Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения





НазваниеУрок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения
Дата публикации21.10.2013
Размер37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Урок литературы. 5 класс

Тема: «В.А. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна»


Тип урока: урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения.
Цели урока:

  • Обучающие: познакомить со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна»

  • Развивающие: развивать навыки критического мышления учащихся, а так де умение выразительно читать, читать по ролям, пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать, составлять рассказ;

  • Воспитательные: вызвать интерес к литературе; воспитывать коммуникативную компетентность; воспитывать вдумчивого читателя, а также такие качества характера, как: доброта и милосердие.


Оборудование: компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Мертвая царевна».
Ход урока:
Чем человек умнее и добрее,

тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н. Толстой
Вступительное слово учителя:

Крупнейшие русские писатели от А.С. Пушкина до М. Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает. Сегодня мы познакомимся со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна».
Учитель: Прослушаем рассказ об истории создания сказки.

Ученик (сообщение): Летом 1831 года В.А. Жуковский и А.С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами возникло шутли­вое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была создана позже – в 1833 г.

Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жу­ковского была опубликована в 1832 г. Сюжет этой сказки сходен с немец­кой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу кра­савица» Ш. Перро, но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихот­ворной форме сказки.
Учитель: Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка.

Ученики зачитывают определение и записывают его в тетрадь:

Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. Фольклорные сказочные повествования часто являются источниками авторских.

Учитель: Действительно ли произведение Жуковского «Спящая царевна» – сказка? (Проблемный вопрос)

Обратимся к сю­жету и композиции сказки: найдем зачин и концовку, кратко перескажем сюжет и обратим внимание на то, как он развивается (мотив нарушения запрета, действие магии злой колдуньи, чудесное пробуждение).
Учитель: А теперь поговорим о сказочных героях. Ответьте на вопросы:

– Кто герои сказки? Наделены ли они именами: Какие они? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

Ответы учеников.

Учитель: А теперь прочитаем по ролям отрывок из сказки (стр.59-60).

Ответьте на вопросы:

– Что пророчили десять чародеек царевне?

– А двенадцатая? Почему?

– Что пожелала одиннадцатая чародейка?

– Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери?

Учитель: Ребята, а теперь посмотрите на картину, которая есть в вашем учебнике. Найдите соответствующий рисунку отрывок из сказки и прочитайте.

Чтение отрывка.

Учитель: Ответьте на вопросы:

– Кого мы видим на картине?

– Как изображена старуха художником? Обратить внимание на черный цвет одежды как символа Зла.

– А царевна? (Белый цвет символ чистоты, доверчивости и благородства).

– Найдите по тексту строчку о том, как подает веретено пряха.

– Почему молча?

– Кем была пряха-старушонка?

Учитель: Обратимся к тексту сказки. Найдите описание уснувшего бора с дворцом и прочитайте. Объясните смысл выражений:

И окрестность со дворцом

Вся объята мертвым сном.

– Почему мертвым сном?

– Опишите спящую царевну. Что разрушает силу сна.

– Каков финал сказки?

Учитель: Ребята, давайте попробуем словесно описать понравившийся вам эпизод сказки Жуковского. Какие иллюстрации вы нарисовали бы по финалу сказки?

Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Выучить отрывок наизусть из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» (на выбор учащегося.)

Индивидуальные задания:

1 ученик: Сравнить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

2 ученик: Сравнить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказку Ш. Перро «Спящая красавица».
Рефлексия: А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?
Выставление оценок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconКонспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская...
...
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и дискуссии, с первичным закреплением
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок изучения нового материала. Использование педагогических технологий: личностно-ориентированная, технология проблемного...
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconУрока: урок изучения нового материала. Методы
Урок на образно-эмоциональной основе «Виды корней и типы корневых систем» (Биология, 6 класс). Разработка Чиграй Е. А
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconУрок по теме, базируется на пройденном материале
Форма обучения: фронтальная на этапе актуализации знаний и изучения нового материала
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconКонспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления
Урок изучения нового материала. (Но в курсах предыдущих классов уже велся разговор на данную тему)
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок изучения нового материала с использованием педагогической технологии академика В. М. Монахова
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconУрок по теме «Многообразие насекомых. Отряд Перепончатокрылые.»
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные...
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconУрок изучения нового материала
Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По тематическому плану это 1 урок по творчеству М. А. Шолохова. По типу урок изучения нового материала. Урок строится не на готовой...
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconУрок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного...
Интегрированный урок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного обучения «Творчество А. С. Пушкина в музыке»
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconУрок изучения нового материала
Цель: Познакомить коллег с методиками закрепления школьного учебного материала на вокальных занятиях с 1-2 классами
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconУрок изучения нового материала. Тема: «Зимние загадки»
Технологии: на уроке использована учебная презентация, состоящая из 8 слайдов (картинки взяты из Интернета), дидактический материал...
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок изучения нового материала на основе самостоятельной деятельности
Урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения iconУрок изучения нового материала с применением технологии деятельностного подхода
Знать о внутренних устройствах, обеспечивающих работу компьютера; характеристики основных внутренних устройств компьютера


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск