В соответствии с





Скачать 83.21 Kb.
НазваниеВ соответствии с
Дата публикации06.08.2013
Размер83.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
теоретическая грамматика

Введение
Дисциплина «Теоретическая грамматика английского языка» входит в состав федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин и является одной из основных дисциплин в системе подготовки Бакалавра Лингвистики по направлению 031100 Лингвистика.

В соответствии с ГОС в обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки должны входить:

Грамматический строй изучаемого языка. Основные разделы грамматики – морфология и синтаксис, их соотношение. Методы описания грамматического строя.

Морфология. Основные единицы морфологического уровня: словоформа, морфема. Особенности морфемики изучаемого языка.

Части речи, их классификация. Грамматические категории частей речи.

Синтаксис. Основные единицы синтаксического уровня: словосочетание, предложение, текст.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены. Синтагматические и парадигматические связи. Моделирование простого предложения. Категории предложения. Коммуникативное членение предложения.

Сложносочиненное и сложноподчиненного предложения. Их классификация.

Текст, его единицы: высказывание, сверхфразовое единство. Семантическая, структурная, коммуникативная целостность текста. Категории текста. Категория дискурса.

В результате изучения курса студенты должны

знать:

  • основные положения теории грамматики английского языка, составляющие основу теоретической и практической профессиональной подготовки специалистов по данному направлению;

  • специфические особенности грамматической организации и функционирования англоязычного дискурса;

  • особенности грамматических средств, используемых в разных типах дискурса для достижения определенных коммуникативных задач;

уметь:

  • применять полученные теоретические знания на практике в процессе межкультурной коммуникации;

  • работать с научной литературой;

  • на основе полученных знаний самостоятельно ставить исследовательские задачи и находить адекватные методы их решения;

быть ознакомленными:

– с новейшими публикациями по актуальным проблемам грамматики английского языка.

Курс теоретической грамматики английского языка тесно связан с курсами практической грамматики, лексикологии, стилистики английского языка, общего языкознания, истории языка, теории перевода и является завершающим теоретическим курсом цикла общепрофессиональных дисциплин.
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Курс «Теоретическая грамматика английского языка» ставит своей целью ознакомить студентов с современными представлениями о грамматическом строе английского языка, его специфических свойствах и закономерностях функционирования, а также с лингвистическими методами его исследования.

Курс предполагает развитие у студентов умения пользоваться понятийным аппаратом и методиками грамматического анализа и описания, умения применять полученные теоретические знания на практике (анализ дискурса, интерпретация текста). Важной задачей курса является формирование у студентов умения работать с научной литературой, аналитически осмысливать и обобщать теоретические положения. Материал курса дает студентам возможность овладеть фундаментальными теоретическими знаниями для успешного написания рефератов, курсовых и дипломных работ по актуальным проблемам теоретической грамматики.
Самостоятельная работа студентов
Таблица – Содержание и объем самостоятельной работы студентов


Номер

раздела

Наименование и содержание тем

Виды самостоятельной работы

Количество

часов на

одного

студента

1

Грамматика как раздел лингвистики. Основные единицы грамматического уровня языковой структуры, основные грамматические понятия.

Анализ грамматической системы и структуры английского языка.

2

2

Основные лингвистические подходы и принципы грамматического описания: формальный и функциональный


Сравнительный анализ формальной, семантической и функциональной грамматики.

2

3

Морфология. Основные понятия морфологии. Части речи и принципы их классификации



Морфология, ее предмет и задачи. Основные понятия морфологии.

Грамматическая категория как значимая оппозиция грамматических форм.

Различие между формообразованием и словообразованием.

Омонимия в системе глагольных форм. Личные и неличные формы глагола.

Место перфекта в системе категорий глагола.

Различные системы косвенных наклонений и принципы их выделения.

Категории числа и лица глагола. Типы согласования в числе подлежащего и сказуемого.

Неличные формы глагола, их двойственная природа. Проблема количества неличных форм в современном английском языке, грамматические категории неличных форм в современном английском языке. Неличные формы глагола как основа предикативных сочетаний.

24

4

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и предложение: проблемы и принципы классификации.


Способы выражения синтаксической связи.

Предложения простые и сложные.

Второстепенные члены предложения, трудности их выделения. Порядок слов в современном английском языке.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Различные подходы к трактовке сложносочиненных предложений.

Сложноподчиненное предложение. Понятие главного и придаточного предложения и ступенчатого подчинения. Принципы классификации придаточных предложений.

Придаточное подлежащее.

Придаточное предикативное. Основные глаголы-связки как средство присоединения придаточного предложения к главному.

Определительное придаточное предложение. Союзное и бессоюзное присоединение.

Дополнительные придаточные предложения. Косвенная речь как вид дополнительного придаточного предложения. Предложные дополнительные придаточные предложения.

Союзное и бессоюзное присоединение дополнительных придаточных предложений к главному.

Основные типы обстоятельственных предложений (времени, причины, условия, уступки, следствия, образа действия, сравнения, цели, места). Союзы, вводящие обстоятельственные придаточные предложения.

24

5

Основные принципы синтаксического моделирования предложения. Формальный, семантический, функциональный (актуальный и прагматический) аспекты предложения.


Основные принципы синтаксического моделирования предложения.

Теоретические модели предложения. Недостатки и преимущества основных теоретических моделей предложения.

Понятие пропозиции. Пропозициональное ядро предложения.

Понятие коммуникативной (функциональной) перспективы предложения.

Коммуникативная компетенция и коммуникативная интенция.

16

6

Текст. Общая характеристика текста как структурной и семантической единицы языковой коммуникации. Грамматические средства связи в тексте.


Общая характеристика текста как структурной и семантической единицы языковой коммуникации.

Смысловая структура и коммуникативная целостность текста.

8

7

Текст и дискурс. Роль грамматических средств в распределении дискурсивной информации.


Семантика, прагматика и референция в дискурсе.

Дискурс как информационный континуум (континуальное единство темы, участников, времени, места, действия).

8


На самостоятельную работу выносятся темы семинарских занятий, повторение и обобщение пройденного материала, курсовые и дипломные работы.
Текущий и итоговый контроль. Перечень материалов для контроля усвоения дисциплины
Текущий контроль знаний студентов проводится на семинарских занятиях. В течение семестра студенты пишут тесты по пройденному материалу. Итоговый контроль предусмотрен в виде зачета и экзамена по окончании 8 семестра. Зачет выставляется по итогам текущей успеваемости и результатам тестирования. Экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса из различных разделов курса. На 4 курсе студенты по выбору пишут курсовую работу, которая на 5 курсе может перейти в дипломную работу.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка.– М., 1975.

  2. Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка.– М., 1966.

  3. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка.– М., 1983.

  4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

  5. Т.А.ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. – М., 1989.

  6. Диалектика текста. Т.1. Под ред. проф. А.И.Варшавской. – СПБ., 1999.

  7. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка.– М., 1981.

  8. Ильиш Б.А. Строй современного английского языка.– М., 1971.

  9. Иофик Л.Л., Чахоян Л.П. Хрестоматия по теоретической грамматике английского языка.– Л., 1967.

  10. Левицкий Ю.А. Грамматика современного английского языка. – Пермь, 1997.

  11. Левицкий Ю.А. Проблема типологии текстов. – Пермь, 1998.

  12. Мороховская Э.Я. Практикум по теоретической грамматике. – Л., 1973.

  13. Москальская О.И. Грамматика текста.– М., 1981.

  14. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка.– М., 1959.


б) дополнительная:

  1. Бархударов Л.С., Шлелинг Д.А. Грамматика английского языка. – М., 1973.

  2. Верховская И.П. Видо-временные формы в английском сложноподчиненном предложении. – М., 1980.

  3. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка. – М., 1981.

  4. Жигадло В.Н. и др. Современный английский язык. – М., 1956.

  5. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. _ М., 1990.

  6. Плоткин В.Я. Строй английского языка. _ м,, 1989.

  7. Слюсарева Н.А. Проблемы функционального синтаксиса современного английского языка.– М., 1981.

  8. Слюсарева Н.А. Проблемы функциональной морфологии современного английского языка.– М., 1986.

  9. Смирницкий А.И. Морфология английского языка.– М., 1959.

  10. Сорокина А.И. Морфология английского языка. – М., 1991.

  11. Суон М. Английский язык в современном употреблении. – М., 1984.

  12. Comrie B. Aspect. – Cambridge University Press, 2001.

  13. Mathews P.H. Morphology. CUP, 1991.

  14. Palmer F.R. Mood and Modality. CUP, 1986.

  15. Quirk R., Greenbaum S., Leech G., Svartvik J. A University Grammar of English. London, 1982.

  16. Schiffrin D. Approaches to discourse. – Blackwell Publishers Inc., Cambridge, 1994.

  17. Veikhman G. A new look at English syntax. – M., 1995.

  18. Verchovskaya I.P., Rastorgueva T.A., Barmina L.A.. The English Verb. – M., 1987.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В соответствии с iconРабочая программа Никитенко Е. В. педагог-психолог Ставрополь,2013...
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», методических рекомендаций для образовательных учреждений Ставропольского...
В соответствии с iconПояснительная записка к курсу обществознание рабочая программа составлено...
Рабочая программа составлено в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса...
В соответствии с iconП. А. Корчагин Составлена в соответствии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с фгос спо, входящей в состав укрупненной...
В соответствии с icon2. Правила пользования кабинетом
Работа учебных кабинетов Гимназии №2 организуется и осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебным кабинетам...
В соответствии с iconКтп разработан в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины...
Проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц
В соответствии с iconРабочая программа по предмету разработана в соответствии с Примерной...
Примерной программой основного общего образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и составлена...
В соответствии с iconИ современность
Данная программа разработана для студентов 1-5 курсов дневного отделения по специальности 022300 в соответствии с Государственным...
В соответствии с iconЛитература 5 класс
Минобрнауки рф, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения. Программа...
В соответствии с iconДидактическая игра «светофор»
Данная программа разработана для студентов 1-5 курсов дневного отделения по специальности 022300 в соответствии с Государственным...
В соответствии с iconПолное наименование учреждения
Данная программа разработана для студентов 1-5 курсов дневного отделения по специальности 022300 в соответствии с Государственным...
В соответствии с iconДидактическая игра «транспорт»
Данная программа разработана для студентов 1-5 курсов дневного отделения по специальности 022300 в соответствии с Государственным...
В соответствии с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии со статьей 32 «Типового положения об общеобразовательном учреждении» общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный...
В соответствии с iconКуцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И
Г. И. Данидлова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с. Программа рекомендована Министерством образования Российской...
В соответствии с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии со статьей 32 «Типового положения об общеобразовательном учреждении» общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный...
В соответствии с iconКонспект нод в младшей группе
Данная программа разработана для студентов 1-5 курсов дневного отделения по специальности 022300 в соответствии с Государственным...
В соответствии с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составлен в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (профессии)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск