Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших





Скачать 90.18 Kb.
НазваниеУрока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших
Дата публикации14.03.2015
Размер90.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
ТЕМА УРОКА: «МНОГООБРАЗИЕ ПРОСТЕЙШИХ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

 

Разработала:  учитель биологии Медведева Л.П.

 

Цели и задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших.

  2. На основе знакомства с многообразием и значением простейших в природе и жизни человека развивать познавательный интерес к предмету. Расширять кругозор, развивать умение обобщать, применять знания на практике.

  3. Формирование научного мировоззрения.

 

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация урока

 

Ход урока:

  1. Организация класса

  2. Повторение пройденного материала

Фронтальная беседа.

 

Учитель: Ребята, какое царство мы начали изучать?

Ответ: царство Животные.

 

Учитель: на какие подцарства подразделяется данное царство?

Ответ: Одноклеточные или простейшие и Многоклеточные.

 

Учитель: Простейшие относятся к эукариотам или прокариотам?

Ответ: Эукариотам, т.к. их клетка имеет ядро.

На экране проецируются рисунки амебы и инфузории туфельки.

 

Учитель: Какие органоиды специального назначения есть у простейших?

Ответ: органы передвижения: псевдоподии, жгутик, реснички; сократительная вакуоль; светочувствительный глазок; порошица.

 

Учитель: как простейшие переживают неблагоприятные условия?

Ответ: они образуют цисты.

 

Учитель: как размножаются простейшие?

Ответ: путем деления клеток.

 

Учитель: у вас на столе лежит отпечатанное задание, в котором вы должны продолжить предложения.

 

Задание:

Поставьте вместо точек слова:

  1. Простейшие – это … животные

  2. Амебы передвигаются при помощи …

  3. Фотосинтез у эвглены зеленой происходит в …

  4. Инфузория – туфелька передвигается при помощи …

  5. По способу питания простейшие делятся на … , …. и …

  6. Непереваренные остатки пищи удаляются у инфузории-туфельки через ….

  7. Реакцию простейших на действие раздражителей называют …

  8. Амебы …. реагируют на свет

  9. При наступлении неблагоприятных условий большинство простейших переходит в состояние ….

  10. Основная форма размножения простейших - …. размножение.

 

Учитель: поменяйтесь заданиями и проверьте.

На экране проецируются правильные ответы.

 

Учитель: передайте задания мне.

Изучение нового материала.

На экране видеоролик с движущимися простейшими.

 

Учитель: Общее число видов простейших  животных превышает 40 тысяч. Чтобы разобраться в этом многообразии их необходимо систематизировать. А как это можно сделать?

 

Выслушиваются ответы.

Значит, сегодня мы узнаем на какие типы и классы делятся простейшие.

А как вы думаете, играют ли какую роль эти необыкновенно маленькие существа?

Выслушиваются ответы

Сегодня на уроке мы проверим ваши предположения.

 

На экране проецируется схема:

 

                                Подцарство Простейшие
Тип Саркожгутиконосцы      Тип споровики      Тип Инфузории
Класс Саркодовые (корненожки)
Класс жгутиковые

 

На экране проецируются  представители класса Корненожки

 

Учитель: с амебой обыкновенной мы познакомились на прошлом уроке. Среди саркодовых есть и такие, которые имеют скелет.

О раковинных амебах, фораминиферах, лучевиках сообщает ученик:

В прудах, моховых болотах и др. пресных водоемов живут раковинные амебы. Свое тело прячут в крошечных раковинках. Строятся эти раковинки из найденных и проглоченных песчинок. Делятся они по-другому: сначала через устье раковины наружу высовывается половина тела, вокруг нее образуется новая раковинка. Через некоторое время «мостик», связывающий две особи, утончается и исчезает.

  Фораминиферы – жители морского дна. Раковинки морских корненожек устилают примерно третью часть Мирового океана и составляют три четверти всех океанических осадков. Они образовали мощные слои известняков и мела. Из такого известняка построены пирамиды египетских фараонов.

   А вот глядя на лучевиков, так и кажется, что эти кружевные сплетения – не часть живых существ, а тончайшие ювелирные изделия, предназначенные украшать наряды морских принцесс. Радиолярии проводят жизнь в «парении» в толще морской воды и идельно к этому приспособлены. Именно для этого «парения» служат иглы их скелета, увеличивающие площадь тела. При размножении делением родительские скелеты уже не нужны и они опускаются на дно, образуя колоссальные залежи. Из скелетов радиолярий сложены целые острова (о.Гаити, о. Барбадосс). (показываются на карте)

 

Учитель: К классу Жгутиконосцев относится эвглена зеленая, хламидомонада. Некоторые растительные жгутиконосцы способны образовывать колонии. Из этих колоний наибольшей известностью пользуется вольвокс (что по лат. означает «катящийся») – заполненный слизью шар, состоящий из нескольких тысяч клеток, похожих на хламидомонаду. Вольвокс находится на границе между простейшими и многоклеточными организмами (на экране проецируется колония вольвокса). Способны делиться в этой колонии только полове клетки, таких клеток в колонии всего с десяток. Ученые считают, что от подобных колониальных организмов произошли многоклеточные.

 

Учитель зачитывает следующее опережающее проблемное задание:

Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Сами переваривать клетчатку не способны. Почему термиты погибают, если в пищу попадают антибиотики?

 

Ученик:  Антибиотики убивают жгутиконосцев, которые обитают в кишечнике термитов. Они и переваривают клетчатку. Вес этих жгутиконосцев достигает 1/3 общего веса насекомого. Термиты и жгутиконосцы настолько сжились между собой, что уже не смогли существовать друг без друга.

 

Учитель: Как называется такое сожительство? Слушаются ответы.                Некоторые жгутиконосцы имеют панцирь.

Вот как И. Гончаров в своем произведении «Фрегат «Паллада»» описывал этих животных: «Множество красной икры, точно толченый кирпич, покрывает в разных местах море. Икра эта сияет по ночам нестерпимым фосфорическим блеском. Вчера блеск был так силен, что из-под судна как будто вырывалось пламя; даже на парусах отражалось зарево, сзади кормы стелется широкая огненная улица; кругом темно.»

 

Учитель: О каком животном идет речь в этом произведении?

Выслушиваются ответы учеников.

 

Учитель зачитывает опережающее проблемное задание.

В чем причина гибели русского гарнизона солдат численностью 922 человека?

Они, во время военных действий на Кавказе в XIX веке, укрепляли крепость Адлер. Убитых горцами почти не было. Раз в три дня у солдат повышалась температура до 40-41С, с потрясающими ознобами и проливным потом.

 

Ученик: причиной гибели русских солдат в крепости Святого Духа явилась малярия. Оказывается, эта болезнь вызывается простейшими организмами из класса споровиков –  малярийным плазмодием. Разносчиком этого паразита является комар из рода анофелес. (На доске проецируется жизненный цикл малярийного плазмодия)

Заражение человека происходит при укусе зараженного малярийного комара. Клетки плазмодия с током крови попадают в печень человека, где растут и размножаются многократным делением. Образовавшиеся в процессе размножения клетки вновь попадают в кровяное русло, они проникают в красные кровяные клетки – эритроциты. Здесь они поедают гемоглобин, растут и делятся. Эритроциты лопаются и молодые паразиты попадают в кровяное русло. У человека резко повышается температура. Заражение комара происходит при укусе больного человека малярийным комаром. Плазмодии попадают в желудок насекомого. Там происходит половое размножение. В результате снова образуется множество очень мелких клеток, они проникают в слюнные железы комара. При укусе вновь может произойти заражение человека.

 

Учитель: Малярия особо свирепствует в странах с теплым и влажным климатом. Сейчас это заболевание излечимо. Откройте тетради и запишите: Приспособления споровиков к паразитизму:

  1. Наличие сложных циклов со сменой хозяина.

  2. Упрощение строения клетки.

  3. Существование вне организма хозяина в виде хорошо защищенных оболочками покоящихся спор.

 

Учитель: с представителем класса Инфузорий мы познакомились на прошлом уроке. Какое простейшее мы смотрели под микроскопом?

Ответ: инфузорию-туфельку.

Инфузории- самые совершенные создания среди простейших. Свое название они получили от латинского слова «инфузум» - настой. Именно в перцовом настое обнаружил их в 1676 году под микроскопом голландский натуралист Антонии Ван Левенгук. (на экране – портрет ученого) У них более совершенные органоиды движения – реснички, большее количество органоидов. (На экране – направления эволюции простейших). У инфузорий кроме прямого деления клетки, существует и половой процесс. Инфузории прикладываются друг к другу  брюшной стороной и обмениваются малыми ядрами. Расходятся уже совершенно не те существа, которые встретились. Инфузории реагируют на изменения внешней среды. Вспомните, как они это делают.

 

Выслушиваются ответы учеников. А вот у инфузорий трубачей есть даже мышечные волоконца. Трубач в момент опасности моментально сжимается, превращаясь в шар. Некоторые инфузории помогают переваривать растительную пищу жвачным животным. Масса всех инфузорий в желудке коровы может достигать 3кг. (На экране проецируются различные виды инфузорий)

Рефлексия.

Итак, какие типы выделяют в подцарстве простейших?

 

Выслушиваются ответы учеников

Какое значение играют простейшие в природе и в жизни человека?

 

Выслушиваются ответы учеников

Таким образом, без этих маленьких существ жизнь на нашей планете была бы совсем другой.

А теперь напишем маленький тест.

 

               Выберите правильный ответ

1.К простейшим относятся животное, тело которых состоит из:

а) двух клеток;

б) одной клетки;

в) множества клеток.

2. План строения простейших соответствует  общим чертам организации:

а) ядерной клетке;

б) безъядерной клетки.

3. Исключительно паразитические животные принадлежат типу:

а) саркожгутиконосцы;

б) споровики;

в) инфузории.

4. Одноклеточные животные размножаются:

а) половым способам;

б) бесполым способом;

в) бесполым и половым способами.

5. Самые высоко организованные простейшие животные:

а) саркодовые;

б) жгутиковые

в) споровики;

г) инфузории.

 

На экране проецируются правильные ответы.

Следующее задание.

Расположите понятия от более общих к частным (укажите цифрами)

А) Одноклеточные

    Инфузории

    Инфузория – туфелька

    Животные

Б) Вольвокс

    Одноклеточные

    Жгутиковые

   

В) Саркодовые

   Саркожгутиконосцы

  Амеба обыкновенная

 

  Одноклеточные

 

Далее идет взаимопроверка

(На экране проецируются правильные ответы.)

 

Учитель выясняет, кто выполнил это задание правильно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших icon5-7 жетонов «4» 2-4 жетона «3» Вопросы, на которые нам нужно будет...
...
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconВикторина 8 класс «познай себя» Цель: Обобщить и систематизировать...
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функций организма
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Систематизировать знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconУрока:  систематизировать и обобщить знания по данной теме
Всем вам хорошо известно высказывание знаменитого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова о том, что математику уже затем...
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconУрок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,...
Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconКонспект урока по математике
Цель: Повторить и обобщить знания о простейших геометрических фигурах и их взаимном расположении на плоскости
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconКонспект урока по теме: «Обобщения темы Строения органов и их систем»
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности, индивидуального развития животных...
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функции кровеносной системы, их нервной и гуморальной регуляции, выявить...
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconУрок по теме «Одноклеточные животные»
Цели урока: учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения простейших, уметь находить сходства в строении одноклеточных...
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconКонспект урока на тему: "Britain. Russia. The way I see it."
Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные на урока по этой теме
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconУрок на тему: «Практическое применение химических знаний»
Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания учащихся о практическом применении веществ, химических реакциях. Продолжать...
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconТема урока. Конус. Сечение конуса плоскостями Цели урока
Цели урока. Систематизировать и обобщить знания о конусе. Продолжить формировать умения выявлять связи между элементами конуса. Продолжить...
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconУрока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил; совершенствовать...
Цели урока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил; совершенствовать умения решать задачи
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconУрока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты....
Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconКонспект урока по теме «Основы Кинематики»-9класс. Тип урока. Урок...
Цель урока Обобщить и систематизировать знания учащихся по равномерному и равноускоренному прямолинейному движению
Урока: Обобщить и систематизировать знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших iconУрок Цель урока
Цель урока : конкретизировать и обобщить знания о строении и назначении корня и побега; сформировать навыки работы с натуральными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск