«Государственная символика стран мира»
учитель: Ковалева Алена Анатольевна
Цель урока – формирование представления учащихся о государственной символики стран мира.
Задачи урока:
Пробудить интерес к предмету, расширить общий кругозор учащихся, углубить знания;
Развивать умения анализировать и сопоставлять географические карты, находить ответ в нестандартных ситуациях;
Развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся;
Развивать интерес к чтению дополнительной литературы;
Воспитывать культуру общения и чувства ответственности;
Сформировать умения выступать перед аудиторией и работать в группах.
Показать связь географии с историей.
Тип урока – обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: политическая карта мира, карточки задания для каждой команды, разноцветные жетоны; компьютер с проектором и магнитофон. На доске плакат – государственная символика России – гимн, флаг, герб; сводная таблица для викторины. ХОД УРОКА
Организационный момент: Взаимное приветствие учителя и учеников.
Вступительное слово учителя:
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок на тему «Государственная символика стран мира».
Цель урока – формирование представления о государственной символики стран мира.
Давайте сначала порассуждаем, что такое – символ страны. Для этого ответим на вопрос «Символы России, что это такое?
Как велика моя страна!
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы...
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Н. Забила
Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные.
Кто-то вспомнит бескрайние просторы, луга, поля, леса, кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, Шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор, храм Христа Спасителя. А кто-то, возможно, обратит свой мысленный взор к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.
Каждый по-своему будет прав. И прежде всего из-за неоднозначности понятия «символ» его многомерности.
Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы.
Для любого современного государства его символ существует в триединстве: герб, флаг и гимн
Государственные символы — установленные конституцией или специальным законом отличительные знаки конкретного государства [6].
К государственным символам в разных странах относятся герб, флаг, гимн, девиз, печать.
Герб
Герб (польск. herb от нем. erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.).
Изучением гербов занимается наука геральдика – вспомогательная дисциплина курса истории.
Флаг
Флаг — полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, поднимаемое на специальной мачте (флагштоке). Изучением флагов занимается вексиллология (от лат. vexillum — «знамя», «флаг») - вспомогательная дисциплина курса истории.
Государственный флаг является одним из государственных символов. Кроме государственного, многие государства имеют военно-морской и торговый (коммерческий) флаги.
Гимн
Национальный гимн - песня, являющаяся одним из видов национальных символов, наряду с флагом и гербом.
Использование религиозного гимна как боевой песни порождает явление так называемого «национального гимна» — торжественной песни нерелигиозного содержания, исполняемой при всех официальных случаях.
Символика государства – важная составляющая государственности в целом, это патриотические символы для граждан государства, отличительные знаки-символы конкретной страны в мировом сообществе.
Символикой страны отражают исторические, военные, политические, культурные и даже религиозные истоки и традиции государства, переплетения межнациональных культур, а также ориентированность государства на перспективу и отношения с другими странами.
Отношение к официальной символике государства - гимну, гербу и флагу - связано с отношением человека к государству, со смыслом, вкладываемым в это понятие каждым человеком.
Положительное отношение к символике государства указывает на комплекс патриотических переживаний: уважения и любви к Родине в целом, привязанности к «малой родине», желания процветания и мощи своему отечеству.
III. Конференция «Государственная символика стран мира» [3,4]
Выступление учеников, представление флага и герба страны:
Австралия
Австрия
Алжир
Аргентина
Бразилия
Великобритания
Германия
Непал
Китай
Россия
Ямайка
Япония
Викторина «Государственная символика стран мира»
Организационный момент:
Деление обучающихся на команды с помощью разноцветных жетонов (образовалось 3 государства со следующими названиями «Алимпия», «Пуговки» и «Византилия»).
Выбор капитана и названия команды – страны
Представление жюри.
Конкурсы викторина «Государственная символика стран мира»
«Символичный»
«Знатоки государственной символики стран мира»
«Музыкально-народный»
«Моя малая Родина»
«Творческий»
Задания викторины:
1. «Символичный»
1.1. Флаг и герб какого государства изображены? Ответ: Австралии
1.2. Определите государство, у которого единственный в мире непрямоугольный флаг, состоящий из двух красных треугольников, окантованных синей каймой, символизирующие Гималайские горы, а также две религии - индуизм и буддизм. Солнце и луна - древние символы королевской власти и стремление народа жить также долго,
как эти небесные тела.
На гербе присутствуют национальные эмблемы: корова, национальный цветок, географическое изображение страны, луна и солнце.
Ответ: Непал
1.3. «Контур – символ» Задание: найдите пару и определите названия государств.
1.4. «Контур – символ» Задание: определите по контору государство и изобразите его флаг.
1.5. «Государство - Флаг - герб» Задание: найдите ошибки и стрелками покажите правильный вариант.
2. Конкурс “Знатоки государственной символики государств мира”.
Используя только красный карандаш, нарисовать как можно больше флагов любых стран мира (предполагается сочетание красного и белого цвета).
Ответ: Польша, Канада, Япония, Дания, Австрия, Швейцария, Индонезия, Турция, Тунис, Сингапур
3. «Музыкально-народный»
Задание: вставьте пропущенные слова в гимн РФ.
4.«Моя малая Родина»
Задание: почему на гербе Томской области изображен конь, ведь коневодство не отрасль специализации нашей области? Почему конь на гербе бежит в правую сторону, а не наоборот?
Герб Томской области представляет собой щит с зеленым полем, в щите скачущий в правую сторону серебряный конь с червлеными глазами и языком красными [2]. Щит увенчан большой императорской короной и окружен золотыми дубовыми ветвями, перевитыми лентой.
Цвета символизируют: белый - благородство и откровенность; зеленый - надежда, изобилие, свобода и радость.
Ответ: Современный герб Томска был утвержден в 1785 г.: « В зеленом поле серебренный конь, в знак того, что кони сего округа почитаются лучшими и что у близ живущих татар находятся конские заводы». Зеленое поле символизировало необжитость края, конь – одну из важнейших отраслей хозяйства». Жители Кузнецкого края до Октябрьской революции входили в состав Томской Губернии, именно они разводили коней особой кузнецкой породы, поэтому бегущий конь на гербе нашей области роддом из Кемерово.
5. «Творческий» Задание: внимательно посмотрите на следующие фотографии и на основе увиденных фотографий разработайте символику своей страны в триединстве:
Флаг
Герб
Гимн – четверостишие
Примеры выполненных заданий:
1.Гимн – четверостишие команды «Алимпия»
Алимпия, Алимпия
Чудесная страна!
Алимпия, Алимпия
Ты с нами навсегда!
2.Гимн – четверостишие команды «Пуговки»
«Пуговки» - святое государство,
Это наше богатство!
Мы всегда с добром идем,
И в светлое будущее скоро придем.
Нашим народом мы очень гордимся,
Наша задача мира добиться.
Мы верим, мы думаем, что мир скоро будет
И это наша народная сила!
Рефлексия – заполнение листа рефлексии (Приложение 1)
Листы рефлексии показали, что обучающимся понравился урок, средний бал листа рефлексии – 6-7.
Подведение итогов. Выступление жюри. Награждение почетными грамотами.
Учитель:
Итак, друзья, пришла пора проститься.
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться.
И никогда не унывать.
До следующей встречи!!!
Приложение 1
Лист рефлексии
Команда _________
0 1 2 3 4 5
Номер участника
Литературные и интернет источники
1. Заяц Д.В. Субъекты РФ: Томская область// география. – 2009. - №14. – с. 16-17
2.Петров Ю.П. Символика Сибири // География для школьников. – 2009. - №2. – с. 9-14
3.http//www.asapa.ru
4.http//www.logodrom.ru
5.http://luchiksveta.ru
6.http//www.ostranah.ru
7.http://wikipedia.tomsk.ru
«Фотоэтюды урока»
КОМАНДЫ
Команда «Пуговки»
Команда «Алимпия»
Команда «Византилия»
|