Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах





Скачать 77.66 Kb.
НазваниеТема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах
Дата публикации06.09.2014
Размер77.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Разработка урока русского языка для учащихся 3 класса

(учитель Тертичная Л.А.)
Тема урока: Соединительные гласные – о - , - е – в сложных словах
Цели: создать условия для исследовательской деятельности при объяснении нового материала; научить детей через составленный алгоритм правильно писать соединительные гласные – о, - е – в сложных словах; развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; развивать память, внимание, речь учащихся
Оборудование: схема – карта на каждого уч – ся, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные специальные карточки для уч – ся, предметные картинки
Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Знакомство с эпиграфом урока.

«Российскому патриоту любой подвиг в охоту» - это эпиграф нашего урока.

- Как понимаете пословицу?

- Кого можно назвать патриотом?

- О каком подвиге идет речь?

- Сегодня много говорят о том, что каждый человек должен быть патриотом своей родины. Ведь тогда страна становится могучей, крепкой.

Родина – это не только страна. Что еще можно назвать Родиной?

- Сегодня на уроке мы поговорим и о родине, и о труде, и о доме.

- Работа предстоит серьезная. Настроение должно быть хорошее, рабочее и у вас, и у меня.

2. Моделирование урока.

- Сегодня урок –исследование. Вот модель нашего урока.


- Научиться исследовать – это значит самостоятельно узнавать новое. Я буду вам помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах.

Маршрутный лист






Отлично (красный) Сомневаюсь (желтый) Не получается (синий)
3. Выявление настроя уч – ся на работу, настроения.
II. Актуализация новых знаний.

1. Минутка чистописания.

домик

домработница

домище

дом

- Что можно сказать об этих существительных?

- Какое слово лишнее?

- Почему?

(уч – ся выделяют основы)

-Зачитайте значение слова «сложный». Какое понятие относится к нашей теме?

- Сложные слова будут в центре нашего внимания и сегодня. Тема урока –

Сложные слова. (запись темы на доске и в тетрадях)

- С чего начинается работа в тетради? ( с минутки чистописания)

- Зачем этим нужно заниматься?

- Догадайтесь, что будем писать на минутке чистописания: это сочетание букв,

которое образует общий корень в этих родственных словах.

- Списать однокоренные слова. Разобрать их по составу.

- Оцените свою работу на этом этапе.
2. Постановка проблемы.

- Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить по предложенной

записи?

хозяйка

дом сед

владелец

- Составьте другие сложные слова с этим же корнем, соединяя только основы.


Вывод - проблема

- Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получить сложные слова?

- Какова цель урока?

- Как решать эту проблему? (провести наблюдение – исследован6ие)

- Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока.

- Если проблема ясна, вперед.
3. «Открытие».

- Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.



  • Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)


  • Стоит толстячок,

Подбочивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит. (Самовар)


  • Он отлично варит кашу,

У него особый дар.

Кто нас кормит кашей с маслом?

Ну, конечно, … (Кашевар)


  • Снова солнце печет сильно,

Снова солнечный денек.

Назовите сложным словом:

«Печет солнце» - … (Солнцепек)
4. Наблюдение за словами. - Расскажите, как вы исследовали слова. (Подбор однокоренных слов) - Какой вывод можно сделать? - Что соединяет основы?


Соединительные

- Когда пишется О? Е?

- Давайте отдохнем, а потом составим алгоритм наших действий для

определения соединительных гласных в сложных словах.

III. Физкультминутка.
5. Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными

гласными.

- Итак, что мы планировали сделать?

- Работаем в парах.

Проверяем.

- С чего начнем? Какой итог будет первым? Что делаем затем?

(Все шаги обозначаем на карточках, которые вывешиваются на доску)

_________________ …….? ______________________

_________________ …….? ______________________

_____О _________ _________ Е __________ ________ Е ____________

- Сформулируйте правило: когда пишется соединительная гласная О, когда – Е.

Чтение правила.

- Вернемся к словам, которые создали проблему в начале урока. Объясните их

написание.

- Проверим, как вы поняли основное правило урока.

