Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета





НазваниеРабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета
страница1/5
Дата публикации06.08.2013
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Тамбовское областное государственное оздоровительное образовательное

учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

ТОГБООУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат»


«Согласовано» «Утверждаю» «Рассмотрено»

зам. директора по УВР приказом по школе № _____ на заседании МО учителей лингв. цикла

__________ С.П. Хлопушина от «_1__» _______09____ 2012г. протокол № __1__ от «_22_» _08_____ 2012г.

«_25__»________08_____ 2012г. директор школы ________Н.П.Андреев пред. ______________ М.А.Майорова.

Рабочая программа

по биология для 8 класса

(рекомендована решением педагогического совета

ТОГОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат»,

протокол №_28__ от «__31_» _08_______ 2012 года,

утверждена приказом по школе от «__1_» ______09_____ 2012 года № __32___)
Срок реализации (2012 – 2013 учебный год).



Составитель: учитель химии и биологии

Тимофеев С.В.

Пояснительная записка.
Биология 8 класс.




1. Нормативно-правовая база.


* Закон РФ «Об образовании».

* Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

* Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012 – 2013 учебный год.

* Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).

* Приказ УОиН Тамбовской области от 05.06.2009 г. №1593.

* Учебный план ТОГОУ «Красносвободненская санаторная школа – интернат» на 2012 – 2013 учебный год.



2. Роль и место дисциплины.


Изучение биологии в 8-м классе имеет большое значение в формировании естественно-научных представлений школьников. Приобретенные ими знания, овладение биологическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также необходимыми для практического применения их в жизни.



3. Адресат.


Программа адресована обучающимся 8-го класса ТОГОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат».



4. Соответствие Государственному образовательному стандарту.


Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006. – полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.




5. Цели и задачи.



Изучение биологии в 8 классе направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами изучения биологии являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в биологической лаборатории, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Задачи:

* овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологический эксперимент;

* развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения биологического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

* воспитывать отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

* применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



6. Специфика программы.


Образовательные и воспитательные задачи обучения биологии решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации образовательно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения.

Содержание программы по биологии позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность.



7.Основные содержательные линии курса.


Введение.

Происхождение человека.

Строение организма.

Опорно – двигательная система.

Внутренняя среда организма.

Кровеносная и лимфатическая системы.

Дыхательная система.

Пищеварительная система.

Обмен веществ и энергии.

Покровные органы. Выделение.

Нервная система.

Анализаторы. Органы чувств.

Высшая нервная деятельность.

Эндокринная система.

Индивидуальное развитие организма.



8. Структура программы.


Введение (2 часа).

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Происхождение человека (3 часа).

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Строение организма (4 часа).

Структура тела. Органы и системы органов. Строение и функции клетки. Жизненные процессы клетки, их значение. Ткани. Образование тканей.
Опорно – двигательная система (7 часов).

Скелет и мышцы, их функции. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Типы соединения костей. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человека. Работа скелетных мышц и их регуляция.
Внутренняя среда организма (3 часа).

Компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет, его виды. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антитела. Фагоцитоз. Иммунология на службе здоровья.

Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов).

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение сосудов и сердца. Круги кровообращения. Первая помощь при кровотечениях.

Дыхательная система (4 часа).

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Охрана воздушной среды. Болезни органов дыхания. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Пищеварительная система (6 часов).

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.
Обмен веществ и энергии (3 часа).

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Нормы и режим питания. Энергетическая емкость пищи.
Покровные органы. Выделение (4 часа).

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Терморегуляция организма. Закаливание.

Значение органов выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции.
Нервная система (5 часов).

Значение нервной системы. Мозг и психика. Головной и спинной мозг, их строение. Соматический и автономный отделы нервной системы.
Анализаторы. Органы чувств (6 часов).

Анализаторы и органы чувств. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Гигиена органов чувств.
Высшая нервная деятельность (5 часов).

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Познавательные процессы. Волевые действия, побудительная и тормозная функция воли.
Эндокринная система (2 часа).

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Индивидуальное развитие организма (6 часов).

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половые системы. Развитие зародыша и плода. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Развитие ребенка после рождения. Биологическая и социальная зрелость. Индивид и личность.



9. Требования к результатам.


Учащиеся, успешно освоившие рабочую программу, должны:

знать:

- систематическое положение человека и его происхождение;

- особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

- значение внутренней среды организма, иммунитета, терморегуляции, обмена веществ;

- особенности индивидуального развития организма человека;

- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

- простые приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

- факторы, разрушающие здоровье человека;

- этические нормы межличностных отношений.

уметь:

- распознавать органы, системы органов и их топографию;

- объяснять связь между их строением и функциями;

- понимать влияние физического труда и спорта на организм;

- выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

- оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- проводить самонаблюдения;

- пользоваться микроскопом и другими несложными приборами;

- ставить простейшие опыты;

- работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратами ориентировки и организации усвоения материала.



10. Формы организации учебного процесса.


Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, интегрированных уроков, уроков-экскурсий и лабораторных работ.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя и учебно-исследовательская работа).


11. Контроль.


Текущий контроль осуществляется поурочно в форме устного и письменного опроса.

Тематический контроль осуществляется после изучения основных разделов курса в форме тестов.



12. Объем и сроки изучения.



Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в учебный год. Исходя из особенностей нашего образовательного учреждения (одна неделя дополнительных каникул в середине 3-й четверти) данная рабочая программа рассчитана на 66 учебных часов.



Тематическое планирование.
Биология 8 класс.


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Введение (2 часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Биосоциальная природа человека. Становление наук о человеке.

Характеризовать биологическую и социальную сущность человека.

Называть методы изучения организма человека.


Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматов.

Делать выводы на основе сравнения.

Доказывать равенство всех рас.


Строение организма (4 часа)

Структура тела. Органы и системы органов. Строение и функции клетки. Жизненные процессы клетки, их значение. Ткани. Образование тканей.

Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Распознавать на таблицах органы.

Группировать их в системы.

Сравнивать клетки растений, животных, человека.

Изучать микроскопическое строение тканей.



Опорно – двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Типы соединения костей. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человека. Работа скелетных мышц и их регуляция. Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека: осевой скелет и скелет конечностей. Соединение костей.

Строение мышц. Обзор мышц человека.

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при повреждении опорно-двигательной системы.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением.

Устанавливать взаимосвязь между строением костей и мышц и их функциями.

Использовать полученные знания и умения для оказания первой помощи при травмах.

Объяснять результаты опытов по выявлению утомления мышц.


Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет, его виды. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антитела. Фагоцитоз. Иммунология на службе здоровья.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Борьба организма с инфекцией. Иммунология на службе здоровья

Рассматривать микропрепараты крови человека и лягушки.

Сравнивать кровь человека и лягушки

Делать выводы на основе этого сравнения.

Использовать полученные знания для соблюдения мер профилактики различных заболеваний.



Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение сосудов и сердца. Круги кровообращения. Первая помощь при кровотечениях.

Транспортные системы организма. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Распознавать и описывать на таблицах сосуды и органы этих систем.

Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье.



Дыхательная система (4 часа).

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Охрана воздушной среды. Болезни органов дыхания. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Значение дыхания. Дыхательные пути, голосообразование. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Регуляция дыхания. Функциональные возможности дыхательной системы.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

Объяснять зависимость здоровья от состояния окружающей среды.


Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.

Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Функции тонкого и толстого кишечника. Регуляция пищеварения.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Характеризовать сущность питания.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Проводить наблюдения за состоянием собственного здоровья.


Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Нормы и режим питания. Энергетическая емкость пищи. Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты и пищевой рацион.

Давать определения понятиям.

Характеризовать сущность обмена веществ.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.


Покровные органы. Выделение (4 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Терморегуляция организма. Закаливание. Значение органов выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции.

Кожа – наружный покровный орган. Уход за кожей. Болезни кожи. Терморегуляция организма. Выделение.


Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи.

Проводить наблюдения за состоянием собственного здоровья.


Нервная система

(5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Головной и спинной мозг, их строение. Соматический и автономный отделы нервной системы.

Значение нервной системы. Спинной мозг. Строение и функции головного мозга. Отделы нервной системы.

Давать определение понятию рефлекс.

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

Использовать разборные модели


Анализаторы. Органы чувств (6 часов)

Анализаторы и органы чувств. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Гигиена органов чувств.

Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Слуховой анализатор. Органы равновесия и кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

Проводить наблюдения за состоянием собственного здоровья.



Высшая нервная деятельность (5 часов)

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Познавательные процессы. Волевые действия, побудительная и тормозная функция воли.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Программы поведения. Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание.

Сравнивать программы поведения человека и млекопитающих.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

Описывать и объяснять результаты опытов.


Эндокринная система (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции.

Давать определение понятию гормоны.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.


Индивидуальное развитие организма

(6 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половые системы. Развитие зародыша и плода. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Развитие ребенка после рождения. Биологическая и социальная зрелость. Индивид и личность.

Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания. Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации по этой теме.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа по биология для 7 класса рекомендована решением педагогического совета
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа по технологии для 1 класса рекомендована решением педагогического совета
Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол №
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа по химии для 8 класса рекомендована решением педагогического совета
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРешением Педагогического совета
Гимназии №248 Санкт-Петербурга и решением Совета образовательного учреждения, протокол №1 от 03. 09. 2013 оказывает дополнительные...
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconВ соответствии с решением педагогического совета №5 от 08. 04. 2011г...
В соответствии с решением педагогического совета №5 от 08. 04. 2011г и с целью выработки стратегии действий педагогического коллектива...
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа Учебная
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа Учебная
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа Учебная
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа Учебная
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа Учебная
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа Учебная дисциплина история
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии (учебно-методического совета)
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа Учебная дисциплина археология
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа Учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа Учебная дисциплина Безопасность на дороге
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа Учебная дисциплина б 6 Концепции современного естествознания
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа по биология для 8 класса рекомендована решением педагогического совета iconРабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск