Эти многоликие слова





Скачать 165.27 Kb.
НазваниеЭти многоликие слова
Дата публикации25.06.2013
Размер165.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Эти многоликие слова
(урок-повторение по теме «Лексика», 5 класс. Базовый уровень)

Эпиграфы к уроку: 

Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. (М. Горький.)

Человеческое слово стрелы острее. (Пословица.)

Технология: основная - игровая, групповая; вспомогательная – технология проблемного и дифференцированного обучения .

Цели:

– обобщить изучаемый материал по теме «Лексика»;

– закрепить знания, умения, навыки по изучаемой теме;

– создать на уроке ситуации, в которых учащиеся проявили бы себя как личность: могли бы осознанно высказать свое собственное мнение; самостоятельно принять какое-либо решение; взять ответственность на себя; умело оценить себя и других.

Оборудование: раздаточный материал (тест, кроссворд, карточки-задания), оформление доски (рисунки, высказывания известных писателей о слове, русском языке).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (создание эмоционального настроения учащихся на восприятие материала урока).

Урок «Эти многоликие слова…» – урок-повторение.

Тема «Лексика» – одна из самых интересных в курсе русского языка 5 класса, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Как удивительно точно сказал М. Горький о слове! Учитель открывает доску и предлагает записать число, тему урока и эпиграфы к ней в свои тетради.

II. Первый этап урока. Работа с тестом по теме «Лексика».

Индивидуальная и коллективная работа

Каждый учащийся получает тест, в котором он должен выделить правильный ответ, грамотно сформулировать вопрос и ответить на него, а затем защитить свой ответ.

Тест

Задание: выделите правильный ответ. Грамотно сформулируйте вопрос и ответьте на него.

А. Что такое лексика?

1. Лексика – это наука о языке.

2. Лексика – это наука о слове.

3. Лексика – это совокупность всех слов языка.

Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?

1. Предложение.

2. Звук (речи).

3. Слово.

В. Чем отличается слово от других единиц языка?

1. Оно служит наименованием действий.

2. Оно служит наименованием предметов, признаков и действий.

3. Оно служит наименованием предметов.

Г. Дайте определение омонимам.

1. Омонимы – это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.

2. Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Д. Дайте определение синонимам.

1. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.

2. Синонимы – это слова, противоположные по значению.

3. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Ж. Что такое антонимы?

1. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

2. Антонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3. Антонимы – это слова, имеющие одно лексическое значение.

Ответ должен быть записан на доске в следующем виде:

А – 3; Б – 3; В – 2; Г – 2; Д – 3; Ж – 1.

III. Беседа. Работа с текстом.

Учитель. А что такое язык?

Язык – это когда один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.

Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…. Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

Учитель. По поводу языка высказывались многие ученые, писатели. Вот слова некоторых из них. Вы можете записать в тетради те, которые вам понятны.

1. Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (М. Горький.)

2. … русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский.)

3. Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… (К. Д. Ушинский.)

Затем учитель предлагает послушать текст «Язык» (басня Эзопа) и ответить на вопросы:

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего нет на свете, а в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете?

Как понять это противоречие?

Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Тот купил язык. Когда Ксанф спросил, почему на столе только язык, Эзоп ответил: "Ты велел купить самое лучшее. При помощи языка строятся города, люди получают новые знания, объясняются друг с другом, вдохновляют на подвиги, радуются, объясняются в любви. Нет ничего лучше языка". В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приготовил к обеду самое худшее. Эзоп опять купил язык. Все удивились. А Эзоп объяснил: "Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, лицемерят, лгут, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, вызвать войну, разрушить города. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!"
Ответ. Слово – это великое дело. Им можно возродить, можно и убить человека.

Учитель. Вот что говорил по этому поводу великий Л. Н. Толстой: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

Учитель. А сколько слов в русском языке?

Ответ

Чтобы приблизительно хотя бы знать, сколько слов в русском языке, необходимо обратиться к словарям русского языка. Есть словарь

С. И. Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова – более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре современного русского литературного языка Академии наук – 120480 слов. Мы знаем имя В. И. Даля. Он пытался собрать все слова русского языка. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» представлено более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!

Учитель. Обратите внимание, ребята! Интересные числа!

В 17-томном словаре современного русского литературного языка дается 120480 слов.

Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, – из 12 тысяч слов.

А словарь младшего школьника 10–12 лет – 3600 слов!

Учитель. Обратите внимание, ребята, на высказывание Н. В. Гоголя: «Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…»

IV. Работа в группах.

Второй этап урока.

Каждая группа получает задание. Выполняя его, можно задать вопросы товарищу, учителю. Дается определенное время. Затем необходимо дать грамотный ответ. Можно устроить соревнование. Победит та группа ребят, которая справится со всеми заданиями в указанное время, грамотно защитит задание группы.

На доске – критерии оценки:

«5» баллов – ответ грамотный;

«4» балла – есть одна неточность;

«3» балла – 2 неточности;

и «0» баллов – 3 и более неточности или группа вообще отказывается от защиты ответа.

1-я группа.

Задание: Раскрыть значение слова дом – в отрывке. Как называются такие слова?

Тот дом без крыши, без угла,

Согретый по-жилому,

Твоя хозяйка сберегла

За тыщу верст от дома.

А. Т. Твардовский

2-я группа.

Задание: Объяснить значение словосочетаний в контексте.

Сердечный человек – …

Сердечный прием – …

Сердечная мышца – …

Глухой старик – …

Глухой голос – …

Глухой переулок – …

3-я группа.

Задание: Определить значение слова разбить в предложениях.

1. Петя разбил себе нос. 2. Туристы разбили палатку. 3. Разбили врага наголову. 4. Лесоводы разбили участок.

Время – 5 мин.

V. «Определите, что я».

Третий этап.

Представителям групп предлагается вытянуть жребий, чтобы определить, с каким лексическим материалом будет работать группа: с омонимами, синонимами или антонимами.

Задание 1 (омонимы).

Указать в каждой паре предложений слова, одинаково звучащие, но с разными значениями. Как называются такие слова?

1. Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (А. С. Пушкин.) – Лекции – очень важный вид обучения.

2. Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. (А. С. Пушкин.) – Отец усовершенствовал коленчатый вал.

3. Тракторы перепахивали пар. – Пар выбивался из-под крышки кастрюли.

Задание 2 (синонимы).

В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями речи они выражены?

1. Когда едешь в путь, осторожен будь. – Всякая дорога вдвоем веселей. 2. Я к нему оком, а он боком. – Свой глаз – алмаз. 3. Что испек, то и кушай. – Чем больше ешь, тем больше хочется.

Задание 3 (антонимы).

Отгадать загадки. Указать антонимы.

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима).

Я антоним к слову «смех»,

Не от радости утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это… (плач).

VI. «Телемост».

Учитель. Скажите, ребята, какие два слова – омонимы стали важными в конце 20 столетия?

В то время была популярной такая форма общения, как телемост. Подумайте, благодаря какому языку телемост «Россия – США» состоялся?

Подсказка: речь идёт не о тех языках, которые вы изучаете на уроках.

Ответ: это единый язык всего человечества ЯЗЫК ДРУЖБЫ.

А без какого понятия не может существовать всё живое на земле? Без мира.

– Об омонимах – мир.

Мир – планета Земля, отдельная часть Вселенной.

Мир – согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры

VII. «Кто быстрее?»

Четвертый этап. Решаем кроссворд.

Кроссворд по теме «Лексика»



Задание: Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, а в вертикальном столбце вы прочтёте общее название таких слов.

1. Горький. 2. Начинать. 3. Бури. 4. Рыхлый. 5 Трудолюбивый. 6. Короткий. 7. Свет.

(Ответы: 1. Сладкий. 2. Кончать. 3. Затишье. 4. Плотный. 5. Ленивый. 6. Длинный. 7. Темнота. Антоним.)

Учитель. А сейчас, ребята, подведем итоги (на доске записывают итоги, баллы каждой группы, объявляют победителей).

VIII. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке. Отметки за работу.

Учитель. Мы убедились еще раз в богатстве великого русского языка, в его огромной значимости, важности в жизни человека, разнообразии, выразительности, яркости.

Домашнее задание 3 ступеней: сложное, средней сложности, легкое. (Можно обыграть подачу задания.)

Сложное задание.

1. Записать предложение, расставить знаки препинания. 2. Найти и выписать слово, употребленное в переносном значении – метафору. 3. Подобрать к нему синонимы.

Речевая культура человека это зеркало его духовной культуры писал В. А. Сухомлинский.

Задание средней сложности.

Записать слова, которые соответствуют следующим лексическим значениям:

1. Договор между двумя или несколькими лицами.

2. Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

3. Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова.

4. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.

5. Группа специалистов, решающая вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках.

Несложные задания.

Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:

Главный

Мощный

Иностранный

Смышленый

Занимательный

Грязный

Кроткий

Скорый

















…с

…и

…н

…о

…н

…и

…м

…ы


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0e/diego_velasquez%2c_aesop.jpg/220px-diego_velasquez%2c_aesop.jpg

http://www.mlahanas.de/greeks/portraits/aesop.jpg



Тест

Задание: выделите правильный ответ. Грамотно сформулируйте вопрос и ответьте на него.

А. Что такое лексика?

1. Лексика – это наука о языке.

2. Лексика – это наука о слове.

3. Лексика – это совокупность всех слов языка.
Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?

1. Предложение.

2. Звук (речи).

3. Слово.
В. Чем отличается слово от других единиц языка?

1. Оно служит наименованием действий.

2. Оно служит наименованием предметов, признаков и действий.

3. Оно служит наименованием предметов.
Г. Дайте определение омонимам.

1. Омонимы – это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.

2. Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
Д. Дайте определение синонимам.

1. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.

2. Синонимы – это слова, противоположные по значению.

3. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Ж. Что такое антонимы?

1. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

2. Антонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3. Антонимы – это слова, имеющие одно лексическое значение.
1-я группа. Задания.
Задание: Раскрыть значение слова дом – в отрывке. Как называются такие слова?

Тот дом без крыши, без угла,

Согретый по-жилому,

Твоя хозяйка сберегла

За тыщу верст от дома.

А. Т. Твардовский
Время – 5 мин.

2-я группа. Задание.
Задание: Объяснить значение словосочетаний в контексте.

Сердечный человек – …

Сердечный прием – …

Сердечная мышца – … Глухой старик – …

Глухой голос – …

Глухой переулок – …

Время – 5 мин.




3-я группа. Задание.
Задание: Определить значение слова разбить в предложениях.
1. Петя разбил себе нос. 2. Туристы разбили палатку. 3. Разбили врага наголову. 4. Лесоводы разбили участок.

Время – 5 мин.

Задание 1 (омонимы).
Указать в каждой паре предложений слова, одинаково звучащие, но с разными значениями. Как называются такие слова?
1. Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (А. С. Пушкин.) – Лекции – очень важный вид обучения.
2. Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. (А. С. Пушкин.) – Отец усовершенствовал коленчатый вал.
3. Тракторы перепахивали пар. – Пар выбивался из-под крышки кастрюли.

_________________________________________________________________________________________

Задание 2 (синонимы).
В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями речи они выражены?


1. Когда едешь в путь, осторожен будь. – Всякая дорога вдвоем веселей.
2. Я к нему оком, а он боком. – Свой глаз – алмаз.
3. Что испек, то и кушай. – Чем больше ешь, тем больше хочется.

_____________________________________________________________________________________

Задание 3 (антонимы).
Отгадать загадки. Указать антонимы.

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … ( ).

Я антоним к слову «смех»,

Не от радости утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это… ( ).



Решаем кроссворд.

Кроссворд по теме «Лексика»



Задание: Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, а в вертикальном столбце вы прочтёте общее название таких слов.

1. Горький. 2. Начинать. 3. Бури. 4. Рыхлый. 5 Трудолюбивый. 6. Короткий. 7. Свет.

Домашнее задание

Сложное задание.

1. Записать предложение, расставить знаки препинания. 2. Найти и выписать слово, употребленное в переносном значении – метафору. 3. Подобрать к нему синонимы.

Речевая культура человека это зеркало его духовной культуры писал В. А. Сухомлинский.

Задание средней сложности.

Записать слова, которые соответствуют следующим лексическим значениям:
1. Договор между двумя или несколькими лицами.

2. Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

3. Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова.

4. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.

5. Группа специалистов, решающая вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках.
Несложные задания.
Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:


Главный

Мощный

Иностранный

Смышленый

Занимательный

Грязный

Кроткий

Скорый

















…с

…и

…н

…о

…н

…и

…м

…ы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эти многоликие слова iconТема: «Эти многоликие слова…»
Выяснить осмысление морфемного состава слова и мотивировку его значения на основе сближения с созвучными словами, отличными от него...
Эти многоликие слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слова без окончаний. К какой части речи относятся эти слова? дедушка, маленькие,...
Эти многоликие слова iconКомментарии
Все эти вещи: темнота, бессознательность, неподвижность, безжизненность, бесплотная Бесконечность и безмерный ноль — все эти слова...
Эти многоликие слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поиграйте со словом урок. Какие возникают слова, близкие по зву­чанию? По смыслу? Запишите эти слова
Эти многоликие слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прочитайте самостоятельно пословицы, которые приготовила для вас я и найдите словарные слова. Запишите эти слова в тетради
Эти многоликие слова iconУрок по русскому языку. 3 класс Тема: «Части речи»
Наша задача сегодня быть внимательным на уроке и в конце урока нам надо распределить эти слова на три группы. По каким признакам...
Эти многоликие слова iconУрок получения нового знания. Цели: познакомить с буквами Х,х, обозначающими...
Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой
Эти многоликие слова iconОднокоренные слова и формы слова
Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова
Эти многоликие слова iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме: «Слово и формы...
Цель: Учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова
Эти многоликие слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Л. – Послушайте, внимательно с какого звука начинаются все эти слова: Аня, Антон
Эти многоликие слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся знакомятся с понятиями слово часть слова( слог),звук.; учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, делить...
Эти многоликие слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На какие 2 группы можно разделить все эти слова-отгадки? (природные: тела, явления)
Эти многоликие слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задумайтесь… Вам нравятся эти слова? Часто ли вы слышите их дома, в школе, в гостях, в жизни?
Эти многоликие слова iconXi международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык
...
Эти многоликие слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эти слова о любви принадлежат великому Шекспиру. А вот как об этом чувстве размышляет Всеволод Рождественский
Эти многоликие слова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учить слышать и различать эти звуки в словах; учить читать слоги-слияния, слова с буквой Г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск