Урок на тему: «война с наполеоном»





Скачать 84.18 Kb.
НазваниеУрок на тему: «война с наполеоном»
Дата публикации24.07.2014
Размер84.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 ст. Преградная»

Открытый урок на тему:

«ВОЙНА С НАПОЛЕОНОМ»

Учитель истории: Чочуева И.Т.

Урок на тему: « Война с Наполеоном»

План урока:

    1. Правление Александра 1.

    2. Война с Наполеоном.

    3. Бородинское сражение.

    4. Герои Отечественной войны 1812 года.

Цели урока:

1.Дидактические цели:

  • создать условия для формирования представления о войне 1812 года;

  • показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).

2. Развивающие цели:

  • продолжить развитие и становление:

    • интеллектуальных умений;

    • практических умений: работа с картой, справочниками, тестами;

    • положительных качеств ребенка.

  • расширить социальный опыт учащихся;

  • обучать элементам творческой деятельности.

3. Воспитательные цели:

Воспитание патриотизма, чувство национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опастности наш народ всегда находит силы дать отпор агрессору.

Наглядность:

- иллюстрации, посвященные Бородинской битве,

    • портреты героев Отечественной войны 1812 года,

    • настенная карта “Отечественная война 1812 года,

    • выставка книг об Отечественной войне.

Подготовка к уроку

Учащиеся должны:

  1. знать:

  • определение понятия Отечества;

  • содержание и план работы с “памяткой для характеристики исторического деятеля”;

  1. уметь:

  • работать в группах;

  • выделять главное в прочитанном;

  • работать с картой;

  • “исследовать” письма в архивах.

 

План урока

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

1. Оргмомент

Приветствие

  1. Сообщение базовой темы.

Актуализация базовых знаний

Беседа

3. Поиск и формирование новой темы

Работа в группах (получение заданий)

4. Изучение нового материала

  1. Работа с картой

  2. Мини-доклады учащихся

  3. Анализ полученного решения

5. Закрепление изученного и контроль

Составление опорного конспекта. Работа с текстами.

6. Поведение итогов

Рефлексия

7. Домашнее задание

Дифференциация

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение базовой темы. Актуализация базовых знаний.

Уч.: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сейчас услышим.

Инсценировка на фоне музыки стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”

“Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

………………………………..

Изведел враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!…

Уч.: Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (О войне).

1812 год связан с нашествием Наполеона на Россию, с бегством захватчика из России.

Прочитайте абзац на стр.74 вашего учебника.

О чем говорится здесь? Какая обстановка сложилась в Европе к этому времени?

Дети: К началу XIX века Наполеон завоевал почти всю Европу. Он мечтал о мировом господстве. “Я буду господином мира”, - говорил он.

Уч.: А я добавлю слова Наполеона: “…остается одна Россия, но я раздавлю ее”.

Что вам не понравилось, возмутило в наполеоновской фразе?

Дети: Слово “раздавлю”, точно Россия это какая-то букашка.

 

  1. Поиск и формирование новой темы.

Уч.: На борьбу с неприятелем поднялся весь народ. Все встали на защиту Отечества. И поэтому война получила название …? (Отечественная)

Уч.: Запишите в тетрадях тему урока “Отечественная война 1812 года”

(1 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s1.jpg

В каком веке произошло это историческое событие?

Дети: Это относится к XIX веку.

(2 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s2.jpg

Уч.: Между какими государствами и с какой целью происходила война 1812 года?

Дети: Отечественная война 1812 года была между Францией и Россией.

Наполеоновская армия совершила нашествие на Россию с целью завоевать ее.

Россия стала защищаться и изгнала наполеоновскую армию.

(3 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s3.jpg

Уч.: Кто найдет ключевые слова и даст им толкование?

Дети: Нашествие – вторжение неприятеля в страну.

Изгнание – выдворение из страны, насильственное удаление.

Уч.: Французские войска переправились через реку Неман и вторглись на территорию России. И произошло это … (1812 году)

(4 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s4.jpg

Уч.: Русские войска изгнали французов из страны. И случилось это все в том же… (1812 году).

Уч.: Сделайте вывод, как для русского оружия закончилась эта война?

Дети: Победой.

(5 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s5.jpg

Уч. Пишем победное слово “Ура”. “Кто к нам с мечом придет, тот от меча и ….(погибнет)

Уч.: А для французов чем все закончилось?

Дети: Поражением.

Уч.: Да, вот уж поистине: “На чужой каравай рот не разевай”. Плачевно для французов все закончилось. У нас нарисована поразившая их молния.

Уч.: Итак, общая картина ясна. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И победное “Ура!” далось русским ой как нелегко. Начинаем разбираться в деталях и для этого создадим группы исследователей.

  1. Изучение нового материала.

1-я группа: Каковы были планы Наполеона и французского командования? (По учебнику, по дополнительным источникам, принесенным из дома)

2-я группа: Каковы были планы русского царя Александра I? (По учебнику, по дополнительным источникам, принесенным из дома).

3-я группа: Какое решение было принято Кутузовым после сражения при Бородине?

4-я группа: Исследовательская работа в архивах: письма, написанные москвичами накануне вступления Наполеона. (раб. тетрадь стр.40)

Предполагаемыеhttp://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s6.jpg ответы.

1-я группа: Наполеон стремился завоевать весь мир.

(6 кадр)

А в это время почти все европейские страны были охвачены войной. Во Франции пришел к власти и провозгласил себя императором Наполеон Бонапарт. Он мечтал о мировом господстве. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.

К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Состояла она не только из французов, но из представителей народ, уже завоеванных Наполеоном. В поход на Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники.

Наполеон был уверен в скорой победе. На западной границе располагались три русские армии. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Однако опытные русские генералы разгадали план неприятеля – Барклай-де-Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске.

Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились.

Дополнение учителя: Попробуем разобраться, почему Наполеон так стремился завоевать Россию. Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.

(5 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s5.jpg

2-я группа: К началу XIX века Россия была огромной державой, имевшей земли от Балтийского моря до Тихого океана. Она имела выход не только в Балтийское море, но и в Черное. В начале XIX века к России было присоединено Закавказье, что обеспечило защиту русских границ с юга и избавило от набегов горских племен. Но Россия продолжала войну с Турцией.

Александр I был вначале главнокомандующим.

(7 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s7.jpg

Русская армия имела 590 тысяч человек. Но начать борьбу с Наполеоном могли чуть более 200 тысяч человек. Почему? Потому что на юге продолжалась война с Турцией. И только за три месяца до начала войны удалось подписать мирный договор с Турцией, но эти войска не могли принять участие в сражениях, они очень устали.

Численное превосходство французов сказывалось на русской армии, и тогда российский император Александр I решился на необыкновенный шаг. Он издал манифест с призывом создать народное ополчение. Это послужило началом для формирования и партизанских отрядов тоже. На всем протяжении военных действий партизаны вступали в постоянные стычки с наполеоновскими войсками, нанося им существенный урон.

Итак, 12 июня 1812 года Наполеон переправился через реку Неман и вторгся в пределы Российской империи.

(8 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s8.jpg

Уч.: Армия была разделена на три части, стоявшие друг от друга очень далеко. Одной группой командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, Второй – Петр Иванович Багратион. А третьей – генерал Александр Петрович Тормасов, но он не принимал участие в сражениях под Смоленком.

(9 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s9.jpg

22 июля 1812 года состоялось кровопролитное сражение у Смоленска.

(10 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s10.jpg

После сдачи Смоленска стал снижаться боевой дух русской армии. И Александр I был вынужден назначить главнокомандующим Михаила Илларионовича Кутузова.

(11 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s11.jpg

Узнав, что Смоленск оставлен, Кутузов с огорчением сказал: “Ключ к Москве взят”.

Доклад о Кутузове.

Под Москвой находилось селение селение Бородино. Через него проходило две дороги. Заняв их , русские преградили путь к Москве.

Бородинская битва началась 26 августа.

(12 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s12.jpg

За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. К ночи бой затих. Поле боя осталось за рускими. Но какой ценой!

(13 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s13.jpg

Огромная площадь редутов взрыта ядрами, - вспоминал участник сражения,- везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью…”

Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

(14 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s14.jpg

3 группа: На военном совете в Филях 1 сентября Кутузов принял непростое решение: оставить Москву, сохранив при этом армии и подготовившись к последующим битвам.

(15 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s15.jpg

Французкий император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно ….

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою… - писал А.С.Пушкин.

(16 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s16.jpg

Входя в опустелую Москву, наполеоновские воины надеялись отдохнуть на теплых квартирах. Но улицы были пусты, лишь ветер гонял листву и обрывки бумаг.

2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней.

Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку гработелей и разбойников.

Не дождавшись предложения о заключении мира, 7 октября Наполеон покинул Москву.

Кутузов, расположившись в местечке Тарутино под Москвой, перекрыл французской армии на еще неразоренную дорогу на Калугу, и заставил их отступать по старой Смоленской дороге, где села были сожжены и разграблены.

Наполеоновские войска преследовала русская армия, со всех сторон теснили партизаны. От бескормицы падали лошади французской кавалерии, голодали солдаты. Да еще в это время начались сильные холода (17 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s17.jpg Одетые легко французы замерзали и кутались в награбленное белье, женские платки, скатерти.

Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж. А жалкие ее остатки в середине декабря перешли Неман, откуда начинали свой поход.

Кто же они герои Отечественной войны 1812 года? Это талантливые военачальники: Н.Н. Раевский, А.П.Ермолов, П.И.Багратион, Д.В.Давыдов и многие другие.

(18 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s18.jpg

Но прежде всего – это народ. С первых дней войны развернулось партизанское движение. Крестьяне уничтожали или прятали припасы, угоняли скот и сами уходили в леса.

Французы жаловались, что русские воюют “неправильно”: неожидано нападают на обозы с продовольствием, забирают оржие и скрываются в лесах.

Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: “Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вам сим именем”.

Уч.: Молодцы, ребята! Вы славно потрудились. А теперь давайте еще раз посмотрим на опорный конспект.

Закрепление материала.

(19 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s19.jpg

  1. Назовите тему урока.

  2. Между какими государствами шла война?

(20 кадр)http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s20.jpg

  1. Каковы ее результаты?

  2. Почему победили русские?

  3. Почему война названа Отечественной?

Уч.: А теперь проверим себя, выполнив тест.

(21 кадр, 22 кадр, 23 кадр, 24 кадр, 25 кадр, 26 кадр)


http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s21.jpghttp://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s22.jpghttp://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s23.jpghttp://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s24.jpghttp://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s25.jpghttp://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s26.jpg

Молодцы!

Домашнее задание. (27 кадр, 28 кадр)


http://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s27.jpghttp://nachsch1413.narod.ru/dan/img/s28.jpg

  1. Какие памятники, посвященные событиям 1812 года, есть в нашем городе?

  2. Узнай о героях войны по другим прочитанным книгам, картинам, кинофильмам.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: «война с наполеоном» iconУрок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconКонспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте»
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconУрок на тему: «Реформация и крестьянская война в Германии»
Цели урока: определить причины реформации; охарактеризовать особенности лютеранского учения; рассмотреть динамику распространения...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconУрок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война»
Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconУрок по истории мира в 10 классе. Тема: Война за независимость в Северной Америке
Доказать, что война за независимость является буржуазной революцией, расчищающей пути для капиталистического развития
Урок на тему: «война с наполеоном» iconУрок по теме : «Крымская война 1853-1856г г.»
Изучить причины, ход и последствия Крымской войны, показать, что война оказала влияние на развитие международных отношений, обнажила...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconРеферат по экономической истории на тему «Экономические противоречия...
Целью написания реферата является изучение экономических противоречий английских колоний Северной Америки с метрополией и война за...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconУрок истории в 10 классе на тему «Отечественная война 1812 года»
Уважаемые коллеги, я, Хасаншина Гулюзя Ахметовна, учитель истории и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconУрок взаимообучения учащихся «У каждого была своя война»
Московской области на тему: «Модель работы гимназии с одаренными детьми: обогащение образования + сумма педагогических технологий»....
Урок на тему: «война с наполеоном» iconУрок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной...
Ответный свет зрительского отношения запечатлевается в сознании актеров-детей устойчивыми структурами, которые в дальнейшем станут...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconВеликая Отечественная война Советского Союза небывалая в истории...
Да, Война – страшное слово. Война…Как много говорит это слово. Война – это страдание матерей, сотни погибших, сотни сирот и семей...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconМетодическая разработка урока в 10 классе по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война»
Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная карта «Отечественная война 1812 года», отрывок из фильма С. Бондарчука «Война...
Урок на тему: «война с наполеоном» iconУрок по истории в 9 классе на тему: «Вторая мировая война. 1939 1945 гг. Итоги и уроки»
Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск