МБОУ «Токкинская школа интернат среднего (полного) общего образования»
Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе
Учителя начальных классов:
Павловой Джеммы Валерьевны
с. Токко 2013 г.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема: «Солнце, растения и мы с вами».
Тип урока: урок изучения нового материала. Использование педагогических технологий: личностно-ориентированная, технология проблемного обучения, ИКТ.
Цель: формировать представление о взаимосвязи между растениями, Солнцем и людьми.
Задачи: 1) Ознакомить учащихся со способом питания зеленых растений, показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли. 2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. 3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
Планируемый результат обучения, формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания. Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Личностные УУД: развивать нравственную отзывчивость.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков; тетрадь по окружающему миру; карточки с тестовыми заданиями; детали схемы – опоры «Питание растений», «Дыхание растений», клей; карточки с ответами для проверки д/з; кроссворд; открытки-солнышки для учащихся; комнатные цветы класса; презентация к уроку.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
| Орг. момент Цель – мотивировать
учащихся к учебной
деятельности.
| - Здравствуйте, дети и уважаемые гости!
- Мы начинаем урок окружающего мира. (Слайд №1.)
Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.
Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра!
Но вот пришло мгновение,
серьезным быть пора.
- Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке!
| Эмоциональный настрой.
| Проверка
домашнего задания.
Цель – проверить знания учащихся по темам
«Разнообразие растений», «Органы растений».
| - Дома, ребята, вы читали рассказ о разнообразии растений. Давайте проверим, ваши знания по темам: «Разнообразие растений», «Части растений».
- 1 задание: угадайте группы растений:
* Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп.
*Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков
и плодов с семенами.
* Их можно узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.
* Эти растения наиболее разнообразны. У них есть цветки и плоды. Они имеют все другие части: корни, стебли и листья.
- 2 задание: впишите в кроссворд названия органов растений.
1. Орган, который образуется из цветка. В нём развиваются семена.
2. Орган, который растёт вверх. По нему проходят питательные вещества.
3. Орган, который растёт вниз, находится в почве.
4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит.
5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается.
6. Орган растения, из которого развиваются плоды.
| Учащиеся показывают карточку с верным ответом.
Водоросли.
Мхи.
Папоротники.
Хвойные растения.
Цветковые растения.
Работа в парах. Учащиеся заполняют кроссворд
Плод
Стебель
Корень
Листья
Семена
Цветок
| Актуализация
опорных знаний. Цель – актуализировать
знания о растениях.
| - Ребята, посмотрите на текст и
исправьте ошибки. (Слайды №2-3)
1.У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки.
( У хвойных растений есть листья – хвоинки).
2.У сосны и лиственницы листья всю зиму зелёные.
( У лиственницы листья опадают на зиму).
3.Ранней весной можно увидеть, как цветут
хвойные растения.
( Хвойные растения не цветут).
4. У сосны и ели созревают плоды-шишки, в них находятся семена. ( У хвойных растений плодов нет).
Молодцы, справились с работой!
| Чтение текста.
Нахождение в тексте ошибок.
Чтение исправленного
текста. Оценивание ответа.
| Целеполагание
урока
Цель – довести уч-ся к цели, теме урока
| -А теперь, внимательно послушайте стихотворение.
Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Рано утром солнышко поднимает нас,
В школу мы торопимся, где ждёт нас дружный класс.
А в пути растения шепчут нам привет,
В чем секрет урока? Быстро дай ответ!
- Из слов этого стихотворения разгадайте тему нашего урока. Какие слова относятся к природе?
- Сегодня на уроке мы узнаем одну из тайн растений, которую очень долго не удавалось разгадать людям и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные…То есть рассмотрим взаимосвязь:
Солнце – Растения- Человек. (Слайд №4.)
- Запишите в тетрадях дату и тему нашего урока
(на доске).
| Внимательно слушают
стихотворение.
Называют слова: солнце, растения и мы.
Записывают в тетрадях тему урока.
| «Открытие»
новых знаний детьми.
Цель – организовать
коммуникативное
взаимодействие, в ходе которого выявляется
тайна связи Солнца, растений и человека.
| - Как слова «солнце», «растения», «человек»
распределить на две группы?
- Назовите признаки живой природы. (Слайд №5.)
- А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются. Запишите в тетрадях план того, что мы должны узнать на этом уроке: (на доске)
1. Дыхание растений.
2. Питание растений.
| Солнце – неживая природа;
растения и человек- живая природа.
Признаки живой природы: движение, питание, дыхание, рост, развитие,
размножение
Записывают в тетрадях план.
| Проблемный
вопрос.
Цель – выявить необходимость
растений для людей и животных.
Физкультминутка
| Рассмотрим схему на экране «Дыхание растений»
(Слайд №6.)
- Растения – живые существа, значит, они дышат и питаются.
- Посмотрите на экран и сформулируйте правило.
Дышат растения так:
из воздуха они поглощают (что?)….,
при этом выделяют в воздух (что?)….
- А как растения питаются?
Поможет нам найти ответ на этот вопрос другая схема на экране «Питание растений» (Слайд №7.)
- Своими корнями растения всасывают из почвы (что?)….,
с растворенными в ней (что?)…..
- Но как растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их в природе нет, а в растениях есть? В чем тайна?
- Спасибо за прекрасный рассказ!
- Учёные сделали и другое открытие: в «зелёной» кухне вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.
- Продолжим предложение и сделаем вывод: Если бы не было растений, то в воздухе не было бы (чего?)….,
- Животные и люди не смогли бы тогда (что делать?)….,
- Продолжим урок после небольшой разминки.
(включить музыку)
-«Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
| Дети рассматривают
схему.
частицы кислорода
углекислый газ
воду
минеральными солями.
Читает 1 ученик:
текст из учебника стр. 76, 78.
- Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.
Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы.
Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что без растений не могут жить люди и животные.
Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя питательные вещества. Вместе с этими веществами они получают и необходимую им для жизни энергию.
кислорода
жить.
Выполнение упражнений под музыку.
| Первичное
закрепление.
Цель – зафиксировать
знания по теме «Дыхание
растений» и «Питание растений». Рассмотреть тему урока на примере комнатных цветов класса.
| - Наши полученные знания помогут нам в дальнейшей работе.
- Сравним две схемы:
«Дыхание растений» и «Питание растений». (Слайд №8.)
- Чем они отличаются?
- Спасибо за правильные ответы!
- А теперь, внимательно посмотрите на цветы нашего класса. Какие изменения вы заметили?
- Зимой при слабом солнечном свете комнатные растения, как бы замирают, растут в замедленном темпе. Также есть народный совет о том, что некоторые комнатные растения при дыхании, ночью выделяют вредный для здоровья углекислый газ и поэтому, их не рекомендуют ставить в спальных комнатах.
| - При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
- При питании растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
Уч-ся рассматривают за цветами класса. Выслушивание мнений.
| Самостоятельная
работа.
Взаимопроверка.
Цель - тренировать
способность
к самоконтролю
и самооценке.
| Тестирование по карточкам.
1. Процесс, при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.
2. Процесс, при котором растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.
3. В каких частях растений образуется сахар и крахмал?
4. Что необходимо для работы «чудесной кухни» в
листьях растений.
- Давайте проверим работы взаимопроверкой.
Проверка теста. (Слайд №9.)
- Кто выполнил задания быстро и без ошибок?
| Выбор верных ответов:
а) Дыхание.
б) Питание.
в) Размножение.
а) Дыхание.
б) Питание.
в) Размножение.
а) В корнях.
б) В листьях.
в) В стеблях.
г) В цветках.
а) Углекислый газ.
б) Вода.
в) Кислород.
г) Свет.
| Включение
в систему
знаний и
повторения.
Цель – закрепить знания
по данной теме, формировать
умения договариваться,
находить общее
решение, выступать перед аудиторией.
| Групповая работа.
Задания для каждой группы.
Группа №1. Заполнить схему «Питание растений».
Группа №2. Заполнить схему «Дыхание растений».
- Каждая группа в конце работы, должна выбрать одного представителя, который расскажет о своей схеме, т.е. защитить групповую работу.
| Учащиеся делятся на 2 группы и заполняют схемы.
Коллективный обмен мнениями.
Защита схем.
| Подведение итогов.
Цель – зафиксировать
знания, полученные
на уроке.
| - Продолжите фразу:
« Я теперь знаю, что…»
- Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать? (Слайды №10-12.)
- Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.
Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе.
Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!
| …что такое дыхание и питание растений.
Ответы детей
- Необходимо бережно
относиться ко всем растениям.
- Все в природе взаимосвязано.
| Задание на дом.
Цель – выявить значимость и интерес по данной теме.
| - Придумайте фантастический рассказ о том,
что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения.
| Дети записывают в дневники задание на дом.
| Рефлексия.
Цель – оценить
результаты
собственной
деятельности.
| - Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?
- А кто с удовольствием продолжил бы урок?
- А теперь, по своему усмотрению, по вашему настроению выберите солнышко. Веселое -мне было весело и интересно на уроке. Грустное –мне было немного грустно на уроке. (Слайд №13.)
| Выслушивание
мнений об уроке.
Учащиеся выбирают одно солнышко и объясняют выбор
(веселое, грустное).
|
| -Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке.
Выставление отметок.
- На память я хочу подарить вам открытку с изображением солнышка, которое вам улыбается. Пусть оно согревает и сопутствует вам всегда.
- Урок окончен! Спасибо всем! (Слайд №14.)
| Дети получают открытки-солнышки.
| Дополнительно.
| Показ мультимедийного урока №3 за 2 кл. по окружающему миру.
| Просмотр урока.
| |