Скачать 37 Kb.
|
Урок литературы. 5 классТема: «В.А. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна»Тип урока: урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения. Цели урока:
Оборудование: компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Мертвая царевна». Ход урока: Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н. Толстой Вступительное слово учителя: Крупнейшие русские писатели от А.С. Пушкина до М. Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает. Сегодня мы познакомимся со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна». Учитель: Прослушаем рассказ об истории создания сказки. Ученик (сообщение): Летом 1831 года В.А. Жуковский и А.С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами возникло шутливое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была создана позже – в 1833 г. Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жуковского была опубликована в 1832 г. Сюжет этой сказки сходен с немецкой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу красавица» Ш. Перро, но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихотворной форме сказки. Учитель: Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. Ученики зачитывают определение и записывают его в тетрадь: Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. Фольклорные сказочные повествования часто являются источниками авторских. Учитель: Действительно ли произведение Жуковского «Спящая царевна» – сказка? (Проблемный вопрос) Обратимся к сюжету и композиции сказки: найдем зачин и концовку, кратко перескажем сюжет и обратим внимание на то, как он развивается (мотив нарушения запрета, действие магии злой колдуньи, чудесное пробуждение). Учитель: А теперь поговорим о сказочных героях. Ответьте на вопросы: – Кто герои сказки? Наделены ли они именами: Какие они? Подтвердите свой ответ цитатами из текста. Ответы учеников. Учитель: А теперь прочитаем по ролям отрывок из сказки (стр.59-60). Ответьте на вопросы: – Что пророчили десять чародеек царевне? – А двенадцатая? Почему? – Что пожелала одиннадцатая чародейка? – Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? Учитель: Ребята, а теперь посмотрите на картину, которая есть в вашем учебнике. Найдите соответствующий рисунку отрывок из сказки и прочитайте. Чтение отрывка. Учитель: Ответьте на вопросы: – Кого мы видим на картине? – Как изображена старуха художником? Обратить внимание на черный цвет одежды как символа Зла. – А царевна? (Белый цвет символ чистоты, доверчивости и благородства). – Найдите по тексту строчку о том, как подает веретено пряха. – Почему молча? – Кем была пряха-старушонка? Учитель: Обратимся к тексту сказки. Найдите описание уснувшего бора с дворцом и прочитайте. Объясните смысл выражений: И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном. – Почему мертвым сном? – Опишите спящую царевну. Что разрушает силу сна. – Каков финал сказки? Учитель: Ребята, давайте попробуем словесно описать понравившийся вам эпизод сказки Жуковского. Какие иллюстрации вы нарисовали бы по финалу сказки? Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого? Подведение итогов урока. Домашнее задание: Выучить отрывок наизусть из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» (на выбор учащегося.) Индивидуальные задания: 1 ученик: Сравнить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 2 ученик: Сравнить сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказку Ш. Перро «Спящая красавица». Рефлексия: А.С. Пушкин говорил: Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок. – А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? Выставление оценок. |
Конспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и дискуссии, с первичным закреплением | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок изучения нового материала. Использование педагогических технологий: личностно-ориентированная, технология проблемного... | Урока: урок изучения нового материала. Методы Урок на образно-эмоциональной основе «Виды корней и типы корневых систем» (Биология, 6 класс). Разработка Чиграй Е. А | ||
Урок по теме, базируется на пройденном материале Форма обучения: фронтальная на этапе актуализации знаний и изучения нового материала | Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления Урок изучения нового материала. (Но в курсах предыдущих классов уже велся разговор на данную тему) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок изучения нового материала с использованием педагогической технологии академика В. М. Монахова | Урок по теме «Многообразие насекомых. Отряд Перепончатокрылые.» Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные... | ||
Урок изучения нового материала Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По тематическому плану это 1 урок по творчеству М. А. Шолохова. По типу урок изучения нового материала. Урок строится не на готовой... | ||
Конспект урока Тип урока : изучение нового материала ... | Урок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного... Интегрированный урок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного обучения «Творчество А. С. Пушкина в музыке» | ||
Урок изучения нового материала Цель: Познакомить коллег с методиками закрепления школьного учебного материала на вокальных занятиях с 1-2 классами | Урок изучения нового материала. Тема: «Зимние загадки» Технологии: на уроке использована учебная презентация, состоящая из 8 слайдов (картинки взяты из Интернета), дидактический материал... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок изучения нового материала на основе самостоятельной деятельности | Урок изучения нового материала с применением технологии деятельностного подхода Знать о внутренних устройствах, обеспечивающих работу компьютера; характеристики основных внутренних устройств компьютера |