Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна





Скачать 162.95 Kb.
НазваниеКонспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна
Дата публикации13.10.2013
Размер162.95 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных





ФИО

Танеева Ирина Викторовна



Место работы

МОБУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Марченко А.А.» Бузулукского района, Оренбургской области



Должность

Учитель русского языка и литературы



Предмет

Русский язык и литература





Класс

Раздел

5

VII. Морфология. Имя прилагательное. 4 четверть.



Тема и номер урока в теме

Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных,

1-ый урок



Базовый учебник

Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.




  1. Цель и задачи урока

Цель: познакомить учащихся со степенями сравнения имен прилагательных

Задачи:

- образовательные: а) повторить имеющие сведения у детей об имени прилагательном, о разрядах имен прилагательных;

б) познакомить учащихся со степенями сравнения качественных прилагательных;

-развивающие: а) развивать умение определять степень сравнения качественного прилагательного; б) развивать навык анализа и пересказа лингвистического текста, опираясь на технологию критического мышления;

- общепредметные: а) воспитывать стремление к образности повседневной речи; б) воспитывать интерес к языковым явлениям русского языка.

  1. Тип урока: урок изучения нового материала

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная, коллективная.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, карточка, таблица, смайлики-настроение.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

этап урока

содержание

время

обоснование

Организационный момент


- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Девиз урока:

Я - ученик.

Я - личность творческая.

Я думаю и мыслю.

Я анализирую и делаю выводы.

Мы хотим всё знать.

- Покажите мне карточкой ваше настроение на данный момент начала урок.

Деятельность учителя: Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на урок.

Деятельность ученика: Выполнение требований, дети показывают карточки с настроением.

Вывод:

Настрой учеников на учебную деятельность имеет важное значение.

1 мин.

Словесный метод.

Формирование личностных УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний.

Актуализация знаний


- Какую часть речи изучаем? Заполните кластер на распечатках.

- Что такое имя прилагательное? Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

- Какие прилагательные называются качественными? Это такие прилагательные, у которых признак может проявляться в большей или меньшей степени. Например, большой, сильный.

- Какие прилагательные называются относительными? Это прилагательные, которые указывают на то, что определяемый ими предмет имеет какое-то отношение к другому предмету. Например, серебряный сосуд – сосуд из серебра.

- Какие прилагательные называются притяжательными? Это прилагательные, которые указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному. Например, волчьи следы.

- Какие прилагательные имеют краткую форму? Только качественные прилагательные. Например, колючий – колюч, пахучий – пахуч.

- Расскажите о правописании кратких прилагательных. В конце кратких прилагательных на шипящий мягкий знак не пишется.

Деятельность учителя: систематизирует информацию до изучения нового материала.

Деятельность ученика: дети заполняют пустой кластер, проговаривают теоретический материал.

Вывод:

Графическая систематизация знаний выявляет уровень усвоения учащимися определенных знаний.

2 мин.

Заполнение кластера (по технологии критического мышления).


Формирование

коммуникативных УУД.

Дети учатся слушать и понимать речь других;

- высказывать свое мнение;

- вырабатывать совместные решения.

Распределительный диктант

Работа по карточке

(пишет один ученик, проверяет сильный).


Распределите прилагательные в три столбика: качественные, относительные и притяжательные. Рассуждаем при написании вслух. У доски один ученик.

Вкусный обед, клетчатое пальто, мамины туфли, большущий привет, заячьи следы, деревянный забор, занимательная грамматика, грозный ветер, пластиковая ваза, отцовский зонт, хорошее средство, темный лес, утренняя прохлада, журавлиный крик.

Деятельность учителя: диктует словосочетания, обращается к классу с фразой «Есть замечания? Аргументируй свой ответ.»

Деятельность ученика: отвечающий рассуждает и пишет на доске, на местах дети пишут, делают замечания, доказывают свою точку зрения..

Вывод:

Закрепление умения определять разряд имени прилагательного является главным условием для усвоения новой темы.


