Конспект урока по литературному слушанию
Тема. Авторские сказки.
В. Сутеев « Дядя Миша».
Ильючик М. Н., учитель Прогимназии 1644, ЮЗАО, г.Москва.
Комментарий. Работаю первый год по внедрению ФГОС НОО. Проблеммы, с которыми мы столкнулась: новые стандарты и учебники, новые технологии, включение в учебный процесс мак-буков. В нашей школе все учителя прошли курсовую подготовку по литературному чтению (авт. Л.А. Ефросинина) в системе учебников «Начальная школа XXI века», а также овладели технологией работы с мак-буками (компьютеры Макинтош).
Задачи урока:
• учить слушать и слышать произведение;
• развивать умение ориентироваться в жанрах литературы;
• учить правильно называть произведение, определять жанр и тему;
• воспитывать нравственные нормы, понятия о дружбе, взаимовыручке;
• учить использовать мак-буки для решения учебных задач.
Учебный материал:
• Учебная хрестоматия «Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания» (авт. Л.А.Ефросинина), 2011год.
• Рабочая тетрадь « Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания» ( авт. Л.А. Ефросинина), 2011 г.
Оборудование:
• Мак-бук для каждого ученика
Ход урока
Комментарий: Тема данного урока входит в раздел «Учимся уму - разуму». Это первый урок по данной теме.
1.Игра «Вспомни и назови».
Учитель читает отрывки из произведений, а дети слушают и называют его.
• И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и
споткнулись.
Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и
сказал:
- А это вот, Иринушка, буква "я".
-Л.Пантелеев «Буква ты»
• И как только она сказала «тихо», Большой Шум сгорбился, съёжился и опять превратился в маленький Шумок. Мал стал, а всё не угомонится.
То по одному ряду пробежит Шумок, то по другому. Учительница говорит: «Тише!»
А ребята друг другу передают:
— Тише!
— Тише!
— Тише!
- Е. Ильина «Шум и Шумок»
• Я часто думаю о нем,
И он, поди, грустит.
В большую перемену, днем,
Я знаю, прилетит.
- Привет, чив-чив,
Я тут, я жив,
Давно тебя ищу! -
И я в ответ ему: "Чив-чив!" -
Тихонько просвищу.
- Я. Аким «Мой верный чиж»
Комментарий: В 1 классе необходимо проводить такую игру, чтобы дети умели услышать художественной слово. Цель этой игры – выявить уровень начитанности первоклассников. Эти произведения были пройдены нами в 1 и во 2 четвертях. Постоянное возвращение к пройденным произведениям в такой игре, позволяет учителю понять, насколько прочны знания детей.
2. Слушание нового произведения.
Учитель открывает сказку Сутеева «Дядя Миша» и читает. У детей учебники закрыты.
Комментарий: Первичное чтение текста даёт возможность каждому ребёнку почувствовать произведение, определить своё отношение к нему. Хочу поделиться с коллегами следующим особенностями авторской методики: во-первых, по авторской методике не рекомендуется проводить вступительные беседы и рассказы учителя о творчестве писателя;
во-вторых, до первичного восприятия текста не советуем называть произведение, указывать жанр и тему, так как это является целью процесса обучения. Этому мы должны научить;
в-третьих, хочу сказать, что любая подготовительная работа до первичного восприятия разрушает у первоклассников эмоциональное ожидание. Опыт работы показал, что это оправдано.
3. Выявление первичного восприятия.
• Что понравилось? Почему?
• Кому не понравилось произведение? Почему?
Комментарий: Хочу сказать коллегам, что не следует задавать много вопросов. Мы задаём 2-3 вопроса, чтобы научить детей слушать и слышать учебную задачу, вопросы, слышать голос учителя. Не следует повторять вопросы и ответы детей, а нужно просить их самих повторить вопросы и ответы.
4.Моделирование обложки произведения.
- Приготовьте модели на мак-буках.
Дети открывают мак-буки, входят в программу «Перво Лого» и рисуют прямоугольный лист.
- Так что же вы слушали?
-Сказку.
-Покажите это на моделях.
- О ком сказка?
- о животных.
-Покажите на моделях.
- Каким цветом обозначили?
-коричневым.
- Посмотрите на доску. Сравните со своими моделями. У кого так же?
У кого по-другому? Исправьте.
- Как вы думаете, кто написал эту сказку? (Сутеев)
- Где обозначаем фамилию автора?
- В верхней части модели.
- Каким цветом?
-красным.
- Так какое слово спряталось в этой рамочке?
