Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте»





Скачать 194.04 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте»
Дата публикации29.09.2013
Размер194.04 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект

Муниципальное общеобразовательное учреждение


МОУ «Тюневская СОШ»

626030 с. Тюнево, улица Мира 12 телефон 48-2-93

Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте»

10 класс.

Учитель русского языка и

литературы

Гурина Анна Зотеевна.



2007 год.

Дидактический спектакль



«Суд над Наполеоном Буонапарте»

Секретарь: Прошу встать. Суд идет.

Судья: Прошу садиться. Сегодня рассматривается дело по обвинению Наполеона Буонапарте. Состав суда:

1.Судья: Полетаев Сергей Леонидович

2.Прокурор: Иванова Татьяна Владимировна

3.Адвокат: Забелин Петр Яковлевич

4.Народный обвинитель: Терехов Александр Иванович

5.Народный защитник: Смоленский Роман Степанович

6.Секретарь: Лавровских Ирина Аркадьевна
На судебном заседании присутствуют потерпевшие:

1.Герцог Рейхштадский Наполеон11, сын Наполеона1.

2.Император России Александр Павлович.

3.Дипломат Франции Антуан Дебидур.

4.Студент Родион Раскольников.
Свидетели:

1.Жозефина.

2.Екатерина Лефевр.

3.Генерал Нэй.

4.Арси Вишаль.

5.Пьер Ларие.

6.Николай Ростов.

7.Пьер Безухов.

8.Антуанетта Ребей.

9.Генерал Мале.

Судья зачитывает обвинительное заключение.
В 1794 году в результате контрреволюционного переворота во Франции власть захватила крупная буржуазия. Генерал Бонапарт перешел на ее сторону, а вскоре стал опорой правительства. Будучи генералом французской армии, Бонапарт жестоко подавил народное восстание. В районе Средиземного моря занял Мальту, возглавил большой поход в Египет,

целью которого было создать исходные позиции для захвата Индии и подрыва могущества Англии. Вернувшись из Египта, в 1799 году совершил новый контрреволюционный переворот, сверг законное правительство монархов во Франции. В 1804 году Бонапарт провозгласил себя императором, завоевывал путем войн и насилия земли Пруссии, Австрии, Италии, Испании. На его совести сотни тысяч жертв. В 1812году Наполеон вступил в войну с Россией. Пожар Москвы стоил жизни 100 тыс. русских, умерших от голода и холода в лесах.

В движении от Тарутина до Красного выбыло 50 тысяч больными и отставшими (число, равное населению губернского города). 35 тысяч лошадей погибло в одну ночь, брошено по дороге 500 орудий. Голод в армии завершил поражение Наполеона. 5 декабря 1812года началось отступление, полное скорби и трагизма, а Император бежал, бросив своих товарищей и людей, которых он привел в Россию, на произвол судьбы. По сегодняшний день его имя, его образ, его слава внушают страх. 15 лет Наполеон вел захватнические войны, ничего не считал для себя дурным, гордился своими преступлениями. Наполеон обвиняется в незаконном расширении внешнего рынка, закабалении Европы, подрыве могущества Англии, захвате колоний в Азии и Африке, опустошении Франции, мошенничестве, обмане народа, гибели сотен тысяч людей.
Устанавливается личность обвиняемого.
-Обвиняемый, назовите свои имя, фамилию, отчество, дату рождения, где жили, чем занимались?

-Я, Наполеон Буонапарте, родился на Корсике, в городе Аяччо, в 1769 году в семье небогатого корсиканского дворянина Карло ди-Буонапарте. В1784 году окончил французскую военную школу и поступил в армию поручиком артиллерии. В годы французской буржуазной революции сражался в революционных войсках. В 1794 году за битву при Тулоне произведен в генералы. В 1799 году стал первым консулом, а в 1804 году императором Франции. За 7 лет провел победоносные сражения с Австрией, Италией, Польшей, Пруссией, Баварией. В 1812 году воевал в России. В 1814 году сослан на о. Эльба. В 1815 году бежал с острова, 100 дней правил Францией. В битве под Ватерлоо потерпел поражение и был сослан на о. Святой Елены.

-За что вы получили прозвище «кровавый» корсиканец?

-За то, что жестоко подавил народное восстание.

-Будучи генералом французской армии, какую политику вы поддерживали?

-Моя политика была направлена на поддержку короля Франции.

В районе Средиземного моря правительство Франции завоевывало себе новые территории. Я занял о. Мальту, возглавлял большой поход в Египет, целью которого было создать исходные позиции для захвата Индии и подрыва могущества Англии.

-Вернувшись из Египта, вы в 1799 году совершили контрреволюционный переворот, свергли законное правительство законных монархов Франции. Какова была участь депутатов правительства?

-Участь их была такова: под предлогом лучшей охраны депутатов я вывел обе Палаты народных представителей в предместье Парижа, где и разогнал их вооруженной силой… и захватил единоличную власть в государстве.

-Вы завоевывали земли Пруссии, Австрии, Италии, Испании. Неужели вы не наталкивались на сопротивление?

-Я на всю жизнь получил урок мужества, патриотизма в двух странах: Испании и России. В Испании я столкнулся с народом, который единодушно восстал против моей армии и решил лучше умереть, чем подчиниться мне. В России я понял, что мое имя, мой образ, моя слава, моя шпага не внушают страх в русских, я почувствовал себя побежденным.

-Садитесь, обвиняемый. В зал заседания суда приглашаются свидетели обвинения.

(По ходу судебного заседания каждому свидетелю высказывается предупреждение о даче ложных показаний, каждый дает подписку.)


  • В зал суда приглашается свидетель Император России Александр.

  • Что вы можете сказать о личности обвиняемого, его поступках?


В Наполеоне я увидел поначалу великого человека. Какой гений! Какая широта горизонта! Какая глубина ума! « Ах, - думал я, - зачем я не знал его раньше!» От скольких бы ошибок он избавил бы меня. Сколько великих дел совершили бы мы вдвоем! Нами был подписан 6 июля 1807 года Тильзитский мир.

В то время, наблюдая, казалось, искренность Наполеона, я думал, что мы примирились, значит теперь наступит мир, деревни перестанут быть местом боев. Обработанные поля уже не будут вытаптываться кавалеристами, оба народа тоже примирятся. Повсюду слышались возгласы радости, народ поверил в наше примирение и радовался этому. Наполеон однажды сказал:»У политики нет сердца, у не только голова». Сейчас, после вероломного нарушения Тильзитского мира со стороны Наполеона, после нападения на Россию, я считаю, что это бандит, человек вне закона, узурпатор, «выскочивший в люди солдат», насильник над миропомазанными. Наполеон оказался исчадием и детищем революции. Я видел ежеминутное попрание Наполеоном прежних обещаний. Наполеон прямо провоцировал войну. Я был вполне в курсе замыслов Наполеона. Еще в 1811 году Чернышев донес: «Война решена в уме Наполеона, он считает ее необходимой для достижения власти.»
-В зал суда вызывается свидетель генерал Ней.

-Что вы скажете об обвиняемом?
-Я хочу рассказать о войне в России. Все генералы пытались отговорить Императора от продолжения похода в глубь России. Под одним Смоленском легло около 10 тысяч солдат. Город сожжен. Оставаться в нем нельзя, потому Наполеон приказал идти в Москву. Орудия вязли в грязи, лошади падали, издыхая в упряжи. Лихорадка свирепствовала в рядах солдат, уносила больше жертв, чем вражеские пули и ядра. Император не сделал хоть какой-нибудь попытки остановить этот ужас.
-В зал суда приглашается свидетель Пьер Безухов.

-Какие факты жестокости обвиняемого вы можете привести, граф Безухов?
-К несчастью, я был свидетелем Бородинского сражения 1812 года. На поле битвы были устроены 102 орудия. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки-голодные, оборванные и измученные походом рвались в бой. В первый раз я увидел раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. Пушки беспрестанно стреляли, одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Я вызвался помочь принести ящики со снарядами, но был контужен. Не знаю, сколько прошло времени, но, очнувшись, я понял, что кругом французы. На моих глазах был заколот в спину штыком русский раненый солдат, кричавший: «Братцы!» Толпы раненых, знакомых и не знакомых мне, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Много было тут мертвых… Я побежал с батареи, думая: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» В итоге несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на поле, на котором сотни лет собирали урожаи и пасли скот крестьяне. На перевязочных пунктах трава и земля были пропитаны кровью. К вечеру у каждого созрела в душе мысль: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!»

-Господин прокурор! Если вы мне позволите, я хотел бы рассказать еще об одном трагическом эпизоде.

-Продолжайте, граф.
Мне довелось быть свидетелем казни поджигателей Москвы. Нас подвели к огороду, на котором стоял столб, За столбом была вырыта большая яма, около нее стояла толпа народа. Преступников расставили по порядку в списке, подвели к столбу. Все торопились, чтобы окончить необходимое, не неприятное и непостижимое дело. Стрелков было 12 человек. Они выстроились в 8 метрах от столба. Стреляли по двое. Солдаты, торопливо стали завязывать пленным глаза, надевать мешки, привязывать к столбу. Вдруг послышался треск и грохот. Я оглянулся. Французы с бледными лицами и дрожащими руками что-то делали у ямы. Те, кого расстреливали, просили пощады, не верили, что у них можно отнять жизнь. На всех лицах русских, на лицах французских солдат я читал такой же испуг, ужас, борьбу, какие были в моем сердце. Тогда я с ужасом подумал: «Да КТО же это делает, наконец? ОНИ ВСЕ СТРАДАЮТ, КАК И Я! КТО же ВИНОВАТ? КТО?» В ЭТУ минуту я ПОТЕРЯЛ ВЕРУ и в благоустройство мира, и в свою душу, и в БОГА! Поэтому я сегодня здесь и свидетельствую против этого злодея, имя которому Наполеон!

-Благодарю вас, граф. Суд учтет ваши правдивые показания. Пройдите на свое место.

-В зал суда приглашается Родион Раскольников.

-Уважаемый Родион Романович, расскажите о влиянии на ваши идеи личности Наполеона.
-Это чудовище, от которого избавилась Европа! Своими войнами, победами и расширениями территорий ОН на целое столетие одурманил своих потомков. Своей жизнью и фантасмагорией своего царствования Наполеон распространил по всему миру пропаганду отвратительных принципов, философов-вольнодумцев. Он посеял как отраву возможность сопротивления масс законной власти. Вот и мои идеи обросли стремлением к власти. Я тоже разделил человечество на 2 части:большинство-«твари дрожащие», способные только подчиняться сильным мира сего, меньшинство- «властелины», имеющие право преступать законы во имя нужной им цели. И у меня в характере появились высокомерие и презрение к обществу. У меня даже появилась идея взять во власть общество. Я знал, что ХОЧУ ВЛАСТВОВАТЬ- и довольно! Явившись с повинной после убийства Алены Ивановны и Лизаветы, я понял, что не принадлежу к числу великих людей. Я не Наполеон, и в этом мое спасение. Я оказался обыкновенным человеком, моя совесть оказалась сильнее моей теории. Уже будучи на каторге, я понял, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна. В человеческом обществе должен быть главным закон- «Не убий!» Мне очень больно, что я принадлежу к тем, кто нарушил этот закон под влиянием идей этого ужасного человека, который сидит на скамье обвиняемых! Он должен понести заслуженную кару за свои злодеяния!
-Родион Романович, суд благодарит вас за столь искренние показания и надеется, что никакие пагубные идеи больше не изменят вашего понимания смысла жизни после таких мучительных страданий, которые вам пришлось пережить. Займите свое место.

-В зал суда вызывается свидетель Николай Ростов.

-Какие картины жестокости французской армии под предводительством Наполеона можете вы засвидетельствовать?
-Ваша честь! Я был участником Аустерлицкой кампании. Я въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей. На поле, как копны на хорошей пашне, лежали люди, человек 10-15 на каждой десятине места. Раненые сползались и слышались их стоны и крики. Я пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и мне стало страшно. Я боялся не за свою жизнь, а за мужество, которое мне нужно было, чтобы выдержать вид этих несчастных. Я увидел государя, который сел под яблоню, заплакал, закрыл глаза рукой. Сражение было нами проиграно, мы понесли огромные потери…Сколько за эту войну погибло сынов России!
Благодарю вас, граф. Сядьте, пожалуйста.
-В зал суда приглашается представитель крестьян фермы «Божья слава» Антуан Рэбэй.

-Свидетель, расскажите, свидетелем каких злодеяний солдат, которыми руководил Наполеон, оказались вы.

Господа! Я думаю, может мой рассказ потрясет сознание этого злодея! Это было в 1813 году. Крестьянам приказали сонных, беспомощных , одурманенных солдат переносить к краю колодца. Людей сбрасывали в колодец. Никто из солдат не проснулся, не оказал сопротивления. Чувство страшной опасности из-за опьянения совершенно отсутствовало. Колодец мало-помалу наполнялся людьми. Зловонные испарения поднимались из колодца. Оттуда стали доноситься стоны, оханье, вздохи, крики. В колодце ощущалось совершенно явственное движение, похожее на возню крыс под полом или на шорох потревоженного муравейника. Вода в колодце от тяжести тел начала понемногу подниматься, смачивая одежду, головы, руки, ноги, постепенно заливая груды человеческих тел. Нам приказали: «Бросайте солому и землю!» Высокий сноп яркого пламени вырвался из колодца. Пламя то вспыхивало, то угасало, как огненный фонтан, и туча густого дыма заволокла двор. Из пылающей соломы понеслись глухие, жалобные, раздирающие душу вопли, какие-то нечленораздельные звуки. Земля вновь посыпалась в эту могилу, где вода и огонь соединились, чтобы погубить заживо погребенных, она покрылась саваном молчания, вечной ночи и забвения. Эта адская картина до сих пор стоит перед моими глазами.

-Садитесь свидетель.

-Имеются ли со стороны обвинения еще свидетели?

-Нет, Ваша честь. Мы думаем, что данных показаний достаточно, чтобы доказать виновность обвиняемого.
-Защита может предоставить своих свидетелей?

-Да, Ваша честь. Приглашены несколько свидетелей, которые хотят дать показания в защиту обвиняемого.

-Для дачи показаний в зал суда приглашается солдат французской армии Арси Вишаль.
-Уважаемый суд! Я вам приведу пример личного героизма Императора Наполеона. Однажды у самых войск упала граната. Солдаты отскочили назад, и в их рядах возникло смятение. Тогда Наполеон дал шпоры лошади и заставил ее подъехать к снаряду, фитиль которого дымился, грозя неминуемым взрывом. Император заставил дрожащую лошадь замереть в неподвижности перед дымящим снарядом. Раздался гром взрыва, все озарилось светом. Столб дыма и пыли поднялся кверху, скрывая лошадь и всадника. Солдаты бросились туда. У лошади были вырваны все внутренности, император свалился вместе с ней, но сейчас же вскочил на ноги, у него не было ни малейшей царапины. Он потребовал другую лошадь. Солдаты были поражены, восхищены этим уроком стойкости и храбрости своего императора.


  • В зал суда приглашается для дачи показаний Екатерина Лефевр.

  • Свидетель, что вы скажете об обвиняемом?

-Ваша честь! Я бедная прачка. Знаю Наполеона давно. Несчастный малый! Вот-то работник! Всегда за письмом или чтением. Печальная молодость. Как будто уж и не находилось времени для другого чего-нибудь! Это такой достойный был молодой человек! Он поддерживал четырех братьев и сестер. Он далеко был не богат, настолько не богат, что я не могла решиться представить ему счет. А уже будучи главнокомандующим армии, Наполеон сказал моему мужу: «Пусть люди втайне смеются на ее счет, но им все-таки придется низко склониться перед нею. Я сумею украсить чепец бывшей прачки таким трофеем, которому позавидуют все!»

-Суд благодарит вас за показания. Займите место в зале.

-Защита имеет еще свидетелей?

-Ваша честь! Позвольте защите огласить послание Наполеона

директору оперы, которое свидетельствует об отношении к бедным людям Наполеона?

-Огласите документ.

«Прошу директора оперы не делать никаких неприятностей машинисту, который обратился ко мне. Этот усердный служака не виноват, что перемена декораций в балете не последовала вовремя. Я не желаю, чтобы бедный машинист стал жертвой случайности, я всегда поддерживаю мелких служащих, но я не допущу, чтобы из-за этого велись интриги!»

Суд благодарит вас. Есть ли еще свидетели со стороны защиты?

-Да. Свидетельские показания готов дать бургомистр города Берлина.

Господин бургомистр, что вы можете рассказать суду о поведении армии Наполеона и самого императора в Берлине?
-Я хорошо помню, как в октябре 1806 года среди молчаливых рядов людей по городу проезжал кортеж победителя. Ни один враждебный крик не вырвался из груди побежденного народа в адрес победителей. Наполеон, торжественно получив ключи от города, дал аудиенцию представителям городского управления и постарался успокоить их относительно дальнейшей участи жителей Берлина.

Особенно благосклонно император принял меня. Он спросил, не желаю ли я оставить за собой свое место, причем обещал мне почтительное обращение со стороны французов. Наполеон заявил тогда, что ничего не изменит в учреждениях Пруссии, если администрация согласится признать его авторитет. Он предложил управлять мне городом на таких же основаниях, как и прежде, при одном лишь условии, чтобы я не предпринимал ничего враждебного против французов. Я, князь Гацфельд, принял это условие, горячо поблагодарил императора за его доброту и поклялся на Библии, что буду служить императору.

-Благодарю вас, князь, за показания.

-Защита еще имеет свидетелей?

-Нет, ваша честь.

-Дополнения, пояснения, ходатайства?

-Нет, ваша честь.

В таком случае начинаем судебные прения. Слово предоставляется прокурору.

-Благодарю, ваша честь.
Уважаемый суд! Наполеон исполнял ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая была ему предназначена. Долгие годы были помрачены ум и совесть этого человека! Никогда, до конца своей жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого для того, чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому отрекся от правды, добра и всего человеческого. Он радовался, когда на одного погибшего француза приходилось пять погибших русских. На нем смерть сотен тысяч человек! Он хотел, чтобы Париж был столицей мира и французы были предметом зависти всех наций. Он с гордостью говорил, что русская армия потеряла в 4 раза больше солдат, чем французская. Пожар Москвы стоил жизни 100 000 русских, умерших от голода и холода в лесах! Он смело принимал на себя всю ответственность событий. Обвинение изучило все приказы Наполеона. Они говорят о личном участии обвиняемого в сражениях, призывают войска стойко сражаться, дают обещания материального и морального вознаграждения за убийства, порабощение стран. Наполеон проповедовал исключительность своей нации, ее право вершить судьбы других стран! Ничто его не останавливало, ничто его не пугало! Он опьянел от славы и величия! Задачей Наполеона было расширение внешнего рынка, закабаление Европы. 15 лет этот человек вел захватнические войны! Идеал славы и величия для него состоит в том, чтобы ничего не считать для себя дурным, он всегда гордился своими преступлениями. Во время отступления из Москвы Наполеон покидает свою армию, бежит трусливо, подло, в одиночестве! Он оставил свою армию на произвол судьбы. Этот постыдный поступок на человеческом языке называется последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок! Но душа его даже тогда была спокойна. Преступные шаги этого «героя» после разгрома в России еще не окончены. Единодушно главами 8 государств было решено поставить его вне закона и призвать всю Европу к борьбе с ним. Его передали в руки возмездия. Европа, которую он так долго угнетал, так часто обманывал, уже не хотела больше верить ему. Бонапарт был сослан на о. Эльбу. Но, к несчастью, он покинул этот остров, возвратился в Париж. Он вновь захотел отвоевать свою империю, и его не остановила мысль, что он подвергает опасности и может погубить Францию и самого себя! 100 дней, что он был в Елисейском дворце, дали понять ему, что он потерял власть, друзей, сына, жену, трон. Он отрекается от престола добровольно - единственно правильное решение для него в те времена. Попросив защиты у Англии, он получает взамен цепи пленника этой страны. А на что он мог еще рассчитывать от государства, которое так сильно страдало от его политики? Наступает время расплаты за содеянное. Орудием этого человека были ложь, жестокость, попрание человеческого достоинства, унижения. Все это он сполна испытал на себе, будучи пленником на о. Святой Елены. Законы Божьей справедливости требовали раскаяния в своих преступлениях. Он раскаялся в своих грехах, но слишком поздно! Это стоило ему потери всего на этой земле! Он заслуженно понес эту кару!

Обвинение считает, что Наполеон виновен во всех преступлениях, которые он совершил, и нет ему никаких оправданий! Ничто не спасет его от людского презрения всех поколений!

-Благодарю вас, коллега. Слово предоставляется адвокату.

-Спасибо, ваша честь.
Молодость моего подзащитного, человека, впоследствии великого и рокового, именем которого был наполнен целый век и слава которого еще до сих пор окрашивает в багровый цвет наш горизонт, проходила без каких-либо чрезвычайных или выдающихся событий. Ребенком и юношей Бонапарт не обращал ничьего внимания. Никто не мог предсказать его судьбу и даже подумать о его будущей славе. В первые учебные годы он был бедным, работящим, гордым и немного угрюмым юношей. Он сильно бедствовал, и это заставляло его уединяться. Обладал живым темпераментом, выбивался из сил, чтобы выйти из тяжелого положения. В школе над его бедностью глумились, детские шутки глубоко ранили сердце юноши. Учась в военном училище, он держался в стороне от сверстников, дружеского общения не было. Это развило в нем бесстрашность и безжалостность. Он стал закаленным, как бронза, человеком. В свободное от занятий время он писал историю Корсики. Брал уроки танцев. Чтобы помочь матери, оставшейся вдовой с восемью детьми, он взял к себе младшего брата, Людовика, и жил с ребенком, урезая себя во всем. Бонапарт сам готовил обед, чистил сапоги и одежду.Завтракал сухим хлебом, но старался, чтобы его бедности товарищи не замечали. Бедность делает человека целомудренным и не располагает к любви.

Получив чин поручика, он возвратился в Валенс, в 4-ый артиллерийский полк. Много занимался, жил замкнуто. Тем временем загоралась заря революции. Он говорил, писал, агитировал. Он казался искренне убежденным. Вступил в клуб конституционалистов. Этот необыкновенный человек мог увлекаться различными убеждениями, мог казаться верующим и заставлял верить в себя. В 1791 году отправился на Корсику, добился звания начальника батальона национальной гвардии в Аяччо. Приобрел авторитет, известную общественную силу.

Долгое время жила семья в нужде. Однажды, отдав последнее су какому-то бедняку, Наполеон поднялся на утес у моря и решил с собой покончить. Вот именно на берегу моря он встретил своего друга, который был богат. Узнав о причине печали молодого человека, он дал ему взаймы 10 тысяч су: «Бери их и иди спасать своих. Отдашь долг, когда сможешь». Эти деньги спасли семью от голода.

Встав на ноги, уже будучи генералом, он первое свое жалованье употребил на помощь семье, устроил при себе своих братьев:Луи-адъютантом, Жозефа- в консульство. В колледж, где учился брат Жером, уплатил долги. Все эти примеры доказывают что у этого человека сердце способно сострадать, любить близких и сделать все ради их благополучия.

О поведении Наполеона в захваченных странах кроме его жестокости люди помнят и другие факты. Так в Пруссии, в 1806 году, во время проезда императорского кортежа по городу, из груди побежденного народа не вырвался ни один враждебный крик в адрес победителей. Наполеон, торжественно получив ключи от города, дал аудиенцию представителям городского управления и постарался успокоить их относительно дальнейшей участи города Берлина. Он издал приказ о том, что всякое насилие как со стороны побежденных, так и победителей будет жестоко наказываться. Особенно благосклонно Наполеон принял бургомистра Берлина.

Война в России потрясла Наполеона. Вот его слова: «С тех пор, как я вступил на землю этой проклятой России, я перестал быть прежним человеком. Я стал сомневаться в самом себе. Голос внутри меня говорил: «Остановись, пока не поздно! Так нужно!» Но другой голос, звучавший еще громче, заставлял: «Вперед! Вперед! Навстречу мечте, навстречу любимой грезе! Откажись от благ мира сего, чтобы выполнить свое предначертание!» Но я не понимал, что что-то ускользает от меня, я похож на внезапно разбуженного человека, старающегося прогнать тяжелый кошмар, и не сознающего, где начинается действительность, где кончается сон. Но я не остановился... Франция привыкла к быстроте наших маршей. Я не дал возможности усомниться в нашем успехе в России, ведь многое только и держалось тогда на моем престиже. Наша слава - наше спасение». Разве в том, что произошло, виноват один мой подзащитный?

Наполеон не однажды пережил ужас, болезненную тоску ожидания конца войны, ощущал причастность свою к тем страданиям и смертям, которые он видел на полях сражений. Вот его размышления в битве при Бородино: « Я увидел, как в лужах крови лежали лошади и люди поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве я никогда еще не видел. Это было уже не сражение, это было уже убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни нас, французов». К несчастью, мой подзащитный понимал в тот момент, что не может остановить это дело, которое уже тогда показалось ему ненужным и ужасным. В ту минуту он не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. Одно, чего он желал тогда- отдыха, спокойствия, свободы.

Наполеону ничто человеческое не чуждо. Известен такой факт: узнав об измене жены, которая бросила его и уехала на воды со своим любовником, графом Нейппергом, глухой стон, подобный хрипению раненого животного, вырвался из груди Наполеона и, как сраженный громом, он без чувств упал на диван. Он пришел к ужасному решению. Трона он лишился, маршалы покинули его, его сын превратился в немецкого принца, жена оказалась в руках презренного соперника. Ему остался один исход, одна доступная радость:смерть. Но яд уже утерял свою силу.

На о. Святой Елены группа французов предлагала ему бежать, но Наполеон отказался. Он хотел вернуться на родину, но только по требованию народа! А в качестве вождя шайки флибустьеров, с помощью корсаров-нет!

И, наконец, последние слова, которые я процитирую, говорят о полном раскаянии моего подзащитного: «Да, вино власти ударило мне в голову! Когда я возвращаюсь мыслью ко всем ошибкам, я не нахожу себе места от угрызений совести!»

Уважаемый суд! Я прошу при вынесении приговора моему подзащитному учесть все факты, которые предоставила защита.
-Подсудимый, вам предоставляется высказать свои последние слова перед решением суда.

-Уважаемый суд! Я признаю свою вину в содеянных мною преступлениях, раскаиваюсь и согласен с каким бы то ни было решением суда.

-Суд удаляется на совещание для вынесения приговора.
-Встать. Суд идет.

-Приговор. Во внимание к тому, что предварительным следствием и прениями на суде доказана виновность Наполеона, суд приговаривает Наполеона Буонапарте к смертной казни.
-Судебное заседание закончено.




Дидактический спектакль «Суд над Наполеоном» разработан по роману «Тайна Наполеона» французского писателя второй половины 19 века Эдмона Лепеллетье. Роман в 4 книгах. В них показана блестящая карьера никому не известного артиллерийского офицера, волею судьбы и таланта вознесшегося на трон и ставшего императором Франции. Герои романа действуют на фоне реальных исторических событий. Загадочная судьба императора раскрывается перед читателем от романа к роману.

Действующими лицами спектакля являются литературные герои великих классиков русской литературы. Это Пьер Безухов, Николай Ростов, Император России Александр Павлович (роман Л. Н. Толстого «Война и мир»). В качестве свидетеля выступает главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Остальные участники спектакля- литературные герои романа Э. Лепеллетье «Тайна Наполеона».

Спектакль рассчитан на 2 часа. Данный спектакль проведен в школе в качестве открытого урока по литературе в 10 классе, получил высокую оценку зрителей.



Использованная литература:
1.Лепеллье Э. «Тайна Наполеона»: роман в 4 кн., ИПП «Тюмень»,1993.

2.Толстой Л. Н. «Война и мир»: роман в 4 т., М., «Правда», 1987.

3.Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», М., «Правда», 1977.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconЦель: развитие творческого воображения посредством работы над русскими...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconКонспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины...
План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века»
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconУрок-имитация: «Суд над Сталиным»
Данный урок про водится как повторительно-обобщающий, завершающий тему«ссср после войны: 1945-1953 гг»
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconКонспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!"
План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок»
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconКонспект урока тема. В. А. Жуковский «Спящая царевна». Добро и зло...
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconПлан-конспект урока литературы
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по икт тема: «Животные севера»
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconКонспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности...
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconКонкурс (2009г.) Конспект занятия по изобразительной деятельности...
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconКонспект нод по реализации образовательной области
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-ом классе Учительрусского...
Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно...
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconКонспект урока по технологии в 4 классе на тему: Чудо-тесто. Панно «Земляничка»
Понятие множества, операции над множествами, истинность высказываний, понятие графа, граф с направленными ребрами
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconУрок на тему: «война с наполеоном»
Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны)
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconПлан конспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства...
Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» iconПроект долгосрочный на тему: «Чудо-огород»( недель)
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск