ТЕма: Проблемы и тайны мастерства Данилы-Мастера
Цель:
1. Организовать деятельность учащихся по анализу сказа, на примере этого сказа попытаться раскрыть значение природных драгоценностей, раскрыть первозданную красоту малахита и показать, что есть мастерство.
2. Способствовать развитию речевой деятельности, артистических способностей, интереса к сказам, миру природы.
3. Воспитание интереса к знаниям через интеграцию предметов, воспитание чувств прекрасного, любви и бережного отношения к природе.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма урока: интегрированный урок (литература и химия).
Оборудование: презентация, камень малахит и другие камни, вывеска темы урока, рисунки учащихся на тему "Малахитовая шкатулка", книжная выставка.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Изучение нового материала.
1. Вступительное слово.
Учитель: На Уральской земле жил да был добрый волшебник, автор "Малахитовой шкатулки" Павел Петрович Бажов . 27 января 2014 года исполняется 135 лет со дня его рождения.
Ученик1 (Слайд с изображением дома )
Недалеко от Исети
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни.
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник -
Мудрый сказочник седой...
След копытца серебрится,
Вьётся змейкою в ночи,
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данило над цветком..
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
Учитель: Людям нельзя без сказки. Она смягчает сердца и рождает стремление к прекрасному и удивительному. Сегодня на нашем уроке мы прикоснёмся к этому сказочному миру сказов.
Дедушка Солнышко: (портрет Бажова)
Говорят, слыш-ко, будто Бог, когда землю создал, решил людям добро сделать Взял золота, меди, камней и рассыпал. Где, конечно, погуще вышло, где вовсе реденько. Глядит, а золота, самоцветов и прочего ещё целая горсть осталась. Подумал Господь да и высыпал это между Европой и Азией. Так наши Уральские горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят - изумруд да малахит, озёра горным хрусталём переливаются. И люди тоже встречаются - чисто камень-самоцвет. Про такого-то, про Бажова Павла Петровича, и сказ мой. Вы сказы -то его читали? Дедушку Солнышко помните? Это я и есть. Настоящее имя моё - Василий Хмелинин. Павлушку-то я мальчонкой помню, он сюда на каникулы к родичам приезжал. Я тогда сторожем на Поповском заводе при дровяном складе служил. Склад на Думной горе был. Вот на ту гору, в караулку, ребятишки сбегались по вечерам мои сказы слушать. Другие послушали, да забыли, а Павлушко запомнил, людям пересказал.
Бабушка Солнышко: Родился Павлушко в городе Сысерти в самую середину нашей Уральской зимы - 27 января. Родители да дед с бабкой сами-то нужды-горя в жизни хлебнули, так парнишку берегли, за шалости и то шибко не наказывали. Время подошло, отдали дитёнка в школу. Тут учитель и заприметил - парнишка смекалистый. А вся школа в Сысерти - 3 класса. Потом - ремеслу учись да на завод. Жалко учителю, что такой способный мальчонка на заводе изробится. Как Павлуха школу окончил, учитель к Бажовым и заявился. Давай их уговаривать: Надо дескать, парнишке дальше учиться, в Екатеринбурге. Уговорил. Так вот и случилось первое чудо: наш заводской парнишка образованным стал, ровно барин. И остался он в Екатеринбурге учителем в родном училище. Ребятишки его шибко любили. Воевал Павел Петрович в ГРАЖДАНСКУЮ и в плену был, а после войны Павел Петрович журналистом стал - талант у него писательский открылся.
Ученик 2 Как вы сейчас слышали, Павел Петрович ещё с юношества, когда приезжал на каникулы из Екатеринбурга к родителям , собирал горно-заводской фольклор и изучал его, записывал предания, сказы, легенды, песни. И когда Бажов написал свои сказы, всем стало понятно, что появился писатель особенный, самобытный. Первые сказы появились в 60 лет. Сначала В "Малахитовую шкатулку" входило 14 сказов. Но в течение всей последующей жизни писатель бережно пополнял её. Всего Павел Петрович написал 56 сказов.
Вопросы после рассказа:
-Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором сказов?
-Почему Бажова заинтересовали сказы о драгоценных камнях?
Учитель: Дома вы прочитали сказ"Каменный цветок".
-Понравился ли вам сказ?
- Кто понравился из героев?
-Что удивило или поразило во время чтения сказа?
Выходит Дедушка Солнышко (Творческий пересказ с инсценировкой отдельных эпизодов) Посмотрим один из эпизодов сказа.
Бабушка Солнышко: Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу . Тоже и в наших заводах это мастерство имелось. Был в ту пору мастер Прокопьич. По этим делам первый. Вот барин и велел приказчику поставить к этому Прокопьичу парнишек на выучку.
1 сценка "Как Данилко стал мастером".
До прихода Данилки
Прокопьич: Не гож этот ... Глаз у него неспособный, рука не несёт. Толку не выйдет.
Приказчик: Не гож так не гож... Другого дадим
Дедушко-Солнышко: Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, 12, а то и боле.
Приходит Данилка
Прокопьич оглядывает и говорит, почёсывая затылок (про себя): Ещё такого недоставало. Здоровым парнишкам здешняя учёба не по силе, а с такого что взыщешь - еле живой стоит.
Данило стоит около станочка, досочку малахитову оглядывает.
Прокопьич: Ты это что? (подходит, заглядывает в лицо и отбирает досточку). Кто тебя просил поделку в руки брать?
Данило: На мой глаз, дедушко, не с этой стороны кромку отбивать надо. Вишь, узор тут, а его срежут.
Прокопьич (кричит, разводя руки): Что? Кто ты такой? Мастер? У рук не бывало, а судишь? Что ты понимать можешь? Ну-ко, ты, мастер явленный, покажи, как, по-твоему, сделать?
Данило: Пустить надо досочку поуже, по чисту полю. Вот бы какой узор вышел.
Прокопьич: Верно парнишка говорит. Из такого, пожалуй, толк будет.
Дедушко Солнышко: Так и начал работать Данилко. Работал быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым делом. Он был очень трудолюбив.
Беседа по сценке
- Из какой семьи Данило?
-Чем отличался Данило от других детей?
-Чем удивил Прокопьича?
- В чём заключается дар Данилы?
Словарная работа
Почему Данилу называли Мастером?
-Кто такой Мастер? Опишите мастера.
Словарная карта слова "мастер"
М - Молодец; А-аккуратный, С-смелый, т- творческий, е-естественный, р-русский Это такой человек, который может много добиться в своём творчестве, он наделён необыкновенной смелостью, находчивостью. Это слово имеет своё звучание - оно мне кажется с одной стороны мягким и гибким, а сдругой стороны твёрдым и надёжным, ведь такому человеку, Мастеру с большой буквы, всегда можно доверять.
Так можно назвать Данилу Мастером? Действительно, Данила Мастер с большой буквы ему посвятил свое стихотворение Блинников Андрей.
Чтение стихотворения собственного сочинения "Мастер"(Блинников Андрей)
Данила-мастер-удалец!
Он - малахитовый творец!
Он в малахите знает толк.
Из малахита сделал он цветок,
Похожий на живой.
И были вазы у него.
Прославлен был на весь Урал Данила.
Учился долго он.
Терпенье было у него,
И получился так цветок
Стремленьями, терпеньями.
-Как же Даниле удалось стать настоящим Мастером?
-Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря чему или кому.
А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ САМ ПО СЕБЕ МАЛАХИТ КРАСИВ? ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА ЕГО ПРИРОДНЫЙ ВИД, КАКИЕ ВЕЩИ ИЗ НЕГО ТВОРЯТ МАСТЕРА.
Презентация о малахите ( где находятся месторождения малахита, показать в живую камень малахит, его свойства, потрогать, какие предметы из него делают мастера)
ПОНРАВИЛСЯ ВАМ МАЛАХИТ? Природа создала удивительный по красоте камень. Посмотрите сценку и подумайте, почему Даниле так важно было увидеть каменный цветок?
Беседа о красоте. Выяснение смысла сказа.
2 Сценка "Встреча с Медной горы Хозяйкой".
Данило ходит, подбирает камни. Машет рукой и садится. Напротив него сидит Медной горы Хозяйка
Данило: (трёт глаза, удивлён, произносит про себя) Может, мне это кажется, а на деле никого нет.
Хозяйка: Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?
Данило: Не вышла.
Хозяйка: А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет по твоим мыслям.
Данило: Нет, не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.
Хозяйка: Показать-то просто, да потом жалеть будешь.
Данило: Не отпустишь из горы?
Хозяйка: Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне ворочаются.
Данило: Покажи, сделай милость! Без цветка мне жизни нет. Покажи!
Они идут, Данило смотрит.
Хозяйка: Ну, Данило, поглядел?
Данило: Не найдёшь камня, чтобы так-то сделать.
Хозяйка: Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу.
Исчезает всё. Данило остаётся один.
Вопросы по сценке:
- Каков смысл этой встречи?
-Зачем Даниле нужно было увидеть каменный цветок?
-Почему Хозяйка Медной горы не хотела показывать Даниле цветок?
-Что важно для мастера? Чем он должен обладать, по мнению Хозяйки Медной горы?
-Как вы думаете Данила обладал этим талантом? Докажите.
К чему всегда стремился Данила-мастер? (достичь красоты)
А в чем заключается красота?
Сочинения "Что еть красота" (задания)
Посмотрим примеры (слайды малахита, причудливые формы, созданные природой)
Вы просмотрели столько примеров красоты, сделайте вывод.
-А кто может создать красоту? (человек, Бог, природа)
-Как Данила пытался достичь красоту? Что он для этого делал?
- Почему же Даниле не нравилась чаша, которую он создавал?
-Какая красота совершенна? (когда есть внутренняя и внешняя)
-Почему Данила сошёл с ума? Почему же он не смог создать идеальной красоты цветок?
(с природой нельзя соревноваться, с этим не смог смириться Данила)
Действительно, цветы и вообще вся природа так прекрасна, что как бы человек ни старался, он никогда не сможет создать подобной красоты.
-Почему мастер не смог отказаться от дела, которое начал?
-Есть ли у вас такое дело?
-Как вы поступаете, если оно у вас не получается? Всегда ли доводите до конца? Нужно ли доводить дело до конца?
-Почему начатое дело надо доводить до конца?
-Нужно ли стремиться к красоте?
-Оправдывает ли он звания мастера? В чем трагедия мастера?
-Какую роль сыграл Каменный цветок в жизни Данилы?
-Что нужно, чтобы стать мастером своего дела?
-Чему учит сказ?
Вывод: Человек должен стремиться к постижению красоты, уметь отличать истинную красоту души, хранить и создавать её. Природа своим примером показывает, к чему нужно стремиться. Для того чтобы стать мастером своего дела, необходимо много учиться и работать.
Дом. зад. Чудо природы. 1.Описать красоту того, что считаете идеалом. "В чем я вижу красоту?"
2. Описать жизнь Данилы-мастера, легенду о Медной горы Хозяйке.
Выступление - представление книжной выставки. |