Тамбовское областное государственное оздоровительное образовательное
учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
ТОГБООУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат»
«Согласовано» «Утверждаю» «Рассмотрено»
зам. директора по УВР приказом по школе № _____ на заседании МО учителей лингв. цикла
__________ С.П. Хлопушина от «_1__» _______09____ 2012г. протокол № __1__ от «_22_» _08_____ 2012г.
«_25__»________08_____ 2012г. директор школы ________Н.П.Андреев пред. ______________ М.А.Майорова.
Рабочая программа
по биология для 8 класса
(рекомендована решением педагогического совета
ТОГОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат»,
протокол №_28__ от «__31_» _08_______ 2012 года,
утверждена приказом по школе от «__1_» ______09_____ 2012 года № __32___) Срок реализации (2012 – 2013 учебный год).
Составитель: учитель химии и биологии
Тимофеев С.В.
Пояснительная записка. Биология 8 класс.
1. Нормативно-правовая база.
|
* Закон РФ «Об образовании».
* Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
* Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012 – 2013 учебный год.
* Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).
* Приказ УОиН Тамбовской области от 05.06.2009 г. №1593.
* Учебный план ТОГОУ «Красносвободненская санаторная школа – интернат» на 2012 – 2013 учебный год.
|
2. Роль и место дисциплины.
|
Изучение биологии в 8-м классе имеет большое значение в формировании естественно-научных представлений школьников. Приобретенные ими знания, овладение биологическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также необходимыми для практического применения их в жизни.
|
3. Адресат.
|
Программа адресована обучающимся 8-го класса ТОГОУ «Красносвободненская санаторная школа-интернат».
|
4. Соответствие Государственному образовательному стандарту.
|
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006. – полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
|
5. Цели и задачи.
|
Изучение биологии в 8 классе направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами изучения биологии являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в биологической лаборатории, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Задачи:
* овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологический эксперимент;
* развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения биологического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
* воспитывать отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
* применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
|
6. Специфика программы.
|
Образовательные и воспитательные задачи обучения биологии решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации образовательно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения.
Содержание программы по биологии позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность.
|
7.Основные содержательные линии курса.
|
Введение.
Происхождение человека.
Строение организма.
Опорно – двигательная система.
Внутренняя среда организма.
Кровеносная и лимфатическая системы.
Дыхательная система.
Пищеварительная система.
Обмен веществ и энергии.
Покровные органы. Выделение.
Нервная система.
Анализаторы. Органы чувств.
Высшая нервная деятельность.
Эндокринная система.
Индивидуальное развитие организма.
|
8. Структура программы.
|
Введение (2 часа).
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Происхождение человека (3 часа).
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. Строение организма (4 часа).
Структура тела. Органы и системы органов. Строение и функции клетки. Жизненные процессы клетки, их значение. Ткани. Образование тканей. Опорно – двигательная система (7 часов).
Скелет и мышцы, их функции. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Типы соединения костей. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человека. Работа скелетных мышц и их регуляция. Внутренняя среда организма (3 часа).
Компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет, его виды. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антитела. Фагоцитоз. Иммунология на службе здоровья.
Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов).
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение сосудов и сердца. Круги кровообращения. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхательная система (4 часа).
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Охрана воздушной среды. Болезни органов дыхания. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Пищеварительная система (6 часов).
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Обмен веществ и энергии (3 часа).
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Нормы и режим питания. Энергетическая емкость пищи. Покровные органы. Выделение (4 часа).
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Терморегуляция организма. Закаливание.
Значение органов выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Нервная система (5 часов).
Значение нервной системы. Мозг и психика. Головной и спинной мозг, их строение. Соматический и автономный отделы нервной системы. Анализаторы. Органы чувств (6 часов).
Анализаторы и органы чувств. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Гигиена органов чувств. Высшая нервная деятельность (5 часов).
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Познавательные процессы. Волевые действия, побудительная и тормозная функция воли. Эндокринная система (2 часа).
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Индивидуальное развитие организма (6 часов).
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половые системы. Развитие зародыша и плода. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Развитие ребенка после рождения. Биологическая и социальная зрелость. Индивид и личность.
|
9. Требования к результатам.
|
Учащиеся, успешно освоившие рабочую программу, должны:
знать:
- систематическое положение человека и его происхождение;
- особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
- значение внутренней среды организма, иммунитета, терморегуляции, обмена веществ;
- особенности индивидуального развития организма человека;
- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
- простые приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- факторы, разрушающие здоровье человека;
- этические нормы межличностных отношений.
уметь:
- распознавать органы, системы органов и их топографию;
- объяснять связь между их строением и функциями;
- понимать влияние физического труда и спорта на организм;
- выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- проводить самонаблюдения;
- пользоваться микроскопом и другими несложными приборами;
- ставить простейшие опыты;
- работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратами ориентировки и организации усвоения материала.
|
10. Формы организации учебного процесса.
|
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, интегрированных уроков, уроков-экскурсий и лабораторных работ.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя и учебно-исследовательская работа).
|
11. Контроль.
|
Текущий контроль осуществляется поурочно в форме устного и письменного опроса.
Тематический контроль осуществляется после изучения основных разделов курса в форме тестов.
|
12. Объем и сроки изучения.
|
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в учебный год. Исходя из особенностей нашего образовательного учреждения (одна неделя дополнительных каникул в середине 3-й четверти) данная рабочая программа рассчитана на 66 учебных часов.
|
Тематическое планирование. Биология 8 класс.
Содержание курса
| Тематическое планирование
| Характеристика деятельности учащихся
|
Введение (2 часа)
| Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Биосоциальная природа человека. Становление наук о человеке.
| Характеризовать биологическую и социальную сущность человека.
Называть методы изучения организма человека.
|
Происхождение человека (3 часа)
| Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека.
| Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматов.
Делать выводы на основе сравнения.
Доказывать равенство всех рас.
|
Строение организма (4 часа)
| Структура тела. Органы и системы органов. Строение и функции клетки. Жизненные процессы клетки, их значение. Ткани. Образование тканей.
Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.
| Распознавать на таблицах органы.
Группировать их в системы.
Сравнивать клетки растений, животных, человека.
Изучать микроскопическое строение тканей.
|
Опорно – двигательная система (7 часов)
| Скелет и мышцы, их функции. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Типы соединения костей. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человека. Работа скелетных мышц и их регуляция. Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека: осевой скелет и скелет конечностей. Соединение костей.
Строение мышц. Обзор мышц человека.
Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при повреждении опорно-двигательной системы.
| Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением.
Устанавливать взаимосвязь между строением костей и мышц и их функциями.
Использовать полученные знания и умения для оказания первой помощи при травмах.
Объяснять результаты опытов по выявлению утомления мышц.
|
Внутренняя среда организма (3 часа)
| Компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет, его виды. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антитела. Фагоцитоз. Иммунология на службе здоровья.
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Борьба организма с инфекцией. Иммунология на службе здоровья
| Рассматривать микропрепараты крови человека и лягушки.
Сравнивать кровь человека и лягушки
Делать выводы на основе этого сравнения.
Использовать полученные знания для соблюдения мер профилактики различных заболеваний.
|
Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов)
| Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение сосудов и сердца. Круги кровообращения. Первая помощь при кровотечениях.
Транспортные системы организма. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
| Распознавать и описывать на таблицах сосуды и органы этих систем.
Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье.
|
Дыхательная система (4 часа).
| Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Охрана воздушной среды. Болезни органов дыхания. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Значение дыхания. Дыхательные пути, голосообразование. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Регуляция дыхания. Функциональные возможности дыхательной системы.
| Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.
Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.
Объяснять зависимость здоровья от состояния окружающей среды.
|
Пищеварительная система (6 часов)
| Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.
Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Функции тонкого и толстого кишечника. Регуляция пищеварения.
| Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.
Характеризовать сущность питания.
Описывать и объяснять результаты опытов.
Проводить наблюдения за состоянием собственного здоровья.
|
Обмен веществ и энергии (3 часа)
| Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Нормы и режим питания. Энергетическая емкость пищи. Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты и пищевой рацион.
| Давать определения понятиям.
Характеризовать сущность обмена веществ.
Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.
|
Покровные органы. Выделение (4 часа)
| Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Терморегуляция организма. Закаливание. Значение органов выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции.
Кожа – наружный покровный орган. Уход за кожей. Болезни кожи. Терморегуляция организма. Выделение.
| Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи.
Проводить наблюдения за состоянием собственного здоровья.
|
Нервная система
(5 часов)
| Значение нервной системы. Мозг и психика. Головной и спинной мозг, их строение. Соматический и автономный отделы нервной системы.
Значение нервной системы. Спинной мозг. Строение и функции головного мозга. Отделы нервной системы.
| Давать определение понятию рефлекс.
Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.
Использовать разборные модели
|
Анализаторы. Органы чувств (6 часов)
| Анализаторы и органы чувств. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Гигиена органов чувств.
Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Слуховой анализатор. Органы равновесия и кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
| Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.
Проводить наблюдения за состоянием собственного здоровья.
|
Высшая нервная деятельность (5 часов)
| Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Познавательные процессы. Волевые действия, побудительная и тормозная функция воли.
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Программы поведения. Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание.
| Сравнивать программы поведения человека и млекопитающих.
Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.
Описывать и объяснять результаты опытов.
|
Эндокринная система (2 часа)
| Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции.
| Давать определение понятию гормоны.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
|
Индивидуальное развитие организма
(6 часов)
| Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половые системы. Развитие зародыша и плода. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Развитие ребенка после рождения. Биологическая и социальная зрелость. Индивид и личность.
Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания. Развитие ребенка после рождения. Становление личности.
| Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации по этой теме.
Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
| |