- Почему мы использовали слова, связанные с нашим домом?

- Предлагаю совершить путешествие по нашей Родине в разные уголки страны,

туда, где люди, совершают свой трудовой подвиг.
6. Работа в группах.

- Выберите, в какую отрасль производства вы бы хотели отправиться.

1. Животноводство.

2. Растениеводство.

3. Градостроение.

4. Земледелие.

5. приборостроение.

6. Машиностроение.
Задания для групп

1. Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительную

гласную.

пастух скотовод

свинопас животновод

поросенок коневод

птицевод конюх

птичник овцевод

пчеловод барашек
2. Запишите одним словом.

  • Человек, который разводит цветы






























  • Человек, который выращивает, разводит овощи






























  • Человек, который выращивает, разводит чайные кусты























  • Человек, который выращивает, разводит сады



























  • Человек, который выращивает, разводит картофель










































  • Хранилище овощей














































3. Вставьте соединительную гласную.

сам…свал стал…вар

град…строитель мног…этажка

груз…перевозки бетон…мешалка
4. Вставьте соединительную гласную.

хлеб…роб хлеб…уборка

сен…кос земл…пашец

земл…делец зерн…воз
5. Составьте сложные слова.

мыш…ловка стекл…рез

зуб…чистка коф…молка

дыр…кол огн…тушитель
6. Вставьте в клетки названия транспортных средств, пользуясь рисунком




























бензовоз паровоз

вертолет молоковоз

самолет электровоз

пароход луноход
7. Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания)

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

1-й уровень:

Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пек, мор…ход

  • Списать, вставить соединительную гласную. Выделить основу, корень.


2-й уровень:

  • Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.


3-й уровень:

  • Придумайте по 2 слова с соединительными гласными – О -, - Е -.

Составьте и запишите предложения с этими словами.

- Оцените свою работу.
IV. Итог урока. Рефлексия

- Какова была цель урока? Мы ее достигли?

- Что вам понравилось на уроке? Что показалось трудным?

- Вспомните эпиграф урока. Почему на уроке использовались слова, связанные

с домом, профессией, трудом людей.

- Оцените свою работу на уроке (на листах и у доски)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconУрок русского языка. 3 класс Тема: Соединительные гласные в сложных словах. Цели урока
Если взять 2 корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось новое сложное слово?
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconУрок-игра тема: соединительные гласныеоие в сложных словах
Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconТема: Сложные слова
Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е;...
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconУрок русского языка в 6 классе. Соединительные гласныеоиев сложных...
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); предметы, в названии которых...
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconТема. Соединительные гласные
Оборудование: схема-карта для каждого учащегося, карточки с заданиями, модель урока, представленная на доске, разноцветные специальные...
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconТема «Ударные и безударные гласные» Цель: учащиеся научатся правильно...
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconТема урока: «Сложные слова»
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных...
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconТема: Закрепление изученного
Закреплять умение выделять гласные звуки в речи, определять ударение в словах, составлять схему слова и предложения
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconСложные существительные. Соединительные гласные -о-, -е
Используемые технологии: проблемно-поисковый метод, групповая работа, работа в парах
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconУрок русского языка в 3 классе на тему: «Запоминаем соединительные гласные о и е»
Оборудование: рисунок с игрой в слова, раздаточный материал: карточки с заданиями; учебник по русскому языку: С. И. Иванов, А. О....
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconТема урока: Соединительные и краевые швы
Ознакомить учащихся с понятием, видами назначением соединительных и краевых швов
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconКонспект урока тема урока: Гласные после шипящих Цель урока: обобщить...
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, Интернет
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconЗакрепление пройденного материала
Закреплять новые решения задач, совершенствовать вычислим навыки учить составлять предложение в словах выделять гласные и согласные...
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconКонспект урока гласные и согласные звуки и их буквы (Тема урока)...
Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconЗадачи: Образовательная : познакомить с понятием «сложные слова»,...
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных...
Тема урока: Соединительные гласные о, е в сложных словах iconОглавление стр. Фонетика Лексика Чередующиеся гласные в корне о – ё после шипящихицв
Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск