Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа





НазваниеЕ. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа
страница1/10
Дата публикации28.09.2013
Размер1.07 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Принята решением Педагогического совета

12 от 28.06.2012г.

«Утверждаю»

Директор школы: Е.Ю.Гусева

Приказ № 71 от 28.06.2012г.



Рабочая программа по литературе

Рабочая программа по литературе для 5-9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, на основе программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. В программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Рабочая программа включает «Содержание курса», «Примерное тематическое планирование», «Материально-техническое обеспечение»

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

- грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Пятый класс

ВВЕДЕНИЕ

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, наборщик, художник, корректор, редактор и др.) Учебник литературы и и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Теория литературы: фольклор, устное народное творчество
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки, как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна – лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты- волшебницы. Иван – царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников –Бабы – Яги, Кощея Бессмертного. Светлый и темный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных форм с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван-крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы: Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола, сказочные формулы, вариативность народных сказок, сравнение.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей..» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы: Летопись (начальное представление)

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случилось два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы: Роды литературы – эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности)

«Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотические позиции автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А.Крылова.

Теория литературы. Басня, аллегория. Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство, начало творчества, Жуковский – сказочник)

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благодарность и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения)

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и поверьями.

«У локоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание. Пролог.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА XIX ВЕКА

Антоний Погорельский. «Черная курица, или подземные жители» . Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок» (внеклассное чтение). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайловия Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России)

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед рождеством» (внеклассное чтение). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика, юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Крестьянские дети». Картины большой жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селениях». Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу (внеклассное чтение)

Теория литературы. Эпитет (развитие представления)

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о писателе.

«Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет (начальное представление)

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. (детство и начало литературной деятельности)

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство характеристики.

Теория литературы. Юмор. Речевая характеристика персонажей. Речь героев как средство создания комического образа..

Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор)

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злиться», «Как весел грохот летних бцрь», «Есть в осени первоначальной». А.Н.Плещеев «Весна»; И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н.Майков «Ласточка»; И.З.Суриков «Зима»; А.В.Кольцов «В степи». Выразительное чтение наизусть (по выбору учителя и учащихся)

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник» (внеклассное чтение). Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о жизни писателя.

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconПротокол №4 /О. П. Ворожейкина от 30. 03. 2012г приказ №24-3 от 30. 03. 2012г
Управления федеральной службы исполнения наказания, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013 г
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconРабочая программа по химии для 8 класса рекомендована решением педагогического совета
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconРабочая программа по биология для 7 класса рекомендована решением педагогического совета
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconРабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconМинистерство здравоохранения СССР приказ
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета по специальности 080109. 65 –...
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconПротокол №1 от
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года...
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconРабочая программа педагога
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Гусева
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconОтчет за 1 четв. Составлен отчет за 1 полугодие 12. 01. 2012г. 12....
Эта структура не только формирует эстетический вкус у ребят, знакомит их с произведениями народного искусства, но и дает им необходимые...
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconРабочая программа по географии для 10 класса на 2012-2013 учебный...
Протокол №2012г от 2012 от 2012г
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconРабочая программа по физике для 10 класса уровень: общеобразовательный
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного...
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconПриказ от 30. 08. 2012г образовательная программа начального общего...

Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Природоведение. Москва. Дрофа 2009. Составители: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев), образовательной программы мбоу «сош с. Ошторма Юмья»...
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconРабочая программа по (факультативу) основы безопасности Класс 6
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной...
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconРабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: Биология: Животные.:...
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconПрограмма вступительных испытаний
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г
Е. Ю. Гусева Приказ №71 от 28. 06. 2012г. Рабочая программа iconУчебная программа дисциплины
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск