План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве»





Скачать 55.32 Kb.
НазваниеПлан-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве»
Дата публикации05.10.2013
Размер55.32 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества «Советский»

План–конспект

учебного занятия в группе 9-го года обучения
тема: «Значение хоровода в народном музыкальном

творчестве»


Разработали:

педагог дополнительного

образования Позднякова Т.Б.,

педагог дополнительного образования Мануйлова Е.А., концертмейстер Постников С.Н.

г. Липецк, 2011г.

Цель: познакомить детей с хороводным жанром музыкального фольклора (содержание, характер, манера исполнения) для того, чтобы не только сохранить богатство и традиции народного искусства, но и способствовать их развитию. Понимание музыкально-хореографического языка (переменный шаг, припадание и др.), развитие чувства метра-ритма, навыков многоголосного пения.
Задачи:

  • Знакомство с хороводной песней «Что во поле, во поляне».

  • Работа над содержанием, характером, манерой исполнения.

  • Разучивание движений хоровода.

  • Работа над трёхголосием в песне «Что во поле, во поляне».

  • Работа над метром и ритмом в постановке.

  • Соединение вокала и хореографических движений в хороводной песне «Что во поле, во поляне».


Используемая литература:

  • «Русское народное творчество». Москва «Музыка», 2003, составитель Т. В. Попова.

  • Фольклорный праздник. Москва «Линка–пресс», 2000, составитель

Г. М. Науменко.

  • «Школа русского фольклора». Москва «Художественная литература», 1996, составитель В. Аникин.


Ход занятия:


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Теоретическая часть занятия (объяснение темы «Хоровод», знакомство детей с песенно-хороводным жанром).

  4. Практическая часть занятия (разучивание музыкально-песенного и хореографического материала хороводной песни «Что во поле, во поляне»).

  5. Инструктаж по ТБ в зимний период (профилактика вирусных заболеваний, наледь на крыше, гололёд). Руководствуясь инструкциями ИОТ № № 003, 009.

  6. Подготовка к предстоящему концерту на подтверждение звания «Образцовый детский коллектив».

  7. Подведение итогов занятия:

- что нового узнали в теоретической части занятия?

- каких положительных эмоций и результатов добились в практической части занятия?

- над чем предстоит работать на следующем занятии?

Теоретическая часть занятия
ПЕДАГОГ: Хоровод – это жанр, в котором поэтическое и музыкально-хореографическое искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии.

Что такое поэтическое искусство в песне?
ДЕТИ: Это содержание песни – текст, т.е. о чём говориться в песне.
ПЕДАГОГ: Что такое музыкальное искусство?
ДЕТИ: Это мотив, мелодия песни.
ПЕДАГОГ: Что такое хореография?
ДЕТИ: Это набор различных по характеру танцевальных движений, характеризующих замысел произведения.
ПЕДАГОГ: Хороводы отличаются от других жанров своей напевностью, глубиной содержания, красотой движений. Хоровод имеет два значения: хоровод–песня и хоровод–танец.

Итак, содержание хороводных песен очень богато своей тематикой. Это семейно-бытовая тема, тема выбора невесты, тема сбора урожая, тема календарных праздников, тема описания родной природы и т.д.

Водили хороводы на вольном воздухе, за околицей, на зелёной лужайке. В них участвовали сельская молодёжь, подростки. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах (посиделками), но при этом отсутствовали элементы хореографии, так как участники сидели на скамейках или на лавках.

Праздничность, приподнятость настроения в напевах хороводных песен связаны с восприятием расцвета и пробуждения природы, а также любовного чувства у молодёжи. Хороводные песни – жанр молодёжный: оптимистичность, энергия, веселье, любование красотой природы и человека. По характеру образов и типам напевов (мелодии) их можно разделить на медленные лирические и скорые – комедийно-бытовые, шуточные.

Для медленных лирических характерны широкие, плавные напевы с распеванием слогов, свободные, размеренные движения. Для скорых хороводных песен, как и для плясовых характерен быстрый, оживлённый темп, чёткий ритм.

А сейчас мы поговорим о хороводе, как о танце. По характеру движения хороводы можно разделить на две основные группы: круговые и некруговые хороводы-игры и хороводы-шествия. Круговые хороводы (по другому их называют «караводы», «карагоды») сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета песни. В центре круга – один или несколько солистов-актёров, которые разыгрывают песню в лицах, т.е. происходит песенный диалог. В некруговых хороводах происходит разделение участников на два хора (обычно парней и девушек) и движением «стена на стену». Хороводы-шествия называют «ходовыми», «гулёвыми», «уличными». Движение в хороводах-шествиях разнообразно: ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой», «через воротца», «ручеёк», колонна расходящихся пар. Обычно хоровод-шествие возглавляется хороводницей, лучшей запевалой, которая вела хороводную цепь.
Какие хороводные песни вы знаете?
ДЕТИ: «Не летай, соловей», «Во стеклянном городе» - лирический, круговой.
ПЕДАГОГ: К какому типу хоровода относиться р.н.п. «Как у месяца»?
ДЕТИ: Это хоровод-шествие: ходьба рядами, «гуськом», колонна расходящихся пар.
ПЕДАГОГ: Охарактеризуйте хороводную песню «Что во поле, во поляне»? Её содержание, мелодию, характер?
ДЕТИ: Содержание: молодой, красивый парень собирается жениться, выбирает себе невесту, также присутствует необходимый элемент образа природы. Мелодия: широкая, плавная, напевы с распеванием слогов. Характер: спокойный, размеренный.
ПЕДАГОГ: Хороводные песни, как никакой другой жанр молодёжного фольклора, подходит для детей. Ведь многие песни близки по содержанию и форме музыкальным песенным распевам детских игр.

Практическая часть занятия


  • Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию.

  • Скороговорки: «Пришёл Прокоп», «Как на горке, на пригорке», «А из кожи сапожки».

  • Распевки на одном звуке с закрытым ртом, с чередованием слогов. Трёхголосные распевки: «Травка подкошена», исполнение разложенного трезвучия по ступеням и в обращении.

  • Пение последовательности доминантовой группы (D7, D65, D43, D2 с разрешением).

  • Работа над партиями в р.н.п. «Что во поле, во поляне» (сопрано I, сопрано II, тенора). Индивидуальное прослушивание и работа по группам.

  • Работа над чистотой звучания трёхголосия в песне, дыханием (цепное), дикцией и артикуляцией.

  • Хореографические идеи и их реализация в постановке хоровода «Что во поле, во поляне» (переменный шаг, припадания, круговые элементы, умение «держать» диагональ …).

  • Работа под сопровождение баяна над характером хоровода (динамика, темп, ритм, счёт).

  • Работа над произведениями к концертной программе:

- р.н.п. «Таня–Татьяна»;

- р.н.п. «На печке сижу»;

- р.н.п. «Там на горе казаки стояли»;

- р.н.п. «Как я молода загуляла».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconКонспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconТема занятия
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconКонспект занятия «Зимний пейзаж»
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconКонспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconТема: «Снегурочка»
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconКонспект занятия по пдд в старшей группе. Тема: Дорожная азбука
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие»
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconКонспект открытого занятия по рисованию пластилином и природным материалом...
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconКонспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconТема: Тема здоровья в устном народном творчестве
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconПлан-конспект учебно-тренировочного занятия группы 4 года обучения...
Воспитание навыков коллективной работы, сознательного отношения к вопросам индивидуального здоровья
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconКонспект досуга в средней группе
План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа)
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconПлан – конспект игры – занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной...
Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconКонспект открытого занятия в старшей группе «А»
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconЛитература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба»
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» iconПлан-конспект занятия художественно-творческой деятельности в средней группе
План- конспект открытого урока в 6 классе средней школы с углублённым изучением немецкого языка по теме «Der Frühling. Der Umweltschutz»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск