ТЕМА УРОКА: «МНОГООБРАЗИЕ ПРОСТЕЙШИХ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Разработала: учитель биологии Медведева Л.П.
Цели и задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших.
На основе знакомства с многообразием и значением простейших в природе и жизни человека развивать познавательный интерес к предмету. Расширять кругозор, развивать умение обобщать, применять знания на практике.
Формирование научного мировоззрения.
Оборудование:
Мультимедийная презентация урока
Ход урока:
Организация класса
Повторение пройденного материала
Фронтальная беседа.
Учитель: Ребята, какое царство мы начали изучать?
Ответ: царство Животные.
Учитель: на какие подцарства подразделяется данное царство?
Ответ: Одноклеточные или простейшие и Многоклеточные.
Учитель: Простейшие относятся к эукариотам или прокариотам?
Ответ: Эукариотам, т.к. их клетка имеет ядро.
На экране проецируются рисунки амебы и инфузории туфельки.
Учитель: Какие органоиды специального назначения есть у простейших?
Ответ: органы передвижения: псевдоподии, жгутик, реснички; сократительная вакуоль; светочувствительный глазок; порошица.
Учитель: как простейшие переживают неблагоприятные условия?
Ответ: они образуют цисты.
Учитель: как размножаются простейшие?
Ответ: путем деления клеток.
Учитель: у вас на столе лежит отпечатанное задание, в котором вы должны продолжить предложения.
Задание:
Поставьте вместо точек слова:
Простейшие – это … животные
Амебы передвигаются при помощи …
Фотосинтез у эвглены зеленой происходит в …
Инфузория – туфелька передвигается при помощи …
По способу питания простейшие делятся на … , …. и …
Непереваренные остатки пищи удаляются у инфузории-туфельки через ….
Реакцию простейших на действие раздражителей называют …
Амебы …. реагируют на свет
При наступлении неблагоприятных условий большинство простейших переходит в состояние ….
Основная форма размножения простейших - …. размножение.
Учитель: поменяйтесь заданиями и проверьте.
На экране проецируются правильные ответы.
Учитель: передайте задания мне.
Изучение нового материала.
На экране видеоролик с движущимися простейшими.
Учитель: Общее число видов простейших животных превышает 40 тысяч. Чтобы разобраться в этом многообразии их необходимо систематизировать. А как это можно сделать?
Выслушиваются ответы.
Значит, сегодня мы узнаем на какие типы и классы делятся простейшие.
А как вы думаете, играют ли какую роль эти необыкновенно маленькие существа?
Выслушиваются ответы
Сегодня на уроке мы проверим ваши предположения.
На экране проецируется схема:
Подцарство Простейшие Тип Саркожгутиконосцы Тип споровики Тип Инфузории Класс Саркодовые (корненожки) Класс жгутиковые
На экране проецируются представители класса Корненожки
Учитель: с амебой обыкновенной мы познакомились на прошлом уроке. Среди саркодовых есть и такие, которые имеют скелет.
О раковинных амебах, фораминиферах, лучевиках сообщает ученик:
В прудах, моховых болотах и др. пресных водоемов живут раковинные амебы. Свое тело прячут в крошечных раковинках. Строятся эти раковинки из найденных и проглоченных песчинок. Делятся они по-другому: сначала через устье раковины наружу высовывается половина тела, вокруг нее образуется новая раковинка. Через некоторое время «мостик», связывающий две особи, утончается и исчезает.
Фораминиферы – жители морского дна. Раковинки морских корненожек устилают примерно третью часть Мирового океана и составляют три четверти всех океанических осадков. Они образовали мощные слои известняков и мела. Из такого известняка построены пирамиды египетских фараонов.
А вот глядя на лучевиков, так и кажется, что эти кружевные сплетения – не часть живых существ, а тончайшие ювелирные изделия, предназначенные украшать наряды морских принцесс. Радиолярии проводят жизнь в «парении» в толще морской воды и идельно к этому приспособлены. Именно для этого «парения» служат иглы их скелета, увеличивающие площадь тела. При размножении делением родительские скелеты уже не нужны и они опускаются на дно, образуя колоссальные залежи. Из скелетов радиолярий сложены целые острова (о.Гаити, о. Барбадосс). (показываются на карте)
Учитель: К классу Жгутиконосцев относится эвглена зеленая, хламидомонада. Некоторые растительные жгутиконосцы способны образовывать колонии. Из этих колоний наибольшей известностью пользуется вольвокс (что по лат. означает «катящийся») – заполненный слизью шар, состоящий из нескольких тысяч клеток, похожих на хламидомонаду. Вольвокс находится на границе между простейшими и многоклеточными организмами (на экране проецируется колония вольвокса). Способны делиться в этой колонии только полове клетки, таких клеток в колонии всего с десяток. Ученые считают, что от подобных колониальных организмов произошли многоклеточные.
Учитель зачитывает следующее опережающее проблемное задание:
Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Сами переваривать клетчатку не способны. Почему термиты погибают, если в пищу попадают антибиотики?
Ученик: Антибиотики убивают жгутиконосцев, которые обитают в кишечнике термитов. Они и переваривают клетчатку. Вес этих жгутиконосцев достигает 1/3 общего веса насекомого. Термиты и жгутиконосцы настолько сжились между собой, что уже не смогли существовать друг без друга.
Учитель: Как называется такое сожительство? Слушаются ответы. Некоторые жгутиконосцы имеют панцирь.
Вот как И. Гончаров в своем произведении «Фрегат «Паллада»» описывал этих животных: «Множество красной икры, точно толченый кирпич, покрывает в разных местах море. Икра эта сияет по ночам нестерпимым фосфорическим блеском. Вчера блеск был так силен, что из-под судна как будто вырывалось пламя; даже на парусах отражалось зарево, сзади кормы стелется широкая огненная улица; кругом темно.»
Учитель: О каком животном идет речь в этом произведении?
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель зачитывает опережающее проблемное задание.
В чем причина гибели русского гарнизона солдат численностью 922 человека?
Они, во время военных действий на Кавказе в XIX веке, укрепляли крепость Адлер. Убитых горцами почти не было. Раз в три дня у солдат повышалась температура до 40-41С, с потрясающими ознобами и проливным потом.
Ученик: причиной гибели русских солдат в крепости Святого Духа явилась малярия. Оказывается, эта болезнь вызывается простейшими организмами из класса споровиков – малярийным плазмодием. Разносчиком этого паразита является комар из рода анофелес. (На доске проецируется жизненный цикл малярийного плазмодия)
Заражение человека происходит при укусе зараженного малярийного комара. Клетки плазмодия с током крови попадают в печень человека, где растут и размножаются многократным делением. Образовавшиеся в процессе размножения клетки вновь попадают в кровяное русло, они проникают в красные кровяные клетки – эритроциты. Здесь они поедают гемоглобин, растут и делятся. Эритроциты лопаются и молодые паразиты попадают в кровяное русло. У человека резко повышается температура. Заражение комара происходит при укусе больного человека малярийным комаром. Плазмодии попадают в желудок насекомого. Там происходит половое размножение. В результате снова образуется множество очень мелких клеток, они проникают в слюнные железы комара. При укусе вновь может произойти заражение человека.
Учитель: Малярия особо свирепствует в странах с теплым и влажным климатом. Сейчас это заболевание излечимо. Откройте тетради и запишите: Приспособления споровиков к паразитизму:
Наличие сложных циклов со сменой хозяина.
Упрощение строения клетки.
Существование вне организма хозяина в виде хорошо защищенных оболочками покоящихся спор.
Учитель: с представителем класса Инфузорий мы познакомились на прошлом уроке. Какое простейшее мы смотрели под микроскопом?
Ответ: инфузорию-туфельку.
Инфузории- самые совершенные создания среди простейших. Свое название они получили от латинского слова «инфузум» - настой. Именно в перцовом настое обнаружил их в 1676 году под микроскопом голландский натуралист Антонии Ван Левенгук. (на экране – портрет ученого) У них более совершенные органоиды движения – реснички, большее количество органоидов. (На экране – направления эволюции простейших). У инфузорий кроме прямого деления клетки, существует и половой процесс. Инфузории прикладываются друг к другу брюшной стороной и обмениваются малыми ядрами. Расходятся уже совершенно не те существа, которые встретились. Инфузории реагируют на изменения внешней среды. Вспомните, как они это делают.
Выслушиваются ответы учеников. А вот у инфузорий трубачей есть даже мышечные волоконца. Трубач в момент опасности моментально сжимается, превращаясь в шар. Некоторые инфузории помогают переваривать растительную пищу жвачным животным. Масса всех инфузорий в желудке коровы может достигать 3кг. (На экране проецируются различные виды инфузорий)
Рефлексия.
Итак, какие типы выделяют в подцарстве простейших?
Выслушиваются ответы учеников
Какое значение играют простейшие в природе и в жизни человека?
Выслушиваются ответы учеников
Таким образом, без этих маленьких существ жизнь на нашей планете была бы совсем другой.
А теперь напишем маленький тест.
Выберите правильный ответ
1.К простейшим относятся животное, тело которых состоит из:
а) двух клеток;
б) одной клетки;
в) множества клеток.
2. План строения простейших соответствует общим чертам организации:
а) ядерной клетке;
б) безъядерной клетки.
3. Исключительно паразитические животные принадлежат типу:
а) саркожгутиконосцы;
б) споровики;
в) инфузории.
4. Одноклеточные животные размножаются:
а) половым способам;
б) бесполым способом;
в) бесполым и половым способами.
5. Самые высоко организованные простейшие животные:
а) саркодовые;
б) жгутиковые
в) споровики;
г) инфузории.
На экране проецируются правильные ответы.
Следующее задание.
Расположите понятия от более общих к частным (укажите цифрами)
А) Одноклеточные
Инфузории
Инфузория – туфелька
Животные
Б) Вольвокс
Одноклеточные
Жгутиковые
В) Саркодовые
Саркожгутиконосцы
Амеба обыкновенная
Одноклеточные
Далее идет взаимопроверка
(На экране проецируются правильные ответы.)
Учитель выясняет, кто выполнил это задание правильно. |