Скачать 59.77 Kb.
|
Урок русского языка в 6 классе. Соединительные гласные о и е в сложных словах Подготовила и провела: Кукуева И.И. Тема: Соединительные о и е в сложных словах Цель: 1) Познакомить учащихся с правописанием соединительных гласных в сложных словах; повторить способы образования слов в русском языке. 2) Развивать навык сопоставительного анализа, речь учащихся. 3) Способствовать воспитанию у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки. Структура урока:
Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: ледокол, пешеход, диван – кровать. (ответы учащихся) Записанные слова называются сложными, потому что они состоят из двух корней; бывают слова, состоящие из 3 корней. Эти сложные слова образуются из основ исходных слов (ледокол, пешеход) и из целых слов (диван, кровать). При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е. Иногда сложные слова образуются и без соединительных гласных (пластмасса). Чтение стихотворения. Самолёт летит вперёд, Паровоз не отстаёт, Даже в море пароход Тоже прибавляет ход. Все торопятся узнать, Как их правильно писать. Эти сложные слова Не выносят букву а. А поставишь букву о – Скорость будет ого – го! Кашу варит кашевар, Сталь нам варит сталевар, Водит лошадь коневод, В море мореход плывёт. Все названья хороши, Только правильно пиши. Мы у этих слов внутри Не поставим букву и, А напишем е, тогда Каждый скажет: «Это да!» Итак, о чём нужно помнить, когда вы записываете сложные слова? (ответы учащихся) А когда же пишется соединительная гласная а, а когда – е? Внимание на опорный конспект! Если первая основа сложения оканчивается на твёрдый согласный, то пишется соединительная гласная о. (Пивовар, пароход) Если же первая основа сложения оканчивается на мягкий согласный, шипящий и ц, будем писать соединительную гласную е. (Пешеход, мореплаватель, птицефабрика) Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией. Слова с соединительными гласными о – е – это существительные, прилагательные (кровеносный, камнерезный), среди глаголов способа сложения не наблюдается. В фонетическом отношении для соединительных гласных о – е характерна безударность. В сложных словах ударение наблюдается на корневых морфемах: водопровод, нефтепровод, морозоустойчивый, машиностроение). III. Закрепление. Разгадывание загадок. (Отгадки – сложные слова записать в тетрадь, обозначив орфограмму) 1) Паренёк под облаками Ловко действует руками, Нервы крепки, зорок глаз, Кто же это? (Верхолаз) 2) И на земле, и на снегу Я зверя выследить смогу. По следу лапок и копыт На то ведь я и … следопыт. 3) Хоть заманчив он на вид, Но, однако, ядовит, Знают люди с давних пор, Что не съедобен … мухомор. 4) Летит птица – небылица, А внутри народ сидит, Меж собою говорит. (Самолёт) 5) Он с хоботом резиновым, Желудком парусиновым, А загудит его мотор – Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос) 6) Сверху дыра, снизу дыра, А в середине огонь да вода. (Самовар) 7) Чудо – дворник перед нами, Загребущими руками За одну минуту сгрёб Преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель) 8) Хвостом пьёт, а клювом отдаёт. (Водопровод) 9) Заурчу, закричу, под небеса улечу. (Вертолёт) 10) У меня который год Ёжик в комнате живёт. Если пол намазал воском, Он натрёт его до лоска. (Электрополотёр) К данным словам подберите антонимы – сложные прилагательные. Ленивый ученик - … трудолюбивый. Серьёзный юноша - … легкомысленный. Враждебные отношения - … миролюбивые. Выполнение упражнения 167. Разгадывание кроссворда.
1.Специалист по разведению сада. 2. Паровой колёсный двигатель. 3. Канал для выхода дыма из печи. 4. Русская народная игра – пляска. 5. Лес, поваленный бурей. 6. Бесплановое, стихийное движение. 7. Огнестрельное оружие. IV. Итоги урока. V. Домашнее задание. |
Урок русского языка. 3 класс Тема: Соединительные гласные в сложных словах. Цели урока Если взять 2 корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось новое сложное слово? | Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и... Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская средняя общеобразовательная школа... | ||
Урок-игра тема: соединительные гласныеоие в сложных словах Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их | План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание... Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок литературы в 5 классе по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Подготовила и провела учитель русского языка и литературы... | Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах Оборудование: схема – карта на каждого уч – ся, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные специальные карточки для... | ||
Урок русского языка во 2 в классе кро. Тема: Буквосочетания ча-ща,чу-щу (обобщение) Планируемые результаты (предметные): находить в словах буквосочетания ча-ща,чу-щу, применять правило при написании слов | Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запоминаем соединительные гласные о и е» Оборудование: рисунок с игрой в слова, раздаточный материал: карточки с заданиями; учебник по русскому языку: С. И. Иванов, А. О.... | ||
Урок русского языка в 7 классе Провела: Максимова Н. Г. Тема: «Слитное... Продолжить формирование у учащихся представление о слитном написании союзов, их отличие от омонимичных частей речи | Тематическое планирование уроков русского языка в 2-м классе Опасные места в словах русского языка. Обобщение по разделу Проверочное списывание | ||
Урок русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных» Развивать умения распознавания частей речи в тексте; умения видеть орфограммы в словах и уметь доказывать правильность их написания... | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | ||
Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа | Урок русского языка в 3 специальном (коррекционном) классе Цели: уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково | ||
Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка |