Слайд№1
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа».
Слайд № 2 По мнению А. И. Васильевой, методическая работа в дошкольном учреждении – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.
Слайд № 3 Л. И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно–образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения ее объекта, направленных для качественной педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей.
Под методической работой в современном дошкольном образовательном учреждении Слайд № 4 К. Ю. Белая предлагает понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно–воспитательного процесса.
Слайд № 5 По мнению Л. М. Волобуевой методическая работа – это часть целостной системы непрерывного образования воспитателей, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала всех педагогов, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Все исследователи правы в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.
Слайд № 6 Таким образом, методическую работу в ДОУ можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.
Основная цель Слайд № 7 методической работы – подготовка педагогических кадров к достижению требуемого качества образования.
Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет – копилка традиций дошкольного учреждения, «мозг дошкольного учреждения».
Методический кабинет в ДОУ создан для того, чтобы оказывать повседневную и целенаправленную методическую помощь воспитателям и специалистам в осуществлении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в подготовке к рабочему дню, методическим мероприятиям, мероприятиям по работе с семьями воспитанников, к занятиям по самообразованию.
Методический кабинет современного ДОУ, по мнению К. Ю. Белой, должен рассматриваться как «… творческая мастерская, где педагог может получить конкретную методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса».
Цель методического кабинета: Слайд № 8
Постоянное, своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания. воспитателей рубриками.
должен быть доступен каждому педагогу, иметь удобный, гибкий график работы, проведения совещаний, семинаров, консультаций.
оформление должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе. Слайд № 9
должен иметь исчерпывающую информацию.
Опыт, представленный в кабинете, должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.
Для того, чтобы методический кабинет отвечал современным требованиям и запросам педагогов при его организации необходимо соблюдать следующие принципы: Слайд № 10 методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь гибкий график работы; методический кабинет должен обеспечивать эффективное и своевременное информирование о новых разработках в психолого – педагогической науке и передовой практике, о нормативно – правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания; методический кабинет должен содержать документальное сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ (годовой план, материалы педсоветов и пр.); всё оформление методического кабинета должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе; материал, представленный в методическом кабинете, должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.
В каждом учреждении найдутся свои, особенные подходы к созданию методического кабинета, которые будут продиктованы конкретными предложениями педагогов. А для этого можно провести круглый стол с педагогами и предложить к обсуждению следующие вопросы: (Слайд № 11)
Для чего нужен методический кабинет?
Что в нём следует изменить и почему?
Какими материалами нужно пополнить методический кабинет в первую очередь? (Приложение №1)
В современном дошкольном учреждении оборудованы: кабинет практического психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, логопеда и другие. Это позволяет часть материалов, которыми пользуются воспитатели, сосредоточить в соответствующих кабинетах.
Материалы методического кабинета должны быть систематизированы и разделены на разделы в соответствии с общей номенклатурой дел дошкольного учреждения:
Слайд № 12
Нормативные и инструктивные материалы;
Учебно-методическое обеспечение.
Наглядно-иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный).
Литература педагогическая и детская, периодические издания.
Выставки.
Документация по содержанию работы ДОУ.
1. Нормативные документы слайд № 13
Дубликаты нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми: Закон об образовании, Концепция по дошкольному воспитанию, Положение о дошкольном учреждении, методические письма, документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и т.д.
2. Учебно-методическое обеспечение слайд № 14
Рекомендации по каждому разделу программы, опыт работы, перспективные планы и тематические циклы конспектов занятий и других форм организации детской деятельности в разных возрастных группах.
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями содержание методического кабинета должно отражать специфику образовательных областей: слайд №15
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Имеющийся в методическом кабинете материал располагается в соответствии данных областей.
3. Нагляно – иллюстративный материал слайд № 16 (демонстрационный и раздаточный)
4. Литература педагогическая и детская, периодические издания. Слайд № 17
Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для педагогов (методическая и справочная литература) и книги для детей. Литература для педагогов также делиться на 10 образовательных областей.
Книжный фонд должен строго учитываться. Для этого составляется картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели. Карточка оформляется следующим образом: автор, название, издательство, год издания.
Картотеку на статьи периодических журналов целесообразно располагать по тематике в соответствии с разделом программы. Слайд № 18
5. Выставки. В кабинете целесообразно оформить выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие, как «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки литературы» с рекомендациями по использованию, «Календарь знаменательных дат», «Знакомьте детей с природой» (по сезонам) – методические рекомендации, конспекты, наблюдения на прогулке, художественное слово, иллюстрации, «Готовимся к Педсовету». Постоянным является название рубрики, но не тот материал, который представляется в течение года. Среди эпизодических выставок можно выделить, например, такие: «Изучаем педагогическое наследие», «Смотры-конкурсы», «Знакомство с творчеством писателей (художников, музыкантов и др.)», «Альтернативы» (о разных программах воспитания и обучения дошкольников) и многие другие, потребность в которых возникает в течение учебного года. Слайд № 19
Рекомендации по оформлению выставок:
Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и т.д.), то должен быть представлен план его изучения, рекомендации для воспитателей по работе с ним, опыт работы по данному документу других дошкольных учреждений).
Методические рекомендации по данной теме (история праздника, рекомендации для воспитателей по работе с детьми и родителями, беседы, занятия маме(папе) в подарок).
Литература по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или картотеку).
Опыт работы, связанный с этой темой.
Наглядный материал, связанный с данной проблемой: перечень оборудования, чертежи, схемы, образцы поделок и т.д.
Помимо этого в кабинете должен быть стенд: «Методический календарь», «В помощь воспитателю», «Методический калейдоскоп», «Педагогический календарь», «Методический уголок» и др. Здесь сообщается о предстоящем педсовете (дается тематика, повестка дня с указанием ответственных, решение предыдущего педсовета). Вывешивается план работы на месяц, план оперативного контроля (Приложение № 7), план-график аттестации на 5 лет.
6. Документация по содержанию работы ДОУ. Слайд № 20
Годовой план работы дошкольного учреждения, в который включён блок «методическая работа с кадрами», составленная на основании опроса педагогов по схеме:
- направления педагогической работы, по которым есть затруднения и необходима помощь;
- направления педагогической работы, по которым педагог имеет интересный опыт и готов поделиться с коллегами. (Приложение №2)
По итогам опроса составляется диагностическая карта (Приложение № 3 )
Годовой план составляется в двух формах: текстовом и графическом. Текстовая форма позволяет оценить полноту, целостность содержания плана, а графический – оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы не было перегруженных месяцев. СЛАЙД № 21 План-график составляется виде календарной сетки, где по горизонтали – месяцы, а по вертикали – виды работ, в квадратах – конкретное содержание дел.(Приложение №4)
Тетрадь протоколов заседаний Совета педагогов. (Приложение № 5 )
Циклограмма деятельности (Приложение № 6)
Личный план работы с кадрами на месяц. Он ведётся в любой удобной форме. Это может быть циклограмма деятельности, еженедельник или картотека дел.
Журнал поступлений и учёта литературы, пособий.
Документация о состоянии учебно-воспитательной работы. Тетрадь (или отдельные схемы) посещения групп, где фиксируются наблюдения, итоги тематического контроля, итоги диагностики знаний, умений и навыков детей.
Тетрадь «Формы методической работы с кадрами в детском саду». В ней очень кратко фиксируется тема, число, месяц, год и план проведения того или иного мероприятия, фамилия ответственного. Вся тетрадь делится на разделы, которые соответствуют формам методической работы. Ведение этой тетради поможет Вам при составлении отчётов «для проверяющих». В этой тетради фиксируются краткие обсуждения открытых просмотров, а конспекты занятий прилагаются, это – «золотая копилка» педагогического мастерства вашего учреждения. Можно в этой же тетради записать конкурсы, экскурсии, деловые игры. У каждого руководителя может быть своя, удобная, необходимая ему система записей и документального оформления результатов работы.
Документация по работе со школой: договор о сотрудничестве, информационные карты выпускников (данные о готовности детей к школе)
Учебные средства в ДОУ условно можно разделить на группы: для воспитателя, для детей:
Ι Средства, используемые воспитателем. Слайд № 22 Наглядные средства: - печатные пособия – отдельные картинки, серии картин, альбомы, плакаты, комплекты фотографий, печатные настольные игры и пр.;
- диафильмы, видеофильмы, диапозитивы, аудиозаписи и др.;
- пространственные и натуральные объекты: гербарии, муляжи, модели.
Технические средства: СЛАЙД № 23
- диапроектор;
- магнитофон;
- проигрыватель;
- телевизор;
- фотоаппарат. СЛАЙД № 24
ΙΙ Средства, используемые детьми, необходимы для организации различных игр (творческих, ролевых, подвижных, учебных, игр-драматизаций, игр с правилами).
- тематические игрушки: дидактическая кукла, постельные принадлежности, посуда, игрушка-инструмент труда (швейная машина, стиральная машина и пр.). игрушки-животные и пр.)
- технические игрушки: средства транспорта.
- настольные игры: пирамиды, башни, матрёшки, парные картинки, игрушки-вкладыши и др.
- строительный материал: крупный и мелкий строитель, конструкторы;
- игрушки-забавы;
- пособия для театрализованных игр Требования к учебным средствам, имеющимся в методическом кабинете СЛАЙД № 25
Эстетические:
- реалистическое изображение предмета;
- выразительное изображение предмета, которое вызывало бы у детей интерес, воздействовало бы на них эмоционально, развивало их эстетический вкус.
- учёт национальных традиций (колорит, форма, материал);
- использование современных различных материалов и форм отделки. СЛАЙД № 26
Гигиенические требования:
- учёт психофизиологических особенностей детей (цвет, размер, вес, поверхность, конструкция средств;
- недопустимость использования острых, бьющихся, режущихся и прочих опасных материалов;
- гарантия безопасности небольших деталей (прочный способ закрепления). СЛАЙД № 27
Специфические требования:
- изображение объекта должно быть типичным, с ясно выделяемыми характерными, свойствами, содержать доступную для усвоения детьми информацию;
- напечатанные картинки наклеены на прочную бумагу, материал, картон или ламинированы;
- размеры демонстрационных картин: 108х72 см, 86х62см, 54х36 см;
- раздаточные картинки – 10х15 см, 8х12 см, 6х9 см, они должны храниться комплектами в коробке. Таким образом, при создании (или переоборудовании) методического кабинета целесообразно выделить следующие этапы работы: СЛАЙД № 28
1. Определить общий принцип расположения материала:
- по образовательным областям
2. Систематизировать имеющийся методический материал по видам, составить на него картотеку.
3. Разработать перспективный план пополнения материала, исходя из целей и задач образовательной программы.
4. Систематизировать наглядные пособия по видам, проанализировать возможность использования их для организации воспитательно-образовательной работы в каждой области детской деятельности.
5. Продумать целесообразность размещения данного материала в методическом кабинете или в его филиале.
6. Составить каталог или перечень имеющегося материала. Из вышесказанного можно сделать вывод: одним из слагающих успешности реализации методической работы в ДОУ является организация работы методического кабинета, который позволит обеспечивать рост педагогического мастерства и творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс в соответствии с современными требования, с учетом потребностей воспитанников и запроса социума.
Слайд № 29
Спасибо за внимание! |