
Самостоятельное выполнение задания с последующей коллективной проверкой и комментариями учителя (слайды №15-№18) – 12 мин.
В такой день дома не сиделось ( ) и мы решили проведать наших старых знакомых.
В игре Шопена уже в детстве чувствовалась как ловкость пальцев ( ) так и понимание смысла музыки.
За окном горницы Марины сверкали молнии( ) и раздавались удары грома.
Философы выявили в системе Декарта множество недостатков ( ) и лишь немногие сегодня станут её защищать.
Солнце скрылось за притихший сад ( ) и теперь только последний луч одиноко краснеет на земле.
Одевался так он летом ( ) и зимой ( ) и в жару () и в морозы.
Головин безбоязненно входил в лачуги ( ) и поил больных не только свежей водой ( ) но и молоком.
Из-за высокой монастырской стены дивно светят соборные маковки ( ) и по дороге плетутся повозки с товарами.
В гостиной графа зеркала ( ) и картины ( ) и вазы были настоящими произведениями искусства.
В поведении скворца много суетливого ( ) и забавного ( ) деловитого ( ) и хитрого.
Члены её семьи могли быть () и обаятельными людьми ( ) и могли оказаться ( ) высокомерными.
Подведение итогов урока. Сбор раздаточных материалов на проверку работы учащихся на уроке. Выставление оценок наиболее активным учащимся, отвечавшим на уроке -5 мин.
- Какие темы повторили, вспомнили на уроке?
- Какие номера заданий тестовых заданий ЕГЭ отработали?
- Все ли успели выполнить полный объем заданий?
- Какие сложности возникли у вас при выполнении заданий?
Домашнее задание. Выполнить задания А15, А17, А19, А22 (варианты № 1-3) в сборнике «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ-2010. Русский язык». Допущено ФИПИ. Авторы-составители: И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров. «Издательство-Астрель» – 2011, Москва
Приложение 1
Раздаточный материал к уроку
Задание №1
Брос…шь мяч, подозрева…мый нами, вы усво..те правило, движ…мый местью, встрет…шь подругу, расходу…мые средства, постав…шь самовар, пригрева…мое солнце, продолж…т опрос, враги трепещ…т, разбойники засвищ…т, туш…т огонь, тихо шепч…т, враща…щаяся мельница, юристы изуч…т, гон…щий мяч, люб…щий природу, терп…щий неудачу, руки держ…т, рокоч…щий водопад, хозяйки хлопоч…т, кле…щий карандаш, замес…т тесто, ненавид…мый город.
Задание №2
(Не)заросшее поле весной одиноко чернело.
В порту (не)догрузили судно.
Экономический ущерб от наводнения (не)подсчитан.
(Не)светлый, мрачный коридор пугал посетителей.
Снег, (не)тронутый оттепелью, лежал повсюду.
(Не)смотря на сложность темы, мы постараемся в ней разобраться.
Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, а холодно и отчужденно.
Глаза его горели (не)укротимой страстью.
Был тихий (не)жаркий июньский вечер.
10)Урожай зерновых (не)собран полностью.
Задание №3
1) Родители весь месяц (как?) напролёт думали о том, что бы подарить сыну.
2) В течение спора аспиранты тоже (= и) критиковали статью.
3) Вследствие (= из-за) поломки двигателя машины новые детали привезли лишь поутру (когда?).
4) Наконец (= итог) мне удалось поймать тот (какой?) час, когда лучи солнца пронизывают лес.
Он владел языком так (же) легко, как люди владеют голосом, потому что (союз, «причина») учился языку у простых людей.
6) Все газоны тоже (= и) покрывала трава, (и) так (как?) приятно было бегать босиком.
7) В продолжение («время») утра в отряд приходили (как?) по одиночке местные жители.
8) Разговоры насчёт (= о) строительства начались (как?) вовремя для подрядчика.
9)Точно так (же), как детство человека кажется ему впоследствии
(= потом) прекрасным, воспоминания о нем окрашены радостными
чувствами.
Задание №4
В такой день дома не сиделось ( ) и мы решили проведать наших старых знакомых.
В игре Шопена уже в детстве чувствовалась как ловкость пальцев ( ) так и понимание смысла музыки.
За окном горницы Марины сверкали молнии( ) и раздавались удары грома.
Философы выявили в системе Декарта множество недостатков ( ) и лишь немногие сегодня станут её защищать.
Солнце скрылось за притихший сад ( ) и теперь только последний луч одиноко краснеет на земле.
Одевался так он летом ( ) и зимой ( ) и в жару () и в морозы.
Головин безбоязненно входил в лачуги ( ) и поил больных не только свежей водой ( ) но и молоком.
Из-за высокой монастырской стены дивно светят соборные маковки ( ) и по дороге плетутся повозки с товарами.
В гостиной графа зеркала ( ) и картины ( ) и вазы были настоящими произведениями искусства.
В поведении скворца много суетливого ( ) и забавного ( ) деловитого ( ) и хитрого.
Члены её семьи могли быть () и обаятельными людьми ( ) и могли оказаться ( ) высокомерными.
|