Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема урока: « Буквы Ц,ц , обозначающие согласный твердый звук [ц]».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока: - формировать у учащихся универсальные учебные действия:
познавательные: работа с текстом, оценка результата деятельности;
личностные: мотивация учебной деятельности, социальная компетентность;
регулятивные: формулирование учебной задачи, контроль и коррекция, самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества при работе в паре, в группах;
- познакомить учащихся с буквами Ц,ц;
- совершенствовать навыки чтения;
- дать представление об особенностях произнесения буквы Ц;
- пополнять словарный запас учащихся;
- развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание. К уроку обучения грамоте по теме «Буквы Ц,ц , обозначающие согласный твердый звук [ц]» составлена презентация.
Программа: «Школа России».
Учебник: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука М.: Просвещение, 2011.
Ход урока:
| Характеристика деятельности учащихся
| I. Организационный момент.
ДЕТИ: На уроке не до шуток целых 35 минуток
Надо быть внимательным, слушать обязательно.
УЧИТЕЛЬ: За работу нам пора,
Сядьте тихо, детвора.
- Какой урок мы с вами начинаем? Чему мы учимся на уроке обучения грамоте? Чего вы ждете от сегодняшнего урока?
Слайд № 3
II. Постановка целей и определение темы урока
- Сегодня на уроке нам необходимо будет прочитать рассказ про цыпленка. А как вы думаете, что нужно знать, чтобы его прочитать? Сегодня вы познакомитесь с новой буквой. На встречу с ней я приглашаю вас на цирковое представление.
Слайд № 4
- Что необходимо приобрести, чтобы попасть в цирк? (купить билеты) III. Актуализация знаний.
- Чтобы приобрести билеты на сегодняшнее представление, нужно заплатить…. заплатить своими знаниями об изученных буквах.
- Задание билета предназначено для 2-х человек – это вопрос, на который один отвечает, другой помогает. Причем, каждый следующий вопрос продолжает предыдущий, поэтому будьте внимательны к ответам своих одноклассников!
Слайд № 5
Чем отличаются звуки и буквы?
На какие 2 группы делятся буквы алфавита?
А,О,У,Ы – что знаете об этих гласных?
Я,Е,Ё,И,Ю – что скажете об этих гласных?
Я,Е,Ё,Ю – что это за гласные?
Ш, Ж – что скажете об этих буквах?
Ь – что знаете об этой букве?
(Отвечая на вопросы, дети получают «билеты в цирк») - Прежде чем отправиться на цирковое представление, вспомним, какие правила нужно соблюдать любому зрителю:
Слайд № 6
Во время представления нельзя громко разговаривать, вскакивать с места;
во время перерыва нужно гулять спокойно, не бегать, не толкаться, не кричать;
вести себя так, чтобы никому не причинять неприятности.
IV. Работа над новым материалом.
Вступление
Сегодня все, купив билет, мы побываем в цирке.
Медведь ведет мотоциклет, а цапли пассажирки.
Вот двое братьев – медвежат цепочку натянули,
И обезьяна – акробат качается на стуле.
- Звенит звонок, занавес открывается, представление начинается!
Слайд № 7
(появляется КЛОУН (игрушка))
КЛОУН: - Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!
Меня зовут клоун Цыц. Всем на удивление начну я представление!!!
2. Знакомство со звуком [ц]
- Ребята, кто запомнил, как зовут клоуна? Как вы думаете, почему у него такое имя?
- Клоун Цыц очень любит издавать глухой свистящий звук, т.е «цыкать», поэтому его так прозвали.
- Какой звук повторяется в имени клоуна? Произнесите это звук еще раз, охарактеризуйте его. (Звук [ц] – согласный, глухой и всегда твердый, как [ж] [ш], ). КЛОУН: - Сегодня! Сегодня! Сегодня!
В цирковом представлении принимают участие только дрессированные животные.
Слайд № 8
- Я подскажу: только те животные, в названии которых есть звук [ц]. (Учитель называет животных, дети аплодисментами приветствуют артистов). Это … (куница, гусеница, цыпленок, лисица).
- Цирковые артисты – животные пригласили вас, чтобы познакомить с буквой, которая живет в ЦИРКЕ.
3. Знакомство с буквами Ц,ц
- Первой на арену выходит КУНИЦА. Она принесла букву, которая обозначает звук [ц]. Вспомните, какой этот звук? (Согласный, глухой, всегда твердый).
Слайд № 9, 10
- На что похожа буква Ц?
- Где вы можете встретить букву Ц? (в учебнике, в книге, на вывеске) КЛОУН: - А я знаю мальчика в вашем классе, в фамилии которого встречается буква Ц. Найдите его. - На арене цирка ГУСЕНИЦА. Она научит вас читать слоги и слова с буквой Ц.
Слайд № 12
- С какими гласными стоит буква Ц? Как мы произносим звук [ц] во всех слогах? Прочитаем слоги.
- Продолжаем читать слоги и читаем слова.
- Найдите «лишнее» слово. Объясните. КЛОУН: - Я предлагаю вам поиграть. «Игра с мячом»: я называю первый слог слова с буквой Ц, а вы заканчивайте:
Цап..(ля), цве..(ты), цып…(ленок), коль… (цо), за …(яц), пти…(ца), молод..(цы).
V. Физкультминутка.
Слайд № 11
- Кто знает, что такое антракт?
АНТРАКТ – краткий перерыв между отделениями (т.е частями) концерта или циркового представления.
ИГРА «Изобрази букву»: Г, К, В, Ж, У. VI. Работа над новым материалом.
4. Формирование навыков чтения
Следующий артист - ЦЫПЛЕНОК предлагает вам прочитать рассказ.
Цыплёнок.
Жил на свете цыплёнок. Он был маленький. И была у него мама. Мама его очень любила! Мама кормила его червяками. Слайд № 13, 14, 15
Вопросы к рассказу:
- О ком прочитали рассказ?
- Что вы узнали о цыпленке?
- Как относилась мама к цыпленку?
Прочитайте рассказ с интонацией.
- Этот рассказ о цыпленке написал К.И.Чуковский. Обложку книги Чуковского вы видите на иллюстрации. КЛОУН Цыц: - Подчеркните в рассказе слова, состоящие из трех букв. (У детей листки с текстом) - (Взаимопроверка) Последней на арену цирка выходит хитрая ЛИСИЦА. Она приготовила вам ребус – загадку.
Слайд № 16
Задание: из букв, спрятанных на картинке, составьте слово. Составим слово на доске (из букв азбуки).
- Прочитаем стихотворение о цапле. КЛОУН Цыц: Отгадай загадку, напиши отгадку. Задание: работа в группах – по рядам: отгадайте загадку (подсказка: отгадки начинаются с буквы Ц), впишите слово в клетки. (Проверка) КЛОУН Цыц:
- Наше представление заканчивается. Аплодисменты артистам цирка и «До новых встреч!!!» - Слайд № 17 VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- А вы поняли, почему буква Ц «живет» в цирке?
- Чем вам запомнился наш поход в цирк?
- Чем полезен был урок для вас?
- Я думаю, что аплодисменты сегодня заслужили не только животные - артисты, но и вы – зрители. Сегодня мне помогали …., я благодарю за работу на уроке ……, молодцы сегодня ……. Аплодисменты всем вам!!!
|
Включение в учебную деятельность.
Определение цели учебного задания.
Работа в парах Умение оценить правильность ответов
Умение отвечать на вопросы учителя о правилах поведения в общественных местах и соблюдать эти правила.
Выделение звука [ц], умение характеризовать его.
Умение распознавать в словах новый звук.
Обозначение звука [ц] буквой.
Чтение слогов и слов с изученной буквой.
Пополнение словарного запаса учащихся Отработка навыка чтения
Умение правильно отвечать на вопросы
Умение обнаруживать и исправлять ошибки
Умение читать стихотворные тексты.
Работа в группах
Оценка свое деятельности на уроке.
| |