Скачать 66.57 Kb.
|
«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер Формирование УУД на основе использования метода интеллект–карт на уроках немецкого языка Для работы с текстом в нашей школе используются различные методы: инсерт, кластер, карт-понятий и другие. Я сегодня расскажу о методе интеллект-карт, познакомлю с целями и правилами их создания, приведу примеры. А затем мы вместе попытаемся создать интеллект-карты. (слайд №1, слайд №2) Метод интеллект-карт (mind map) ([ maind maэp]был предложен американским учёным и бизнесменом Т.Бьюзеном. В переводах его книг чаще всего используется термин "интеллект-карты", «карты ума». Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, ― каждое ощущение, воспоминание или мысль— может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей». (слайд №3) (Из книги Тони и Барри Бьюзен "Супермышление«) Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты. (слайд №4)
Автор идеи провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов. (слайд №5) Цели создания карт могут быть самыми различными: Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д. - обучение (конспектирование лекций, книг, подготовка материала по определенной теме, решение творческих задач, мозговой штурм, презентации, запоминание сложного материала, передача информации, планирование и разработка проектов, составление списков дел); - развитие интеллектуальных способностей; - развитие мышления; - развивать креативность школьников; - формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт; - формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, и т. д.); - улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, образную и т. д.) учащихся; - ускорять процесс обучения; - формировать организационно деятельностные умения. (слайд №6) Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном. С основными правилами я вас сегодня познакомлю. Правила создания интеллект-карт: Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры, стикеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. (В ваших буклетах представлена таблица цветов для использования в интеллект-картах)
Почему я считаю возможным использование интеллект-карт на уроках немецкого языка? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. (слайд № 7) Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам. Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления. Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт. (слайды №8, 9,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21) (Примеры интеллект-карт для урока немецкого языка) Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова. Я использую интеллект-карты на уроках немецкого языка для: (слайд №22) 1) работы с лексическим материалом (введение новой лексики, ее закрепление, контроль) 2) работы с грамматическим материалом (можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания); 3) работы с текстовым материалом (составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.) 4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор); 5) эффективно использовать карты можно при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным ( при подготовке к ЕГЭ в части С); 6) представления результатов проектной деятельности. По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке. Я предлагаю вам попытаться создать интеллект-карты на следующие темы: «Модель образовательного пространства на основе системно-деятельностного подхода». (слайд №23) (слайд №24) (В завершении) В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения для любого предмета интереснее, занимательнее и плодотворнее. (слайд №25) |
План открытых занятий экспериментальных площадок цо №429 «Соколиная гора» Формирование познавательных – общеучебных и регулятивных ууд в начальной школе (1-2 класс) средствами интеллект-карт | Формирование здоровьесберегающей среды на уроках немецкого языка... Методические рекомендации предназначены для учителей немецкого языка, работающих в начальной и основной школе | ||
Дистанционный конкурс методических идей учителей русского языка и... Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления... | М. Ю. Ярославцева № урока Изучаемые темы Формируемые ууд проверочные... Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило | ||
Творческий отчет мо учителей иностранных языков Октябрьской сош №2 Загвоздкина С. С., учитель немецкого языка, 1 категория. Тема самообразования: Интернет-проекты на уроках немецкого языка | «Использование метода проектов на уроках в курсе «География России.... Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов... | ||
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал “интеллект-карты” (”mind maps”). Метод “интеллект-карт”... | «Личностные ууд. Формирование личностных ууд» Ууд; определить место ууд в понятийном поле «компетентностного подхода», перевести представление об личностных ууд в практические... | ||
«Утверждаю» Директор гбоу сош №311 Формирование ууд через игровые технологии на уроках английского языка в нш с использованием икт | На уроках немецкого языка ... | ||
Проектная методика на уроках немецкого языка с применением регионального компонента Описание методической разработки с использованием проектной методики учителя немецкого языка высшей категории моу дсош №2 Домбаровского... | Оглавление Развитие лексических навыков на основе использования ролевых игр на уроке немецкого языка | ||
Формирование универсальных учебных действий (ууд) на уроке онз в... | Формирование ууд на уроках физической культуры Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря... | ||
На уроках немецкого языка На уроках иностранного языка я широко применяю информационно-компьютерные технологии, выступая в роли консультанта и координатора.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение опыта работы учителя немецкого языка мбоу краснокоммунарская средняя общеобразовательная школа Сакмарского района Слонь... |