Скачать 86.11 Kb.
|
Урок русского языка . 3 класс Тема: Соединительные гласные в сложных словах. Цели урока: I.Образовательные: -сформировать представление о соединительных гласных в сложных словах; -усвоение учащимися правил написания соединительных гласных в сложных словах -формирование умения безошибочного письма сложных слов 2Развивающие: -углубление и расширение знаний по изучаемой теме; -развитие речи учащихся, пополнение их словарного запаса; -расширение кругозора учащихся; развитие памяти и внимания; 3.Воспитательные: -воспитание любознательности и наблюдательности, интереса к предмету; -воспитание у учащихся доброжелательного и корректного отношения друг к другу; -воспитание любви и уважения к природе Оборудование: -карточки для групповой и парной работы; -схемы-опоры; -иллюстрации птиц; -диск с записью звуков леса Ход урока I/Организационный момент Прозвенел опять звонок , Начинается урок. Если будем мы писать, Предложенья составлять, Орфограммы разбирать И над правилом работать; То тогда скажи, дружок, На какой пришли урок. Итак, мы начинаем наш урок русского языка. IIАктуализация знаний. Словарная работа. На доске написаны слова :г л рея, к никулы, ш ссе, м л к во -Внимательно прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы -Что общее у этих слов (существительные, словарные слова) -Составьте и запишите предложение, чтобы в нем было 2 словарных слова. -Какое слово может быть лишним?( молоковоз- сложное слово) -Докажите, что оно сложное. -Подберите однокоренные слова к каждому корню Молоковоз Молочко возить Молочный завоз III.Постановка проблемного вопроса -Что такое сложные слова? Опора на доску: Если сложишь корня два, Будут сложные слова -Нарисуем схему сложного слова. -Если взять 2 корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось новое сложное слово? -Какой возникает вопрос?( Как соединить два корня?) Послушайте рассказ: Жили-были разные корни. Жили не тужили, но каждый сам по себе. Но ведь одному скучно, неуютно, одиноко, страшно, одному плохо. Решили корни себе друга найти, да только не знали как… И на помощь пришли к ним -соединительные гласные. -ПОЧЕМУ соединительные гласные получили такое название? Крепко связали они разные корни вместе, и получилось множество сложных слов. Над какой Темой мы будем сегодня работать на уроке? Тема урока:: Соединительные гласные в сложных словах -Какие соединительные гласные чаще всего встречаются в сложных словах? О Е -Какая гласная никогда не должна появляться как соединительная в сложных словах? -Какой возникает вопрос? Когда в сложных словах пишется соединительная гласная буква О, Когда соединительная гласная Е? IVРешение проблемного вопроса. Я предлагаю вам поработать в паре. Ваша задача: 1.Образуйте сложные слова из корней слов. 2.Запишите слова в два столбика. 3.Понаблюдайте и сделайте вывод-когда пишется в слове соединительная гласная О. А когда соединительная гласная буква Е 1, 5группы 2.3 группы Пчел разводить звезды падают Землю копать лед ходить Сталь варить сотрясение земли Лес рубить вода падает 4,6 группы Лежать на боку Белые ручки Пустое мелет Едок сладкого -Добавьте во второй столбик следующие слова 1.Человек, идущий пешком пешеход 2.Ферма по разведению птиц птицеферма 3.Лес, поваленный бурей бурелом ВЫВОД:1в сложных словах есть соединительные гласныеО.Е 2.Гласная О пишется после твердых согласных звуков на конце первого корня 3.Гласная Е пишется после мягких согласных звуков на конце первого корня и после шипящих Отражаем это на схеме. V. Физкультминутка Сложные слова не лень Повторять нам каждый день. Вдаль умчит нас всех самолет, На волнах качнет пароход, Если осень-шуршит листопад, По ночам- с небес звездопад, На дороге- вдруг гололед, Осторожней будь, пешеход. Любит снегопад детвора, Продолжать урок нам пора. -Какие сложные слова вы услышали в нашей физкульминутке? VI. Открытие учащимися «нового знания» А теперь поработаем по учебнику 1.Стр.87 упр.122 -Прочитайте текст. -Определите тип текста (научное описание) -Почему так названа птичка –горихвостка? Иллюстрация на доске -Как можно озаглавить текст? Итак, ученый-лингвист Ирина Голуб описала птиц словами. -Запишем слово на доске и в тетрадах. Горихвостка Гореть хвост Горящий хвостатый -Что вы заметили? (в этом слове соединительная гласная И ) Вывод: редко, но встречается в сложных словах соединительная гласная И. -Когда пишется соединительная гласная И ?( Когда корень заканчивается на мягкий согласный звук) Отмечаем на схеме 2стр.88 упр.123 -Прочитайте текст -Сравните его с текстом из упр.122 -Общее( тема, тип: описание) -Различие: это художественный текст. Поэт Евгений Ильин словами описал картину. Используя такое художественное средство языка, как сравнение 9с горящей спичкой) -Спишите вторую часть текста, найдите однокоренные слова. 3.Работа с правилом. Сравните наш вывод с правилом в учебнике. Запись в правило «новогооткрытия». VI.Первичное закрепление Работа в группах. Послушайте музыку Где мы оказались? ( В лесу) Работа на карточках. -Прочитайте текст на карточке Подумайте, почему птиц так назвали? На доске-иллюстрации птиц. Тексты на карточках: 1, 5 группы ---------------------------вьет гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться ее маленькими птенчиками, птичка сумеет защитить их. Она так изображает змею-вытягивает шею, шипит и вертит головой, что у неприятеля пропадает всякая охота Нападать. (вертиголовка) 2,3 группы Бывают и названия ошибки. Окраска этой птицы напоминает древесную кору. ----------------------днем скрывается, а с наступлением темноты вылетает на охоту. Возвращается вечером стадо в деревню, а птичка тут как тут. Ведь около коз да коров всегда мошкара крутится. (козодой) 4.6 группы На березовой ветке замерла небольшая птичка Грудка синевой отливает, а спинка темная , почти черная. Пестрая птичка! Неожиданно сорвется__________________ С ветки и схватит на лету какую-то мушку. И снова уже на ветке сидит, другую муху ждет. (мухоловка) Вот такие есть интересные названия птиц и среди них сложные слова с соединительной гласной И. VII. Рефлексия -О чем говорили сегодня на уроке? -Какие соединительные гласные бывают в сложных словах? -Что открыли новое? -Когда пишется соединительная гласная в сложных словах? Домашнее задание: подберите 5 сложных слов с соединительной гласной И Наш урок подошел к концу. Я желаю вам быть любознательными, добросовестными учениками , доброжелательными друг к другу. |
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах Оборудование: схема – карта на каждого уч – ся, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные специальные карточки для... | Урок русского языка в 6 классе. Соединительные гласныеоиев сложных... Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); предметы, в названии которых... | ||
Урок русского языка 5 класс Тема урока: Путешествие Незнайки в страну Орфографии ( "Безударные гласные в корнях слов") | Урок-игра тема: соединительные гласныеоие в сложных словах Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их | ||
Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запоминаем соединительные гласные о и е» Оборудование: рисунок с игрой в слова, раздаточный материал: карточки с заданиями; учебник по русскому языку: С. И. Иванов, А. О.... | Конспект урока урок русского языка в 1 классе тема: Гласные звуки... Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011 | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | Тема: Сложные слова Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е;... | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме» | Тема урока: Оператор выбора Класс: 10а Цели Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных... | ||
Урока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения | Урок русского языка 2 класс Тема урока Цели Цели: продолжить формировать навыки поиска в предложении подлежащего и сказуемого, устанавливать связь слов в предложении, учить... | ||
Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | Учитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы... ... | ||
Урок русского языка в 3 специальном (коррекционном) классе Цели: уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково | Урок русского языка, 3 класс Тема: Изменение имён существительных... Цели: формирование первоначального представления о склонении имён существительных |