Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
пос. Старый Бисер Горнозаводского района Пермского края
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Чтение, 4 класс
Методическая разработка и презентация «Ими славится Россия»
Автор: Борисова Галина Алексеевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2009год
Тема урока: П.П.Бажов «Серебряное копытце» Цель урока: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова, показать своеобразие, необыкновенность, красоту сказов Бажова; прививать интерес к литературе; воспитывать в детях красоту, отзывчивость, душевность, умение переживать. Оборудование: Презентация «Ими славится Россия» (П.П.Бажов). Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала
Работа по презентации
Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10 Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Чтение произведения Работа над произведением
Домашнее задание Итог урока
| Сегодня мы начнём знакомство с произведением писателя, имя которого знакомо вам с раннего детства, а его сказы с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Вот некоторые отрывки из них:
«Ну, что Данило – мастер, не вышла твоя дурман – чаша? – Не вышла, - отвечает.
- А ты голову – то не вешай. Другое попытай! Камень тебе будет, по твоим мыслям.
– Нет, - отвечает, не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.
- Показать – то, - говорит, - просто, да потом жалеть будешь.
- Не отпустишь из горы?
- Зачем не отпущу? Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются. ( «Каменный цветок») «Вдруг из самой середины вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже с голуба. Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченясь платочком махнула и пошла плясать. И так у неё легко да ловко выходит, что и сказать нельзя…» - Кто автор этих удивительных сказов? (П.П.Бажов) Сейчас я расскажу о самом писателе, а потом познакомимся с его произведением. Павел Петрович Бажов
Родился в семье рабочего. Семья была дружная. Жили бедно.
Закончил школу на «отлично». Не забывал рассказы бабушки, которая рассказывала внуку о Медной горе.
Прожил 71 год. 1.Русский писатель, журналист, фольклорист, учитель.
2.Заведующий Свердловской писательской организации.
3.Главный редактор и директор Уральского книжного
издательства.
4.Редактор альманахов по уральскому краеведению.
5.Депутат Верховного Совета СССР
6.Создатель 56 сказов. Вот некоторые из них.
Серебряное копытце, Хозяйка Медной горы, Сказы, Каменный цветок» Сравни сказку и сказ
СКАЗКА
| СКАЗ
| Сказочные герои и
события.
| Описание реальных событий
с элементами сказки.
| Волшебные герои.
| Главные герои — рабочие, мастера, добытчики.
| Вымысел.
| Главная тема — жизнь и быт рабочих Урала.
| Устное народное творчество.
| Есть рассказчик.
|
Сказы П.П.Бажова стали очень нужны и на фронте и в тылу. В разгар войны, в 1943 году Бажов писал во фронтовую газету "В бой за Родину!": "Посылаю сказ "Чугунная бабушка", который по моему пониманию тоже должен работать против врага«.
1939 год - Бажов объединил сказы в книгу
«Малахитовая шкатулка» (Государственная премия СССР,1943 г.) Книга была отправлена в Нью-Йорк на Международную выставку.
Главная тема творчества П.П.Бажова – простой человек, его труд, талант
и мастерство.
Павел Петрович своими сказами открыл миру:
1.Уральские легенды.
2.Уральские характеры.
3.Уральский язык.
4.В его сказах - жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей. Дом - музей П.П.Бажова в Екатеринбурге
Художественные фильмы
«Каменный цветок»»
«Крылатые кони»
«Тайна заединщиков»
«Тайна зелёного бора
Мультипликационные фильмы
«Горный мастер»
«Золотой волос»
«Каменный цветок»
«Малахитовая шкатулка»
«Медной горы хозяйка»
«Огневушка-поскакушка»
«Подарёнка»
«Серебряное копытце»
«Синюшкин колодец»
«Травяная западёнка»
П.П.Бажов и музыка
4.Оркестровая сюита Г.Фрида «По мотивам сказов» (1946).
2.Опера К.Молчанова «Сказ о каменном цветке» (1950).
3.Балет С.Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (1954).
4.Симфоническая поэма А.Муравьева «Азов-гора»(1949). Награды П.П.Бажова
Мы гордимся вами!
Государственная премия СССР
Орден Ленина
Сталинская премия второй степени
Миллионные тиражи "Малахитовой шкатулки".
Его именем названы улицы, библиотеки.
В Копейске есть посёлок его имени.
По Волге ходит пароход "Павел Бажов".
В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.
Каждое лето с 1993г. в Чебаркульском районе проводится Бажовский фестиваль
Мы можем гордиться, что Павел Петрович Бажов - наш земляк, уралец. 1950 год - похоронен на Ивановском кладбище в Екатеринбурге.
«Человек умрет, а дело его останется. Вот и смекай, как жить-то".
Эти слова с полным правом можно отнести и к самому писателю. Они и написаны на памятнике Бажову на его могиле.
Монета Банка России — Серия: «Выдающиеся личности России», 115-летие со дня рождения П.П. Бажова, 2 рубля, реверс
Автор: Банк России.
Время создания: 1994г. Премия имени П.П.Бажова – учреждена в 1999 году. Вручается писателям Екатеринбурга.
1.Из каких произведений эти иллюстрации? 2. 2.Выбери только героев сказов П.П.Бажова (Огневушка - Поскакушка, Хозяйка Медной горы, Данила-мастер, Степан, Танюшка, Мишка).
27 января 2009г. - 135 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова.
На фестивале творчества П.П.Бажова
Сегодня мы начнём читать сказ «Серебряное копытце», который был опубликован в альманахе «Уральский современник» в 1938 году. Учащиеся читают до слов «Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться» с.22 Каким вам показался старик Кокованя?
Подтвердите ваше мнение словами из произведения.
Какой себе представили Дарёнку? Как о ней говорит Бажов? (найти)
Как автор относится к девочке?
Почему так считаете?
Что вы можете сказать о семье, в которой жила Дарёнка?
Почему Дарёнка согласилась пойти жить к Коковане?
Чем был необычен Серебряное копытце? (найти)
Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой в лес?
Как вы думаете, увидит Дарёнка Серебряное копытце? Выписать в тетрадь слова, характеризующие Дарёнку, и Кокованю.
Подготовиться к выразительному чтению
Чем запомнился урок?
| |