-Сутеев
- Какой заголовок у этой сказки?, Как автор озаглавил сказку?
- Где обозначаем заголовок? Каким цветом?
-Заголовок обозначается в нижней части модели синим цветом.
- Что спряталось на модели, за красной рамочкой?
(фамилия автора)
-Назовите её
(Сутеев)
- За синей рамочкой?
(заголовок «Дядя Миша»)
- Так что мы слушали на уроке?
-Мы слушали сказку о животных .
-Кто написал сказку?
- Сутеев
-Назовите заголовок сказки.
- Дядя Миша.
(Учитель добиватся полного ответа на вопрос.
- Мы слушали сказку о животных Сутеева «Дядя Миша»)
Комментарий
Приём моделирования обложки помогает детям легче запомнить фамилию автора, заголовок, так как включает в процесс зрительную, кинестическую память. Так же способствует развитию внимания, формированию самооценки, самоконтроля.
Мак-буки мы использовали дозировано на всех уроках. Мне очень хотелось их включить на этом этапе литературного слушания.
5. Работа с учебником.
- Откройте учебники, найдите произведение.
(Дети самостоятельно находят нужное произведение)
- Назовите произведение. ( Сутеев «Дядя Миша»)
- Послушайте его ещё раз.
(Учитель читает до иллюстрации, а дети внимательно слушают.)
- Расскажите, опираясь на иллюстрацию, что было дальше.
Дети рассказывают, дополняя ответы друг друга.
Комментарий:
Повторное прочтение сказки усиливает эмоциональное восприятие произведения. Рассказывая по иллюстрации, ученики старались вспомнить подробности текста, эмоционально передавали своё отношение к происходящему.
Учитель читает далее до следующей иллюстрации. Работа повторяется. Далее доходим до части, обозначенной коричневой плашечкой. Далее читают хорошо читающие дети до конца текста.
Физминутка
Давайте вспомним, за какую работу брался дядя Миша. Попробуем её выполнить.
Дёргаем морковку,
Собираем грибы,
Достаём орехи,
Ловим рыбу,
Убегаем от собак.
Комментарий:
Физминутка связана с сюжетом сказки. Ребята вспоминают действия, которые выполнят медведь и их имитировали.
6. Обучение чтению
В учебной хрестоматии после основного текста даны слова и предложения, которые читают слабо читающие дети.
а)Чтение детьми слов, словосочетаний и предложений .
- Найдите зелёную плашечку.
- Прочитайте.
Комментарии:
Дети читают слова, предложения.
7. Работа с тетрадью.
- Откройте тетрадь, найдите задания к сказке.
Дети самостоятельно находят в тетради нужную страницу.
- Прочитайте название произведения.
( Сутеев «Дядя Миша»)
- Найдите задание № 1. Что нужно сделать, прочитайте.
Дети читают задание, проговаривают, что нужно сделать.
(Раскрась рисунки. Обведи рисунок героя, который вам больше понравился. Расскажи о нём.)
Самостоятельное выполнение задания.
- Найдите задание № 2.
- Прочитайте задание к нему.
( Прочитай слова. Кто из героев что добывал? Укажите стрелкой.)
- Повторите , что надо сделать.
Соедините имя героя и его действие.
- Прочитайте, что у вас получилось?
Комментарии:
Работа в тетради позволила закрепить отрабатываемые навыки работы с текстом. Для решения задач детям необходимы были знания из других предметов: обучение грамоте, обучение письму.
8. Работа с иллюстративным материалом на мак-буках.
-Откройте новый листок на мак-буках.
-Найдите последнюю картинку, выведите её на экран.
- Расскажите, что нарисовано.
(На экране иллюстрация Сутеева к нашей сказке. Эпизод последний.
- Подходит ли иллюстрация к нашей сказке? Докажите.
Дети ещё раз вспоминают и рассказывают окончание сказки.
Комментарии
Работая с иллюстрацией, учащиеся ещё раз вернулись к тексту сказки, проанализировали его. Доказывая своё мнение, дети учатся отстаивать свою точку зрения.
9. Итог урока.
- Что сегодня слушали?
(Мы слушали сказку о животных)
- Назовите сказку.
(Сутеев «Дядя Миша»)
- Спасибо за урок.
Комментарии
Содержание урока соответствует программе. Все этапы взаимосвязаны. Учебные пособия и средства доступны учащимся. Весь урок дети привлечены к активному умственному труду: осуществлялись разные виды деятельности. Урок достиг своей цели, все этапы выполнены. |