Базовое содержание урока
| Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
| Ценностный компонент урока
| Творческий компонент урока
|
Смысловые блоки содержания
| Познавательные задачи для учащихся
|
1.Организационно - мотивационный этап урока
|
Определение темы урока
| Мы изучаем воды суши и на прошлом уроке познакомились с реками, их видами, порогами и водопадами. Как вы думаете, о каких водах суши пойдет сегодня речь?
| Учащиеся предполагают, что тема урока – озера.
|
|
|
Целеполагание, формулирование задач урока
| Совместное определение целей урока в ходе обсуждения вопросов: Что хотели бы узнать по данной теме? Что уже известно? Какие вопросы хотели бы задать самим себе?
| Отвечают на вопросы, определяют свои цели
| Предложение задач урока самими учащимися с помощью учителя
|
|
Создание мотивационной установки
Демонстрация слайдов с изображение озерных котловин (Мертвое море, Байкал, Телецкое и др.).
Просмотр видео о Байкале
Работа с атласами
| Что вас удивило при просмотре фотографий?
Задание: рассмотреть карту, как на карте изображены озера? Чем отличаются озерные котловины?
| Учащиеся отмечают разную форму котловин на картах, высказывают свои впечатления от просмотра фото и видео
Отвечают на вопросы учителя: На карте озерные котловины изображены так же, как и все водные объекты, синим цветом. Они разные по форме.
| Испытывают чувство радости от просмотра, новые впечатления, удивление и интерес к изучаемым вопросам темы
|
|
2.Процессуально - содержательный этап урока
|
Самостоятельное конструирование понятия «озеро»
Демонстрация слайдов с изображение озерных котловин
|
Задание: дайте определение понятия с помощью схемы понятие что это признак действие
|
Учащиеся самостоятельно формулируют определение понятия, используя схему:
Озеро - это водоем,
расположенный в замкнутом пространстве
| Возможность сравнения собственного понятия с культурно-историческими аналогами
Поиск необходимой информации на стр.103 учебника
| Самостоятельное конструирование нового понятия темы, сравнение с имеющимся в учебнике культурно-историческим аналогом, дополнение и корректировка
|
Создание мотивационной установки – эвристическая ситуация
К нам в гости снова пришел Вася Почемукин. Мы должны ему высказать свои гипотезы
| Перед учащимися ставится проблемный вопрос: почему на Урале расположено большое количество небольших по размеру соленых озер, если известно, что все озера Земли, как правило, пресные?
| Учащиеся высказывают свои гипотезы:
Версия о растворении солей, о породах дна озер и др. Если не удается предположить о том, что на месте уральских гор ранее существовало соленое море, то учитель подсказывает эту гипотезу учащимся. Проводится обсуждение вопроса о разном происхождении озерных котловин.
| Развитие умений выстраивать причинно-следственные связи
| Самостоятельное конструирование гипотез
Создание СОБСТВЕННЫХ гипотез происхождения озер. Делают ОТКРЫТИЯ
|
Создание мотивационной установки для группы учащихся -
создание эвристической ситуации
Обсуждение гипотез
| Задание – сформулируйте свою гипотезу возникновения озерных котловин, используя карту полушарий.
Можно ли выявить закономерность между формой озерных котловин и происхождением?
| Учащиеся работают в группах. Составление гипотез, которые следует доказать
Примерные варианты гипотез: озерная котловина может образоваться в кратере вулкана, остаться после существующего раньше соленого моря, в трещине земной коры и др.
| Метапредметный навык видения проблем, выстраивания гипотез
| Самостоятельное конструирование закономерностей
|
Минутка релаксации - игра «Поздоровайся локтями»
| Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников.
|
| Возможность отдохнуть от мыслительной деятельности
|
|
Работа в группах с использованием текста учебника (метод «вживания»)
Для образного восприятия демонстрируются фотографии ледников, айсбергов, родников
| Творческое задание:
1 группа – составить рассказ, который бы начинался так: «Я – айсберг…». Использовать стр.105
2 группа – составить рассказ, который бы начинался так: «Я -ледник…». Использовать стр.105
3 группа – составить рассказ, который бы начинался так: «Я – родник…». Использовать стр.107
4 группа – составить рисунок, показывающий образование пластов подземных вод. Использовать стр.106
| Работа в группах, прослушивание рассказов
Пример рассказа: «Я – айсберг. Я – огромная ледяная глыба, большая часть которой находится под водой. Я красивая, потому что имею причудливые формы и белый цвет. От меня есть польза – я запасаю много пресной воды. Есть и вред. Не встречайтесь мне на пути. Мой брат живет высоко в горах. От его таяния появляется много воды в реках.»
| Развитие коммуникативной компетенции
Возможность вжиться в предложенный образ
| Возможность проявить фантазию, творческие способности, почувствовать себя природным объектом
|
Обсуждение
Промежуточная рефлексия
| Учитель задает вопросы:
Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?
| Ученики отвечают на вопросы промежуточной рефлексии
| Возможность выразить свои чувства
|
|
Работа с картой
| Задание: найти на карте полушарий озера: Байкал, Каспийское, Мертвое, Эйр, Виктория
| Учащиеся находят географические объекты с помощью путеводителя, в котором каждому озеру соответствует материк, на котором оно находится.
| Формирование пространственного мышления
|
|
3.Этап закрепления
|
Закрепление
|
Посмотрите презентацию к исследовательской работе нашей ученицы по теме: «Экологическое состояние ручья Нанте».
Ответьте на вопросы:
Где берет начало ручей?
Какие экологические проблемы описаны в работе?
Каковы причины их возникновения?
Как можно их решить?
| Отвечают на вопросы учителя
| Формирование чувства бережного отношения к природе
|
|
Подведение итогов
|
|
|
|
|
4.Рефлексивный этап урока
|
Рефлексия деятельности
| Оцените урок соответствующим цветом
Как вы думаете, какие ощущения возникли у Васи Почемукина от нашего урока?
| Делают соответствующие действия с цветограммой
Вася Почемукин тоже рад, потому что вы смоли ответить на его вопросы
| Оценка актуальности, новизны изучаемых вопросов
|
|
5. Объяснение домашнего задания
|
Обязательное задание
| Параграф 18 стр.115-117
| Выучить значение понятий: айсберг, озеро, ледник, родник
|
|
|
Дополнительное задание (по выбору)
| Подготовить сообщение или презентацию на тему: «Озеро Байкал»
|
|
|
|
Творческое задание
| Напишите рассказ о своем воображаемом путешествии на озеро…
| Составить кроссворд «Озера»
|
|
|