№ п/п
| Дата
| Раздел
| Кол-во часов
| Тема урока
| Основные понятия
Знания, умения, навыки (по разделам)
|
1
| 1 неделя
| Введение
| 1
| О курсе литературы в 10 классе. Знакомство с учебными книгами по курсу.
|
|
2
|
|
| 1
| Общее понятие об истории литературы.
| Истоки русской литературы; основные этапы ее развития; значение литературы в духовной жизни русского общества).
Знать о своеобразии литературы Х1Х века, о становлении реализма в русской литературе. Уметь конспектировать лекцию учителя и статью учебника.
|
3
|
|
| 1
|
«Золотой век» русской поэзии.
| Основные события русской истории первой трети XIX века; литературная ситуация этого времени; поэзия этих лет: тематика, жанры).
|
4-5
| 2
| А.С. Пушкин
| 2
| А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь
(основные этапы)
| Обобщение и повторение знаний о романе «Евгений Онегин».
Знать важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.
Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;
Уметь выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; писать сочинение по изученному произведению
|
6
|
|
| 1
| Общая характеристика лирики поэта.
| Разбор стихотворений «Погасло древнее светило…» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»
|
7
| 3
|
| 1
| Пушкин о назначении поэта и поэзии.
| Разбор стихотворений «Пророк» и «Поэт»
|
8
|
|
| 1
| Философское осмысление вопросов о жизни, ее
смысле и смерти человека в лирике поэта.
| Разбор стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Вновь я посетил…»
|
9
|
|
| 1
| Религиозные мотивы и образы в лирике поэта.
| Разбор стихотворений «Подражание Корану («И путник усталый на Бога взроптал…») и «Отцы пустынники и жены непорочны…»
|
10
| 4
|
| 1
| Медный всадник. Творческая история; сюжет и композиция.
| Чтение фрагментов поэмы.
|
11
|
|
| 1
| Медный всадник. Герои поэмы.
| Разбор фрагментов, посвященных Евгению, описанию статуи Петра, конфликту героев поэмы.
|
12
|
|
| 1
| Медный всадник. Обобщение наблюдений учащихся над поэмой. Проверочная работа
| Отношение автора к ее героям — Петру и Евгению.
|
13-14
| 5
| М.Ю. Лермонтов
| 2
| М. Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Обобщение и посторенние знаний о романе «Герой…»
| Знать важнейшие биографические сведения о поэте, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.
Уметь выразительно и наизусть читать поэтические произведения; выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; составлять простой и сложный план ответа, конспект, готовить сообщение; решать тестовые задания.
|
15
|
|
| 1
| Общая характеристика лирики поэта.
| Разбор стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…»
|
16
| 6
|
| 1
| Мотивы любви в лирике поэта.
| Разбор стихотворений «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Отчего», «Сон»
|
17
|
|
| 1
| «Валерик» — рассказ-исповедь (сочетание батальной и любовной тем).
| Разбор стихотворения.
|
18
|
|
| 1
| Философская лирика поэта.
| Разбор стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»
|
19
| 7
|
| 1
| Литературные направления: романтизм и реализм в русской литературе 1 половины XIX века.
|
|
20
|
| Н. В. Гоголь
| 1
| Н. В. Гоголь. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее прочитанных и изученных произведений).
| Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов.
Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку; писать сочинение по изученному произведению.
|
21
|
|
| 1
| Невский проспект. Контраст в изображении героев повести.
| Сопоставительный
анализ фрагментов повести, посвященных Пискунову и Пирогов.
|
22
| 8
|
| 1
| Невский проспект. Тема столкновения мечты и действительности.
| Романтизм и реализм в повести.
|
23
|
|
| 1
| Общая характеристика русской литературы второй
половины XIX века.
| Лекция
|
24
|
| А. Н. Островский
| 1
| А. Н. Островский — «драматург на все времена»
(литературно-театральная деятельность Островского).
| Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.
|
25
| 9
|
| 1
| Гроза. Город Калинов в пьесе. Катерина и
Кабаниха — два полюса Калиновского мира.
| Разбор фрагментов I и II действия пьесы.
|
26
|
|
| 1
| Гроза. Кульминация в развитии основного конфликта пьесы.
| Разбор фрагментов IV действия
|
27
|
|
| 1
| Гроза. Трагическая развязка пьесы.
| Разбор фрагментов
V действия.
|
28
| 10
|
| 1
| Гроза. Драма или трагедия?
| Обобщение наблюдений учащихся над текстом пьесы.
|
29-30
|
|
| Р\Р
(2)
| Сочинение по пьесе «Гроза»
| Развивать навык написания соч-я на заданную тему
|
31
| 11
|
| Вн.ч
| «Бесприданница»
| Работа с текстом, пересказ
|
32
|
| И. А. Гончаров
| 1
| И. А. Гончаров. Личность писателя. Основные
факты его жизни и творчества.
| Чтение фрагментов из произведений «Обыкновенная история» и «Фрегат «Паллада».
Знать важнейшие биографические сведения о писателе, периоды его творчества, основные темы и мотивы творчества; тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.
Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку.
|
33
|
|
| 1
| Обломов. I глава романа как своеобразная его экспозиция (характер и тон повествования, значение подробностей). «Сон Обломова» — увертюра всего романа (Гончаров).
| Разбор фрагментов глав I, VIII и IX первой части романа.
|
34
| 12
|
| 1
| Обломов. История отношений Обломова и Ольги.
| Разбор фрагментов глав X и XII второй части романа.
|
35
|
|
| 1
| Обломов и Штольц.
| Разбор фрагментов глав I и II второй части романа.
|
36
|
|
| 1
| Обломов. Образ Обломова в романе.
| Обобщение наблюдений учащихся над текстом романа
|
37
| 13
|
| 1
| Обломов. Обломов и обломовщина.
| (философский смысл и общечеловеческая значимость образа главного героя).
|
38
|
| И. С. Тургенев
| 1
| И. С. Тургенев. Личность писателя. Основные факты его жизни и творчества (с обобщением ранее прочитанных и изученных произведений).
| Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи
|
39
|
|
| 1
| Отцы и дети. Конфликт Базарова и братьев Кирсановых.
| Разбор фрагментов из глав III—VII, X.
|
40
| 14
|
| 1
| Отцы и дети. Нигилизм Базарова — благотворное начало или опасное для личности и общества направление?
| Задание 11
|
41
|
|
| 1
| Отцы и дети. Базаров и Одинцова (в чем смысл испытания героя любовью?)
| Разбор фрагментов глав XVII—XIX. ,
|
42
|
|
| 1
| Отцы и дети. Смерть Базарова.
| Разбор фрагментов главы XXVII.
|
43
| 15
|
| 1
| Отцы и дети. Образ Базарова в романе.
| обобщение наблюдений учащихся над текстом романа.
|
44-45
|
|
| Р\Р
(2)
| Сочинение по роману «Отцы и дети»
| Формир-ть навык написания соч-я на заданную тему
|
46
| 16
| Ф. М. Достоевский
| 1
| Ф. М. Достоевский. Личность писателя. Основные
факты его жизни и творчества (с обобщением ранее изученного)
| Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.
|
47
|
|
| 1
| Преступление и наказание. Вступительное занятие
| замысел романа, система образов романа, особенность развития действия романа, время действия романа, своеобразие жанра романа
|
48
|
|
| 1
| Преступление и наказание. Теория Раскольникова.
| Рассмотрение фрагментов главы V третьей части романа.
|
49
| 17
|
| 1
| Преступление и наказание. Раскольников в мире бедных людей.
| Разбор фрагментов глав I—IV первой части романа.
|
50
|
|
| 1
| Преступление и наказание. Преступление Раскольникова.
| Разбор фрагментов главы VII части первой романа.
|
51
|
|
| 1
| Преступление и наказание. Раскольников и Лужин
| Разбор фрагментов главы V второй части, главы II четвертой части, глав I и III пятой части романа.
|
52
| 18
|
| 1
| Преступление и наказание. Раскольников и Соня
Мармеладова.
| Разбор фрагментов главы IV четвертой части, главы I пятой части, главы VIII шестой части романа.
|
53
|
|
| 1
| Преступление и наказание. Раскольников и Свидригайлов.
| Разбор фрагментов главы I четвертой части, глав III, V, VI шестой части романа.
|
54
|
|
| 1
| Преступление и наказание. Кто же Раскольников — преступник, фанатик идеи, гуманист?
| Обобщение наблюдений учащихся над текстом романа.
|
55-56
| 19
|
| Р\Р
(2)
| Сочинение по роману «Преступление и
наказание»
| Формир-ть навык написания соч-я на заданную тему
|
57
|
| Л. Н. Толстой
| 1
| Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь
(основные этапы)
| Обобщение ранее прочитанных и изученных произведений
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи; писать сочинение.
|
58
| 20
|
| 1
| Война и мир. Вступительное занятие. Авторский
замысел и история создания романа.
|
|
59-60
|
|
| 2
| Война и мир. Эпизод «Салон А. П. Шерер» Т.1, ч.1, гл.1-6,12-13, 18-25
| Разбор фрагментов эпизода.
|
61
| 21
|
| 1
| Война и мир. Эпизоды «Именины у Ростовых» и
«Князь Андрей в Лысых горах»
| Разбор фрагментов эпизодов.
|
62
|
|
| 1
| Война и мир. Война 1805-1807 гг. Т.1
|
|
63
|
|
| 1
| Война и мир. Настоящая жизнь людей в понимании Толстого.
| Разбор фрагментов гл. III—VII,IX—XII ч. 4, Т.2 и глав XII—XVII ч.3, Т 3.
|
64
| 22
|
| 1
| Война и мир. Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему «Тулону».
| Разбор фрагментов глав XV—XXI части второй и глав XVI и XIX части третьей первого тома романа.
|
65
|
|
| 1
| Война и мир. Пьер Безухов в поисках смысла жизни.
| Разбор фрагментов глав I—IV части второй и главы VII части третьей второго тома романа.
|
66
|
|
| 1
| Война и мир. Князь Андрей после Аустерлица
| Разбор фрагментов главы IX части первой и глав I—III части третьей второго тома романа.
|
67
| 23
|
| 1
| Война и мир. Эпизод «Бородинское сражение».
| Разбор фрагментов глав XIX—XXI, XXIV—XXV, XXX—XXXII части второй тома третьего романа.
|
68
|
|
| 1
| Кутузов и Наполеон в романе.
| Историческая личность в лит-ре
|
69
|
|
| 1
| Война и мир. Партизанская война.
| Разбор фрагментов глав I—IX части третьей тома четвертого романа.
|
70
| 24
|
| 1
| «Мысль народная» в романе.
|
|
71
|
|
| 1
| Война и мир. Образы Пьера Безухова и Наталии Ростовой в романе
| обобщение наблюдений учащихся над текстом романа
|
72-73
| 25
|
| 2
| Семья в романе «Война и мир».
|
|
74-75
|
|
| Р\Р
(2)
| Сочинение по роману «Война и мир»
| Формир-ть навык написания соч-я на заданную тему
|
76
| 26
|
| Вн.чт.
| Анна Каренина.
| Обзор
|
77
|
| Ф. И. Тютчев
| 1
| Ф. И. Тютчев. Личность и поэтический мир
Тютчева.
| Чтение стихотворений «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «Silentium», «Слезы людские, о слезы людские…»
Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.
|
78
|
|
| 1
| Природа в лирике поэта.
| Чтение и разбор
стихотворений «Осенний вечер», «Не то что мчите вы природа…», «Природа — сфинкс. И тем она верней…»
|
79
| 27
|
| 1
| Любовная лирика поэта.
| Чтение и разбор
стихотворений «О как убийственно мы любим…», «Я встретил вас — и все былое…»
|
80
|
| А. А. Фет
| 1
| А. А. Фет. Личность и поэтический мир Фета.
| Чтение и разбор
стихотворений «В лунном сиянии…», «Это утро радость эта…», «Еще майская ночь…»
Знать важнейшие биографические сведения о поэте, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать поэтические тексты; анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.
|
81
|
|
| 1
| Любовная лирика поэта.
| Чтение и разбор стихотворений «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я пришел к тебе с приветом…»
|
82
| 28
| А. К. Толстой
| 1
| А. К. Толстой. Личность и поэтический мир
Толстого.
| Чтение и разбор стихотворений «Коль любить, так без рассудку…», «Иоанн Дамаскин»
Знать важнейшие биографические сведения о писателе, основные темы его творчества; тексты произведений. Уметь выразительно и наизусть читать и анализировать поэтические тексты; определять изобразительно-выразительные средства языка.
|
83
|
|
| 1
| Любовная лирика поэта.
| Чтение и разбор стихотворений «Средь шумного бала…», «Ты не спрашивай, не распытывай…»
|
84
|
| Н. А. Некрасов
| 1
| Н. А. Некрасов. Личность. Основные факты жизни
и творчества (с обобщением ранее прочитанных и изученных произведений поэта).
| Чтение и разбор фрагментов из стихотворения «Рыцарь на час».
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе действующих лиц; обосновывать свою точку зрения; составлять конспект статьи.
|
85
| 29
|
| 1
| Лирика (общая характеристика).
| Чтение и разбор стихотворений «Вчерашний день часу в шестом…», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О погоде» (фрагмент из части первой главки «До сумерек» — 2).
|
86
|
|
| 1
| Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.
| Разбор стихотворения «Поэт и гражданин»
|
87
|
|
| 1
| Кому на Руси жить хорошо. Замысел, история создания, композиция, стиль поэмы.
| Разбор фрагментов из пролога, из глав II «Сельская ярмарка» и III «Пьяная ночь»
|
88
| 30
|
| 1
| Кому на Руси жить хорошо. Философия народной
жизни в поэме.
| Разбор фрагментов из третьей части «Крестьянка»
|
89
|
|
| 1
| Кому на Руси жить хорошо. Тема судьбы России в поэме.
| Разбор фрагментов из части «Пир на весь мир»
|
90
|
|
| 1
| Обобщение наблюдений над
произведениями Некрасова.
| Чтение и разбор стихотворений «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…»
|
91
| 31
| М. Е. Салтыков-Щедрин
| 1
| М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творческая
индивидуальность писателя. «История одного города» (замысел, проблематика, композиция, жанр).
| Чтение фрагментов из произведения.
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
|
92
|
|
| 1
| Гротеск в «Истории одного города».
| Разбор
фрагментов из «Описи градоначальникам» и главы «Органчик»
|
93
|
|
| 1
| Черты антиутопии в «Истории одного города».
| Разбор фрагментов из главы «Подтверждение покаяния.Заключение»
|
94
| 32
| Н. С. Лесков
| 1
| Н. С. Лесков. Личность и творческая
индивидуальность писателя.
| Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции.
Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять роль и место героя в системе образов.
|
95
|
|
| 1
| Тема праведничества в рассказе «Однодум».
| Разбор фрагментов рассказа.
|
96
|
|
| 1
| Значение русской классики XIX века для современных читателей
|
|
97-99
| 33
| Зарубежная литература
| 3
| О. Уайльд «Сказки», В. Гюго «Собор Парижской богоматери», Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес», Э. ПО «Убийство на улице Морг» (обзор)
| Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц
|
100
| 34
|
| 1
| Итоговый урок.
|
|
101-102
|
|
| 2
| Резервные
|
|