Скачать 45.21 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – Ильинская средняя общеобразовательная школа Конспект урока по литературному чтению в 4 классе учителя начальных классов Жилковой С.А. Тема: «Е.Шварц. Сказка о потерянном времени» Цель: обеспечение глубокого понимания смысла текста; Задачи: учить определять и формулировать главную мысль текста; Учить давать нравственную оценку морали; Развивать логическое мышление, связную речь, умение обращать внимание на смену настроения персонажей, умение различать литературную сказку и народную; Воспитывать общепринятые нормы поведения, умение организовывать рабочее место, воспитывать нравственные качества – взаимовыручку. Оборудование: учебник «Литературное чтение», 4 класс, 2 часть, Климанова Л.Ф., Голованов М.В. и др., план-конспект, видеопроектор. Ход урока: I. Орг. момент. II. Проверка домашнего задания. - Посмотрите на доску. Прочитайте название раздела учебника, над которым мы работаем (на экране запись). - С произведениями каких авторов мы познакомились в этом разделе? (В.Драгунского, Е.Шварца) - Какое задание выполняли дома? (читали сказку) - К какому виду сказок она относится? Докажите. (Это литературная сказка. Написана автором, есть вымысел, волшебство). - О чем это произведение? Почему так названо? - Где происходят события? (в реальном городе, в реальное время) - Назовите героев сказки. (Петя Зубов, Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Вася Зайцев, Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович) - Посмотрим, всех ли героев вы назвали. (на экране появляются имена героев сказки) - Что объединяет детей? Злых волшебников? (все дети напрасно теряют время, а злые волшебники их потерянное время украли) III.Чтение и анализ сказки. - Сегодня мы продолжим работу над сказкой. Прочитайте запись. Как думаете, что это? (план сказки) - Какую работу можно выполнить с помощью данного плана? (мы будем читать сказку, делить на части с помощью данного плана) - На что должны обратить внимание? (на место события, поведение и переживания героев) - Откройте учебник на странице 106. Прочитайте первый пункт плана. Какими словами должна заканчиваться первая часть? О ком идет речь в этой части? (о Пете) - Чтобы лучше понять героя попробуем сыграть его роль, представить себя на его месте. Но сначала прочитаем весь отрывок. Можно ли при чтении по ролям оставить только слова героев? (нет) - Для чего нужны слова автора? (автор рассказывает о месте действия, каким был герой, а по описанию внешности можно понять состояние, настроение героя. Поэтому нельзя опустить слова автора). - Значит, роль автора самая ответственная. Найдите и прочитайте первые два абзаца так, чтобы можно было представить себе Пете. ( Чтение детей) - Как Петя разговаривает с т. Наташей? (громко, нетерпеливо, небрежно) - Как ему отвечает т.Наташа? (тихо, спокойно, вежливо) - Прочитаем отрывок по ролям от слов «вбежал в раздевалку…». Постарайтесь предать равнодушие Пети; испуг мальчика, вежливость и испуг т. Наташи. - Какие поступки совершал Петя? Почему? Как вы оцениваете его поведение? Что его расстроило, когда он узнал, что он старик? (и главное, ничему не успел научиться) - Что вас взволновало, когда читали эту часть? - Что произошло с Петей дальше? Кратко расскажите. - Как называется эта часть? (страшная тайна) - До каких слов она продолжается? (город еще не проснулся) - Вспомните, меняется ли настроение мальчика, когда он попадает в домик злых волшебников? (да) - Найдите предложение, в котором говорится о настроении Пети. («Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало что услышал он…») - Как отзывается Марфа о своих жертвах? - Найдите слова, которые вселяют Пете надежду на спасение. (Знайте – ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, еще могут помолодеть) - Как теперь повел себя Петя? Прочитайте. (Не теряя напрасно времени, побежал, помчался в город искать стариков – школьников.) Физ. пауза. Давайте и мы с вами побежим за ним. - бег на месте с подскоками, «раздвигаем кусты» - пригибаемся под ветками - остановились, всматриваемся вдаль. - А вот и город. Садитесь. - Что делал в городе Петя? Прочитайте название третьей части. С каких слов начинается и какими словами заканчивается эта часть? (город проснулся… - и в чащу бегом) - По каким признакам искал Петя стариков-школьников? (они вели себя как дети) - Найдите описание каждого из них. Отметьте. (с. 111 – Маруся, с. 112 – Надя Соколова с.113 – Вася Зайцев). Прочитайте. - Какое чувство возникло у вас к ребятам-старикам? В каком предложении автор показывает, что ребята начинают понимать цену времени? (Чтобы не терять времени даром) - Как отнеслись к «старикам» школьники в трамвае? (уважительно. Они не знали, что это их ровесники) - Как называется 4 часть? Какие слова будем считать началом этой части? (но тут их ждала новая беда…) - Какая же беда ждала героев в лесу? (дети заблудились) - О чем сожалеет Петя? Прочитайте. (Ах, время, время…) - Произошли ли изменения в поведении Пети? Как вы их оцениваете? - Рассмотрите иллюстрацию на странице 114. Кто изображен на переднем плане? Что на втором? Что самое главное, существенное? (Петя переводит стрелку, а волшебники беспомощно смотрят на него и в ужасе открыли глаза.) - Почему злые волшебники не могут помешать детям? Прочитайте условия волшебства. (с. 110) - Как передано внутреннее состояние героев? Найдите и прочитайте эпизод, отраженный на иллюстрации. («Ровно в полночь…». С.115) - Если бы вы оказались в таком же положении сейчас, могли бы вот так повернуть время вспять, т.е. вернуть прошлое? (Нет. Такое возможно только в сказке.) - Но ведь многие сказки кончаются такими словами: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» IV. Рефлексия. - Какой урок дает в своей сказке Е.Шварц? каких слов больше в тексте? На какую тему? В каком предложении заключается основная мысль? ( Человек который понапрасну теряет время сам не замечает как стареет. - Теперь вы можете сказать изменился ли герой сказки? Что заставило его измениться? (он попал в трудную ситуацию стал ответственным не только за себя но и за таких же мальчиков и девочек. V. Итог урока. Что больше всего вы запомнили? Почему? Будем надеяться, что Петя и его товарищи задумались над тем, как рационально использовать время. Автор убеждает читателей, что время проведенное без толку губит людей, и, наоборот, если временем дорожишь – много полезных дел для себя и для других успеешь сделать. Вы провели время не даром. Заслужили награды. Оценка работы. VI. Домашнее задание. Пересказывать сказку. Стр. 106-115. |
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию | Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «Н. И. Сладков «Песенки подо льдом» Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки | ||
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии... План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | Конспект урока по обучению грамоте (литературному чтению) в 1 классе «Г» Плановых контрольных уроков 1 ч ( в конце года), самостоятельных работ, тестов ч | ||
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе умк «Школа России»... Базовый учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова | Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе Совершенствовать систему работы доу по внедрению и развитию инновационных технологий в воспитательно – образовательном процессе и... | ||
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Базовый учебник: Математика. 1 класс. Учеб для общеобразоват учреждений. В 2ч./ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.:... | Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | ||
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджмента: учебник для магистров / под ред. И. Я. Лукасевича, Г. А. Титоренко.... | Конспект урока по литературному чтению «Л. Н. Толстой. Акула.» Умк... Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности... | ||
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. К. Паустовский «Стальное колечко» (1 урок) Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030100. 68 «Философия»... | Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Чураковой... Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того,... | ||
Тема сегодняшнего урока: «Колорит в пейзаже» План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | Конспект урока по литературному чтению. Система: «Школа 2100» Цель урока: закрепление знаний о жанрах устного народного творчества, викторина по сказкам | ||
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе М. М. Разумовской. В данную рабочую программу введен региональный компонент на основе Региональной программы по обучению русскому... | Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «Рассказы... Учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Родная речь: учебник для 2 класса начальной школы.... |