«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся





Скачать 97.36 Kb.
Название«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся
Дата публикации08.07.2014
Размер97.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
День Российской науки (8 февраля) (слайд 1)

135-летию Павла Петровича Бажова посвящается…(слайд 2)

«Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова

Цель: - расширить кругозор обучающихся,

- расширить знания о личности Пб Бажова и его сказах,

- развить творческие способности,

- воспитать интерес к творчеству уральского сказителя,

- воспитать патриотические качества и гордость за своего соотечественника.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга (слайд 3) в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода (слайд 4) Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков. (слайд 5).

(Отец) Петр Васильевич Бажов был мастером пудлингово-сварочного цеха Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга. (Мать писателя), Августа Стефановна, была искусной кружевницей. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа. (слайд 6).

Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.

(слайд 7). Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве. (слайд 8)

Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. (слайд 9).

Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой.

Так, 9-летний мальчик однажды наизусть прочел весь школьный сборник стихотворений Н.А. Некрасова, выученный им по собственному почину.

Все советовали учить сына дальше, но бедность рабочей семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище. Даже единственного ребенка рабочая семья там учить не могла.

Остановились на Екатеринбургском духовном училище: в нем самая низкая плата за обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры, снимавшиеся училищем, – эти обстоятельства оказались решающими.

Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов был зачислен в Екатеринбургское духовное училище. Содействие друга семьи понадобилось потому, что духовное училище все-таки было не только, так сказать, профессиональным, но и сословным: готовило главным образом служителей церкви, и учились в нем преимущественно дети духовенства.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и современной литературой.

В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов. Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои «кадры»: выбор высших учебных заведений для окончивших семинарии был жёстко ограничен Дерптским, Варшавским, Томским университетами.

(слайд 10) Бажов решил учительствовать в начальной школе в районе, населенном старообрядцами. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска,  а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.

В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор,  изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище. И Бажов вернулся туда – теперь уже в качестве преподавателя русского языка. Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят.

В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где до 1914 года вел занятия по русскому языку, а временами – по церковнославянскому и алгебре.

(слайд 11) Здесь он знакомится со своей будущей женой, а на тот момент просто его ученицей, Валентиной Иваницкой, с которой они поженились в 1911 году. Брак был основан на любви и единстве устремлений. Молодая семья жила более содержательной жизнью, чем большинство сослуживцев Бажова, проводивших свободное время за картами. Супруги много читали, бывали в театрах. В их семье родилось семеро детей.

Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В связи с материальными затруднениями супруги переселились в Камышлове, поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в Камышловское духовное училище. (слайд 12, 13).

Участвовал в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае.

(слайд 14) Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.

В 1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты». В это время им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора.

С 1930 г. - в Свердловском книжном издательстве. (слайд 15).

(слайд 16). В 1937 году Бажова исключили из партии (через год — восстановили). Но тогда, лишившись привычной работы в издательстве, он посвятил всё своё время сказам, (слайд 17) и они замерцали в «Малахитовой шкатулке» подлинными уральскими самоцветами.

В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.

Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР.

Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.

Вы скажете: «А сказ и сказка не одно ли и то же!?» Есть общее и есть различия. (слайд 18, 19).

(Слайд 20).

(Слайд 21). Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.

Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.

(слайд 22). Главная тема бажовских сказов — простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.

Один из самых ярких образов такого рода — Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка». Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Даниле раскрыть свой талант — и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок.

Расцвет творчества писателя пришёлся на годы Великой Отечественной войны. Он обращается к историческому прошлому Урала, его лучшим профессиональным традициям. Особенно много он встречается и беседует со старыми рабочими, записывает рассказы. Бажовская «шкатулка» пополняется новыми сказами.

В 1942 году «Малахитовая шкатулка» выходит вторым изданием, а в 1944 – третьим и четвёртым. Всё больше читателей узнают о книге, всё больше растёт спрос на неё.

(Слайд 23). В годину народной борьбы за победу книга оказалась особенно близкой людям, находившимся от дома. Бойцы в письмах с фронта писали Бажову, что книга о народной мудрости и мастерстве учит гордиться вековой славой уральцев, крепче любить Родину и защищать её от посягательств врагов. Писатель Борис Полевой в своих воспоминаниях рассказывает о том, как однажды в блиндаже у Вислы он увидел майора, с увлечением читающего ночью перед боем какую-то книгу: «Мы видели, как этот невысокий человек, который вот уже около пяти дней нёс на себе непосильную тяжесть, руководя горсткой советских солдат за рекой, человек, которому полагалось бы в эти редкие минуты отдыха свалиться и уснуть каменным сном, тихо прошёл в глубь блиндажа, засветил карбидную лампочку, вытащил из подсумка какую-то книжку с оторванным переплётом и стал читать. Да, именно читать страницу за страницей, спокойно, сосредоточенно, будто сидел он за освещённым столиком в тихом библиотечном зале, а не лежал на соломе на крошечном куске земли, окружённом вражескими войсками, где его в любое мгновение мог похоронить снаряд… по мере того как он читал, его напряжённое нервное лицо как бы отходило, преждевременные морщины разглаживались на нём, оно становилось спокойным и точно бы помолодело. Читал он с полчаса, потом закрыл книгу, задумался о чём-то своём и, вероятно, очень далёком от его беспокойных фронтовых дел, вздохнул, убрал книгу в полевую сумку и прилёг на соломе. Но заснуть ему так и не удалось». В тяжёлом бою погиб майор, а книга, которую он читал в последние часы своей жизни, досталась как наследство фронтовым корреспондентам. Это была «Малахитовая шкатулка»…

А самая узнаваемая история из «Малахитовой шкатулки» – … (слайд 24) «Серебряное копытце», всем очень хорошо знакомая с детства. Посмотрим мультипликационный фильм, снятый по этому сказу. При этом обратите внимание на речь героев: какая она плавная, напевная, сколько в ней преобладает интересных слов!

Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость. Однако Бажов — не фольклорист-обработчик, а самостоятельный художник, использовавший знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей. А какие же это сказы? (Слайд 25). Проведём «Викторину по сказам Бажова». (Презентация «Викторина»).

Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел придать фантастическим персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой сложной психологией.

(Слайд 26). Сказы Бажова — пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного языка, Бажов избегал злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение Бажова).

Сказы П.П.Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки - цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.

Творчество Павла Петровича оставило огромное наследие богатства языка народа, его историй и учений. Талантом Бажова восхищались и ценили во все времена. Например, Демьян Бедный. (слайд 27).

Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода.

Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках-южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.

(Слайд 28). Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.

Но память о Бажове жива по сей день. (Слайд 29). В доказательство тому нашими современными российскими режиссёрами снят не один мультипликационный фильм по сказам П.П. Бажова, а по мотивам сказов снят художественный фильм «Книга мастеров», который я предлагаю вам посмотреть.
Задания.

В ходе нашего мероприятия звучало много названий сказов Павла Петровича Бажова, практически все они носят двойное название, то есть являются словосочетанием (сущ. + прилаг.). Я выбрала несколько названий сказов, но они у меня рассыпались. Попробуйте правильно собрать названия сказов Бажова.

А ещё я предлагаю вам разгадать кроссворд по сказам Бажова и ознакомиться со словарём названий минералов, встречающихся в сказах П.П. Бажова.
Рефлексия.

Собираем цветок:

  • Красный лепесток – всё было понятно, всё понравилось;

  • Желтый лепесток – было не всё понятно и не очень интересно;

  • Синий лепесток – урок не понравился, ждал его окончания.


Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Ирина Анатольевна Мельникова.

Спасибо за внимание! До новых творческих встреч!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconПрезентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки...
Организовать деятельность учащихся по анализу сказа, на примере этого сказа попытаться раскрыть значение природных драгоценностей,...
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расширить кругозор обучающихся в процессе изучения данного вида прикладного искусства
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: расширить кругозор детей по сказкам братьев Гримм, воспитывать любознательность, развивать любовь к чтению
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconНазвание проекта. «Гордость Каталонии»
...
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconЦель курса: дать представление о строении, свойствах, многообразии...
Цель мероприятия: в игровой форме проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы «Соединения химических элементов», сделать...
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова, показать своеобразие,...
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconКлассный час утренник Тема: "Сказка-Родина чувств" (по творчеству Г. Х. Андерсена)
...
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconРабочая программа научно-исследовательской работы
Цель мероприятия: в игровой форме проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы «Соединения химических элементов», сделать...
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Повторить уровень математического развития учащихся, расширить кругозор, активизировать мышление, развивать интерес к занятиям...
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconПояснительная записка Программа «Волшебная шкатулка оригами»
Программа «Волшебная шкатулка оригами» рассчитана на детей 6-7 летнего возраста, то есть для 1 класса
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обобщить, закрепить, повторить знания, умения полученные за курс 7 класса; активизировать стремление к самостоятельности, к...
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся icon«южно-российский государственный технический университет (новочерскасский...
Цель мероприятия: в игровой форме проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы «Соединения химических элементов», сделать...
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся icon«южно-российский государственный технический университет (новочерскасский...
Цель мероприятия: в игровой форме проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы «Соединения химических элементов», сделать...
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconЗадачи урока: Пробудить интерес к предмету, расширить общий кругозор...
Цель урока – формирование представления учащихся о государственной символики стран мира
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся iconПервое высшее техническое учебное заведение россии министерство образования...
Цель мероприятия: в игровой форме проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы «Соединения химических элементов», сделать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск