Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война»





Скачать 122.59 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война»
Дата публикации05.07.2014
Размер122.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок по теме: « Послевоенный мир. Холодная война».
Цели урока:

1.Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

2.Развивать мыслительные навыки формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события; аргументировано доказывать свою точку зрения;

3.Развивать умения: систематизировать исторический материал (схема, таблица); устанавливать причинно-следственные связи;

4.Отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;

5.Формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации деятельности: работа в группах.

Класс делится на 2 группы.
Основные понятия: холодная война, экспансия, конфронтация.
Оборудование урока: карта «Политическая карта мира»; карточки с заданиями для обучающихся, учебник А.А.Улунян, Е.Ю.Сергеев, учебник Евроклио.
План урока:

1.Вводный этап (актуализация знаний предыдущей темы);

2.Объяснение нового материала (работа в группах, сообщения):

А) понятие «холодная война»;

Б) причины «холодной войны»;

В) этапы «холодной войны»;

Г) последствия развязывания «холодной войны» для развития мировой политики.

3.Заключительный этап (закрепление, подведение итогов, д/з)
Ход урока:

1.Вводный этап

А) Беседа с учениками:

- Сформулируйте цели урока по названию темы.

- Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны?

- Что было сделано для сохранения мира после Второй мировой войны?

Б) Вступительное слово учителя:

Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Закончилась самая тяжкая война. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: сотрудничество между странами антигитлеровской коалиции, которое проявилось в согласовании политических подходов, экономической взаимопомощи, координации военных действий. Главный урок, который вынесло человечество, – сохранить мир – нашел свое отражение в создании ООН, международной организации для поддержания мира и безопасности на планете.

Объективное развитие ситуации вело, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за стремления усилить свои позиции на мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривалась к концу 1946 г. Появился и термин, обозначавший это противоборство, – «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945 г. известный английский писатель-фантаст ДЖ. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн».

2.Объяснение нового материала

А) Понятие «холодной войны.

Итак, задача первая – выяснить понятие «холодная война». Как вы понимаете, что такое «холодная война»?

Ученики получают карточки для работы.

Карточка 1

Задание: уяснить понятие «холодная война», выявить ее существенные признаки.

А) внимательно прочитайте предложенные варианты понятия «холодная война»;

Б) сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки «холодной войны»;

В) запишите признаки в схему;

Г) на основании признаков сформулируйте собственное понятие «холодной войны» и запишите его в тетрадь;

Д) подготовьте выступление по схеме.

Вариант 1.

«Холодная война» – это глобальное соперничество СССР и США: обе стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия.

Вариант 2.

«Холодная война» – это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений.

От каждой группы выступает один ученик, который отвечает, используя схему, что означает понятие «холодная война».
Обучающиеся приходят к выводу о том, что «холодная война» – это военно-политическое противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем.
Б) Причины «холодной войны»

Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) – СССР, третьи – обеим сторонам.

Давайте выясним: кто виноват?

Одна группа будет выступать в роли «западных» историков, другая – в роли «советских».

Ученики получают карточки для работы.

Карточка 2 (для «западных» историков)

Задание: аргументировано докажите вину СССР в развязывании «холодной войны».

  1. Подберите факты, подтверждающие:

А) экспансию ССР после войны:

- объясните понятие «экспансия» (словарь);

- покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта);

- на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны?

- подтвердите свои факты воспоминаниями В.М.Молотова;

Б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:

- испытание и усовершенствование ядерного оружия;

В) практика усиления идеологической борьбы:

- создание Коминформа;

- доктрина А.А.Жданова;

- цель Коминформа.

2. Сделайте вывод – начините словами: «Данные факты свидетельствуют, что…»

3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват? В колонку «СССР»:

Таблица 1. Кто виноват?

Страны Запада

СССР




1. Стремление изменить режим черноморских проливов.

2. Возвращение Карского и Ардаганского округов.

3. Совместное управление Танжером (Северная Африка).

4. Заинтересованность в изменении режима управления Сирией, Ливаном.

5. Протекторат СССР над Триполитанией (Ливия).

6. В 1949 г. СССР произвел первое испытание ядерного оружия. Советские ученые первыми разработали новое поколение оружия – термоядерное.

7. 1947 г. Создание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) – организации, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.

8. Доктрина А.А.Жданова: мир разделен на два лагеря – «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР).

4. Подготовьте аргументированное выступление по вопросу «Кто виноват?»
Дополнительный материал:

Документ. Из воспоминаний В.М.Молотова

«В последние годы Сталин немножко стал зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал, – Дарданеллы!

Сталин: «Давай, нажимай! В порядке совместного владения».

Я ему: «Не дадут». – «А ты попробуй!»

…Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!»

Карточка 2 (для «советских» историков)

Задание: аргументировано докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны».

1. Для доказательств используйте следующие факты:

- речь У.Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне;

- доктрина Трумэна;

- план Маршалла;

- ядерный шантаж.

2. Сделайте вывод: «Данные факты свидетельствуют, что …»

3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват? В колонку «Страны Запада»:

Таблица 1. Кто виноват?

Страны Запада

СССР

1.В своей речи в марте 1946 г. У.Черчилль призвал противопоставить силе СССР силу англосаксонского мира.

2.Ядерный шантаж СССР: 196 бомб для уничтожения 20 советских городов.

3. «Доктрина Трумэна» – «спасение» Европы от советской экспансии: экономическая помощь Европе; размещение военных баз вблизи советских границ; использование военных сил против СССР; поддержание внутренней оппозиции в странах Восточной Европы.

4. План Дж. Маршалла: усиление проникновения США в Европу за счет оказания экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны (17 млрд. долларов)





4. Подготовьте аргументированное выступление по вопросу «Кто виноват?»
В ходе выступлений обучающиеся приходят к выводу, что виновниками являются обе стороны, их стремление к мировому господству, соперничество в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности.

Причинами начала «холодной войны» можно считать следующие:

- борьба идеологий. Идеологическая пропаганда.

- экспансия СССР и США. Раздел сфер влияния.

- нежелание подлинного разоружения. Гонка вооружений.

- образование военно-политических блоков.
В) Этапы «холодной войны»

Напряжение в противостоянии блоков менялось. Наиболее острая её фаза приходится на период Корейской войны; с наступлением «оттепели» в СССР напряжение спадает, особенно период конца 1950-х гг., увенчавшийся визитом Хрущева в США; скандал с американским самолетом-шпионом У-2 (1961) привел к новому обострению, пиком которого явился Карибский кризис; под впечатлением этого кризиса вновь наступает разрядка.

Выступление ученика по любому примеру.

Брежнев, в отличие от Хрущева, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям. 1970-е гг. прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой было совещание в Хельсинки и совместный советско-американский полет в космос. Тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать все более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (и валютных кредитов с этой целью), Запад же в годы нефтяного кризиса был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении, базой «разрядки» был сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков.

Новое обострение наступило в 1979 г. в связи с советским вторжением в Афганистан, которое на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Оно достигло пика весной 1983 г. , когда советским ПВО был сбит южнокорейский гражданский лайнер. Именно тогда президент США Р.Рейган пустил в обиход крылатое обозначение для СССР – «империя зла». США в этот период разместили свои ядерные ракеты в Западной Европе и начали разработку космической противоракетной защиты (так называемая программа «звездных войн»). Обе акции крайне нервировали СССР, тем более что у последнего, с большим трудом и напряжение для экономики поддержавшего ракетно-ядерный паритет, не было средств для адекватного отпора в космосе.

Выступление ученика по любому примеру.

С приходом к власти Горбачева, провозгласившего «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми», идеологическое противостояние быстро потеряло свою остроту. В смысле военно-политическом, Горбачев поначалу пытался проводить политику в духе «разрядки» 70-х гг., предлагая программы ограничения вооружений, но довольно жестко торгуясь вокруг условий договора (встреча в Рейкьявике). Однако нараставший кризис советской системы и связанная с ним полная зависимость Горбачева от западных кредитов, сделали его более сговорчивым. В 1988 г. начинается вывод советских войск из Афганистана. Падение коммунистической системы в Восточной Европе в ходе революций 1989 г. привели к ликвидации советского блока, а вместе с ним – и к фактическому прекращению «холодной войны». Последовавшие затем, дезинтеграция и распад СССР, поставили окончательную точку в истории взаимоотношений двух систем.

Г) Последствия развязывания «холодной войны» для развития мировой политики

«Холодная война» оказала глубокое влияние на мировую историю, и не только на международные отношения, но и на внутреннее развитие государств.
Карточка 3 (обеим группам)

Задание: определите последствия «холодной войны» для мировой политики.

  1. Подтвердите фактами из учебников выводы.

  2. Впишите факты в таблицу 2.

Таблица 2. Последствия развязывания «холодной войны»

ВЫВОДЫ

ФАКТЫ

1. Раскол Германии

1949 г. – образование ФРГ и ГДР

2. Создание военных блоков

1949 г. – создание НАТО;

1955 г. – создание Организации Варшавского договора

3. Региональные конфликты

1950-1953 гг. – корейский конфликт и др.

4. Раскол мира на две системы

1945-1949 гг. – установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии.

Оформление основ советского блока (1949 г. - СЭВ; 1955 г. – ОВД)

Создание двухполюсного мира.

5. Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР

В США – компания «охоты на ведьм». В СССР – «железный занавес»

3.Заключительный этап (закрепление, подведение итогов, д/з)
Вопросы для закрепления:

1.Почему «холодная война» не переросла в «горячую»?

2. Историки считают, что «холодная война» завершилась с распадом СССР и социалистической системы в 19991 г. Согласны ли вы с этим утверждением?

Выставление оценок, самооценка учеников.

Д/З: проблемный вопрос: есть ли в «холодной войне» победитель? Продолжается ли «холодная война» сейчас? (аргументировать)

Карточка 1

Задание: уяснить понятие «холодная война», выявить ее существенные признаки.

А) внимательно прочитайте предложенные варианты понятия «холодная война»;

Б) сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки «холодной войны»;

В) запишите признаки в схему;

Г) на основании признаков сформулируйте собственное понятие «холодной войны» и запишите его в тетрадь;

Д) подготовьте выступление по схеме.

Вариант 1.

«Холодная война» – это глобальное соперничество СССР и США: обе стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия.

Вариант 2.

«Холодная война» – это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений.
Карточка 2 (для «западных» историков)

Задание: аргументировано докажите вину СССР в развязывании «холодной войны».

  1. Подберите факты, подтверждающие:

А) экспансию ССР после войны:

- объясните понятие «экспансия» (словарь);

- покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта);

- на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны?

- подтвердите свои факты воспоминаниями В.М.Молотова;

Б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:

- испытание и усовершенствование ядерного оружия;

В) практика усиления идеологической борьбы:

- создание Коминформа;

- доктрина А.А.Жданова;

- цель Коминформа.

2. Сделайте вывод – начините словами: «Данные факты свидетельствуют, что…»

3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват? В колонку «СССР»:

4. Подготовьте аргументированное выступление по вопросу «Кто виноват?»
Карточка 2 (для «советских» историков)

Задание: аргументировано докажите вину стран Запада за развязывание «холодной войны».

1. Для доказательств используйте следующие факты:

- речь У.Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне;

- доктрина Трумэна;

- план Маршалла;

- ядерный шантаж.

2. Сделайте вывод: «Данные факты свидетельствуют, что …»

3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват? В колонку «Страны Запада»:

4. Подготовьте аргументированное выступление по вопросу «Кто виноват?»

Карточка 3 (обеим группам)

Задание: определите последствия «холодной войны» для мировой политики.

  1. Подтвердите фактами из учебников выводы.

  2. Впишите факты в таблицу 2.

Таблица 2. Последствия развязывания «холодной войны»

ВЫВОДЫ

ФАКТЫ

1. Раскол Германии




2. Создание военных блоков




3. Региональные конфликты

.

4. Раскол мира на две системы




5. Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР





Таблица 1. Кто виноват?



Страны Запада

СССР


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний...
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconПлан урока: Проверка домашнего задания по теме «Внешняя политика СССР после ВОВ. Холодная война»
Знакомство с новым материалом. Рассмотреть противоречия послевоенного развития СССР
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconВ чем состоит смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?
...
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconТема: «Холодная война»: причины и последствия
А. Болгария Б. Гдр в. Венгрия Г. Польша Д. Австрия Е. Китай Ж. Албания З. Румыния
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconАлександр Окороков. «Холодная война»
Фултоне Уинстон Черчилль произнес речь, которая официально ознаменовала начало «холодной войны»
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconМетодическая разработка урока в 10 классе по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война»
Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация...
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconУчебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета...
В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа...
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconКонспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю»
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconУрок по теме : «Крымская война 1853-1856г г.»
Изучить причины, ход и последствия Крымской войны, показать, что война оказала влияние на развитие международных отношений, обнажила...
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconУрок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики...
Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное...
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отечественная война 1812 г в восприятии историков и Л. Толстого в романе «Война и мир»
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная карта «Отечественная война 1812 года», отрывок из фильма С. Бондарчука «Война...
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место в учебной теме 10 урок из 12 в теме «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг»
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconУрок по литературе тема: «изображение русского общества начала XIX...
Тема урока: «Изображение русского общества начала XIX века в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: выяснить и усвоить понятие “холодная война”, причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия...
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» icon«Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”» ученица 10 «А»
И окажется, что эти вопросы интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь помогают правильно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск