Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему "Малахитовая шкатулка", книжная выставка





НазваниеПрезентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему "Малахитовая шкатулка", книжная выставка
Дата публикации08.07.2014
Размер86.4 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > География > Презентация
ТЕма: Проблемы и тайны мастерства Данилы-Мастера

Цель:

1. Организовать деятельность учащихся по анализу сказа, на примере этого сказа попытаться раскрыть значение природных драгоценностей, раскрыть первозданную красоту малахита и показать, что есть мастерство.

2. Способствовать развитию речевой деятельности, артистических способностей, интереса к сказам, миру природы.

3. Воспитание интереса к знаниям через интеграцию предметов, воспитание чувств прекрасного, любви и бережного отношения к природе.

Тип урока: получение новых знаний.

Форма урока: интегрированный урок (литература и химия).

Оборудование: презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему "Малахитовая шкатулка", книжная выставка.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Изучение нового материала.

1. Вступительное слово.

Учитель: На Уральской земле жил да был добрый волшебник, автор "Малахитовой шкатулки" Павел Петрович Бажов . 27 января 2014 года исполняется 135 лет со дня его рождения.

Ученик1 (Слайд с изображением дома )

Недалеко от Исети

Старый дом и сад густой.

Там шумит весенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни.

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник -

Мудрый сказочник седой...

След копытца серебрится,

Вьётся змейкою в ночи,

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данило над цветком..

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

Учитель: Людям нельзя без сказки. Она смягчает сердца и рождает стремление к прекрасному и удивительному. Сегодня на нашем уроке мы прикоснёмся к этому сказочному миру сказов.

Дедушка Солнышко: (портрет Бажова)

Говорят, слыш-ко, будто Бог, когда землю создал, решил людям добро сделать Взял золота, меди, камней и рассыпал. Где, конечно, погуще вышло, где вовсе реденько. Глядит, а золота, самоцветов и прочего ещё целая горсть осталась. Подумал Господь да и высыпал это между Европой и Азией. Так наши Уральские горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят - изумруд да малахит, озёра горным хрусталём переливаются. И люди тоже встречаются - чисто камень-самоцвет. Про такого-то, про Бажова Павла Петровича, и сказ мой. Вы сказы -то его читали? Дедушку Солнышко помните? Это я и есть. Настоящее имя моё - Василий Хмелинин. Павлушку-то я мальчонкой помню, он сюда на каникулы к родичам приезжал. Я тогда сторожем на Поповском заводе при дровяном складе служил. Склад на Думной горе был. Вот на ту гору, в караулку, ребятишки сбегались по вечерам мои сказы слушать. Другие послушали, да забыли, а Павлушко запомнил, людям пересказал.

Бабушка Солнышко: Родился Павлушко в городе Сысерти в самую середину нашей Уральской зимы - 27 января. Родители да дед с бабкой сами-то нужды-горя в жизни хлебнули, так парнишку берегли, за шалости и то шибко не наказывали. Время подошло, отдали дитёнка в школу. Тут учитель и заприметил - парнишка смекалистый. А вся школа в Сысерти - 3 класса. Потом - ремеслу учись да на завод. Жалко учителю, что такой способный мальчонка на заводе изробится. Как Павлуха школу окончил, учитель к Бажовым и заявился. Давай их уговаривать: Надо дескать, парнишке дальше учиться, в Екатеринбурге. Уговорил. Так вот и случилось первое чудо: наш заводской парнишка образованным стал, ровно барин. И остался он в Екатеринбурге учителем в родном училище. Ребятишки его шибко любили. Воевал Павел Петрович в ГРАЖДАНСКУЮ и в плену был, а после войны Павел Петрович журналистом стал - талант у него писательский открылся.

Ученик 2 Как вы сейчас слышали, Павел Петрович ещё с юношества, когда приезжал на каникулы из Екатеринбурга к родителям , собирал горно-заводской фольклор и изучал его, записывал предания, сказы, легенды, песни. И когда Бажов написал свои сказы, всем стало понятно, что появился писатель особенный, самобытный. Первые сказы появились в 60 лет. Сначала В "Малахитовую шкатулку" входило 14 сказов. Но в течение всей последующей жизни писатель бережно пополнял её. Всего Павел Петрович написал 56 сказов.

Вопросы после рассказа:

-Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором сказов?

-Почему Бажова заинтересовали сказы о драгоценных камнях?

Учитель: Дома вы прочитали сказ"Каменный цветок".

-Понравился ли вам сказ?

- Кто понравился из героев?

-Что удивило или поразило во время чтения сказа?

Выходит Дедушка Солнышко (Творческий пересказ с инсценировкой отдельных эпизодов) Посмотрим один из эпизодов сказа.

Бабушка Солнышко: Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу . Тоже и в наших заводах это мастерство имелось. Был в ту пору мастер Прокопьич. По этим делам первый. Вот барин и велел приказчику поставить к этому Прокопьичу парнишек на выучку.

1 сценка "Как Данилко стал мастером".

До прихода Данилки

Прокопьич: Не гож этот ... Глаз у него неспособный, рука не несёт. Толку не выйдет.

Приказчик: Не гож так не гож... Другого дадим

Дедушко-Солнышко: Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, 12, а то и боле.

Приходит Данилка

Прокопьич оглядывает и говорит, почёсывая затылок (про себя): Ещё такого недоставало. Здоровым парнишкам здешняя учёба не по силе, а с такого что взыщешь - еле живой стоит.

Данило стоит около станочка, досочку малахитову оглядывает.

Прокопьич: Ты это что? (подходит, заглядывает в лицо и отбирает досточку). Кто тебя просил поделку в руки брать?

Данило: На мой глаз, дедушко, не с этой стороны кромку отбивать надо. Вишь, узор тут, а его срежут.

Прокопьич (кричит, разводя руки): Что? Кто ты такой? Мастер? У рук не бывало, а судишь? Что ты понимать можешь? Ну-ко, ты, мастер явленный, покажи, как, по-твоему, сделать?

Данило: Пустить надо досочку поуже, по чисту полю. Вот бы какой узор вышел.

Прокопьич: Верно парнишка говорит. Из такого, пожалуй, толк будет.

Дедушко Солнышко: Так и начал работать Данилко. Работал быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым делом. Он был очень трудолюбив.

Беседа по сценке

- Из какой семьи Данило?

-Чем отличался Данило от других детей?

-Чем удивил Прокопьича?

- В чём заключается дар Данилы?

Словарная работа

Почему Данилу называли Мастером?

-Кто такой Мастер? Опишите мастера.

Словарная карта слова "мастер"

М - Молодец; А-аккуратный, С-смелый, т- творческий, е-естественный, р-русский Это такой человек, который может много добиться в своём творчестве, он наделён необыкновенной смелостью, находчивостью. Это слово имеет своё звучание - оно мне кажется с одной стороны мягким и гибким, а сдругой стороны твёрдым и надёжным, ведь такому человеку, Мастеру с большой буквы, всегда можно доверять.

Так можно назвать Данилу Мастером? Действительно, Данила Мастер с большой буквы ему посвятил свое стихотворение Блинников Андрей.

Чтение стихотворения собственного сочинения "Мастер"(Блинников Андрей)

Данила-мастер-удалец!

Он - малахитовый творец!

Он в малахите знает толк.

Из малахита сделал он цветок,

Похожий на живой.

И были вазы у него.

Прославлен был на весь Урал Данила.

Учился долго он.

Терпенье было у него,

И получился так цветок

Стремленьями, терпеньями.

-Как же Даниле удалось стать настоящим Мастером?

-Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря чему или кому.

А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ САМ ПО СЕБЕ МАЛАХИТ КРАСИВ? ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА ЕГО ПРИРОДНЫЙ ВИД, КАКИЕ ВЕЩИ ИЗ НЕГО ТВОРЯТ МАСТЕРА.

Презентация о малахите ( где находятся месторождения малахита, показать в живую камень малахит, его свойства, потрогать, какие предметы из него делают мастера)

ПОНРАВИЛСЯ ВАМ МАЛАХИТ? Природа создала удивительный по красоте камень. Посмотрите сценку и подумайте, почему Даниле так важно было увидеть каменный цветок?

Беседа о красоте. Выяснение смысла сказа.

2 Сценка "Встреча с Медной горы Хозяйкой".

Данило ходит, подбирает камни. Машет рукой и садится. Напротив него сидит Медной горы Хозяйка

Данило: (трёт глаза, удивлён, произносит про себя) Может, мне это кажется, а на деле никого нет.

Хозяйка: Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

Данило: Не вышла.

Хозяйка: А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет по твоим мыслям.

Данило: Нет, не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.

Хозяйка: Показать-то просто, да потом жалеть будешь.

Данило: Не отпустишь из горы?

Хозяйка: Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне ворочаются.

Данило: Покажи, сделай милость! Без цветка мне жизни нет. Покажи!

Они идут, Данило смотрит.

Хозяйка: Ну, Данило, поглядел?

Данило: Не найдёшь камня, чтобы так-то сделать.

Хозяйка: Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу.

Исчезает всё. Данило остаётся один.

Вопросы по сценке:

- Каков смысл этой встречи?

-Зачем Даниле нужно было увидеть каменный цветок?

-Почему Хозяйка Медной горы не хотела показывать Даниле цветок?

-Что важно для мастера? Чем он должен обладать, по мнению Хозяйки Медной горы?

-Как вы думаете Данила обладал этим талантом? Докажите.

К чему всегда стремился Данила-мастер? (достичь красоты)

А в чем заключается красота?

Сочинения "Что еть красота" (задания)

Посмотрим примеры (слайды малахита, причудливые формы, созданные природой)

Вы просмотрели столько примеров красоты, сделайте вывод.

-А кто может создать красоту? (человек, Бог, природа)

-Как Данила пытался достичь красоту? Что он для этого делал?

- Почему же Даниле не нравилась чаша, которую он создавал?

-Какая красота совершенна? (когда есть внутренняя и внешняя)

-Почему Данила сошёл с ума? Почему же он не смог создать идеальной красоты цветок?

(с природой нельзя соревноваться, с этим не смог смириться Данила)

Действительно, цветы и вообще вся природа так прекрасна, что как бы человек ни старался, он никогда не сможет создать подобной красоты.

-Почему мастер не смог отказаться от дела, которое начал?

-Есть ли у вас такое дело?

-Как вы поступаете, если оно у вас не получается? Всегда ли доводите до конца? Нужно ли доводить дело до конца?

-Почему начатое дело надо доводить до конца?

-Нужно ли стремиться к красоте?

-Оправдывает ли он звания мастера? В чем трагедия мастера?

-Какую роль сыграл Каменный цветок в жизни Данилы?

-Что нужно, чтобы стать мастером своего дела?

-Чему учит сказ?

Вывод: Человек должен стремиться к постижению красоты, уметь отличать истинную красоту души, хранить и создавать её. Природа своим примером показывает, к чему нужно стремиться. Для того чтобы стать мастером своего дела, необходимо много учиться и работать.

Дом. зад. Чудо природы. 1.Описать красоту того, что считаете идеалом. "В чем я вижу красоту?"

2. Описать жизнь Данилы-мастера, легенду о Медной горы Хозяйке.

Выступление - представление книжной выставки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconПрезентация «Полигон профессиональных предпочтений» исводная таблица...
Классный час «Дороги, которые мы выбираем» проводится в 11 классе как итоговый после диагностического изучения профессиональных предпочтений...
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconУрок-проект по сказке-были М. М. Пришвина Кладовая солнца в 6 классе
Оборудование: ноутбук, проектор, портрет М. М. Пришвина, выставка книг писателя, рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”,...
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка icon«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова Цель: расширить кругозор обучающихся
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга (слайд 3) в семье потомственного горнозаводского мастера...
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconУрок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной...
Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интерактивная доска, телевизор, доска, ноутбук, презентация в Power Point, рисунки учащихся на тему: «Сердце для жизни»
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: Гимн рф, наши символы, книжная выставка «Сказки, в которых права героев нарушены», толковый словарь русского языка...
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: фотографии династий казаков, рисунки «Край мой Кубанский», Выставка детских работ, глиняная посуда, самовар, печеные...
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка icon261 стандарт медицинской помощи больным желчнокаменной болезнью
Нозологическая форма: желчнокаменная болезнь (камни желчного пузыря с острым холециститом, камни желчного пузыря с другим холециститом,...
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconПрезентация, книги о птицах, фотографии птиц Забайкалья, рисунки учащихся
Мероприятие разработано для учащихся 1 – 4 классов, рекомендуемый возраст 8 – 10 лет
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconТема: Текст. Красная строка.
Оборудование: сюжетные рисунки из мультфильма, девиз урока, образцы для чистописания, лесенки для самооценки, загадки, рисунки прописных...
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconУрок литературного чтения 2 класс Тема: «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Оборудование: слайды, карточки для работы в группах, рисунки детей на тему «Осень», выставка книг
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconБегичева В. Загадки технологий и изобретений
Книжная выставка подготовлена отделом естественнонаучной и технической литературы
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconРазработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили»
Оборудование урока. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А. В. Костюнине», презентация...
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconПлан работы на октябрь 2013г
Мир фантастики и приключений (В. П. Крапивин, Т. Ш. Крюкова): книжная выставка для 4-7 классов
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка iconПлан мероприятий недели истории и обществознания
Книжная выставка-просмотр «Сталинградская эпопея» (к 70-летию Сталинградской битвы)
Презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему \"Малахитовая шкатулка\", книжная выставка icon1. в школьной библиотеке оформлена книжная выставка «мальчишки на...
В школьной библиотеке оформлена книжная выставка «мальчишки на войне». Это книги о трудных и тяжёлых годах Великой Отечественной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск