Скачать 1.07 Mb.
|
Рабочая программа по литературе Рабочая программа по литературе для 5-9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, на основе программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. В программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых. Рабочая программа включает «Содержание курса», «Примерное тематическое планирование», «Материально-техническое обеспечение» Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; - формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; - развитие устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; - выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; - грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. Выразительное чтение. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Заучивание наизусть стихотворных текстов. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Анализ и интерпретация произведений. Составление планов и написание отзывов о произведениях. Написание изложений с элементами сочинения. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы ученик должен: знать/понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя; - изученные теоретико-литературные понятия; уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - давать характеристику героев; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Пятый класс ВВЕДЕНИЕ Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, наборщик, художник, корректор, редактор и др.) Учебник литературы и и работа с ним. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Теория литературы: фольклор, устное народное творчество РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Сказки, как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок. «Царевна – лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты- волшебницы. Иван – царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников –Бабы – Яги, Кощея Бессмертного. Светлый и темный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных форм с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван-крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы: Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола, сказочные формулы, вариативность народных сказок, сравнение. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор) «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей..» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы: Летопись (начальное представление) ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века. Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случилось два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы: Роды литературы – эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра. Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности) «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотические позиции автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А.Крылова. Теория литературы. Басня, аллегория. Понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство, начало творчества, Жуковский – сказочник) «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. «Кубок». Благодарность и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальные представления) Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения) Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и поверьями. «У локоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание. Пролог. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА XIX ВЕКА Антоний Погорельский. «Черная курица, или подземные жители» . Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок» (внеклассное чтение). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайловия Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России) «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед рождеством» (внеклассное чтение). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика, юмор. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Крестьянские дети». Картины большой жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селениях». Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу (внеклассное чтение) Теория литературы. Эпитет (развитие представления) Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. (детство и начало литературной деятельности). «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о писателе. «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев Николаевич толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет (начальное представление) Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. (детство и начало литературной деятельности) «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство характеристики. Теория литературы. Юмор. Речевая характеристика персонажей. Речь героев как средство создания комического образа.. Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор) Ф.И.Тютчев «Зима недаром злиться», «Как весел грохот летних бцрь», «Есть в осени первоначальной». А.Н.Плещеев «Весна»; И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н.Майков «Ласточка»; И.З.Суриков «Зима»; А.В.Кольцов «В степи». Выразительное чтение наизусть (по выбору учителя и учащихся) Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник» (внеклассное чтение). Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о жизни писателя. «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. |
Протокол №4 /О. П. Ворожейкина от 30. 03. 2012г приказ №24-3 от 30. 03. 2012г Управления федеральной службы исполнения наказания, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013 г | Рабочая программа по химии для 8 класса рекомендована решением педагогического совета С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г | ||
Рабочая программа по биология для 7 класса рекомендована решением педагогического совета С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г | Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г | ||
Министерство здравоохранения СССР приказ Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета по специальности 080109. 65 –... | Протокол №1 от Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года... | ||
Рабочая программа педагога Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Гусева | Отчет за 1 четв. Составлен отчет за 1 полугодие 12. 01. 2012г. 12.... Эта структура не только формирует эстетический вкус у ребят, знакомит их с произведениями народного искусства, но и дает им необходимые... | ||
Рабочая программа по географии для 10 класса на 2012-2013 учебный... Протокол №2012г от 2012 от 2012г | Рабочая программа по физике для 10 класса уровень: общеобразовательный Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного... | ||
Приказ от 30. 08. 2012г образовательная программа начального общего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Природоведение. Москва. Дрофа 2009. Составители: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев), образовательной программы мбоу «сош с. Ошторма Юмья»... | ||
Рабочая программа по (факультативу) основы безопасности Класс 6 Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной... | Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального... Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: Биология: Животные.:... | ||
Программа вступительных испытаний С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г | Учебная программа дисциплины С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г |