Спишите. Прилагательные в скобках поставьте в нужном падеже, выделите окончания и определите род, число, падеж.

Весеннее утро.

(Весенний) утром на (ясный) небе плывут (задумчивый) облака. С высоты льется (переливчатый) песня жаворонка. В воздухе пахнет (теплый) землей. Над (неподвижный) озером поднимается (легкий) туман. Легко дышится на (весенний) воздухе. Он зовет вдаль, к жаркому (синий) морю.

(И.С. Соколов-Микитов).

- Есть замечания? Замечаний нет, это хорошо. Почему в слове задумчивый не определен род? Потому что множественное число.

Деятельность учителя: регулирует работу на уроке – кто работает, а кто проверяет; создает ситуацию успеха.

Деятельность ученика: один дает возможность проверить свои знания, другой – реализовать свои лингвистические компетенции.

Вывод:

Морфологические изменяемые признаки прилагательных усвоили, это поможет при разборе.

2 мин.

2 мин.

Формирование

коммуникативных УУД, коммуникативной и языковой компетенции.

Дети учатся слушать и понимать речь других;

- высказывать свое мнение;

сотрудничать в совместном решении проблемы;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Цель: выявить навык правильного определения окончаний прилагательных.

Формирование познавательных и личностных УУД, познавательной компетенции.

Индивидуальная работа позволяет реализовать системно-личностный подход в обучении.

Психологическая подготовка к восприятию материала

Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Итак, царевна предполагала, что есть кто-то милый, о она – милее, есть румяный, а она – румяней, есть белый (лицом), а она – белее. То есть она назвала такие признаки, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. О чем пойдет речь сегодня? Правильно, речь пойдет о степенях сравнения. Какую цель мы ставим себе на урок?

Деятельность учителя: оживляет память детей, осуществляет межпредметные связи, подводит их к постановке цели.

Деятельность ученика: вспоминают текст, цитируют, ставят цель.

Вывод:

Степеней сравнения всего в русском языке две: сравнительная и превосходная.

1, 5 мин.

Формирование регулятивных УУД.

Обучающиеся учатся:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, предложенному учителем.
Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Закрепление

Работа по учебнику


1. Имя прилагательное, как вы убедились, очень нужная часть речи. Прилагательные делают речь более точной, яркой и образной.

Широко используются в речи такие формы прилагательного, как сравнительная и превосходная степень. Они образуются только от качественных имен прилагательных.

2. Когда необходимо сравнить два предмета по качеству и сказать, что в одном предмете признак проявляется сильнее, ярче, чем в другом, используют сравнительную степень: Здоровье дороже золота. В этом году зима более снежная, чем в прошлом.

3. Когда нужно указать, что данный предмет по качеству превосходит другие, употребляется превосходная степень прилагательного: Лев — сильнейший из хищников. Лев — самый сильный из хищников. Лев сильнее всех хищников.

Запомните: плохой — хуже (ср. ст.); хороший – лучше (ср. ст.).

Деятельность учителя: учит фиксировать недопонятую информацию. Формирует вызов на получение новой информации

Деятельность ученика: при помощи маркеров по методу insert (инсерт) помечают текст по мере осмысления информации.

+- уже знал

! - новое

?- хочу узнать подробнее

Вывод:

Маркировка помогает держать в поле зрения каждого ученика и его интересы.

3 мин.

Использование приема технологии критического мышления.
Формирование регулятивных УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Формирование познавательных УУД и компетенций:

ориентироваться в учебнике;

- пользоваться инструкциями;

- выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя; ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя.




Работа в парах




Объясните, когда используется в речи сравнительная степень прилагательного, превосходная степень прилагательного.

Для ответа используем таблицу. Как вы думает, почему закрыты ячейки? Что объединяет первую графу и третью? Вторую и четвертую? Поработайте в парах, найдите ответ на вопросы.

Расскажем еще раз о степенях сравнения имен прилагательных (выделенная строка закрыта).

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ (в одном предмете признак проявляется сильнее, ярче, чем в другом)

ПРЕВОСХОДНАЯ (предмет по качеству превосходит другие)

простая

составная

простая

составная

-ее-, -ей-, е

более + Н.Ф. имя прилагательного

менее + Н.Ф. имя прилагательного

-ейш-, -айш-

1) самый, наиболее, наименее + Н.Ф. имя прилагательного;

2) всего, всех + сравнительная степень


Деятельность учителя: дает возможность сами прийти к выводу, интересуется разными точками зрения.

Деятельность ученика: сравнивает, анализирует, делает вывод о формах образования степеней сравнения.

Вывод:

Проблемный вопрос учит детей самим находить знания путем сравнения и анализа.


2, 5 мин.


Цель: закрепить теоретические знания.
Формирование познавательных УУД и компетенций:

ориентироваться в учебнике;

- пользоваться инструкциями;

- выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя; ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ.


Дифференцированная работа по развитию речи в группах


Выполним в группах упражнение №753. Сравните по качеству (цвету, размеру, запаху, вкусу и т.п. какие-нибудь предметы окружающего мира и составьте 5-6 предложений с прилагательными в сравнительной степени.

Второй группе я назову предметы, которые можно сравнить: молоко и сливки, океан и море, изба и двухэтажка.

Третьей группе я назову предметы и признаки, по которым можно сравнивать: /. Лёд и вода, платина и золото сравнение по весу.

2. Юпитер и Земля по величине.

3. Волга и Амазонка по длине.

4. Сириус и Полярная звезда по яркости.

Ребята первой группы придумывают предметы и их признаки сами.

Примерная запись: 1) Лед тяжелее воды. Платина тяжелее золота. Молоко легче сливок. 2) Юпитер больше Земли. Море меньше океана. 3) Волга короче Амазонки. Анаконда длиннее сетчатого удава. 4) Полярная Звезда ярче Сириуса.

Прочтите свои предложения. Ребята из других групп сигнализируют карточками, если не согласны.

Деятельность учителя: формулирует проблемную ситуацию.

Деятельность ученика: каждый принимает участие ра боте по своим способностям, записывают предложения, по цепочке их читают, слушают и исправляют других.

Вывод.

Итак, сравнивать можно не все предметы и только по определенным признакам. Какую форму сравнения мы использовали? Верно, сравнительную.


6 мин.

Цель: формировать представления о свойствах степени сравнения, условиях их образования, осуществляя дифференцированный подход в обучении.

Формирование личностных УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний.


Регулятивные УУД:

-ориентироваться в информации;

- пользоваться инструкциями;

-делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила;

-выразительно читать текст.


Игра «Стоп!»

На слайдах читаем прилагательные, тут же образуем степень сравнения, если не образуется – говорим «стоп».

Сладкий слаще

далёкий — ...

дорогой — ...

жёсткий — ...

страшный — ...

светлый — ...

сильный — ...

вкусный — ...

хороший ... и т. д.

Деятельность учителя: произносит прилагательные, а учащиеся поочерёдно (по рядам) должны правильно назвать формы их сравнительной степени.

Деятельность ученика: при наличии ошибки ряд теряет право ответа, а продолжает отвечать тот ряд, который дружно и организованно отреагировал на ошибку, ответив «Стоп!».

Вывод.

Молодцы, ошибок сделали немного, были внимательны. Помним о том, что есть в русском языке такое явление, как чередование согласных.


2 мин.

Цель: учить на слух выявлять ошибки, предупреждать их появление в речи. Дети дополняют друг друга и превращают разные мысли в одну, более полную.

Регулятивные УУД и культуроведческая компетенции:

выполнение практических заданий на основе изученной информации.


Физминутка

Деятельность учителя: приглашает ученика к проведению физминутки, сам выполняет все действия.

Деятельность ученика: под руководством своего товарища выполняют движения для рук и глаз.

Вывод.

С новыми силами приступаем к дальнейшей работе.

1 мин.

Создание здоровье сберегающей среды.

Самостоятельная работа со взаимопроверкой


Самостоятельно выполните упражнение №754. 1. Запишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы и обозначал грамматическую основу. Укажите прилагательные в сравнительной степени. Каким членом предложения они являются?

1) Злые языки стр..шнее п..столета. (А Грибоедов.)

2) Правда св. .тлее со(?)нца. 3) Добрая слава д.р.же б.гатства. 4) Утро веч..ра мудр..нее. 5) Маленьк.. дело луч(?)ше больш.. безделья. б) Скупой б. .гач(?) б. .днее б.дняка. 7) Бе(с, з)честье хуже смерти.

2. Укажите разряд прилагательных, от которых образована сравнительная степень.

Поменяйтесь тетрадями. Сверьте с образцом (проектор) и подчеркните ошибки.

1) Злые языки страшнее (кач.) пистолета. (А Грибоедов.)

2) Правда светлее (кач.) солнца. 3) Добрая слава дороже (кач.) богатства. 4) Утро вечера мудренее (кач.). 5) Маленькое дело лучше (кач.) большого безделья. б) Скупой богач беднее (кач.) бедняка. 7) Бесчестье хуже (кач.) смерти.

Встаньте, у кого нет ошибок. Молодцы. У кого одна-две ошибки? Остальным – быть внимательнее.

Деятельность учителя: дает задание, комментирует, во время выполнения заглядывает в тетради (особенно детей слабой группы).

Деятельность ученика: работают в тетрадях, корректно делают замечания при взаимопроверке.

Вывод.

Итак, обратите внимание: сравнительная степень употребляется только в роли сказуемого.

6 мин.

Цель: активизировать самостоятельную работу, проверить усвоение темы.

Формирование регулятивных УУД, языковой и лингвистической компетенций:

- пользоваться инструкциями;

- ставить и

применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила.


Клоус-тест (проектор).

Закройте учебники.

Перед вами предложения с пропущенными словами. Какими – вы должны догадаться сами (пауза).

1) … большие ж. .вотные, ж. .вшие до сих пор на (З,з)емле, — ящеры, вес их дост. .гал восьмидесяти то(н,нн).

2) … сложный язык в мир.. — китайский, а самая дли(н,нн)ая азбука (она содержит 72 буквы) — в кхмерском языке. З) Из всех стихийных бедствий … ущерб прич.няют нав.днения. 4) П.дземное оз.ро, которое обнаружено на север.. Наниби., ок..залось … б.льшим в мир... . 5) Туннель, который прол..гает (под) рекой (Е,е)вфрат, являет(?)ся … старым туннелем в мир..; его возр. .ст около четырех тысяч(?) лет.

Откройте учебники, кто не смог вставить слова, найдите упр. 755-ое. Кто обойдется без помощи учебника? Читаем предложения. А что объединяет слова, которые вы вставили, и сами предложения? Прочтите предложения в учебнике. Вот как можно разнообразить предложения со ставной степенью сравнения прилагательных. А теперь запишите, вставьте пропущены орфограммы.

1) Самые большие животные, жившие до сих пор на Земле, — ящеры, вес их достигал восьмидесяти тонн.

2) Наиболее сложный язык в мире — китайский, а самая длинная азбука (она содержит 72 буквы) — в кхмерском языке. З) Из всех стихийных бедствий наибольший ущерб причиняют наводнения. 4) Подземное озеро, которое обнаружено на севере Нанибии, оказалось самым большим в мире. 5) Туннель, который пролегает под рекой Евфрат, является наиболее старым туннелем в мире; его возраст около четырех тысяч лет.

Деятельность учителя: помогает добывать знания самостоятельно, опираясь на анализ и синтез.

Деятельность ученика: выбирает для себя путь решения проблемы, записывает, аргументирует.

Вывод.

Таким образом, составная степень сравнения прилагательных помогает точнее передать интенсивность его признака.


7 мин.

Формирование регулятивных УУД, языковой, культуроведческой и лингвистической компетенций:

- применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила.

Цель: обучать осознанному, орфографически правильному письму, умению определять синтаксическую функцию степени сравнения.


Рефлексия

- Итак, для чего используются в речи имена прилагательные? Имя прилагательное делают речь более точной, яркой и образной.

Дополним кластер.

- Назовите формы сравнения имен прилагательных, от каких прилагательных они образуются? Сравнительная и превосходная степень. Они образуются только от качественных имен прилагательных.

- Когда используется сравнительная степень? Когда нужно сравнить два предмета по качеству и сказать, что в одном предмете признак проявляется сильнее, ярче, чем в другом, используют сравнительную степень.

- Когда используется превосходная степень? Когда нужно указать, что данный предмет по качеству превосходит другие, употребляется превосходная степень прилагательного.

Составим синквейн.

Степень

Сравнительная, превосходная.

Сравнивает, анализирует, выявляет.

Простая и составная формы в каждом виде.

Не ошибайся!

Деятельность учителя: помогает обобщить знания.

Деятельность ученика: отвечает на вопросы, маркирует теоретический текст, придумывает синквейн.

Вывод.

Вернитесь к маркерам. У кого остался знак ? Молодцы, ни у кого, это означает, что тема усвоена.


2 мин.

Использование технологии критического мышления.

Цель: соотнести новую информацию и имеющиеся знания, выработка собственной позиции, оценка процесса.


Формирование познавательных УУД:

-извлекать информацию представленную в разных формах (схема);

- анализировать, сравнивать, обобщать.

Домашняя работа

Дома выполните морфологический разбор прилагательных наиболее сложный, самым большим из упражнения № 755. Выучите теорию на стр. 294-295. Есть вопросы?

Деятельность учителя: дает инструктаж по выполнению заданий.

Деятельность ученика: записывают, читают задание.


1 мин.

Словесный метод.

Формирование личностных УУД:

-мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Оценивание

С каким настроением вы заканчиваете урок? Поднимите карточки-смайлики.

Благодарю за работу и желаю вам дальнейших успехов!

Деятельность учителя: ставит и комментирует оценки.

Деятельность ученика: оценивают свое настроение.


1 мин

Словесный метод.

Формирование регулятивных УУД:

- учатся осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconУрок русского языка в 6 классе. Учитель Насонова Е. Ю. Тема урока...
Познакомить с опознавательными признаками качественных, относительных и притяжательных прилагательных
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconТема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных,...

Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconОтдых и стиль жизни: что предпочитаете Вы?
Сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных / Comparative and superlative degrees of comparison
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconКонспект урока звуковые волны (Тема урока) фио бочарова Ирина Викторовна
Цель урока: Формирование представления, что звуковая волна – частный случай механической волны
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconКонспект урока одна и две буквы н в наречиях на -о и Е. Фио безкоровайная Ирина Викторовна
Р. р обучать конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для закрепления умений написания родовых окончаний имён прилагательных; определения рода имён прилагательных по роду...
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна icon1 – слайд. Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень
Цели: дать понятие о степенях сравнения; познакомиться с образованием простой и составной форм сравнительной степени
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconУрок русского языка "н-нн в суффиксах имен прилагательных" Тип урока
Образовательная: объяснить правописание н-нн в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,...
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна icon2. Вы знает, что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает эта часть речи?
Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,...
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconУчитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 5 Тема урок
Цель урока: познакомить учащихся с окончаниями имен существительных в единственном числе во 2 склонении
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconКонспект урока склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных...
Склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconКонспект урока русского языка в 4 классе Тема: "Различие безударных...
Тема: “Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода ”
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconПлан-конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Разряды прилагательных по значению»
Образовательные: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями; совершенствовать навыки...
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Конспект урока сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных фио танеева Ирина Викторовна iconУрок по русскому языку на тему: «Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных»
Совершенствовать навык правописания н и нн в полных и кратких формах имен прилагательных, умение обнаруживать данную орфограмму,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск