Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна





НазваниеПроект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна
страница1/6
Дата публикации09.10.2013
Размер0.6 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №54 г.Киселевска

Развитие творческих способностей детей дошкольного

возраста через театрализованные игры

ПРОЕКТ


Исполнитель:

Пенькова Татьяна Евгеньевна

воспитатель МБДОУ детский сад №54

Киселевск 2013

Содержание
Введение 3стр.

1.Характеристика театрализованных игр 8стр.

2.Классификация театрализованных игр 12стр.

3.Методика руководства театрализованными играми 17стр.

4. Организация самостоятельной театрализованной

деятельности и развитие творческой активности

дошкольников 23стр.

Заключение 30стр.

Список литературы 31стр.

Приложения 32стр.

Введение

Игра- ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом понятие игра многообразное.

Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других- персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют , дополняют его.

Сравнивая эти детские игры с их повседневными сюжетно –ролевыми играми нетрудно заметить разницу между ними в характере игровой деятельности. Если театрализованные игры имеют заранее известное содержание, то вторые приобретают содержание в процессе своего развития. Дети свободно распоряжаются знакомым литературным материалом, и редко выходят за рамки заданного автором действия.

Видимое несоответствие между действиями ребенка и разыгрыванием произведения, принимаемое многими за творчество, мы объясняем отсутствием у детей образного воплощения, но еще не проявлениями творчества.

И все же нет основания отрицать возможность творческих проявлений детей в театрализованных играх, поскольку театрально- игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.

Когда же проявляется эта возможность и при каких условиях?

На страницах методической литературы широко освещается опыт практических работников по организации театрально- игровой деятельности дошкольников. Из всех известных видов театрализованных игр предпочтение отдается играм- драматизациям.

Проблема развития игровой деятельности дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования.

Однако мы столкнулись с трудностями при организации и проведении театрализованной деятельности:

  1. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.

  2. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера, и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.

  3. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.

  4. Театрально- игровая деятельность характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность исполнения для создания образа средств выразительности и другое.

Возникает противоречие: с одной стороны признание искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрального искусства путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Организация театрально-игровой деятельности имеет цель- через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

1.как творчество продуктивное( сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета)

2 исполнительское( речевое, двигательное)

3. оформительское ( декорации, костюмы, атрибутика)

Становление компетентности ребенка готовности к игре-драматизации осуществляется при поддержке родителей и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и включенность педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а также создавать внешние условия, активизирующие потребность детей в игре –драматизации, условия , содействующие её развитию.

Таким образом, становится очевидным , что развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия- индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности - и внешние условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.

Актуальность нашей работы в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: театрализованные игры, развивающие творческие способности детей.

Цель: развитие творческих способностей детей через театрализованные игры.

Гипотеза: творческие способности детей дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условиях способствующих их развитию:

  1. Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, через театрализованные игры ( поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д)

  2. Апробация системы непосредственно образовательной деятельности на основе игр и упражнений.

Задачи:

  1. Проанализировать имеющийся опыт педагогов- исследователей по изучаемой проблеме.

  2. Выявить основные компоненты руководства театрализованными играми.

  3. Выявить пути и средства организации самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

4 .Определить условия , влияющие на развитие творческой

активности дошкольников.

5.Провести диагностику изучения игровых интересов и предпочтений детей дошкольного возраста в играх-драматизациях.

6. Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях ( этюды и упражнения на выявление актерских, режиссерских умений и умений декоратора, беседа- игра на выявление зрительских умений).

Предполагаемый результат:

Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы театрализованные игры развивали творческие способности детей дошкольного возраста.

База исследования: МБДОУ детский сад № 54 г. Киселевска, дети дошкольного возраста.

Методы исследования:

  1. Анализ литературы по проблеме исследования.

  2. Изучение передового педагогического опыта.

  3. Педагогическое наблюдение.

  4. Анализ.

  5. Диагностирование.

  6. Составление сборника сценариев, дидактических игр и упражнений.


1. Характеристика театрализованных игр

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ  переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для  развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л.С.Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л.Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и  «игра-драматизация», В.Н.Всеволдовский-Генгросс - драматические игры, которые характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин и др.).
Игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом — сценарием игры» (О.А.Карабанова). В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания.

И.Г.Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.).

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами (Л.С.Выготский, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин). Исследователи (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров и др.) выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.

Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).

В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами.
Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Игровое действие может носить разный характер. В режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху».

«Роль» обозначает человека или животного, для которого характерны типичные проявления; игровой образ, скорее, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. 

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или  фольклорная основа  содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н.Леонтьев), в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

2. Классификация театрализованных игр

Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. Предметные и непредметные игры в классификации Л.С.Фурминой.

Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам (Е.Л.Трусова). В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих  способов эмоциональной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова).

Театрализованную игру Л.В.Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы. Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
 
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста  и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е.Е.Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной,  бибабо, пальчиковый, марионеток,  теневой, на фланелеграфе и др.).

Настольный театр игрушек. Используются игрушки,  поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С.А.Козлова, Е.Е.Кравцова).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconУчитель: Шиловская Татьяна Евгеньевна
Цель урока: Формирование представления, что звуковая волна – частный случай механической волны
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconПотураева Татьяна Вячеславовна
Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconКраткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции»
Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна...
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор разработки: учитель русского языка и литературы маоу оош №20 Немтина Татьяна Евгеньевна
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconЗначение коррекции неспецифических мышечно-скелетных нарушений в...

Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconСведения о педагоге Фамилия, имя, отчество, год рождения Степанова...
Информация о наградах, званиях, ученых степенях, грамотах, благодарственных письмах
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconПроект на тему: «Формирование представлений младших школьников о...
Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconТатьяна Анатольевна Кондрякова
В нашем понимании проект это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям,...
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconОтчет о проведении предметной недели по технологии и экономики в мбоу «Елеевская сош»
Подготовка предметной недели технологии и экономики была организована учителем технологии и экономики Чирковой Татьяной Николаевной...
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconСочинение : «…Мужчины умирают, если нужно, и потому живут в веках...
«Три жизни А. В. Колчака» Рук. Свиридова Анжелла Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconКраткое содержание проекта: проект состоит из 4 блоков: «Живая сила воды»
Самойлова Наталья Викторовна, Иванова Наталья Викторовна, Селиверстова Наталья Викторовна, Андоськина Светлана Валерьевна, Михайлова...
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна icon«Мне захотелось… представить божественное чудо» (М. С. Мериан) Пенькова...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconСамообразования «Развитие речи младших школьников на уроках русского...
Теряева Татьяна Евгеньевна – учитель высшей квалификационной категории, имеющий педагогический стаж – 21 год, стаж работы в данной...
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconОтчет по исполнению I этапа Государственного контракта №05. 043....
Исполнитель (Поставщик): Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconОтчет по исполнению I этапа Государственного контракта №05. 043....
Исполнитель (Поставщик): Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
Проект исполнитель: Пенькова Татьяна Евгеньевна iconПроект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе Учитель:...
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск