Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 96.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.12.2013
Размер96.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Титульный лист

ФИО автора: Петухова Светлана Викторовна

Возраст: 29 лет.

Название населенного пункта: с. Большой Арбай.

Год: 2013.
Конспект урока литературы в 9 классе

« М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия.

Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя»

Авторская аннотация

По тематическому плану это 1 урок по творчеству М.А. Шолохова. По типу - урок изучения нового материала. Урок строится не на готовой подаче материала учителем, а на самостоятельной добыче знаний учениками. Исходя из этого ставились следующие цели на урок:

1) знать основные сведения из биографии Шолохова и историю создания рассказа «Судьба человека»;


2) характеризовать главного героя - Андрея Соколова;

3) раскрыть смысл названия рассказа.

Все этапы урока направлены на достижение целей. Для проверки готовности класса к уроку проводится организационный момент. Это задаёт рабочий тон урока. В начале повторения темы используется живое слово учителя для отработки умения слушать и анализировать полученную информацию. Для активизации познавательной деятельности выполняется самостоятельная работа. Вырабатывается умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, составлять устный ответ, проанализировав критическую статью. Работа в группах помогает слабым учащимся комфортно чувствовать себя на уроке, позволяет воспитывать умение воспринимать мнение других. Развивается устная речь. В качестве закрепления проводится тест.

Конспект урока

Тема урока: М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия.

Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

Цели: 1) знать основные сведения из биографии Шолохова и историю создания рассказа «Судьба человека»;


2) характеризовать главного героя- Андрея Соколова;

3) раскрыть смысл названия рассказа.
План: 1) биография писателя;

2) история создания;

3) образ Андрея Соколова;

4) судьба человека и судьба Родины;

5) смысл названия.
Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: проблемный урок.

Методы обучения: компетентностный подход (обработка первоначальной информации, преобразование текста в табличную форму), самостоятельная работа, ИКТ.

Оборудование: текст рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова, компьютер, мультимедиа проект, презентация к уроку, карточка опережающего задания, таблицы для заполнения.
Ход урока.

  1. Мотивация на учебную деятельность.

  1. Вступительное слово учителя о теме и целях урока.

  2. Опережающее задание по карточке:

Задача: изучите критическую статью А.Б. Галкина на рассказ «Судьба человека», найдите ответы на предложенные вопросы, подготовьтесь по ним к выступлению.

Текст критической статьи

Писатель вплетает судьбу Андрея Соколова в судьбу поколения и шире погружает героя в кипящее, быстро меняющееся время. Поначалу горести и радости, как тому и следует быть, сменяют друг друга в жизни Андрея Соколова. Нельзя назвать ее безмятежной, но жизнь с точки зрения героя развивается естественно, точно так же, как у большинства его современников, трагические следствия имеют объяснимые причины: "В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один (...) поехал в Воронеж (...) Вскорости женился (...) И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!"

Семья провожает Андрея. А у жены Иринки "губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились (...) упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево (…) – прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит... " [4]  Андрей просит ее сказать хоть слово на прощание – она говорит, что они больше не увидятся "на этом...свете" [5] . Андрей Соколов, негодуя на жену, упрекает ее: "Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?"  [6]  – и слегка отталкивает ее, но так как он обладал недюжинной мужичьей силой, получилось, помимо его воли, что Иринка отлетела от его прикосновения. Герой ничуть не оправдывается. Наоборот, он жестоко обвиняет себя, считая этот случайный жест, вырвавшийся у него в запальчивости, позорным, несмываемым пятном на его совести. Народная поговорка: "Бог тебя простит, только ты себя не прощай" хорошо описывает внутреннее состояние героя. Так исподволь Шолохов приводит читателя к первому проблемному вопросу в концепции рассказа: "Не является ли дальнейшее безмерное страдание Андрея Соколова жестокой расплатой за то, что герой оттолкнул жену?" Иными словами, герой мог сам накликать на себя беду неправильным поведением. Психологически Андрей Соколов ощущает это событие именно как грех, правда, он не склонен связывать его причинной связью с жизненными дальнейшими ситуациями, излагая их как набор замкнутых случайных эпизодов.

Контузия, плен, концлагерь, два побега, один из которых едва не закончился смертью, когда немцы спустили на Андрея Соколова разъяренных овчарок, сразу же превративших его тело в сплошное кровавое месиво; гибель семьи и смерть старшего сына в последний день

войны – всего этого трагического опыта с избытком хватило бы не на один десяток жизней. Но судьба щедро отмерила горя Андрею Соколову.

Андрей Соколов слышит, как какой-то мордастый солдат обещает выдать немцам молоденького командира, скинувшего офицерскую гимнастерку, чтобы не быть в числе расстрелянных. Тот, дескать, агитировал солдата вступать в армию, так пусть отвечает за свои дела. Андрей Соколов взбешен: "Нет, – думаю, — не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!" Андрей придушил предателя. Еще одна парадоксальная ситуация: герой убивает в церкви не немца, а своего, русского. В храме он нарушает первую Божью заповедь 'Не убий!". Снова возникает вопрос "Что если все последующие несчастья Андрея Соколова - Божья кара за убийство?"

Действительно, ни читателю, ни самому Андрею Соколову не приходит в голову, что убивая предателя, он совершает грех, так как, во-первых, во время войны с солдата законом снимается всякая уголовная ответственность за убийство. А во-вторых, предатель предает трижды: он предает смерти своего командира, предает национальное достоинство всех русских перед лицом нации-завоевателя, предает собственную честь, попирая ценность человеческой личности вообще. С этой точки зрения Андрей Соколов прав.

Однако судьба нации отнюдь не исчерпывает личную судьбу. Социальные катаклизмы еще не повод закрыть глаза на индивидуальные страдания, ибо всегда человек будет воспринимать свою жизнь субъективно значимо, а не только с позиций национальной кармы народа, где ему предстоит занять отведенную ему нишу, либо стать"винтиком" в борьбе гигантских механизмов сильных мира сего. Конечно, в определенной мере судьба Андрея Соколова типична. Почти не было в стране семьи, не потерявшей бы кормильца: сына, брата, жениха, мужа. И все же для Шолохова центральным остается общечеловеческий смысл рассказа. Иначе он не назывался бы "Судьба человека".

Вопросы к тексту.

  1. Как развивается жизнь Андрея Соколова?

  2. Не является ли дальнейшее безмерное страдание А. Соколова жестокой расплатой за то, что он на вокзале оттолкнул жену?

  3. Что происходит с Андреем во время войны?

  4. Как герой относится к тому, что ему в церкви приходится убивать не немца, а своего, русского?

  5. Типична ли судьба А. Соколова?

  1. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с краткой биографией Шолохова.

(Слово учителя)

24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил. До смерти первого мужа Анастасии Даниловны родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом. Мать Шолохова- из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб, был приказчиком, управляющим мельницей. Шолохов начинает учиться -сначала в приходском училище, потом в гимназии. Но революционные события, а затем и Гражданская война прерывают эту учёбу. С 15 лет работает учителем, служащим в станичном ревкоме, счетоводом, журналистом. Почувствовав недостаток образования, Шолохов приезжает в Москву, чтобы поступить в институт. Но комсомольцем он не был и оказался в положении безработного. С 1923 по 1925 годы появляются в печати рассказы Шолохова, которые составили сборник «Донские рассказы». В 1926 году начинает писать роман «Тихий Дон», который принесёт писателю мировую известность, а также писатель будет награждён за этот роман Нобелевской премией. Во время Великой Отечественной войны Шолохов Был военным корреспондентом, часто выезжал на фронт. Начинает публикацию глав романа «Они сражались за Родину». Тема войны не отпускает его и после её окончания. В 1957 году он создаёт рассказ «Судьба человека».

  1. История создания рассказа

Сообщение учащегося

М.А. Шолохов написал рассказ в очень короткий срок, всего за несколько дней. Однако творческая история рассказа заняла многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением рассказа прошло 10 лет. Рассказ был опубликован в двух номерах «Правды»: 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года. Это одно из лучших произведений Шолохова, созданных им в послевоенный период. В образе Андрея Соколова сосредоточены черты русского национального характера. По жанру «Судьба человека» предстаёт как рассказ в рассказе. Выбор героя рассказа стал актом гражданского мужества писателя, так как судьбы бывших военнопленных не принято было обсуждать на страницах журналов и уж тем более делать их центром художественных произведений

  1. Постановка проблемного вопроса на класс:

«Зависит ли судьба страны от поступков и действий конкретного человека?»

  1. Самостоятельная работа по тексту с целью извлечения первичной информации.

- изучите указанные фрагменты текста, проанализируйте речь Андрея Соколова, выпишите из текста пословицы, поговорки, крылатые выражения. Ответьте на вопрос: как характеризует главного героя его речь? (с. 461- последний абзац по с. 463- 1 абзац, учебник «В мире литературы» А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв и др. М.: «Дрофа», 2000г)
- проанализируйте текст и запишите в таблицу, как ведёт себя Андрей Соколов в следующих эпизодах:


Эпизоды

Номера страниц

Поведение Андрея

1) прощание с женой на вокзале

С. 465-466, 5,6,7 абзац




2) во время контузии

С. 469, 5 абзац




3) в плену в церкви

С. 473, 5 абзац;

С. 474, 4 абзац.




4) беседа с Мюллером

С. 477, 5 абзац

С. 478, 2 абзац




5)при встрече с Ванюшей

С. 485, 3-4 абзац.





5. Индивидуальный ответ по опережающему заданию.
6. Работа с текстом по заполнению таблицы.


Персонаж рассказа

Текст

Как ведут себя герои рассказа в бесчеловечных обстоятельствах

Христианин (богомольный)

с. 472, 3 абзац




Крыжнёв

с. 472, 1 абзац.




Взводный

с.472, 3 абзац




Доктор

с.471, 2 абзац





7. Фронтальная работа по вопросам:

  • какая позиция ближе всего Соколову? Как повёл себя герой?

  • если бы А. Соколов поступил бы иначе, что могло бы произойти?

- если бы все вели себя так, как Крыжнёв?
8. Обсуждение проблемного вопроса.

Заключительный вывод по проблемному вопросу:

в образе Андрея Соколова Шолохов повествует о судьбе многих русских солдат. От поступков конкретного человека зависит судьба страны. Судьба человека и судьба Родины взаимосвязаны.
9. Фронтальная работа по обсуждению смысла названия рассказа М.А. Шолохова:
-Почему в названии рассказа автор использует слово «судьба», а не «жизнь»?


  1. Проверка полученных знаний.

Тест:



  1. Жанр произведения:

А) быль;

Б) рассказ;

В) повесть.

2. Шолохов в рассказе повествует:

А) о судьбе Андрея Соколова;

Б) о судьбе одного из многих русских солдат;

В) о судьбе всего человечества в целом.

3. Пафос произведения:

А) трагический;

Б) романтический;

В) героический.

4. Андрей Соколов в своей речи использует выражения «табак моченый, что конь леченый» и «узнала, почем фунт лиха». Это характеризует его как человека, который:

А) плохо образован;

Б) не владеет литературным языком;

В) знает пословицы и поговорки, умело дополняет ими свою речь.

5. Андрей Соколов, попав в плен:

А) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;

Б) старался выполнять свою работу без нареканий;

В) всегда думал о побеге.

6. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:

А) не был голоден;

Б) хотел поделиться с пленными;

В) показал врагам достоинство и гордость солдата.

Критерии: «5» - 6; «4» - 4,5; «3» - 3.

IV. Рефлексия урока:

    • что вам помогало изучать материал, а что мешало?

    • с чем уходите с урока?

V. Домашнее задание: страница 419 вопросы- 4,5,6.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск