Конспект урока по теме





Скачать 94.87 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме
Дата публикации30.09.2013
Размер94.87 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Муницыпальное общеобразовательное учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа №2


Конспект урока по теме:




ДКП


Класс: 4

Учитель начальных классов:

Романова Раиса Александровна


2009 – 2010 уч. год

г. Голицыно
Ход урока.

  1. Организационные моменты.


Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут ее бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа.
(Л. Безыменский)

II. Работа по теме урока.
1). Рассказ учителя.
Преображенская церковь в селе Большие Вяземы была воздвигнута в конце XIV в. в правление царя Федора Иоанновича (между 1584 и 1598 гг.), повелением и на средства Бориса Федоровича Годунова (ФОТО 1). В 1600 г. церковь освятили во Имя Живоначальной Троицы. Нижний храм устроен в честь святителя и чудотворца Николая. Боковые пределы в виде двух изящных маленьких церковок (верхний ярус) получили свои посвящения: южный предел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а северный – в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небес Сил бесплотных.

Еще до своего венчания на царство, 1 сентября 1598 г., Борис Годунов развернул в своей вотчине, в селе Никольском – Вяземы, подаренном ему царем Федором в 1584 г., широкое строительство. Владелец Вязем воздвиг у себя большой деревянный дворец и обнес его стеной с пятью башенками, рядом с усадьбой построил Торжок; в пределах Годуновских владений существовали также деревянная церковь Святителя Николая, давшая, возможно, имя селу – название Никольского-Вяземы – и еще целый монастырь, посвященный апостолу Иоанну Богослову.

Дворец Годунова, который проезжавшие в Москву послы называли “Замком”, и монастырь, и Никольский храм постепенно исчезали с лица земли. Тому причиной могли стать грабежи пожары Смутного времени. Но если верны сведения, что пятиглавая величественная Вяземская церковь была освящена именно в первый год XVII столетия, то мы можем представить себе сегодня, в меру наших знаний, каким ярким могло стать то давнее церковное торжество, и какие сильные, бывалые люди принимали в нем участие.

Царь Борис достиг к 1600 г., пусть ненадолго, зенита славы, а его любимые Вяземы процветали в лучах государевых милости и щедрот. О самом селе Вяземы появляются упоминания в летописях с 20-х – 30-х годов XVI в. присоединение к Московскому великому княжеству Смоленской земли и укрепления Большой Смоленской дороги. Соединявшей Москву с Европой, вызвало устройство на нем ям – остановочных станов или почтовых станций – и учреждение ямщицкой гоньбы (от татарского “дзям” – дорога, и “ям-чи” – проводник, или, по другим предположениям, менее вероятным, от русского “аз ям” – я беру, указание на взимание пошлины ). Так возникли села Вяземы, Одинцово. Слово “Вяземы” историк И. Е. Забелин выводил из “вязь” – связь одного пути с другим, по аналогии с другими названиями: “Вязьма”, “вязь”.

В Вяземах останавливался самозванец Лжедмитрий первый, устроивший здесь на масленицу потешный бой поляков и немцев с русскими: иноземцы штурмовали снежную крепость, а бояре оборонялись. Позже в Годуновском дворце провела несколько дней невеста самозванца Марина Мнишек и ее многочисленная свита. После отъезда марины в селе начался страшный пожар, испепеливший десятки крестьянских дворов. О том, что их было много, что станция разрослась из простого почтового “яма”, говорит и рисунок летописи, иллюстрирующий свидание на Вяземе Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена зимой 1618 – 1619 гг. по смоленской дороге, со своим сыном Царем Михаилом Федоровичем, первым государем царского дома Романовых, выехавшим к отцу на встречу из стольного града Москвы.

В 1694 г. Царь Петр I подарил Большие Вяземы своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну (Фото 2) (1654 – 1714 гг.), крупнейшему государственному деятелю петровской эпохи. С сентября 89 г., во многом благодаря Голицыну, началось фактически единоличное правление будущего первого всероссийского Императора. Борис Алексеевич – человек “ума великого” – распорядился соорудить под крестом центральной главы храма белокаменную царскую корону в честь своего державного воспитанника, заменил старый тябловый иконостас на модный тогда барочный, для него он заказал новые иконы у выдающихся мастеров-иконописцев Оружейного приказа. Иконостас являлся святыней храма в течение без малого двух с половиной столетий. Ныне большая часть его икон, экспроприированных в конце 30-х гг. XX в. советской властью, находится в Хранилищах Государственного Исторического Музея и Третьяковской Галереи.

Редкая по тематике фресковая живопись, украсившая внутреннее пространство Свято-Троицкой церкви ко времени ее освящения в 1600 г., в период владения усадьбой Бориса Алексеевича, не была изменена по своему содержанию, и даже рисунку, прорисям, но поновлена живописно. Мы сейчас, хотя и с усилием, обусловленными разными причинами, можем читать на стенах фрагменты живописного рассказа о сотворении мира, о его первых людях, о явлении Святой Троицы Аврааму, и т.д.

По прошению Бориса Алексеевича Свято-Троицкий храм был переосвящен в Спасо-Преображенский, а боковые пределы – из Благовещенского и Архангельского соответственно в честь Казанской иконы Божией Матери и благоверных князей Российских Бориса и Глеба. В 1790 г., 3 мая, Вяземы посетил Император Павел I, объезжавший видных сановников Государства с визитами после коронации. В Голицынском дворце, в парадной столовой, для него был дан торжественный обед на 19-ти кувертах.

Княгиня Наталья Петровна Голицына, мать двух следующих, после Николая Михайловича, хозяев Больших Вязем, Бориса и Димитрия Владимировичей, стала прототипом героини пушкинской повести “Пиковая дама”.

В Преображенской церкви, стараниями князя Димитрия Владимировича, был освящен архиерейским чином Борисоглебский предел, произведен наружный ремонт и побелка церковного здания, между церковью и парком воздвигнуты каменные ворота – косвенное свидетельство возраставшего числа прихожан.

Рядом с Преображенским храмом стоит современная ему звонница; подобные звонницы украшали псковскую землю и напоминали крепостные сооружения, выполняя при необходимости в том пограничном русском крае оборонительную функцию. Звонница Вяземская тоже смотрит на запад, откуда на Москву идет друг и недруг, но она, конечно, легка и грациозна, сквозные арки очапного звона, с какой бы стороны не посмотреть на это удивительное сооружение, всегда наполнены и окружены небом: синим летним, серым зимним.

Война 1812 г., как и год 1612, принесли храму разорение, нанесли видимые шрамы. После Бородинского сражения русские войска отступали к Москве, двигаясь основной массой по Большой Смоленской дороге, через Большие Вяземы; в Голицынском дворце останавливался фельдмаршал М. И. Кутузов. Вскоре после его отъезда в усадьбу въехал Наполеон Бонапарт. Французы стояли в Вяземах в течение двух месяцев, и это время они провели в тревоге и боевой готовности ввиду нараставшей партизанской войны.

С 1805 по 1810 гг., в весенние и летние месяцы в Захарово, в двух верстах от имения князей Голицыных, жил с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал, сестрой и братом, с приезжавшими и подолгу гостившими родителями и дядей будущий поэт А. С. Пушкин (ФОТО 3). Пушкины, не имея храмов в Захарово, на Литургию, или, по-старинному – к обедне, ходили в ближайшую для себя приходскую Преображенскую Большевяземскую церковь. Ольга, Саша и Николенька в ней могли причащаться Святых Христовых таин. В этой церкви отпевали умершего 6-ти летнего брата поэта Николеньку (1801-1807 гг.), и похоронили в ограде храма, напротив алтаря (ФОТО4).

Посетил Вяземы и Николай Васильевич Гоголь; он гостил здесь у своего друга, филолога, поэта и критика, профессора Московского университета, С. П. Шевырева, женатого на дочери князя Б. В. Голицына Софье Борисовне Зеленской. Шевырев часто приезжал в Вяземы для занятий в обширной княжеской библиотеке.

В середине XIX в. старая звонница у храма (ФОТО 5) стала заметно крениться в сторону пруда из-за грунтовых вод и движения почвы. Параллельно с ремонтом звонницы, в 60-е годы, началось возведение перед храмом трехъярусной колокольни, соединенной с галереями застекленными проходами. В 70-е годы, в связи со значительно возросшим числом прихожан церкви, встал вопрос о застеклении нижней галереи вокруг зимнего храма святителя Николая.

С 1882 г., до революции 1917 г., усадьбой владел светлейший князь Д. Б. Голицын, близкий ко двору Императора Александра III и его сына, последнего русского царя, страстотерпца Николая II. Но грянувшая пролетарская революция разорила сначала Голицынские дворцы, из которых были вывезены книги, старинное оружие, произведения искусства, а, затем, и храм, лишившийся своих святынь.

В 1938 г. Преображенская церковь была закрыта и окончательно разграблена. 15 февраля 1938 г. сотрудники НКВД арестовали священника Василия Горбачева (ФОТО 6), незадолго до ареста переведенного в Вяземы из Коломенского р-на. Отец Василий везде, где ему приходилось служить, являл себя ревностным и добрым пастырем. Скромно и мужественно он нес по жизни великое звание иерея Божия. Он никогда не снимал рясы ради гражданской одежды, не стеснялся своего сана, подвергаясь нередко открытым проявлениям вражды со стороны родного народа, обезумевшего от коммунистической пропаганды. На допросах о. Василий не малодушествовал, не наговаривал на себя, не соглашался на ложные показания о ком-либо. Священника Василия Горбачева, как и сослужившего ему в Преображенской церкви диакона Николая Запольского, арестованного в марте 1938 г., после формальных допросов расстреляли в 1938 г. в Москве, отца Василия 26-го февраля, а отца Николая 27-го июня. Сталинская машина человекоистребления работала, как и гитлеровская в Германии, на всех парах, уничтожая миллионы самых лучших, трудолюбивых и честных людей и одновременно пожирая саму себя: в 1939 г. все работники Звенигородского отделения НКВД, предавшие допросам и казни священномучеников Василия и Николая, были арестованы своими же товарищами и, решением Военного трибунала, приговорены к различным срокам лишения свободы. В 2000 г. пресвитер Василий Горбачев и диакон Николай Запольский причислены к лику новомучеников и исповедников Российских.

После закрытия церкви здание использовалось как кинозал, столовая, химическая лаборатория, а затем пришло в запустение, на глазах у всех быстро разрушилось. В начале 50-х гг. XX в. группа историков архитектуры выдвинула концепцию возвращения храму первоначального облика. В конце 1980 г. началось восстановление храма. Богослужение в старинном храме села Большие Вяземы возобновились в декабре 1992 г. В настоящее время в храме богослужения совершаются, как и в течение 90-х гг. прошлого века, регулярно; открыта для прихожан всех возрастов Воскресная школа – она же исполняет и назначение дома причта.

2). Закрепление.

Вопросы.

1). Как появилось название села Вяземы?

2). Кем построена Спасо-Преображенская церковь.

3). Опиши историю храма.

4). Кому царь Петр I подарил Большие Вяземы?

5). Назови Большевяземских новомучеников и исповедников Российских.

3). Работа со словарем.

Храм, колокольня, святыня.
4). Итог урока.
В храме находятся святыни – почитаемые иконы: Спас Нерукотворный (XVIII в.), Святые благоверные князья Борис и Глеб с частицей мощей, Муромские чудотворцы Петр и Февронья с частицей мощей, икона Божией Матери Скоропослушница (ФОТО7).

Мы видим, что Спасо-Преображенская церковь и дворцы-особняки, построенные правнуком князя Бориса Алексеевича, отставным полковником Николаем Михайловичем Голицыным, стали в 90-е гг. минувшего века уникальным историко-литературным музеем-заповедником А. С. Пушкина и крупным культурным центром Подмосковья и России.
5). Домашние задание.

Нарисовать колокольню храма.

Тема: Спасо-Преображденская церковь села Большие Вяземы.
Цель: дать знания обучающимся об истории создания Спасо-Преображенской церкви.
Задачи:

1). Знакомство детей с Вяземскими новомучениками и исповедниками Российскими, новыми понятиями;

2). Расширение кругозор детей о святых, иконах храма;

3). Воспитание духовно-нравственной культуры.
Средства урока:

- учебное пособие “Духовное краеведение Подмосковья”, Шевченко Л. Л., Москва, 2007; Спасо-Преображенская церковь села Большие Вяземы, П. Картешев.

- возможность демонстрации изображений.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная работа.
Тип урока: формирование знаний.
Основные понятия: Царь Федор Иоаннович, Царь Борис Годунов, Патриарх Филарет, Князь Борис Алексеевич Голицын, новомученики и исповедники Российские, икона Божией Матери Скоропослушница, икона Спас Нерукотворный (XVIII в.), священник, святыня.

Конспект урока по теме:

Спасо-Преображенская церковь

села Большие Вяземы.

ДКП
Зачетная работа слушателя

курсов повышения квалификации

учителя начальных классов

Романовой Раисы Александровны
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа №2

2010 г.

г. Голицыно

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
Конспект урока по теме iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме iconУрок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...
Конспект урока по теме iconКонспект урока Предмет
Номер урока в системе изучаемой темы Заключительный (6-й) урок по теме «Решение уравнений». На предыдущем уроке каждой из пяти групп...
Конспект урока по теме iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме iconКонспект игрового урока по теме «Рождество в Британии»
План – конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» («Christmas in Great Britain») в 6 классе со средней языковой подготовкой...
Конспект урока по теме iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект урока по теме iconКонспект и презентация урока по теме "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект урока по теме iconКонспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель...
...
Конспект урока по теме iconКонспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.»
Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект...
Конспект урока по теме iconКонспект открытого урока по теме «Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение»
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Конспект урока по теме iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект урока по теме iconКонспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России»
Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,...
Конспект урока по теме iconКонспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск