Скачать 59.71 Kb.
|
ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 5 КЛАССЕ В РАМКАХ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА Учитель: Полосина Г.В. Тема: «Эти многоликие слова…» Эпиграфы: Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. (М.Горький) Человеческое слово стрелы острее. (Пословица) Цель: - обобщить изучаемый материал по теме «Лексика»; - закрепить знания, умения, навыки по изучаемой теме; - создать ситуации, в которых учащиеся проявили бы себя как личность: могли бы осознанно высказать свое собственное мнение; самостоятельно принять какое-либо решение; взять ответственность на себя; умело оценить себя и других. Организационный момент: учащиеся делятся на 3 группы. Ход мероприятия:
Урок «Эти многоликие слова…» - урок-повторение. Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка 5 класса, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Как удивительно сказал Максим Горький о слове! Учитель открывает доску и предлагает прочитать эпиграфы. Внимание! Первый этап. Работаем с тестом по теме «Лексика». Каждая группа получает Тест и коллективно работает над ним. ТЕСТ А) Что такое лексика? 1. Лексика – это наука о языке. 2. Лексика – это наука о слове. 3. Лексика – это совокупность всех слов языка. Б) Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? 1. Предложение. 2. Звук. 3. Слово. В) Дайте определение омонимам. 1. Омонимы – это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию. 2. Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 3. Омонимы – это слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Г) Дайте определение синонимам. 1. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения. 2. Синонимы – это слова противоположные по значению. 3. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Д) Что такое антонимы? 1. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 2. Антонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 3.Антонимы – это слова, имеющие одно лексическое значение. Ответ должен быть записан в следующем виде: А – 3; Б – 3; В – 2; Г – 3; Д – 1.
Ученик дает ответ. Язык – это когда один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек может выражать свои мысли и передавать их другим. Это происходит благодаря языку. Учитель: Вот что говорил по этому поводу великий Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей». А сколько слов в русском языке? Ученик дает ответ. Чтобы приблизительно хотя бы знать, сколько слов в русском языке, необходимо обратиться к словарям русского языка. Есть словарь Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Ушакова – более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре русского литературного языка Академии наук – 120 тысяч 480 слов. В «толковом словаре» Даля представлено более 200 тысяч слов.
Представителям групп предлагается вытянуть жребий, чтобы определить, с каким лексическим материалом будет работать группа: с омонимами, синонимами или антонимами. Задание 1. Указать в каждой паре предложений слова, одинаково звучащие, но с разными значениями. Как называются такие слова?
Задание 2. В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями речи они выражены?
Задание 3. Отгадать загадки. Указать антонимы. Я антоним к слову «лето», в шубу снежную одета. Я антоним к слову «смех». Я бываю поневоле от несчастия и боли.
Заполните горизонтальные строки антонимами к указанным словам и в вертикальном столбце вы прочтете название таких слов. 1.Горький. 2.Начинать. 3.Буря. 4.Рыхлый. 5.Трудолюбивый. 6.Короткий. 7. Свет.
(Ответы: 1.Сладкий. 2.Кончать. 3.Затишье. 4.Плотный. 5.Ленивый. 6.Длинный. 7. Темнота. Антоним.)
Мы убедились еще раз в богатстве великого русского языка, в его огромной значимости, важности в жизни человека, разнообразии, выразительности и яркости.
Задание распечатано на карточках для каждого ученика. Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:
|
Эти многоликие слова Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. П. Викторов, А.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слова без окончаний. К какой части речи относятся эти слова? дедушка, маленькие,... | ||
Урок по русскому языку. 3 класс Тема: «Части речи» Наша задача сегодня быть внимательным на уроке и в конце урока нам надо распределить эти слова на три группы. По каким признакам... | Комментарии Все эти вещи: темнота, бессознательность, неподвижность, безжизненность, бесплотная Бесконечность и безмерный ноль — все эти слова... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поиграйте со словом урок. Какие возникают слова, близкие по звучанию? По смыслу? Запишите эти слова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Прочитайте самостоятельно пословицы, которые приготовила для вас я и найдите словарные слова. Запишите эти слова в тетради | ||
Урок обучения грамоте. 1-й класс. Тема: "Буквы В, в. Чтение слов с буквами В, в" Образовательные: повторение согласных звуков [в], [в'] и буквы, которая обозначает эти звуки; учить читать слова с этой буквой | Тема: «Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить» Цели Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних... | ||
Урок русского языка. 3 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева... Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе | Тема: Сложные слова Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е;... | ||
Урок по русскому языку во 2 б классе Тема «Слова с несколькими значениями» ... | Урок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова» Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова | ||
Урок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень... Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень | Тема урока: Однокоренные слова Планируемый результат предметных умений: 53% учащихся смогут находить однокоренные слова, 47% получат возможность находить однокоренные... | ||
Урок получения нового знания. Цели: познакомить с буквами Х,х, обозначающими... Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой | Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова |