Тема: «Эти многоликие слова…»





Скачать 59.71 Kb.
НазваниеТема: «Эти многоликие слова…»
Дата публикации09.08.2013
Размер59.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 5 КЛАССЕ

В РАМКАХ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Полосина Г.В.

Тема: «Эти многоликие слова…»

Эпиграфы:

Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. (М.Горький)

Человеческое слово стрелы острее. (Пословица)

Цель:

- обобщить изучаемый материал по теме «Лексика»;

- закрепить знания, умения, навыки по изучаемой теме;

- создать ситуации, в которых учащиеся проявили бы себя как личность: могли бы осознанно высказать свое собственное мнение; самостоятельно принять какое-либо решение; взять ответственность на себя; умело оценить себя и других.

Организационный момент: учащиеся делятся на 3 группы.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.

Урок «Эти многоликие слова…» - урок-повторение.

Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка 5 класса, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Как удивительно сказал Максим Горький о слове!

Учитель открывает доску и предлагает прочитать эпиграфы.

Внимание! Первый этап. Работаем с тестом по теме «Лексика».

Каждая группа получает Тест и коллективно работает над ним.

ТЕСТ

А) Что такое лексика?

1. Лексика – это наука о языке.

2. Лексика – это наука о слове.

3. Лексика – это совокупность всех слов языка.

Б) Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?

1. Предложение.

2. Звук.

3. Слово.

В) Дайте определение омонимам.

1. Омонимы – это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.

2. Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

3. Омонимы – это слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Г) Дайте определение синонимам.

1. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.

2. Синонимы – это слова противоположные по значению.

3. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Д) Что такое антонимы?

1. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

2. Антонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

3.Антонимы – это слова, имеющие одно лексическое значение.

Ответ должен быть записан в следующем виде:

А – 3; Б – 3; В – 2; Г – 3; Д – 1.

  1. А что такое язык?

Ученик дает ответ.

Язык – это когда один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек может выражать свои мысли и передавать их другим. Это происходит благодаря языку.

Учитель:

Вот что говорил по этому поводу великий Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

А сколько слов в русском языке?

Ученик дает ответ.

Чтобы приблизительно хотя бы знать, сколько слов в русском языке, необходимо обратиться к словарям русского языка. Есть словарь Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Ушакова – более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре русского литературного языка Академии наук – 120 тысяч 480 слов. В «толковом словаре» Даля представлено более 200 тысяч слов.

  1. Внимание, второй этап!

Представителям групп предлагается вытянуть жребий, чтобы определить, с каким лексическим материалом будет работать группа: с омонимами, синонимами или антонимами.

Задание 1.

Указать в каждой паре предложений слова, одинаково звучащие, но с разными значениями. Как называются такие слова?

  1. Мы пошли на вал, образованный природой и укрепленный частоколом. Отец усовершенствовал коленчатый вал.

  2. Тракторы перепахивали пар. Пар выбивался из-под крышки кастрюли.

Задание 2.

В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями речи они выражены?

  1. Когда едешь в путь, осторожен будь. Всякая дорога вдвоем веселей.

  2. Я к нему оком, а он боком. Свой глаз – алмаз.

Задание 3.

Отгадать загадки. Указать антонимы.

Я антоним к слову «лето», в шубу снежную одета.

Я антоним к слову «смех». Я бываю поневоле от несчастия и боли.

  1. Внимание, третий этап! Решаем кроссворд. Кто быстрее?

Заполните горизонтальные строки антонимами к указанным словам и в вертикальном столбце вы прочтете название таких слов.

1.Горький. 2.Начинать. 3.Буря. 4.Рыхлый. 5.Трудолюбивый. 6.Короткий. 7. Свет.

1






















2






















3






















4






















5






















6






















7






















(Ответы: 1.Сладкий. 2.Кончать. 3.Затишье. 4.Плотный. 5.Ленивый. 6.Длинный. 7. Темнота. Антоним.)



  1. Заключительное слово учителя.

Мы убедились еще раз в богатстве великого русского языка, в его огромной значимости, важности в жизни человека, разнообразии, выразительности и яркости.

  1. Домашнее задание.

Задание распечатано на карточках для каждого ученика.

Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:

Главный

с

Мощный

и

Иностранный

н

Смышлёный

о

Занимательный

н

Грязный

и

Короткий

м

Скорый

ы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Эти многоликие слова…» iconЭти многоликие слова
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. П. Викторов, А....
Тема: «Эти многоликие слова…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слова без окончаний. К какой части речи относятся эти слова? дедушка, маленькие,...
Тема: «Эти многоликие слова…» iconУрок по русскому языку. 3 класс Тема: «Части речи»
Наша задача сегодня быть внимательным на уроке и в конце урока нам надо распределить эти слова на три группы. По каким признакам...
Тема: «Эти многоликие слова…» iconКомментарии
Все эти вещи: темнота, бессознательность, неподвижность, безжизненность, бесплотная Бесконечность и безмерный ноль — все эти слова...
Тема: «Эти многоликие слова…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поиграйте со словом урок. Какие возникают слова, близкие по зву­чанию? По смыслу? Запишите эти слова
Тема: «Эти многоликие слова…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прочитайте самостоятельно пословицы, которые приготовила для вас я и найдите словарные слова. Запишите эти слова в тетради
Тема: «Эти многоликие слова…» iconУрок обучения грамоте. 1-й класс. Тема: "Буквы В, в. Чтение слов с буквами В, в"
Образовательные: повторение согласных звуков [в], [в'] и буквы, которая обозначает эти звуки; учить читать слова с этой буквой
Тема: «Эти многоликие слова…» iconТема: «Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить» Цели
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних...
Тема: «Эти многоликие слова…» iconУрок русского языка. 3 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева...
Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе
Тема: «Эти многоликие слова…» iconТема: Сложные слова
Закрепить знание правило написания сложных слов; умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е;...
Тема: «Эти многоликие слова…» iconУрок по русскому языку во 2 б классе Тема «Слова с несколькими значениями»
...
Тема: «Эти многоликие слова…» iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»
Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова
Тема: «Эти многоликие слова…» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень...
Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень
Тема: «Эти многоликие слова…» iconТема урока: Однокоренные слова
Планируемый результат предметных умений: 53% учащихся смогут находить однокоренные слова, 47% получат возможность находить однокоренные...
Тема: «Эти многоликие слова…» iconУрок получения нового знания. Цели: познакомить с буквами Х,х, обозначающими...
Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой
Тема: «Эти многоликие слова…» iconУрока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»
Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск