Скачать 55.32 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества «Советский» План–конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема: «Значение хоровода в народном музыкальном творчестве» Разработали: педагог дополнительного образования Позднякова Т.Б., педагог дополнительного образования Мануйлова Е.А., концертмейстер Постников С.Н. г. Липецк, 2011г. Цель: познакомить детей с хороводным жанром музыкального фольклора (содержание, характер, манера исполнения) для того, чтобы не только сохранить богатство и традиции народного искусства, но и способствовать их развитию. Понимание музыкально-хореографического языка (переменный шаг, припадание и др.), развитие чувства метра-ритма, навыков многоголосного пения. Задачи:
Используемая литература:
Г. М. Науменко.
Ход занятия:
- что нового узнали в теоретической части занятия? - каких положительных эмоций и результатов добились в практической части занятия? - над чем предстоит работать на следующем занятии? Теоретическая часть занятия ПЕДАГОГ: Хоровод – это жанр, в котором поэтическое и музыкально-хореографическое искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Что такое поэтическое искусство в песне? ДЕТИ: Это содержание песни – текст, т.е. о чём говориться в песне. ПЕДАГОГ: Что такое музыкальное искусство? ДЕТИ: Это мотив, мелодия песни. ПЕДАГОГ: Что такое хореография? ДЕТИ: Это набор различных по характеру танцевальных движений, характеризующих замысел произведения. ПЕДАГОГ: Хороводы отличаются от других жанров своей напевностью, глубиной содержания, красотой движений. Хоровод имеет два значения: хоровод–песня и хоровод–танец. Итак, содержание хороводных песен очень богато своей тематикой. Это семейно-бытовая тема, тема выбора невесты, тема сбора урожая, тема календарных праздников, тема описания родной природы и т.д. Водили хороводы на вольном воздухе, за околицей, на зелёной лужайке. В них участвовали сельская молодёжь, подростки. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах (посиделками), но при этом отсутствовали элементы хореографии, так как участники сидели на скамейках или на лавках. Праздничность, приподнятость настроения в напевах хороводных песен связаны с восприятием расцвета и пробуждения природы, а также любовного чувства у молодёжи. Хороводные песни – жанр молодёжный: оптимистичность, энергия, веселье, любование красотой природы и человека. По характеру образов и типам напевов (мелодии) их можно разделить на медленные лирические и скорые – комедийно-бытовые, шуточные. Для медленных лирических характерны широкие, плавные напевы с распеванием слогов, свободные, размеренные движения. Для скорых хороводных песен, как и для плясовых характерен быстрый, оживлённый темп, чёткий ритм. А сейчас мы поговорим о хороводе, как о танце. По характеру движения хороводы можно разделить на две основные группы: круговые и некруговые хороводы-игры и хороводы-шествия. Круговые хороводы (по другому их называют «караводы», «карагоды») сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета песни. В центре круга – один или несколько солистов-актёров, которые разыгрывают песню в лицах, т.е. происходит песенный диалог. В некруговых хороводах происходит разделение участников на два хора (обычно парней и девушек) и движением «стена на стену». Хороводы-шествия называют «ходовыми», «гулёвыми», «уличными». Движение в хороводах-шествиях разнообразно: ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой», «через воротца», «ручеёк», колонна расходящихся пар. Обычно хоровод-шествие возглавляется хороводницей, лучшей запевалой, которая вела хороводную цепь. Какие хороводные песни вы знаете? ДЕТИ: «Не летай, соловей», «Во стеклянном городе» - лирический, круговой. ПЕДАГОГ: К какому типу хоровода относиться р.н.п. «Как у месяца»? ДЕТИ: Это хоровод-шествие: ходьба рядами, «гуськом», колонна расходящихся пар. ПЕДАГОГ: Охарактеризуйте хороводную песню «Что во поле, во поляне»? Её содержание, мелодию, характер? ДЕТИ: Содержание: молодой, красивый парень собирается жениться, выбирает себе невесту, также присутствует необходимый элемент образа природы. Мелодия: широкая, плавная, напевы с распеванием слогов. Характер: спокойный, размеренный. ПЕДАГОГ: Хороводные песни, как никакой другой жанр молодёжного фольклора, подходит для детей. Ведь многие песни близки по содержанию и форме музыкальным песенным распевам детских игр. Практическая часть занятия
- р.н.п. «Таня–Татьяна»; - р.н.п. «На печке сижу»; - р.н.п. «Там на горе казаки стояли»; - р.н.п. «Как я молода загуляла». |
Конспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Тема занятия План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | ||
Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Конспект занятия «Зимний пейзаж» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | ||
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Тема: «Снегурочка» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | ||
Конспект занятия по пдд в старшей группе. Тема: Дорожная азбука План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | Конспект открытого занятия по рисованию пластилином и природным материалом... План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | ||
Конспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта | Тема: Тема здоровья в устном народном творчестве Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | ||
План-конспект учебно-тренировочного занятия группы 4 года обучения... Воспитание навыков коллективной работы, сознательного отношения к вопросам индивидуального здоровья | Конспект досуга в средней группе План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа) | ||
План – конспект игры – занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной... Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов | Конспект открытого занятия в старшей группе «А» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | ||
Литература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба» Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | План-конспект занятия художественно-творческой деятельности в средней группе План- конспект открытого урока в 6 классе средней школы с углублённым изучением немецкого языка по теме «Der Frühling. Der Umweltschutz»... |