Скачать 30.04 Kb.
|
Конспект урока в 5 «А» классе по теме «Значимые части слова. Обобщение изученного. Закрепление умений и навыков». (учитель – Барашкова Е.Б.) Задачи: - подвести учащихся к пониманию морфемы как значимой части слова; - научить обоснованно выделять морфемы; - научить различать разные формы одного и того же слова и однокоренные слова; - формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня; - развитие речевой культуры учащихся. ХОД УРОКА.
Учащиеся записывают предложения и составляют их схемы.
- Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слова без окончаний. К какой части речи относятся эти слова? (дедушка, маленькие, тучки громко, быстро) - Выпишите и разберите по составу глаголы бросилась, закричала, догоняли). - С помощью какого суффикса выражено значение времени этих глаголов? На что указывают их окончания? - Как доказать, что в глаголах закричала и догоняли за- и до- - приставки? 2) Заполните колонки примерами. Приставка Предлог На- В- С- Об- 3) Докажите, что при разборе слова по составу важно установить, к какой части речи оно относится. Стекло – стекло Светило – светило Пила – пила 4) Физкультурная минутка. 5) Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Вариант 1.
1) море 6) стекло 2) салют 7) поют 3) талант 8) слово 4) яркий 9) выключатель 5) метель 10) неделя
1) подражать 6) подвох 2) подержать 7) подбрасывать 3) подставка 8) подтянуть 4) подлость 9) неподражаемый 5) подмога 10) подумать Вариант 2.
1) горка, горный, гореть, гористый 2) клубок, клубный, клубиться, клубочек
1) рисуют 6) дело 2) сад 7) мышь 3) дебют 8) дом 4) поле 9) приятель 5) веселый 10) история
1) подбодрить 6) подкрасить 2) подвиг 7) подшить 3) подготовка 8) подлежащее 4) подвезти 9) подманить 5) подиум 10) подлый 6) Устная работа. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно является лишним. 1. Окно, звено, давно, прошмыгнуло. 2. Лесной, лесного, лесник, лесным. 3. Трава, пошла, красива, справа. 4. Перелесок, передатчик, переделка, переделал. 7) Послушайте сочинение вашего ровесника. В воскресенье я и папа собрались на рыбалку. Мама разбудила меня в шесть часов. Она скипятила чайник. Я снял обвертку с пачки печенья, а папа намазал бутерброды. Потом мы одели на себя теплые куртки и стали искать удочки и крючки. Когда мы вышли с дома, к остановке подходил автобус. Мы побежали. Папа бежал впереди, а я пыхтел взади, потому что забыл завязать шнурки. Конечно, мы на автобус опоздали. «Растяпа!» - сказал папа и пошел домой. Я остался на остановке. Пошел дождь, но я не возвертался домой. Здесь проявились моя гордость и упрямость. Пришел папа. «Пойдем, сынок! Видишь, как хорошо, что мы не успели на автобус, а то промокли бы насквозь», - сказал он и погладил меня по голове. Мы пошли домой. Ученика зовут Петя Ошибкин. Исправьте грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием слов или форм слова. 9) Домашнее задание: упр. 406. |